Иллюстрации к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Собранье пёстрых глав»
«…собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.»
Так 200 лет тому назад , в 1823 году , писал Александр Сергеевич Пушкин во вступлении к роману в стихах «Евгений Онегин». Несколько десятилетий наши школьники изучают это бессмертное произведение на уроках литературы , но с каждым годом им это делать всё трудней и трудней. Причин довольно много , но одна из главных - преобладание клипового мышления у современных школьников.
Клиповое мышление — это тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами. По мнению педагогов и психологов , иллюстративный материал помогает понять смысл текста, используя те образы, которые уже знакомы читателю. Так они поддерживают повествование и не дают запутаться в бесчисленных строках и игре собственного воображения.
В прошлом учебном году мы продолжили знакомство с творчеством А.С. Пушкина и приступили к изучению его романа в стихах «Евгений Онегин». В нашем учебнике текста романа не было, было лишь 3 иллюстрации художников Д.Н. Кардовского, М.В. Добужинского и Кузьмина Н.В.
Когда мы взяли полный текст, то там вообще не было иллюстраций. Детей заинтересовало, а кто же ещё, кроме Д.Н. Кардовского, М.В. Добужинского и Кузьмина Н.В. иллюстрировал пушкинский роман? Как оказалось , для романа «Евгений Онегин» существует весьма значительное количество картин, написанных прежде всего в качестве иллюстраций в книгам. Это картины Ильи Репина , иллюстрации к роману 1950-1955 годов Лидии Тимошенко , иллюстрации к изданию 1908 года Екатерины Самокиш-Судковской , рисунки Дмитрия Белюкина и , конечно , рисунки самого Александра Сергеевича .
Работы всех художников произвели на учащихся огромное впечатление . Я предложила девятиклассникам проект - иллюстрации к бессмертному роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» . Проектом заинтересовалась ученица 9 класса Иптышева Софья. Уже в начале своей работы она задумала нарисовать иллюстрации в большом формате для того, чтобы их можно использовать не только на уроках литературы при изучении романа , но и как оформление кабинета.
В результате иллюстрации к «Евгению Онегину» были использованы на уроках литературы. Так , например , на первом уроке по роману нужно было расположить иллюстрации в хронологическом порядке , затем подобрать соответствующие рисункам строки из произведения. Без знания текста это задание , естественно , выполнить невозможно. Значит , появляется мотивация к прочтению романа. Кроме того , иллюстрации в качестве нового оформления кабинета литературы значительно поменяли его в лучшую сторону.
Проект привлёк внимание учащихся более младших классов - несколько будущих девятиклассников уже планируют работу над подобными проектами по литературе . Без детального изучения произведений такие проекты невозможны , значит будет расти мотивация к чтению художественной литературы.
Таким образом , мы пришли к выводу , что наш проект устойчивый и имеет продолжение.
Индивидуальный творческий проект обучающейся 9 класса МБОУ «Боградская СОШ» Иптышевой Софьи Александровны «Собранье пёстрых глав»
Проблема: любое произведение художественной литературы воспринимается лучше , если оно проиллюстрировано . Учащимся легче будет представлять всё то , о чём они читают (тем более , что роман Пушкина довольно объёмный для современного школьника). Кроме этого , новое оформление кабинета позволит ещё глубже погружаться в мир литературы.
Объект: роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Предмет: иллюстрации к художественному произведению как дидактический материал к урокам литературы и как дополнительное оформление для кабинета.
Цель: создание иллюстраций к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Задачи:
1.Создать группу, которая поможет в определении дизайна и техники выполнения иллюстраций .
2.Разработать план мероприятий по созданию иллюстраций .
3.Определить сюжет каждой иллюстрации .
4.Приобрести необходимые материалы для реализации проекта.
5.Выполнить иллюстрации .
6. Разместить работы в кабинете литературы .
7. Презентовать проект учащимся 7-9 классов , на НПК .
Продукт (отчуждаемый) : иллюстрации к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Для того, чтобы начать работать над проектом, мы составили план мероприятий
В первую очередь, нам нужно было создать группу по определению дизайна и техники выполнения иллюстраций , в которую вошли 3 человека – это руководитель , я и моя мама. С группой мы разработали дальнейший план работы:
- разработали план мероприятий по созданию иллюстраций;
- определили сюжет каждой иллюстрации, техники рисунка
-выбрали рамки , в которые будут вставлены рисунки.
- для успешного результата нами были приобретены необходимые материалы для проекта: рамки , бумагу (ватман) , набор кистей для рисования , краски акварельные , черную гелевую ручку, а также простые карандаши и ластик.
Перед тем , как создать иллюстрации , нами был разработан бюджет, составлена смета.
Как мы делали свой проект?
Я на протяжении нескольких месяцев рисовала иллюстрации.
Затем мы вставили все рисунки в рамы.
И вот наши иллюстрации и новое оформление для кабинета готовы!
«СОБРАНЬЕ ПЁСТРЫХ ГЛАВ»
20 октября мы разместили рисунки в кабинете (как раз к началу изучения творчества Пушкина в 9 классе).
Теперь нам предстояло свой проект презентовать.
В 9 классе иллюстрации были использованы в ходе изучения романа «Евгений Онегин». Одноклассникам понравились мои работы , потому что проиллюстрированный текст воспринимается лучше.
В 7 классе я выступила во время занятия курса внеурочной деятельности «Читаем , думаем , спорим». Мы рассказали о том, как работали над проектом, кто помогал в работе, кто финансировал проект. Для какой цели он был сделан.
Всем проект очень понравился, и многие захотели так же , как и я , попробовать создать нечто подобное, потому что во время такой работы не только развиваешь творческие способности , но и приобретаешь массу полезных умений и навыков : умение контактировать с людьми , навык в определении сюжетов иллюстраций (соответствие тексту художественного произведения), навык поиска нужных составляющих для проекта и многое другое. Кроме этого, приятно ощущать значимость , практическую пользу своей работы !
Библиография
1. «Евгений Онегин»: …даль свободного романа…: Альбом по материалам выставки в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Декабрь 1998 - март 1999. - М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2004. - 200 с.
2. Колокольцев Е.Н.А.С. Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1999. - 104 с.
3. Константинов Ф. «У нас все ведь от Пушкина» // Искусство. - 1987. - №2. - С. 8.
4. Кузьмин Н.В. «Во сне я видел Пушкина…». - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 208 с.
5. Павлова Е. Пушкин художника Н. Кузьмина // Детская литература. - 1983. - №11. - С. 51.
6. Пистунова А.М. Прикасаясь к книге. - М.: Сов. Россия, 1973. - 248 с.
7. Плахова Е. Незаходящее солнце // Слово. - 1990. - №6. - С. 30.
8. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации. - М.: Сов. художник, 1973. - 336 с.
9. Пушкин А.С. Роман «Евгений Онегин».- Собрание Сочинений в десяти томах. Том четвертый , Москва, Государственное издательство художественной литературы. 1959
10. Сайт о романе Евгений Онегин evgenij-onegin.ru›illyustratsii/