СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Тема любви в творчестве М.Ю. Лермонтова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрыта тема неразделенной любви в творчестве М.Ю. Лермонтова

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Тема любви в творчестве М.Ю. Лермонтова"»

Творческий проект :  «Неразделенная, трагичная любовь в стихотворениях М. Ю. Лермонтова» Выполнила : Воробьева Ульяна, ученица 10 класса МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»

Творческий проект : «Неразделенная, трагичная любовь в стихотворениях М. Ю. Лермонтова»

Выполнила : Воробьева Ульяна, ученица 10 класса МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»

М. Ю. Лермонтов  (1814-1841)

М. Ю. Лермонтов (1814-1841)

Варвара Александровна Лопухина  В. Лопухина – одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова единственная женщина, к которой Лермонтов испытывал по-настоящему глубокие чувства.  Встреча с Варенькой (младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 г.

Варвара Александровна Лопухина

В. Лопухина – одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова единственная женщина, к которой Лермонтов испытывал по-настоящему глубокие чувства.

Встреча с Варенькой (младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 г.

Стихотворения, посвящённые В.А. Лопухиной   Поэма «Демон»  посвящена Лопухиной. Так же с ней связаны женские образы в романах«Княгиня  Лиговская» и«Герой нашего времени» (Вера).    •  «Валерик»   • «Мой друг, напрасное старанье»   • «Молитва»   • «Она не гордой красотою»   • «Оставь напрасные заботы»   • «Расстались мы, но твой портрет»   • «Слова разлуки повторяя»   

Стихотворения, посвящённые В.А. Лопухиной

  Поэма «Демон»  посвящена Лопухиной. Так же с ней связаны женские образы в романах«Княгиня 

Лиговская» и«Герой нашего времени»

(Вера).

  •  «Валерик»  • «Мой друг, напрасное старанье»  • «Молитва»  • «Она не гордой красотою»  • «Оставь напрасные заботы»  • «Расстались мы, но твой портрет»  • «Слова разлуки повторяя»  

Стихотворения, посвящённые Лопухиной стихотворение  «Расстались мы, но твой портрет»  Расстались мы, но твой портрет  Я на груди моей храню;  Как бледный призрак лучших лет,  Он душу радует мою.   И новым преданный страстям  Я разлюбить его не мог:  Так храм оставленный - всё храм  Кумир поверженный - всё бог!

Стихотворения, посвящённые Лопухиной

стихотворение «Расстались мы, но твой портрет»

Расстались мы, но твой портрет Я на груди моей храню; Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И новым преданный страстям Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный - всё храм Кумир поверженный - всё бог!

Читая негодующие гневные строки Лермонтова, невольно думаешь : какова же должна быть любовная лирика такого поэта? Любовные послания Лермонтова тоже содержат обвинения и упреки, гнев и разочарование, кипение страстей, хлесткие меткие фразы .Любовь для поэта – очень личное, глубоко таящееся, однако же герой стихотворения хочет, чтобы его услышал весь мир . Но тот же самый поэт способен на глубокую страсть и благодарность, светлое и доброе чувство к достойной девушке с «сердцем незлобным», о чем свидетельствует лермонтовская «Молитва».  Молитва  В минуту жизни трудную  Теснится ль в сердце грусть,  Одну молитву чудную  Твержу я наизусть.  Есть сила благодатная  В созвучье слов живых,  И дышит непонятная,  Святая прелесть в них.  С души как бремя скатится,  Сомненье далеко —  И верится, и плачется,  И так легко, легко...
  • Читая негодующие гневные строки Лермонтова, невольно думаешь : какова же должна быть любовная лирика такого поэта? Любовные послания Лермонтова тоже содержат обвинения и упреки, гнев и разочарование, кипение страстей, хлесткие меткие фразы .Любовь для поэта – очень личное, глубоко таящееся, однако же герой стихотворения хочет, чтобы его услышал весь мир . Но тот же самый поэт способен на глубокую страсть и благодарность, светлое и доброе чувство к достойной девушке с «сердцем незлобным», о чем свидетельствует лермонтовская «Молитва».

Молитва

В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко...

    М. Ю. Лермонтов своим другом и советчиком мог назвать только одну женщину  В.Лопухину . Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь. И даже день перед дуэлью с Мартыновым провел в воспоминаниях о ней.

 

М. Ю. Лермонтов своим другом и советчиком мог назвать только одну женщину  В.Лопухину . Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь. И даже день перед дуэлью с Мартыновым провел в воспоминаниях о ней.

