СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Витраж"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект, подходит для итогового годового проекта

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Витраж"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новолялинского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа №12»








Творческий проект

Художественная обработка стекла

«Витраж»

(номинация «Стекло»)







Выполнила: Дюпина Доминика

Руководитель: Жвакина А.М.















Лобва

2023

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………… 3

Глава 1 История витража……………………………………………...………… 4

Глава 2 Виды витражей………………………………………………...………... 6

Глава 3 Витраж в современном интерьере……………………………………... 9

Глава 4 Создание витражной картины ………………………………….……. 10

Глава 5 Результаты исследований …………………………………..…………12

Заключение…………………………………………….………………………... 13

Приложение ……………………………………………………………...………14

































ВВЕДЕНИЕ


«Переплетение цветное,

оконный стрельчатый пейзаж, святые,

ангелы, герои, и называется – витраж.»

(Владимир Френкель)


Актуальность: Художественная обработка стекла является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей, увлеченных художественным и декоративным творчеством.

Кроме того, что витраж является эксклюзивным украшением любого интерьера, его популярность связана с тем, что витраж, по-прежнему, остается ручной работой, произведением творчества, которое невозможно точно скопировать.

Я тоже не смогла пройти мимо волшебства витража. Мне очень нравится рисовать, поэтому, я решила выполнить работу в технике роспись по стеклу.

Гипотеза: действительно ли утверждение, что роспись по стеклу актуальна. Я считаю, что тема очень актуальна в современном обществе, так как в ней можно найти что-то полезное, новое, то что могло бы заинтересовать.

Цель проекта: расширить знания по теме «витраж», получить практические навыки в работе с художественными материалами, изготовить несколько работ в технике росписи по стеклу.

Задачи проекта:

  • Изучить историю возникновения витража;

  • Рассмотреть современные направления и виды росписи по стеклу;

  • Выбрать вид и форму будущего витража;

  • Подобрать материалы;

  • Создать эскиз и изготовить витраж.

Глава 1. История витража


Слово «витраж» произошло от латинского «vitrum», », что означает стекло. Первоначально витражами назвали окна из цветного стекла, соединённого между собой свинцовыми пластинами.

В настоящее время, благодаря развитию дизайна, понятие витража значительно расширилось. Под витражом понимают любой декоративный элемент, основанный на игре света. Например, стеклянная дверь, ниша, светильник или панно.

Искусство витража начинается в глубокой древности. Простейшая стеклянная мозаика и украшения из стекла существовали еще до нашей эры в

Древнем Египте и Риме. В раннехрестианских храмах веках оконные проемы

были украшены простейшими витражами из полупрозрачных пластин алебастра и селенита.

Появление привычного для нас витража можно отнести к V-VII векам, когда из-за особой эмоциональной атмосферы витражи стала широко использовать христианская церковь. Самыми древними дошедшими до нас в законченном виде считаются витражи из Аугсбургского собора в Германии (1100 г. ), но есть и более ранние находки фрагментов витражей, датируемые 540 годом нашей эры.

С возникновением готического стиля живопись на стекле получает совершенно иное направление развития. В романском стиле преобладал орнамент, среди которого в виде медальонов изображались библейские сцены.

В готический период на первый план выдвигается изображение фигур святых, епископов и королей.

В готический период живопись на стекле достигает своего величайшего расцвета. Об этом нам свидетельствуют богатые композиции расписных окон, сохранившихся в Страсбургском и Кельнском соборе, в Соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), в церкви св. Лаврентия в Нюренберге, в Соборе Пресвятой Девы Марии в Мюнхене и в Буржском соборе. Витражи становятся настоящими картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников.

XVI в. Витражи начиняют применяться в общественных и светских зданиях. Исторические сцены или эмблемы и гербы украшали окна мэрий, а небольшие вставки из белого стекла помещались в неокрашенные окна жилых домов.

В России витражи никогда особо широко не применялись. Природно– климатические условия, да и совершенно иная архитектура православного храма, в отличии от католического, не способствовали появлению витража

в интерьере церкви.

Во время царствования Екатерины II в Санкт–Петербурге возводятся несколько зданий в готическом стиле с витражными окнами, но до нас дошли

только упоминания об этих постройках.

Промышленное изготовление витражей началось лишь в конце 1890 годов и прервалось революцией 17-го года. Перед первой мировой войной в Петербурге работало не менее 20 витражных мастерских.














Глава 2. Виды витражей

В настоящее время существует множество техник изготовления витражей, рассмотрим некоторые из них (схема 1).

