СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Магия бумажной филиграни"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Магия бумажной филиграни"»



МКОУ «СОШ №7»




Тема продуктивного проекта:


«Магия бумажной филиграни»








Выполнили:








Руководители проекта:

Литвиненко Любовь Мухтаровна – учитель ИЗО

Апшева Мадина Индарбиевна – учитель технологии









Нальчик, 2019 год







Содержание





  1. Введение ----------------------------------------------------- 3

  2. Искусство филиграни и квиллинга ------------- 4-6

  3. Материалы и инструменты для квиллинга---------7-8

  4. Техника квиллинга—9-10

  5. Полезные советы--- 11

  6. Заключение---------------------------------------- 12

  7. Список используемой литературы ------------- 13






























ВВЕДЕНИЕ



Человек издавна стремился украсить своё жилище и свой облик. При изготовлении любой вещи мастер не только думал о её практическом назначении, но и о её красоте. Красота и польза в творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов – дерева, металла, камня, глины и бумаги – создавались истинные произведения декоративно- прикладного искусства, раскрывавшие поэтическое представление об окружающем мире.

Наш проект посвящен интересному и увлекательному искусству квиллинга. Квиллинг (quilling), бумагокручение или бумажная филигрань - простой и доступный вид рукоделия.

Сегодня это искусство становится очень востребованным. В технике квиллинга выполняют декоративные панно, объёмные предметы, ювелирные изделия. Эта техника отнюдь не новое изобретение человечества. Её корни зародились ещё в 14 веке в Европе.

Привлекательность данной техники такова, что даже новичок в этом творчестве может сразу же создать красивое изделие.

А самое главное все творения в этой технике станут прекрасными подарками для друзей и не перестанут удивлять своей уникальностью.










Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного …

Представь, насколько б жизнь была бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.



Филигрань (скань) - один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов - "филюм" (нить) и "гранум" (зерно). Слово "скань" древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла.

Филигрань была известна в странах Древнего Востока: Месопотамии, Персии. Тончайшую филигрань применяли древнегреческие мастера.

Ещё в Х в. филигранные изделия изготовлялись в Киевской Руси. В XVI—XVII вв. португальские мореходы стали привозить в страны Западной Европы китайские изделия, декорированные филигранью, но особой, ажурной. Эти изделия, которые производили в Китае с глубокой древности, стали называть "индо-португальской филигранью.

На Руси техника филиграни заимствована из Византии . Из поколения в поколение передавалось мастерство филиграни и дожило до наших дней. Правда, некоторые секреты, к сожалению, были утеряны, в том числе и искусство микроскопической зерни. Старые традиции филигранного искусства нашли отражение и в современных школах. Так, для филиграни Армении характерны тонкость и плоскостность, Дагестана - обилие зерни и полусфер, Костромы - сложные объемные формы. В технике объемной филиграни часто выполняются посуда, предметы туалета. Это блюда, коробочки, вазы, ларцы.




В изделии могут использоваться несколько видов филиграни. Ажур сочетается с драгоценными камнями, эмалью, чернью, с фоновой филигранью по чеканному рельефу и другими техниками. Скульптурно-рельефная ажурная филигрань - трехмерный рельеф или горельеф, образованный ажурной филигранью


Филигранную технику используют в своей творческой работе и мастера Кабардино- Балкарии.











Работы мастера-ювелира

Хаджиевой Фатимы. Нальчик 2004 г.


Техника филиграни уникальна и интересна, но в школьных условиях ею овладеть не возможно. Но мы нашли не менее уникальную и интересную технику, можно сказать имитирующую филигрань из металла – это квиллинг.


Квиллинг (quilling), бумагокручение или бумажная филигрань - простой и доступный вид рукоделия.




На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Сегодня квиллинг популярен и в нашей стране. И с каждым днём популярность его становится всё больше.  





Материалы и инструменты для квиллинга.



Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного магазина канцтоваров



Б умага для квиллинга: для квиллинга используются полоски бумаги шириной от 3 мм до нескольких сантиметров. У меня бумага толщиной 3 мм и 7 мм. В магазинах для рукоделия и интернет-магазинах продаются готовые наборы бумаги разных расцветок и толщин. Важно обратить внимание на длину этих полосок, так как если полоски короткие, то завитки будут не такими «пышными». Плотность профессиональной квиллинговой бумаги обычно составляет 120-140 г/м2. Именно такая плотность оптимальна для кручения бумаги, так как в таком случае рулончики хорошо держат форму. (для справки: у офисной бумаги плотность около 80 г/м2).


Можно нарезать бумагу для квиллинга самостоятельно из обычной цветной двусторонней бумаги.

