СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект по технологии. "Искусство росписи по ткани".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект по технологии. "Искусство росписи по ткани".

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по технологии. "Искусство росписи по ткани".»


Министерство образования и науки РТ

Институт развития образования РТ

Кафедра теории и методики профессионального и технологического образования




Творческий проект

на тему:

«Искусство росписи по ткани в технике холодный батик»


Выполнила :

Закирова Ляйсан

ученица 10 А класса

Лицея№159 Советского района

Г.Казани

Педагог: Гатиятуллина Н.Н.










г. Казань


Содержание


  1. Введение…………………………………………….………………...3 стр.

  2. Выявление основных параметров и ограничений ……………........6 стр.

  3. Варианты изделий………………………………..…………………..7 стр.

  4. Историческая справка……………………………………………….8 стр.

  5. Выбор материалов и инструментов..……………………………….10стр.

  6. Выбор техники росписи ткани………………………………………12 стр.

  7. Правила техники безопасности…..………………………………...15 стр.

  8. Технология изготовления изделия…………………………………..17 стр.

  9. Расчет себестоимости изделия……………………………………...23 стр.

  10. Контроль качества…………………….……………………………25 стр.

  11. Нормы оценки практической работы……………………………..26 стр.

  12. Заключение……………………………………………………….….28 стр.

  13. Список литературы…………………………………………………...29 стр.



























Введение


Батик- это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Он вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Батик является совершенно уникальным и неповторимым явлением в художественном искусстве. В наши дни интерес к этому виду творчества растёт. Причиной тому является как общее направление в культуре (эпоха постмодернизма привлекает именно обращением к прекрасному), так и доступность для широких масс инструментов, материалов и оборудования, необходимых для изготовления батика. В последние годы все более популярным становятся изделия, сделанные своими руками, в том числе и вещи, расписанные и окрашенные вручную. Кроме того следует отметить, что изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества.

Меня привлекло в технике батика сочетание практической стороны данного искусства (например, украшение одежды и дома) и её отвлечённая художественная значимость. В содержание раздела по ручной росписи ткани входит изготовление платочков, шарфиков, салфеток, панно в различных техниках. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей, развивает моторику рук, словесно-логическое мышление, внимание и память. Работа в техниках росписи ткани способствует воспитанию выдержки, настойчивости, аккуратности, умения доводить начатое до конца. Опыт работы учителей свидетельствует: роспись ткани оригинальными технологиями позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, а эмоции, как известно, это процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует,

3

волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Ученики получают огромное удовольствие, положительные эмоции от работы с нетрадиционными материалами на уроках, поэтому эта работа становится актуальна в наше время.

Цель: получение знаний, формирование навыков и умений учащимися о технологии росписи тканей.

Объект: технология ручной росписи по ткани.

Предмет: обучение батику учеников средней школы.


Успешное достижение цели предполагает решение следующих познавательных и воспитательных задач:

  • Познакомиться с современными направлениями ДПИ как достижениями художественной культуры;

  • Прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и нашей Республики;

  • Расширить кругозор о художественных народных промыслах;

  • Ознакомиться с историей возникновения батика;

  • Обучиться различным способам росписи тканей: холодному, горячему, узелковому батику, «солевому эффекту», акварельной технике, свободной росписи тканей, технике набойки;

  • Научиться применять батик для декорирования различных видов изделий;

  • Ознакомиться с техникой безопасности и организацией рабочего места при занятиях батиком;

  • Развивать познавательное и творческое мышление учащихся с точки зрения изобразительного, декоративно-прикладного искусства;

4

  • Развивать внимание, память, тактильно-двигательное восприятие, словесно-логическое и абстрактное мышление при составлении рисунков, орнаментов, создании правильных цветовых сочетаний в росписи;

  • Совершенствовать навыки рисования в процессе выполнения практических работ для развития творческих способностей школьников.






















5

Выявление основных параметров и ограничений


Изделие должно соответствовать следующим требованиям:


  1. Изделие должно быть выполнено аккуратно;


  1. Изделие должно быть выполнено точно по схеме;


  1. Изделие должно быть прочным;


  1. Изделие должно быть красивым и эстетичным;


  1. Изделие должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям;


  1. Изделие должно быть сделано в правильной последовательности.















6

Варианты изделия







Историческая справка

Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.

Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают о. Ява в Индонезии. В дословном переводе с яванского "батик" — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно там искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.

Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

В Европе батик начали применять при декорировании тканей во второй

половине 19 века. Голландцы наладили небольшое производство, а немцы поставили его на поток. В России батик появился в 20-е годы. Русские художники не опирались на какую-либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30-е годы были изданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик.

Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, «горячим» методом резервирования воском, распространен «холодный» метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина. Применение акриловых красителей сделало батик гораздо более доступным и вызвало растущий интерес к этой технике, по своим изобразительным возможностям приближающейся к акварели. Древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства. Все больше людей выбирают батик в качестве хобби или профессии.





Выбор материалов и инструментов

Выбор красок для росписи ткани на самом деле очень велик. краски бывают акриловые и водорастворимые. Также краски делятся на закрепляемые с помощью утюга и те, которые нужно запаривать.

Сейчас в любом специализированном магазине Вы найдете большой выбор красок для батика. Выбирайте краску, соответствующую типу ткани. Краски для батика всегда жидкие. Они отлично растекаются по ткани, смешиваясь между собой.

Также есть и текстильные краски — более плотные, они обладают большей укрывистостью. Их используют для изготовления батика на плотных темных тканях, а так же также для росписи в трафаретной или набивной техниках.

Главное отличие красок - это способ их закрепления на ткани. Анилиновые краски необходимо закреплять паром, акриловые можно прогладить утюгом. Среди красок для батика существует большой выбор цветов, смешивая которые можно получить богатую палитру оттенков. Работая с оттенками даже одного цвета, можно получить замечательные переливы, игру красок на ткани. Любую краску можно развести водой до получения необходимого тона.

Резерв. Для работы в технике «холодный батик» необходим резерв. Он представляет собой раствор резинового клея в очищенном бензине. Раньше мастера вынуждены были готовить его самостоятельно, но сейчас такой необходимости нет, т.к. очень хороший резерв можно купить в художественном салоне. Этот резерв подходит для работы с любыми типами красок. В последнее время стали выпускаться и цветные резервы – черный, красный, синий. Но основной резерв – это бесцветный. Хранить резерв нужно в плотно закрытой баночке.

Стеклянная трубочка. Применяется для качественного несения

резервирующего состава на ткань. При покупке такой трубочки обратите внимание на диаметр ее отверстия. Чем оно меньше – тем тоньше будет линия, разделяющая один цветовой пласт от другого.

Инструмент, без которого невозможно обойтись при росписи тканей, - это кисть. Кисти лучше иметь мягкие - белка, колонок, ушной волос. Минимальный набор - три штуки: тонкая (№ 3) для росписи мелких деталей, средняя (№№ 10-12) и толстая (№ 20) для росписи фона.

Лучшим материалом для росписи, безусловно, является натуральный шелк. При выборе ткани важно учесть назначение изделия. Тонкий шелк : шифон, крен-жоржет, газ-шифон — идеально подходит для росписи шарфов, палантинов, блузонов. Из этих тканей получится замечательный тюль для декорирования окна. Непрозрачный мягкий шелк : атлас, крепдешин — подойдет для одежды и платков. Из плотных тканей: туаль, креп-сатин — делают постельное белье, шторы и абажуры для декоративных светильников.

Иногда используют и синтетические ткани: шифоны и атласы.

Ткани для батика можно использовать разные. Натуральные, конечно, лучше. Но для начинающих лучше использовать искусственный материал

Размер рамы зависит от того, какие изделия вы собираетесь расписывать. Например, для росписи открыток можно использовать обратную сторону рамки для фотографий, предварительно защитив ее от загрязнения полосками широкого скотча. Если вы собираетесь заняться батиком серьезно или хотя бы расписать несколько крупных изделий, стоит изготовить большую раму квадратной формы (для платков) или прямоугольной (для шарфов). Можно объединить их в одну, ширина которой будет равняться стороне платка (как правило, это ширина ткани -90 см), а длина - длине шарфа (полтора-два метра).




Выбор техники росписи ткани


Образец


Краткое описание техники

 



Холодный батик - контурная роспись шелка. Заключается в том, что на ткань по контуру рисунка наноситься резервирующий состав. Когда ткань расписывается, краска, растекаясь, не выходит за контур рисунка, ограниченного резервом. Контур придает графический характер.

 


Горячий батик -
 то же, что холодный, только резервом является расплавленный воск.