Схема 1- Виды витражей

Классический витраж




Виды витражей

Витраж Тиффани

Фьюзинг

Имитация витража

Пленочный витраж

Заливной витраж (роспись по стеклу)



























Классический витраж.

Витраж в классической технике ведет свое начало со средних веков, когда витражами украшали в основном соборы и церкви. Свинцово-паяный витраж состоит из отдельных кусочков стекла, которые вставлены свинцовую оправу, которая запаяна в стыках. Эта техника послужила основой для более новых технологий. Цвет стеклу придает краска из окиси металлов, которая после термообработки в специальной печи вплавляется в стекло и становится с ним одним целым.

У классического витража особое обаяние, своя неповторимая красота и шарм. Однако современный образ жизни вносит свои коррективы и требования. Современные интерьеры диктуют свою моду на украшения: витражные панно для потолочных светильников, стенки-перегородки из стекла, дверные стеклянные фасады. Новые решения требуют новых техник – как горячей, так и холодной обработки стела и стеклянных деталей витража.

Витраж Тиффани.

Витражная технология, предполагающая спайку отдельных частей стекла или скрепление при помощи металлической полосы. В результате такой техники витражи Тиффани имеют яркие цвета, причудливые формы и замысловатые сюжеты.

Витраж в технике Фьюзинг.

Фьюзинг с английского переводится как «сплавление». Процесс можно охарактеризовать как спекание стекла в единую картину. На прозрачном листе стекла формируется рисунок из кусочков цветного стекла, гранул и др. элементов. Стекло со сформированной картиной помещается в печь, где под воздействием высокой температуры спекается в единое целое. В стекло можно запекать различные элементы: металлические, проволоку, порошки органического и минерального происхождения, даже ткань. Это возможно благодаря аморфным свойствам стеклянной массы, которая размягчается при определенной температуре - и элементы соединяются со стеклянным листом-основой.

Технология фьюзинг позволяет создавать декоративные элементы различной сложности, которые украшают и дополняют интерьер. На размер и толщину листа практически нет никаких ограничений – можно заполнять витражами большие пространства. Фьюзинг используется при создании интерьерных перегородок, декоративных панно, вставок для дверей, стеклянных фасадов, вставок для окон и многое другое. Также при помощи фьюзинга можно создавать вазы, абажуры, блюда, часовые циферблаты. Особенно часто они используются дизайнерами при создании интерьеров в стиле постмодернизм и хай-тек.

Пленочный витраж.

Пленочный витраж – это стекло, на которое наносится цветная пленка. Она имитирует цветное стекло, необходимо для создания классических витражных моделей.

Заливной витраж или роспись по стеклу.

Витражная роспись так же относится к имитационному витражу. В данной технологии целая стеклянная поверхность расписывается специальными контурами и красками по стеклу. В своей практической части проектной работы я использую эту технику. Поскольку она, пожалуй, единственная, которая без специальных инструментов и навыков работы со стеклом позволяет получить очень достойный результат.

























Глава 3. Витражи в современном интерьере

Значительное преимущество витражей в том, что они совмещаются с разными стилями и при этом могут быть выполнены в очень широкой цветовой гамме. Чаще всего витраж в современном интерьере появляется в помещениях классического стиля, модерна, неоклассики, контемпорари. В зависимости от места расположения витраж обладает следующими особенностями:

  • Гостиная. Элементы витража могут быть выполнены в любом цвете; они идеально вписываются в стиль арт-деко, барокко, модерн, классический. Популярные техники — Тиффани, заливка, фацет, фьюзинг, пленочная.

  • Кабинет. В отличие от гостиной, яркие краски здесь не рекомендуются. Для фасада шкафа или перегородки подойдет полупрозрачный витраж в благородных бежево-коричневых и зеленых оттенках.

  • Спальня. Витражная картина на ширме, светильнике или спинке кровати сделает спальню уютнее. Предпочтение отдается спокойным, нежным оттенкам и природным сюжетам в технике Тиффани или пескоструйной.

  • Ванная. Сюжеты витражных картин для ванной безграничны — от морского берега до цветущего японского сада. Используются матовые и зеркальные, с разной степенью прозрачности, устойчивые к влаге витражи.

  • Кухня. Ни одна хозяйка не откажется от атмосферы праздника, создаваемой ярким витражным декором с растительными или геометрическими мотивами. Вариантов использования масса: окна, двери, фасады мебели, кухонный фартук.

