Творческий проект : «Неразделенная, трагичная любовь в стихотворениях М. Ю. Лермонтова»
Выполнила : Воробьева Ульяна, ученица 10 класса МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»
М. Ю. Лермонтов (1814-1841)
Варвара Александровна Лопухина
В. Лопухина – одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова единственная женщина, к которой Лермонтов испытывал по-настоящему глубокие чувства.
Встреча с Варенькой (младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 г.
Стихотворения, посвящённые В.А. Лопухиной
Поэма «Демон» посвящена Лопухиной. Так же с ней связаны женские образы в романах«Княгиня
Лиговская» и«Герой нашего времени»
(Вера).
• «Валерик» • «Мой друг, напрасное старанье» • «Молитва» • «Она не гордой красотою» • «Оставь напрасные заботы» • «Расстались мы, но твой портрет» • «Слова разлуки повторяя»
Стихотворения, посвящённые Лопухиной
стихотворение «Расстались мы, но твой портрет»
Расстались мы, но твой портрет Я на груди моей храню; Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И новым преданный страстям Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный - всё храм Кумир поверженный - всё бог!
- Читая негодующие гневные строки Лермонтова, невольно думаешь : какова же должна быть любовная лирика такого поэта? Любовные послания Лермонтова тоже содержат обвинения и упреки, гнев и разочарование, кипение страстей, хлесткие меткие фразы .Любовь для поэта – очень личное, глубоко таящееся, однако же герой стихотворения хочет, чтобы его услышал весь мир . Но тот же самый поэт способен на глубокую страсть и благодарность, светлое и доброе чувство к достойной девушке с «сердцем незлобным», о чем свидетельствует лермонтовская «Молитва».
Молитва
В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко...
М. Ю. Лермонтов своим другом и советчиком мог назвать только одну женщину В.Лопухину . Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь. И даже день перед дуэлью с Мартыновым провел в воспоминаниях о ней.
Сушкова Екатерина Александровна
Знакомство состоялось весной 1830 в
Москве у А.М.Верещагиной.
Красивая, умная Сушкова стала предметом юношеского увлечения Лермонтова.
С её именем связан цикл стихов 1830,
посвящённый неразделённой
любви.
« Сушковский цикл » (1830-1831)
Основные мотивы цикла : неразделённая любовь,
память, разлука, смерть.
Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой:
• «Благодарю!» • «Вверху одна горит звезда» • «Взгляни, как мой спокоен взор» • «Зови надежду сновиденьем» • «Нет! — я не требую вниманья» • «Нищий» • «Прости, мой друг!» • «Я не люблю тебя, страстей...»
Стихотворение «Нищий» из цикла, посвященного Сушковой
У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!
Стихотворение является классическим произведением, относящимся к любовной лирике. Оно пронизано ощущением предательства и насмешкой над чувствами лирического героя со стороны девушки, в которую он влюблен. Отсюда горечь и отчаянье лирического героя стихотворения. Себя он сравнивает с жалким и убогим нищим, которому вместо куска хлеба кладут в руки камень. Поэт подбирает столь удачное сравнение, но оно становится нарицательным символом душевной глухоты и человеческих пороков. В этом стихотворении чувствуются байроновские мотивы, отзвук его любовной лирики и поиск своего места в мире, а также переживание одиночества и непонимания со стороны окружающих.
Стихотворение «Благодарю!» из цикла, посвященного Сушковой
Благодарю!.. Вчера мое признанье И стих мой ты без смеха приняла; Хоть ты страстей моих не поняла, Но за твое притворное вниманье Благодарю!
Стихотворение «Благодарю!» из цикла, посвященного Сушковой
Описывая свою избранницу, Лермонтов отмечает ее «чудный взор» и подчеркивает, что «острота речей останутся навек в душе». Однако автор больше всего на свете боится быть отвергнутым поэтому даже малейшее внимание к своей особе со стороны Сушковой воспринимает, как дар небес. Вместе с тем, Лермонтов не желает «умножить в цвете жизни печальную толпу твоих рабов», то есть пополнить многочисленную армию поклонников, чьи чувства остаются без ответа. Он готов терпеть насмешки избранницы и ее равнодушие, лишь бы не услышать слова «благодарю», которое при определенном контексте можно рассматривать как отказ от общения. Это для юного поэта равносильно смерти, поэтому он готов прощать своей возлюбленной равнодушие и пренебрежение, лишь бы не лишиться ее общества. И за эту малость он готов благодарить судьбу, считая, что возможность хоть изредка видеть Екатерину Сушкову является для него щедрой наградой.