Для простоты скрепляют несколько листов скрепкой, верхний лист размечают с помощью линейки нужными шагами и режут на коврике острым резаком.









Инструменты: существуют профессиональные инструменты для квиллинга, которые также можно купить в магазинах для рукоделия. Приверженцы корейской школы крутят бумажные рулончики с помощью тонкого шила, придерживая кончик полоски при начале кручения.

В этом случае отверстие в центре бумажного рулончика очень маленькое, и элемент более изящный. Но это требует определенной сноровки. У меня есть такое шило, но крутить на него у меня никак не получается, несмотря на все ухищрения.

В более простом, «американском» квиллинге подобный инструмент имеет вилочку на конце, между зубчиками вставляется конец полоски и скручивается рулончик.



Подобный инструмент можно изготовить и самостоятельно из имеющихся подручных материалов.

Как варианты:

1) сделать надрез на стержне от шариковой ручки (в этом случае отверстие в центре рулончика может быть очень крупным)

2) от обычной швейной иглы отломать кончик ушка, и получившуюся деталь воткнуть для удобства в старый фломастер, либо пробку

3) расщепить кончик зубочистки или ватной палочки

В настоящий момент я кручу исключительно на зубочистки, мне так удобнее.





Трафарет: хорошо если удастся купить специальную линейку для квиллинга.









Её удобство в том, что она содержит несколько отверстий одного диаметра. То есть, при кручении одинаковых элементов (а зачастую именно так и будет) можно сразу накрутить несколько рулончиков, а затем уже подклеивать их и придавать нужную форму.

Я пользуюсь просто трафаретной линейкой с кругами разных размеров от 4 до 40 мм.


Клей – ПВА, он хорошо клеит бумагу, не оставляет следов при высыхании.



Техника выполнения квиллинга


На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Узкая полоска бумаги для квилинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик острого шила. Иногда вместо шила используют специальный инструмент для квиллинга имеющий раздвоенный кончик удобный для захвата бумаги.





Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует около 30 базовых элементов для квиллинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.





Полезные советы



  • Чтобы получить ролы одинакового размера (например, для лепестков одного цветка), нужен шаблон с отверстиями разного диаметра. Можно использовать "офицерскую" линейку или сделать лекало из толстого картона.


  • Рулончики из тонкой бумаги нельзя долго держать в руках, иначе они не будут разворачиваться.


  • Клея для закрепления спиралей нужно немного, его стоит наносить кончиком зубочистки или с помощью специальной тонкой насадки на бутылочку.


  • Чтобы сделать объемную фигуру, нужно скрутить рол из очень длинной бумажной полоски, а потом придать ему объемную форму – купол, конус и т.д. А потом все тем же клеем закрепить на нем ручки-ножки и прочие элементы. Можно собрать объемную фигуру из плоских элементов, склеивая их друг с другом.


  • Будьте осторожны при покупке наборов: если длина нарезанных полосок соответствует длине листа А4, есть вероятность, что за специальную дорогую бумагу для квиллинга выдают обычную цветную.


  • Не пытайтесь сделать что-то "по-быстрому", квиллинг этого не любит.






Заключение


Почему квиллинг называют бумажной филигранью. Да потому что принцип работы один и тот же: скручивание, сжатие, сборка. Работы бывают плоские и объёмные, и конечно ажурные.

Различие: при сборке изделий из бумаги используется только клей, а при сборке металлической филиграни наряду с клеем ещё используется пайка.










Мы попробовали освоить технику бумажной филиграни и поняли, что квиллинг действительно бумажная магия, с помощью которой можно создать прекрасные работы. Это могут быть и поздравительные открытки и рамочки для фотографий, и великолепные панно, и объёмные композиции. Была бы фантазия, а руки помогут. А самое главное все эти творения станут прекрасными подарками для друзей и не перестанут удивлять своей уникальностью.

Привлекательность данной техники такова, что даже новичок в этом творчестве может сразу же создать красивое изделие.

Предлагаем всем попробовать сделать прекрасные вещи своими руками. Думаем, что вам понравится дарить подарки своим друзьям и близким.

Желаем успехов в творчестве.





Список используемой литературы:


    1. С. Газарян Прекрасное- своими руками. Москва.

«Детская литература» 1987 г.


    1. Журнал «Юный художник» №8 1987 г.


    1. М.и В. Котляровы. «Живая связь времён»

Нальчик. 2007 г.


    1. «Русское золотое и серебряное дело 19-20 в» Издательство «Наука» Москва 1967г.


    1. «Квиллинг или бумажная филигрань»

Москва. 20010 г.














12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!