 

 


 



Роспись с рельефным контуром - полотно расписывается свободной росписью, в заключении наносится плюстер (становится рельефным при нагревании) кистью, пластиковым шприц - флаконом, или из тюбика. Нет прозрачности, хотя интересно.

 


 



Узелковый батик "бандана"- проста и доступна каждому, позволяет создать необычные узоры. Перед окрашиванием определенные места на ткани перевязывают нитками. Ткань окунают в краситель. На перевязанных участках остается цвет основы. Распущенные узелки превращаются в узоры. Но нельзя сделать задуманного рисунка.


 



Техника печати (набивка) - изготавливается печатная доска с выбранным рисунком. На выпуклую часть рисунка наносится краситель, который затем отпечатывается на ткани. Техника используется в том случае, если рисунок имеет определенный раппорт.

 

 



Монотипия - для этой техники нужно: большой кусок стекла или пластика, ткань, краски, палитру, кисти, салфетки. Произвольно наносятся краски на стекло, подрамник с тканью накладывается, затем аккуратно поднимается. Получается рисунок. Нет четкого контура.



 


 



Свободная роспись - краска наносится без резерва, растекаясь в разных направлениях. Получаются неповторимые рисунки. Можно применять грунт. Нет четкого рисунка.

 

 

 

 



Роспись по грунту - ткань натягивается на подрамник, грунтуется (для каждой ткани свой грунт). В зависимости от количества влаги мазки будут или расплывчатыми или четкими. Нет прозрачности.

 

 












Правила техники безопасности.


  1. При натягивании ткани на подрамник следует соблюдать технику безопасности при работе с молотком и колюще-режущими инструментами.


  1. При использовании для натяжения подрамника электрического пистолета не беритесь за инструмент влажными руками, не оставляйте инструмент включённым, не держите ткань руками рядом с выходом скрепок из пистолета, не работайте неисправным инструментом.


  1. Резерв для батика, бензин для промывания трубочек – горючие материалы. Открытый огонь исключить.



  1. Не готовьте резерв самостоятельно. При нагревании смесь становится взрывоопасно при попадании воды.


  1. Некоторые виды резерва испаряют вредные пары. Заниматься батиком следует в хорошо проветриваемом помещении.


  1. На рабочем месте должны находится только нужные для красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть этикетки с разборчивым названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.







Правила технике безопасности с колющими и режущими

инструментами

1.     Иглы и булавки держать в игольнице, не вкладывать в одежду, стол и другие предметы;

2.     Не шить ржавой иглой;

3.     Сломанную иглу не бросать;

4.    Ножницы класть справа (лезвия у них должны быть сомкнуты) кольцами к себе; не класть на край стола;



Правила техники безопасности при работе с утюгом



  1. Перед работой необходимо проверить исправность шнура;

2. Включать и выключать утюг сухими руками, держась за корпус вилки;

3. Ставить утюг на специальную подставку;

4. Следить, чтобы подошва утюга не касалась шнура, а так же чтобы шнур не перекручивался во время работы;

5. По окончанию работы выключать утюг;





















Технология изготовления изделия





1. Для начала нужно выбрать рисунок, который будем наносить на ткань

 


 

2. Этот рисунок нужно срисовать или нарисовать свой (авторский) на кусок ватмана по размеру будущего панно, хорошо его прорисовать, навести и удалить лишние линии.

 

3. Для работы нам потребуется деревянная рамка.

 


4. Натягиваем ткань на рамку с помощью строительного степлера или обычных кнопок. Если расписываем одежду и фрагменты рисунков небольшие, можно использовать пяльцы

 

 

5. С помощью скотча крепим с изнанки рисунок (лицом к ткани)

 

 6. Берем стеклянную трубочку для резервирующего состава (резерва) и с ее помощью обводим весь рисунок. Обводить нужно так, чтобы линия резервирующего состава была одинаковой толщины и не прерывалась, а иначе в микропропуски будет перетекать и растекаться краска, цвета при этом будут смешиваться и получится неаккуратные участки



7. После того, как весь рисунок прорисован резервом, отклеиваем скотч и снимаем его с ткани. Начинаем «раскрашивать» наш рисунок. Для этого используем специальные акриловые краски для батика. Лучше всего купить набор, в который входят краски 5 основных цветов, резервирующий состав и стеклянная трубочка для резерва

 

8. Краска лучше всего ложится на мокрую поверхность ткани, поэтому каждый фрагмент перед окрашиванием промачиваем чистой водой. Для этого на столе у нас должно быть два стаканчика – один с чистой водой, а второй с водой в которой мы будем мыть кисточку