   Сушкова  Екатерина Александровна     Знакомство состоялось весной 1830 в  Москве у А.М.Верещагиной. Красивая, умная  Сушкова стала предметом юношеского увлечения Лермонтова. С её именем   связан цикл   стихов 1830, посвящённый неразделённой   любви.

  Сушкова  Екатерина Александровна  

Знакомство состоялось весной 1830 в 

Москве у А.М.Верещагиной.

Красивая, умная  Сушкова стала предметом юношеского увлечения Лермонтова.

С её именем   связан цикл   стихов 1830,

посвящённый неразделённой

  любви.

« Сушковский цикл »  (1830-1831) Основные мотивы цикла : неразделённая любовь,   память, разлука, смерть.     Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой:  •   «Благодарю!»   • «Вверху одна горит звезда»   • «Взгляни, как мой спокоен взор»   • «Зови надежду сновиденьем»   • «Нет! — я не требую вниманья»   • «Нищий»   • «Прости, мой друг!»   • «Я не люблю тебя, страстей...»

« Сушковский цикл » (1830-1831)

Основные мотивы цикла : неразделённая любовь, 

память, разлука, смерть.

   

Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой:

•   «Благодарю!»  • «Вверху одна горит звезда»  • «Взгляни, как мой спокоен взор»  • «Зови надежду сновиденьем»  • «Нет! — я не требую вниманья»  • «Нищий»  • «Прости, мой друг!»  • «Я не люблю тебя, страстей...»

Стихотворение «Нищий» из цикла, посвященного Сушковой   У врат обители святой  Стоял просящий подаянья  Бедняк иссохший, чуть живой  От глада, жажды и страданья.   Куска лишь хлеба он просил,  И взор являл живую муку,  И кто-то камень положил  В его протянутую руку.   Так я молил твоей любви  С слезами горькими, с тоскою;  Так чувства лучшие мои  Обмануты навек тобою!

Стихотворение «Нищий» из цикла, посвященного Сушковой

У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!

 Стихотворение является классическим произведением, относящимся к любовной лирике. Оно пронизано ощущением предательства и насмешкой над чувствами лирического героя со стороны девушки, в которую он влюблен.  Отсюда горечь и отчаянье лирического героя стихотворения. Себя он сравнивает с жалким и убогим нищим, которому вместо куска хлеба кладут в руки камень. Поэт подбирает столь удачное сравнение, но оно становится нарицательным символом душевной глухоты и человеческих пороков.  В этом стихотворении чувствуются байроновские мотивы, отзвук его любовной лирики и поиск своего места в мире, а также переживание одиночества и непонимания со стороны окружающих.

Стихотворение является классическим произведением, относящимся к любовной лирике. Оно пронизано ощущением предательства и насмешкой над чувствами лирического героя со стороны девушки, в которую он влюблен. Отсюда горечь и отчаянье лирического героя стихотворения. Себя он сравнивает с жалким и убогим нищим, которому вместо куска хлеба кладут в руки камень. Поэт подбирает столь удачное сравнение, но оно становится нарицательным символом душевной глухоты и человеческих пороков. В этом стихотворении чувствуются байроновские мотивы, отзвук его любовной лирики и поиск своего места в мире, а также переживание одиночества и непонимания со стороны окружающих.

Стихотворение «Благодарю!»  из цикла, посвященного Сушковой Благодарю!.. Вчера мое признанье  И стих мой ты без смеха приняла;  Хоть ты страстей моих не поняла,  Но за твое притворное вниманье  Благодарю!

Стихотворение «Благодарю!» из цикла, посвященного Сушковой

Благодарю!.. Вчера мое признанье И стих мой ты без смеха приняла; Хоть ты страстей моих не поняла, Но за твое притворное вниманье Благодарю!

Стихотворение «Благодарю!»  из цикла, посвященного Сушковой          Описывая свою избранницу, Лермонтов отмечает ее «чудный взор» и подчеркивает, что «острота речей останутся навек в душе». Однако автор больше всего на свете боится быть отвергнутым поэтому даже малейшее внимание к своей особе со стороны Сушковой воспринимает, как дар небес. Вместе с тем, Лермонтов не желает «умножить в цвете жизни печальную толпу твоих рабов», то есть пополнить многочисленную армию поклонников, чьи чувства остаются без ответа. Он готов терпеть насмешки избранницы и ее равнодушие, лишь бы не услышать слова «благодарю», которое при определенном контексте можно рассматривать как отказ от общения.  Это для юного поэта равносильно смерти, поэтому он готов прощать своей возлюбленной равнодушие и пренебрежение, лишь бы не лишиться ее общества. И за эту малость он готов благодарить судьбу, считая, что возможность хоть изредка видеть Екатерину Сушкову является для него щедрой наградой.