  • Детская. Главная особенность витражного декора — красочность, при этом важно выбирать сюжет вместе с ребенком. Рисунок Тиффани (в комбинации с росписью) размещают на двери, потолке, в окне.

  • Прихожая. Подвесной витраж с подсветкой — хороший вариант для помещения, в котором нет окон.

Витражный декор не теряет своей актуальности; волшебство разноцветных кусочков стекла преображает как городскую квартиру, так и загородный коттедж. Даже в стилистически выверенном интерьере найдется место для непревзойденной настольной лампы Тиффани, часов с циферблатом в технике фьюзинг или маленького витражного подсвечника. 



Глава 4. Создание витражной картины «Лунный Пёс»

Для создания своей работы я выбрала технику росписи по стеклу. Все рассмотренные выше техники очень интересны, но без специального оборудования, навыков и при минимальных финансовых затратах возможно выполнить работу только в данной технике.

В качестве мотива я решила изобразить цветного пса. Он очень красочный, нарядный и, к тому же, животные – очень популярный сюжет для витража. Необходимые для работы материалы и технологическая карта приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Материалы

Материалы

Пояснения

1

Стекло в рамке

Будущая картина

2

Лист бумаги А4, простой карандаш, ластик

Создание эскиза

3

Контур по стеклу

Обводка контура

4

Краски по стеклу

Заливка картины цветом

5

Салфетки, ватные палочки, обезжиривающее средство

Дополнительные материалы









Таблица 2 – Технологическая карта изготовления картины

Наименование

Последовательность выполнения

Инструменты, материалы

1

Создание эскиза

Выполнение эскиза, согласно

выбранному мотиву. Стилизация

эскиза под витраж: упрощение

форм, добавление декоративных

линий

Лист формата А4,

простой карандаш,

ластик


2

Подготовка стеклянной поверхности

Перед работой стекло необходимо

обезжирить. Тщательно вымыть

стеклянную поверхность моющим

средством , дать высохнуть.

Моющее или

спиртосодержащее

средство, стекло,

ватные диски


3

Нанесение контура

Подложить эскиз под стекло,

аккуратно обвести контуром.

Необходимо следить, чтобы линия

не прерывалась, и все контуры были

замкнуты. Дать высохнуть согласно

инструкции.

Контур по стеклу и

керамике, эскиз,

стекло, салфетки


4

Раскрашивание

Расположить картину

горизонтально. При помощи кисти

равномерно нанести краску. В

случае образования пузырьков в

краске, проткнуть их иглой. Дать

высохнуть краске.

Краски по стеклу,

кисти, салфетки

ватные палочки, игла


5

Оформление картины

Стекло покрыть лаком (при желании), вставить в рамку *

Рамка, стекло, лак

Глава 5. Результаты исследования

Я опросила 10 родителей, 25 учеников и 16 учителей. Результаты опроса представлены ниже в виде диаграмм.

Вопрос, который я им задала:

Вам знакомо искусство росписи стекла?

Для создания своей коллекции, я предложила ребятам овладеть навыком росписи по стеклу, и многие ребята справились с поставленной целью.






















Заключение

Изучив историю возникновения и развития витража различные техники и применение витражей в наши дни, я пришла к следующим выводам:

  • Витраж очень древнее искусство, корни которого уходят в начало нашей эры.

  • Технологии, по которым изготавливали витражи в средние века, используются и в наши дни.

  • Современные мастера активно используют последние достижения технического прогресса: новое оборудование, виды стекол.

  • Появилось много новых техник витража, в том числе и таких, которые

позволяют значительно снизить стоимость витража и даже изготовить его в домашних условиях.

Меня поразило, насколько широко дизайнеры используют витражи в современном интерьере – от традиционных окон и перегородок до мелких предметов декора вроде подсвечников и вазочек. Существуют даже такие экзотические предметы интерьера как витражная кровать и занавески из витражей.

В ходе проектной работы мной была создана картина в технике росписи по стеклу «Пёс». Это моя первая работа в данной технике. И не все получилось идеально. Было тяжело рисовать контуром ровные линии. Для этого нужно больше практики.

В целом, я довольна результатом и считаю, что с поставленной задачей справилась. К тому же, я получила бесценный опыт – научилась создавать красивые вещи своими руками.

После создания витража «Лунный пёс» рис.2, я создала еще два витража-панно «В гостях у сказки» рис.3 и рис.4.







Приложение:

Рис.1



Рис.2

Рис.3

Рис.4.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!