Иванова Наталья Федоровна
Иванова Наталья Федоровна - дочь драматурга Ф.Ф.Иванова. Знакомство произошло в Москве
в 1830 г.
Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность.
Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости.
«Ивановский цикл»
Мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»;
Стихотворения, посвящённые Н.Ф.
Ивановой:
• «1831-го июня 11 дня» • «В альбом Н. Ф. Ивановой» • «Видение» • «Время сердцу быть в покое» • «Всевышний произнес свой приговор» • «Измученный тоскою и недугом» • «К чему волшебною улыбкой» • «Когда одни воспоминанья» • «Не ты, но судьба виновата была» • «Сонет» • «Я не достоин, может быть»
Стихотворение «Я не унижусь пред тобою» посвященное Ивановой
Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор. Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам; И так пожертвовал я годы Твоей улыбке и глазам, И так я слишком долго видел В тебе надежду юных дней, И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней.
«…»
Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала ль цену? Ты знала: - я тебя не знал!
страница из лермонтовской тетради
Известно, что поэт и его избранница в течение 1830 года несколько раз встречались на балах, что стало причиной глубокого разочарования Лермонтова. Он убедился, что был для Натальи Ивановой всего лишь мимолетным увлечением, и на званых приемах она предпочитала проводить время в компании более удачливых кавалеров, с которые открыто флиртовала. Однако окончательный разрыв между влюбленным произошел летом 1831 года. Что именно произошло между Лермонтовым и Ивановой, доподлинно установить уже невозможно. Однако после возвращения в Москву 17-летний поэт неожиданно для себя пишет пьесу под названием «Странны человек», прототипом главной героини в которой является его избранница. Согласно сюжету, девушка, давшая клятву верности своему любимому, впоследствии берет свои слова обратно и отдает предпочтение другому. Вполне вероятно, что в реальной жизни произошло то же самое, и Наталья Иванова попросту увлеклась другим молодым человеком.
Екатерина Быховец
Последней женщиной в жизни Лермонтова стала
Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова Они встретились, после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни.
Стихотворение, посвященное Е. Быховец
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
184 1г
Стихотворение, посвященное Е. Быховец
Поэт расставляет смысловые акценты в стихотворении: он останавливает внимание читателя на наиболее важных моментах жизни лирического героя, характеризующих его внутреннее состояние в целом. Любовь в душе героя остыла и оставила ему лишь воспоминания « юных дней ». Несоответствие реального и идеального, желаемого приводит к трагедии двух сердец. Стремление вернуть прошлое, повернуть время вспять, остановить движение и изменение жизни — вот что осталось в душе разочаровавшегося человека. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю...» пронизано острым чувством неудовлетворённости человека жизнью и осознанием бесконечного одиночества. Напряжённость и пронзительность поставленной в произведении проблемы сочетается с глубоким лиризмом и выразительностью поэтического языка.
Тема любви в творчестве М.Ю. Лермонтова
Тема любви в творчестве Лермонтова занимает особое место. Безусловно, основой для любовных переживаний служили личные жизненные драмы автора. Почти все его стихотворения имеют конкретных адресатов - это те женщины, которых любил Лермонтов. Тема любви имеет у поэта разные воплощения. Это чувства к природе, родине, детям, но прежде всего – к женщине. Бескорыстная и безответная, всепоглощающая и мучительная – такая разная, но прекрасная любовь! В стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении “Валерик” (“Я к вам пишу случайно; право...”) любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. “Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню...” — пишет поэт. Традиционным в творчестве Лермонтова стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание. Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему “жизнь ненавистна, но и смерть страшна”. Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира, о его жестокости по отношению к отдельной человеческой личности. Страдания человека — в противоречивости чувств: “Никто не получал, чего хотел. А что любил?”
Как мы можем заметить, поэт так и не ощутил, что такое семья, не в детстве, не в дальнейшей жизни. Возможно выбирал «не тех» , а возможно у него не было шаблона настоящей семьи. Он так и не смог обрести истинное человеческое счастье, в этом виноват ли в этом сам поэт, или же его избранницы, которые так жестоко обходились с ним, виноват ли в этом его отец и бабушка, характер ли поэта, этого нам ни когда не узнать…
Спасибо за внимание!