Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новолялинского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Творческий проект
Художественная обработка стекла
«Витраж»
(номинация «Стекло»)
Выполнила: Дюпина Доминика
Руководитель: Жвакина А.М.
Лобва
2023
Содержание
Введение……………………………………………………………..…………… 3
Глава 1 История витража……………………………………………...………… 4
Глава 2 Виды витражей………………………………………………...………... 6
Глава 3 Витраж в современном интерьере……………………………………... 9
Глава 4 Создание витражной картины ………………………………….……. 10
Глава 5 Результаты исследований …………………………………..…………12
Заключение…………………………………………….………………………... 13
Приложение ……………………………………………………………...………14
ВВЕДЕНИЕ
«Переплетение цветное,
оконный стрельчатый пейзаж, святые,
ангелы, герои, и называется – витраж.»
(Владимир Френкель)
Актуальность: Художественная обработка стекла является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей, увлеченных художественным и декоративным творчеством.
Кроме того, что витраж является эксклюзивным украшением любого интерьера, его популярность связана с тем, что витраж, по-прежнему, остается ручной работой, произведением творчества, которое невозможно точно скопировать.
Я тоже не смогла пройти мимо волшебства витража. Мне очень нравится рисовать, поэтому, я решила выполнить работу в технике роспись по стеклу.
Гипотеза: действительно ли утверждение, что роспись по стеклу актуальна. Я считаю, что тема очень актуальна в современном обществе, так как в ней можно найти что-то полезное, новое, то что могло бы заинтересовать.
Цель проекта: расширить знания по теме «витраж», получить практические навыки в работе с художественными материалами, изготовить несколько работ в технике росписи по стеклу.
Задачи проекта:
Изучить историю возникновения витража;
Рассмотреть современные направления и виды росписи по стеклу;
Выбрать вид и форму будущего витража;
Подобрать материалы;
Создать эскиз и изготовить витраж.
Глава 1. История витража
Слово «витраж» произошло от латинского «vitrum», », что означает стекло. Первоначально витражами назвали окна из цветного стекла, соединённого между собой свинцовыми пластинами.
В настоящее время, благодаря развитию дизайна, понятие витража значительно расширилось. Под витражом понимают любой декоративный элемент, основанный на игре света. Например, стеклянная дверь, ниша, светильник или панно.
Искусство витража начинается в глубокой древности. Простейшая стеклянная мозаика и украшения из стекла существовали еще до нашей эры в
Древнем Египте и Риме. В раннехрестианских храмах веках оконные проемы
были украшены простейшими витражами из полупрозрачных пластин алебастра и селенита.
Появление привычного для нас витража можно отнести к V-VII векам, когда из-за особой эмоциональной атмосферы витражи стала широко использовать христианская церковь. Самыми древними дошедшими до нас в законченном виде считаются витражи из Аугсбургского собора в Германии (1100 г. ), но есть и более ранние находки фрагментов витражей, датируемые 540 годом нашей эры.
С возникновением готического стиля живопись на стекле получает совершенно иное направление развития. В романском стиле преобладал орнамент, среди которого в виде медальонов изображались библейские сцены.
В готический период на первый план выдвигается изображение фигур святых, епископов и королей.
В готический период живопись на стекле достигает своего величайшего расцвета. Об этом нам свидетельствуют богатые композиции расписных окон, сохранившихся в Страсбургском и Кельнском соборе, в Соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), в церкви св. Лаврентия в Нюренберге, в Соборе Пресвятой Девы Марии в Мюнхене и в Буржском соборе. Витражи становятся настоящими картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников.
XVI в. Витражи начиняют применяться в общественных и светских зданиях. Исторические сцены или эмблемы и гербы украшали окна мэрий, а небольшие вставки из белого стекла помещались в неокрашенные окна жилых домов.
В России витражи никогда особо широко не применялись. Природно– климатические условия, да и совершенно иная архитектура православного храма, в отличии от католического, не способствовали появлению витража
в интерьере церкви.
Во время царствования Екатерины II в Санкт–Петербурге возводятся несколько зданий в готическом стиле с витражными окнами, но до нас дошли
только упоминания об этих постройках.
Промышленное изготовление витражей началось лишь в конце 1890 годов и прервалось революцией 17-го года. Перед первой мировой войной в Петербурге работало не менее 20 витражных мастерских.
Глава 2. Виды витражей
В настоящее время существует множество техник изготовления витражей, рассмотрим некоторые из них (схема 1).
