Тема Родины в лирике Есенина. «Если крикнет рать святая: Кинь ты Русь, живи в раю!», я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою!». С. Есенин
Есенинское небо над Россией раскинулось, как голубой шатер, в поле василек хрустально-синий ведет с ромашкой звонкий разговор…
Я люблю родину,
Я очень люблю Родину!
С.Есенин
Село Константиново…
Родина поэта — село Константиново Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино.
Родители: Мать - Татьяна Федоровна Отец - Александр Никитич
Родители Сергея были крестьянами, но вскоре им пришлось уехать на заработки в город. А маленький Серёжа воспитывался в семье деда (отца матери).
Из автобиографии
«Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.»
«Стихи я начал слагать рано. Толчки давала к этому бабка.
Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад Стихи начал писать, подражая частушкам.»
Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии её жизни и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной край, Родина – это средняя Россия, село Константиново – это Русь деревенская с её традициями, сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие деревенского говора с красочным миром природы.
С первых же стихов в поэзию Есенина входит тема Родины. Сергей позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве»
Ещё в ранних, юношеских стихах автор предстаёт перед нами как пламенный патриот.
Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали его надёжной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии.
В его душе нет ещё представления об отчизне как социальной, политической, культурной среде. Чувство Родины находит у него выражение пока ещё только в любви к родной природе.
На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстаёт скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-жёлтый костёр осенней рощи, зеркальная гладь озёр. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».
Земная красота забрала в плен юное сердце поэта. Его лучшие ранние стихи пахнут весной, молодостью, полны очаровательного задора и веселья:
«Темна ноченька, не спится,
Выйду к речке на лужок.
Распоясала зарница
В пенных струях поясок.
На бугре берёза-свечка
В лунных перьях серебра.
Выходи, моё сердечко,
Слушать песни гусляра!»
(1911г.)
Любовь к России - не просто чувство, но и жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина — это нечто одухотворенное, живое. «Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.»
Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта; горячее чувство
Протеста и жажду обновления Родины:
«Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам, и тополям.»
Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине
Родина для поэта — это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем: «Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость.»
Природа у Есенина — живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.
Во всем Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве:
«Край ты мой заброшенный.
Край ты мой, пустырь,
Сенокос нескошенный,
Лес да монастырь.»
Но чем печальнее были эти картины,
тем сильнее в стихах поэта звучала
беспредельная привязанность к Родине:
«Холодной скорби не измерить.
Ты на туманном берегу,
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.»
В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности.
Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию: «Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною кажется мне Русь, Иными — кладбища и хаты.»
Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. Есенин пропел свою песнь о России, красивую, цветную, писанную как будто красками радуги, зовущую, и так родную сердцу. По-хорошему он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», и с искренней болью писал «о днях, растраченных напрасно»:
Ведь я мог дать
Не то, что дал.
Судьба родины, народа, особенно многомиллионной массы русского крестьянства в революционную бурную эпоху,— вот что волнует поэта, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие стихов и поэм, написанных им в 1917—1918 годах («Преображение»), «Инония», «Иорданская голубица» Здесь новый мир предстает либо в виде утопических картин мужицкого «рая» на земле, либо в виде романтического «града Инонии», «где живет божество живых» и господствует
«революционная» вера:
«Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас!»
(1918)
Цветопись в стихах Есенина о Родине
Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он так говорил Рождественскому:
«Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!».
«Синий» поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность». Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.
- Так же очень характерным для палитры поэта является пристрастие к «желто-золотому»:
« Луна под крышей, как злат бугор»
«Мне снились реки златых долин»
«Где золотятся рагожи в ряд»
«Лижут сумерки золото солнца»
«Хвойная позолота »
«Зелень золотистая »
Когда надо придать пейзажу звучность,
Есенин употребляет малиновую краску:
«О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку».
Правда пользуется он этой краской редко
и бережливо. Чаще заменяет малиновые
«земли» менее изысканными цветами:
«На лазоревые ткани
Пролил пальцы барянец».
« Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань».
Мне кажется, что любовь к чистым и ярким краскам – свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира.
Но и тогда, Когда во всей планете пройдёт вражда племён, Исчезнет ложь и грусть,- Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть Земли С названьем кратким « Русь »!