Стихотворение «Благодарю!» из цикла, посвященного Сушковой

Описывая свою избранницу, Лермонтов отмечает ее «чудный взор» и подчеркивает, что «острота речей останутся навек в душе». Однако автор больше всего на свете боится быть отвергнутым поэтому даже малейшее внимание к своей особе со стороны Сушковой воспринимает, как дар небес. Вместе с тем, Лермонтов не желает «умножить в цвете жизни печальную толпу твоих рабов», то есть пополнить многочисленную армию поклонников, чьи чувства остаются без ответа. Он готов терпеть насмешки избранницы и ее равнодушие, лишь бы не услышать слова «благодарю», которое при определенном контексте можно рассматривать как отказ от общения. Это для юного поэта равносильно смерти, поэтому он готов прощать своей возлюбленной равнодушие и пренебрежение, лишь бы не лишиться ее общества. И за эту малость он готов благодарить судьбу, считая, что возможность хоть изредка видеть Екатерину Сушкову является для него щедрой наградой.

  Иванова Наталья Федоровна   Иванова Наталья Федоровна - дочь драматурга Ф.Ф.Иванова. Знакомство произошло в Москве   в 1830 г.     Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов  вскоре встретил непонимание и холодность.  Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости.

Иванова Наталья Федоровна

  Иванова Наталья Федоровна - дочь драматурга Ф.Ф.Иванова. Знакомство произошло в Москве 

в 1830 г.

    Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов  вскоре встретил непонимание и холодность.

Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости.

«Ивановский цикл»  Мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»;       Стихотворения, посвящённые Н.Ф. Ивановой:    •  «1831-го июня 11 дня»   • «В альбом Н. Ф. Ивановой»   • «Видение»   • «Время сердцу быть в покое»   • «Всевышний произнес свой приговор»   • «Измученный тоскою и недугом»   • «К чему волшебною улыбкой»   • «Когда одни воспоминанья»   • «Не ты, но судьба виновата была»  • «Сонет»   • «Я не достоин, может быть»

«Ивановский цикл»

Мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»;

     

Стихотворения, посвящённые Н.Ф.

Ивановой:

  •  «1831-го июня 11 дня»  • «В альбом Н. Ф. Ивановой»  • «Видение»  • «Время сердцу быть в покое»  • «Всевышний произнес свой приговор»  • «Измученный тоскою и недугом»  • «К чему волшебною улыбкой»  • «Когда одни воспоминанья»  • «Не ты, но судьба виновата была» • «Сонет»  • «Я не достоин, может быть»

Стихотворение «Я не унижусь пред тобою» посвященное Ивановой  Я не унижусь пред тобою;  Ни твой привет, ни твой укор  Не властны над моей душою.  Знай: мы чужие с этих пор.  Ты позабыла: я свободы  Для заблужденья не отдам;  И так пожертвовал я годы  Твоей улыбке и глазам,  И так я слишком долго видел  В тебе надежду юных дней,  И целый мир возненавидел,  Чтобы тебя любить сильней.  «…»  Не знав коварную измену,  Тебе я душу отдавал;  Такой души ты знала ль цену?  Ты знала: - я тебя не знал!                                                   страница из лермонтовской тетради

Стихотворение «Я не унижусь пред тобою» посвященное Ивановой

Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор. Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам; И так пожертвовал я годы Твоей улыбке и глазам, И так я слишком долго видел В тебе надежду юных дней, И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней.

«…»

Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала ль цену? Ты знала: - я тебя не знал!

                                              страница из лермонтовской тетради

Известно, что поэт и его избранница в течение 1830 года несколько раз встречались на балах, что стало причиной глубокого разочарования Лермонтова. Он убедился, что был для Натальи Ивановой всего лишь мимолетным увлечением, и на званых приемах она предпочитала проводить время в компании более удачливых кавалеров, с которые открыто флиртовала. Однако окончательный разрыв между влюбленным произошел летом 1831 года. Что именно произошло между Лермонтовым и Ивановой, доподлинно установить уже невозможно. Однако после возвращения в Москву 17-летний поэт неожиданно для себя пишет пьесу под названием «Странны человек», прототипом главной героини в которой является его избранница. Согласно сюжету, девушка, давшая клятву верности своему любимому, впоследствии берет свои слова обратно и отдает предпочтение другому. Вполне вероятно, что в реальной жизни произошло то же самое, и Наталья Иванова попросту увлеклась другим молодым человеком.