Схема 1- Виды витражей
Классический витраж
Виды витражей
Витраж Тиффани
Фьюзинг
Имитация витража
Пленочный витраж
Заливной витраж (роспись по стеклу)
Классический витраж.
Витраж в классической технике ведет свое начало со средних веков, когда витражами украшали в основном соборы и церкви. Свинцово-паяный витраж состоит из отдельных кусочков стекла, которые вставлены свинцовую оправу, которая запаяна в стыках. Эта техника послужила основой для более новых технологий. Цвет стеклу придает краска из окиси металлов, которая после термообработки в специальной печи вплавляется в стекло и становится с ним одним целым.
У классического витража особое обаяние, своя неповторимая красота и шарм. Однако современный образ жизни вносит свои коррективы и требования. Современные интерьеры диктуют свою моду на украшения: витражные панно для потолочных светильников, стенки-перегородки из стекла, дверные стеклянные фасады. Новые решения требуют новых техник – как горячей, так и холодной обработки стела и стеклянных деталей витража.
Витраж Тиффани.
Витражная технология, предполагающая спайку отдельных частей стекла или скрепление при помощи металлической полосы. В результате такой техники витражи Тиффани имеют яркие цвета, причудливые формы и замысловатые сюжеты.
Витраж в технике Фьюзинг.
Фьюзинг с английского переводится как «сплавление». Процесс можно охарактеризовать как спекание стекла в единую картину. На прозрачном листе стекла формируется рисунок из кусочков цветного стекла, гранул и др. элементов. Стекло со сформированной картиной помещается в печь, где под воздействием высокой температуры спекается в единое целое. В стекло можно запекать различные элементы: металлические, проволоку, порошки органического и минерального происхождения, даже ткань. Это возможно благодаря аморфным свойствам стеклянной массы, которая размягчается при определенной температуре - и элементы соединяются со стеклянным листом-основой.
Технология фьюзинг позволяет создавать декоративные элементы различной сложности, которые украшают и дополняют интерьер. На размер и толщину листа практически нет никаких ограничений – можно заполнять витражами большие пространства. Фьюзинг используется при создании интерьерных перегородок, декоративных панно, вставок для дверей, стеклянных фасадов, вставок для окон и многое другое. Также при помощи фьюзинга можно создавать вазы, абажуры, блюда, часовые циферблаты. Особенно часто они используются дизайнерами при создании интерьеров в стиле постмодернизм и хай-тек.
Пленочный витраж.
Пленочный витраж – это стекло, на которое наносится цветная пленка. Она имитирует цветное стекло, необходимо для создания классических витражных моделей.
Заливной витраж или роспись по стеклу.
Витражная роспись так же относится к имитационному витражу. В данной технологии целая стеклянная поверхность расписывается специальными контурами и красками по стеклу. В своей практической части проектной работы я использую эту технику. Поскольку она, пожалуй, единственная, которая без специальных инструментов и навыков работы со стеклом позволяет получить очень достойный результат.
Глава 3. Витражи в современном интерьере
Значительное преимущество витражей в том, что они совмещаются с разными стилями и при этом могут быть выполнены в очень широкой цветовой гамме. Чаще всего витраж в современном интерьере появляется в помещениях классического стиля, модерна, неоклассики, контемпорари. В зависимости от места расположения витраж обладает следующими особенностями:
Гостиная. Элементы витража могут быть выполнены в любом цвете; они идеально вписываются в стиль арт-деко, барокко, модерн, классический. Популярные техники — Тиффани, заливка, фацет, фьюзинг, пленочная.
Кабинет. В отличие от гостиной, яркие краски здесь не рекомендуются. Для фасада шкафа или перегородки подойдет полупрозрачный витраж в благородных бежево-коричневых и зеленых оттенках.
Спальня. Витражная картина на ширме, светильнике или спинке кровати сделает спальню уютнее. Предпочтение отдается спокойным, нежным оттенкам и природным сюжетам в технике Тиффани или пескоструйной.
Ванная. Сюжеты витражных картин для ванной безграничны — от морского берега до цветущего японского сада. Используются матовые и зеркальные, с разной степенью прозрачности, устойчивые к влаге витражи.
Кухня. Ни одна хозяйка не откажется от атмосферы праздника, создаваемой ярким витражным декором с растительными или геометрическими мотивами. Вариантов использования масса: окна, двери, фасады мебели, кухонный фартук.