9. Самый интересный и ответственный этап - это прорисовка фрагментов. Краску накладываем со стороны самого темного места и распускаем (растягиваем) ее по всему фрагменту

 

10. И так прорисовываем все панно

 






 

11. Снимаем ткань с подрамника. Хорошо проглаживаем ее горячим утюгом через хлопчатобумажную ткань

21


 
12. Теперь оформляем рисунок как панно. Можно отнести свое произведение в багетную мастерскую, где профессионалы подберут для него достойную раму и оформят его так, как положено. А можно самим попытаться решить эту задачу - натянуть его на кусок ДВП и закрепить его клеем. 

13. Чтобы все выглядело аккуратно, с обратной стороны можно приклеить белую бумагу и на нее прикрепить петельку, на которую будет вешаться панно.

14. Любуемся результатом

 

22














Расчет себестоимости изделия.



        Затраты на этот вид рукоделия во многом зависят от качества материалов. Начинающие могут использовать самые дешёвые ткани и красители. Позже можно покупать более дорогие материалы.

Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в

дневное время.

Использ.  материал

Цена (руб.)

Расход

Затраты (руб.)

1

Ткань шифон

160 руб/м при ширине 150 см

50см

80 руб.

2

Красители, резерв

300руб. (набор)

1\10 часть

150 руб.

3

Рамка

200руб.

1 шт.

200руб.

4

Кисти

130 руб., 60 руб.

2шт.

190 руб.

5

Кнопки

100шт

50руб.

25шт.

12руб

50коп.































Экологическая экспертиза.



        Технология  батика  не оказывает  отрицательного воздействия   на  окружающую  среду. При  изготовлении    изделия     были    использованы   экологически  чистые  материалы.

Технология    выполнения   батика     не оказывает отрицательного   влияния на  здоровье человека.

Техника батика не представляет особой сложности  в   выполнении,    но      требует       внимательности  и      аккуратности.









































24

         Контроль качества

Готовое изделие отвечает следующим требованиям:

  • Цветовое сочетание материалов гармонично.

  • Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.

  • Работа оформлена в законченное изделие.

  • В целом изделие производит благоприятное впечатление.

Выполнение практических работ позволяет закрепить все знания и умения полученные на уроках по разделу «ручная роспись ткани».









































25

Нормы оценки практической работы

Организация труда

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных

26

для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.







27

Заключение.

Существует красивая легенда о том, как появился батик. Давным-давно жил на свете один мастер. Он очень любил природу, и каждое утро выходил из дома, поднимался на вершину холма и смотрел на раскинувшуюся под ногами тропическую долину. Так он сидел целый день и любовался диковинными цветами, яркими бабочками и переплетением лиан. А вечером возвращался домой.

Однажды мастер захотел запечатлеть всю красоту, которую он видел, но под рукой не оказалось, ни холста, ни бумаги. Тогда мастер снял свой шёлковый плащ и нарисовал картину на нём.

Так и родился один из необычных видов рукоделия – батик.

Батик действительно во многом связан с изобразительным искусством.         Тот, кто хочет им заниматься должен учиться рисовать. Необходимо обладать умением графического рисунка (для работы резервом), живописными навыками (для работы красителями). Но самое главное необходимо владеть основами композиции. Без этого не создашь оригинальный эскиз будущего изделия. Всеми этими знаниями, умениями и навыками я владею, так как много лет учусь в изостудии. Сама же технология батика, его приёмы доступны каждому.

Когда начинала работу,  мне казалось, что она займет много времени и будет очень кропотлива. Но все трудности в изготовлении были сразу забыты, увидев, что все у меня получилось. Проанализировав выполненную работу, я сделала вывод, что вещь, сделанная своими руками дороже, чем купленная в магазине, потому что в нее вложена моя любовь и  умения. 













Список использованной литературы.


  1. Аверьянов А.П., Гушина Л.В. // мастерилка Батик. – М., - 2013.

  2. Афанасьева Р., Соловьева. Руководство коллективными работами по рисованию и аппликации // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 7.

  3. Белинечева И.Б., Смирнова О.К. // на досуге. Батик домашнее крашенье. – М., 2011. № 11.

  4. Гусякова М.А. Аппликация. – М., - 2009. – С.135

  5. Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2007.

  6. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей Скребцова Т.О.,2009



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!