Известно, что поэт и его избранница в течение 1830 года несколько раз встречались на балах, что стало причиной глубокого разочарования Лермонтова. Он убедился, что был для Натальи Ивановой всего лишь мимолетным увлечением, и на званых приемах она предпочитала проводить время в компании более удачливых кавалеров, с которые открыто флиртовала. Однако окончательный разрыв между влюбленным произошел летом 1831 года. Что именно произошло между Лермонтовым и Ивановой, доподлинно установить уже невозможно. Однако после возвращения в Москву 17-летний поэт неожиданно для себя пишет пьесу под названием «Странны человек», прототипом главной героини в которой является его избранница. Согласно сюжету, девушка, давшая клятву верности своему любимому, впоследствии берет свои слова обратно и отдает предпочтение другому. Вполне вероятно, что в реальной жизни произошло то же самое, и Наталья Иванова попросту увлеклась другим молодым человеком.

Екатерина Быховец  Последней женщиной в жизни Лермонтова стала      Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова  Они встретились, после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. 

Екатерина Быховец

Последней женщиной в жизни Лермонтова стала

     Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова  Они встретились, после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. 

Стихотворение, посвященное Е. Быховец Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.                                              184 1г

Стихотворение, посвященное Е. Быховец

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

                                           

184

Стихотворение, посвященное Е. Быховец                Поэт расставляет смысловые акценты в стихотворении: он останавливает внимание читателя на наиболее важных моментах жизни лирического героя, характеризующих его внутреннее состояние в целом. Любовь в душе героя остыла и оставила ему лишь воспоминания « юных дней ». Несоответствие реального и идеального, желаемого приводит к трагедии двух сердец. Стремление вернуть прошлое, повернуть время вспять, остановить движение и изменение жизни — вот что осталось в душе разочаровавшегося человека. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю...» пронизано острым чувством неудовлетворённости человека жизнью и осознанием бесконечного одиночества. Напряжённость и пронзительность поставленной в произведении проблемы сочетается с глубоким лиризмом и выразительностью поэтического языка.

Стихотворение, посвященное Е. Быховец

  Поэт расставляет смысловые акценты в стихотворении: он останавливает внимание читателя на наиболее важных моментах жизни лирического героя, характеризующих его внутреннее состояние в целом. Любовь в душе героя остыла и оставила ему лишь воспоминания « юных дней ». Несоответствие реального и идеального, желаемого приводит к трагедии двух сердец. Стремление вернуть прошлое, повернуть время вспять, остановить движение и изменение жизни — вот что осталось в душе разочаровавшегося человека. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю...» пронизано острым чувством неудовлетворённости человека жизнью и осознанием бесконечного одиночества. Напряжённость и пронзительность поставленной в произведении проблемы сочетается с глубоким лиризмом и выразительностью поэтического языка.

Тема любви в творчестве М.Ю. Лермонтова

Тема любви в творчестве Лермонтова занимает особое место. Безусловно, основой для любовных переживаний служили личные жизненные драмы автора. Почти все его стихотворения имеют конкретных адресатов - это те женщины, которых любил Лермонтов. Тема любви имеет у поэта разные воплощения. Это чувства к природе, родине, детям, но прежде всего – к женщине. Бескорыстная и безответная, всепоглощающая и мучительная – такая разная, но прекрасная любовь!  В стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении “Валерик” (“Я к вам пишу случайно; право...”) любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. “Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню...” — пишет поэт.      Традиционным в творчестве Лермонтова стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание. Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему “жизнь ненавистна, но и смерть страшна”.      Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира, о его жестокости по отношению к отдельной человеческой личности. Страдания человека — в противоречивости чувств: “Никто не получал, чего хотел. А что любил?”

 Как мы можем заметить, поэт так и не ощутил, что такое семья, не в детстве, не в дальнейшей жизни. Возможно выбирал «не тех» , а возможно у него не было шаблона настоящей семьи. Он так и не смог обрести истинное человеческое счастье, в этом виноват ли в этом сам поэт, или же его избранницы, которые так жестоко обходились с ним, виноват ли в этом его отец и бабушка, характер ли поэта, этого нам ни когда не узнать…

Как мы можем заметить, поэт так и не ощутил, что такое семья, не в детстве, не в дальнейшей жизни. Возможно выбирал «не тех» , а возможно у него не было шаблона настоящей семьи. Он так и не смог обрести истинное человеческое счастье, в этом виноват ли в этом сам поэт, или же его избранницы, которые так жестоко обходились с ним, виноват ли в этом его отец и бабушка, характер ли поэта, этого нам ни когда не узнать…

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!