Детская. Главная особенность витражного декора — красочность, при этом важно выбирать сюжет вместе с ребенком. Рисунок Тиффани (в комбинации с росписью) размещают на двери, потолке, в окне.
Прихожая. Подвесной витраж с подсветкой — хороший вариант для помещения, в котором нет окон.
Витражный декор не теряет своей актуальности; волшебство разноцветных кусочков стекла преображает как городскую квартиру, так и загородный коттедж. Даже в стилистически выверенном интерьере найдется место для непревзойденной настольной лампы Тиффани, часов с циферблатом в технике фьюзинг или маленького витражного подсвечника.
Глава 4. Создание витражной картины «Лунный Пёс»
Для создания своей работы я выбрала технику росписи по стеклу. Все рассмотренные выше техники очень интересны, но без специального оборудования, навыков и при минимальных финансовых затратах возможно выполнить работу только в данной технике.
В качестве мотива я решила изобразить цветного пса. Он очень красочный, нарядный и, к тому же, животные – очень популярный сюжет для витража. Необходимые для работы материалы и технологическая карта приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 – Материалы
№ | Материалы | Пояснения |
1 | Стекло в рамке | Будущая картина |
2 | Лист бумаги А4, простой карандаш, ластик | Создание эскиза |
3 | Контур по стеклу | Обводка контура |
4 | Краски по стеклу | Заливка картины цветом |
5 | Салфетки, ватные палочки, обезжиривающее средство | Дополнительные материалы |
Таблица 2 – Технологическая карта изготовления картины
№ | Наименование | Последовательность выполнения | Инструменты, материалы |
1 | Создание эскиза | Выполнение эскиза, согласно выбранному мотиву. Стилизация эскиза под витраж: упрощение форм, добавление декоративных линий | Лист формата А4, простой карандаш, ластик |
2 | Подготовка стеклянной поверхности | Перед работой стекло необходимо обезжирить. Тщательно вымыть стеклянную поверхность моющим средством , дать высохнуть. | Моющее или спиртосодержащее средство, стекло, ватные диски |
3 | Нанесение контура | Подложить эскиз под стекло, аккуратно обвести контуром. Необходимо следить, чтобы линия не прерывалась, и все контуры были замкнуты. Дать высохнуть согласно инструкции. | Контур по стеклу и керамике, эскиз, стекло, салфетки |
4 | Раскрашивание | Расположить картину горизонтально. При помощи кисти равномерно нанести краску. В случае образования пузырьков в краске, проткнуть их иглой. Дать высохнуть краске. | Краски по стеклу, кисти, салфетки ватные палочки, игла |
5 | Оформление картины | Стекло покрыть лаком (при желании), вставить в рамку * | Рамка, стекло, лак |
Глава 5. Результаты исследования
Я опросила 10 родителей, 25 учеников и 16 учителей. Результаты опроса представлены ниже в виде диаграмм.
Вопрос, который я им задала:
Вам знакомо искусство росписи стекла?
Для создания своей коллекции, я предложила ребятам овладеть навыком росписи по стеклу, и многие ребята справились с поставленной целью.
Заключение
Изучив историю возникновения и развития витража различные техники и применение витражей в наши дни, я пришла к следующим выводам:
Витраж очень древнее искусство, корни которого уходят в начало нашей эры.
Технологии, по которым изготавливали витражи в средние века, используются и в наши дни.
Современные мастера активно используют последние достижения технического прогресса: новое оборудование, виды стекол.
Появилось много новых техник витража, в том числе и таких, которые
позволяют значительно снизить стоимость витража и даже изготовить его в домашних условиях.
Меня поразило, насколько широко дизайнеры используют витражи в современном интерьере – от традиционных окон и перегородок до мелких предметов декора вроде подсвечников и вазочек. Существуют даже такие экзотические предметы интерьера как витражная кровать и занавески из витражей.
В ходе проектной работы мной была создана картина в технике росписи по стеклу «Пёс». Это моя первая работа в данной технике. И не все получилось идеально. Было тяжело рисовать контуром ровные линии. Для этого нужно больше практики.
В целом, я довольна результатом и считаю, что с поставленной задачей справилась. К тому же, я получила бесценный опыт – научилась создавать красивые вещи своими руками.
После создания витража «Лунный пёс» рис.2, я создала еще два витража-панно «В гостях у сказки» рис.3 и рис.4.
Приложение:
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4.