СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Кулинарный антураж в литературных произведениях!

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование литературного материала на предмет кулинарных зарисовок ( по творчеству  А. С. Пушкина, И. А.Гончарова, М.А. Булгакова, А. И. Солженицына

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Кулинарный антураж в литературных произведениях!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

Щелковского муниципального района Московской области




Научно-исследовательский проект

Роль «кулинарных» страниц в романах классиков русской литературы











Выполнили ученицы 11а класса

Измаилова Диана,

Лапшова Яна

Руководитель Узбекова А.Ф,

учитель русского языка и литературы











2016 год



Оглавление

Введение. Актуальность исследования

стр. 3

Цели, задачи проекта, предмет и методы исследования

стр. 4

«Кулинарные» отступления в романе «Евгений Онегин»


стр. 5-7

«…Как закусывает вся пространная Россия…»

(кулинарные тонкости в романе Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)


стр. 8-10

Кулинарный аспект в романе И.А.Гончарова «Обломов»


стр. 11-12

Кулинарный антураж в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»


стр. 13-14

Заключение


стр. 15

Список использованной литературы и интернет-ресурсов


стр.16

Приложение «Рецепты некоторых блюд, встречающихся на страницах сборника»


стр.17-23











Введение. Актуальность исследования

Желудок просвещенного человека имеет

лучшие качества доброго сердца:

чувствительность и благодарность. 

А.С.Пушкин

Жизнь есть последовательность человеческих дел,

большая часть которых имеет предметом

добывание и приготовление пищи.
Плутарх

«Еда- не просто еда, а хорошая, очень вкусная, богатая еда- один из компонентов жизни, не признавать которого было бы непростительным лицемерием»,- пишет В.В.Похлёбкин в книге «Кушать подано». Этот компонент жизни признавали значимым многие русские писатели, не только уделяя на страницах своих романов внимание вопросам кулинарии, но и характеризуя с их помощью героев, исторический период, рисуя картины жизни разных слоёв общества. Полагаем, что знанием прошлого своей страны мы обязаны не только историкам, которые изложили события в хронологической последовательности, но и поэтам и писателям, отразившим в произведениях быт, традиции, культуру разных эпох. Писатели, не только художники слова, но и знатоки кулинарного дела, точно изображали кулинарные пристрастия своих героев, тем самым раздвигая рамки характеристик отдельных действующих лиц и обстановки произведения в целом.

Данная исследовательская работа позволяет по-новому взглянуть на содержание текстов художественной литературы, заставляет сосредоточиться на деталях, задуматься об их значении, о неслучайности их появления на страницах произведений великих мастеров слова.






Цель проекта:

исследовать роль кулинарных страниц в произведениях классиков русской литературы, способствовать выработке умения замечать и ценить детали в художественных произведениях, воспитанию филологической грамотности читателя.

Задачи исследовательской работы:

  • изучение кулинарных страниц в творчестве русских писателей, осмысление их роли;

  • поиск и изучение культурологического материала по теме проекта: исследований литературоведов, старинных поваренных книг и др.;

  • составление литературно-кулинарного сборника по исследованным произведениям.

Гипотеза: 

Изображение кулинарных особенностей, тонкостей эпохи, кулинарных пристрастий литературных героев - важнейший приём в романах классиков русской литературы, средство раскрытия характеров, описания общества и образа жизни определённой поры.

Методы работы:

  • сбор информации: чтение литературы, анализ материалов прочитанного с точки зрения рассматриваемого вопроса;

  • работа с литературоведческими статьями, монографиями;

  • систематизация сведений;

  • создание иллюстраций к литературно-кулинарному сборнику;

  • компьютерная вёрстка сборника;

  • создание электронной презентации проекта.



Сроки реализации проекта: январь- октябрь 2016


«Кулинарные» отступления в романе «Евгений Онегин»

…Люблю я час определить обедом, ужином и чаем.

А. С. Пушкин

А.С.Пушкин проявлял большую осведомленность в вопросах кулинарии: он не только знал современную ему кулинарную лексику, но и разбирался в тонкостях приготовления блюд. В романе «Евгений Онегин» «кулинарные» детали с блеском использованы для создания яркой и полной картины жизни разных слоёв общества той поры- и представителей высшего света, и поместного дворянства. По всему произведению рассыпаны точные сведения о различных блюдах, кушаньях и напитках. Все это создает своеобразный красочный «кулинарный» фон романа, свидетельствует об осведомлённости автора. Один из исследователей творчества А.С.Пушкина, Борис Евгеньевич Иванов, подсчитал, что в своей «энциклопедии русской жизни» Пушкин 20 строк отвел театру, 73 – женским ножкам, а вот яствам и напиткам во всех их проявлениях – 232 строки!

В начале романа Евгений едет к известному ресторатору Пьеру Талону, чье заведение находилось на Невском проспекте 15, в Доме Чичерина. Хозяин этого заведения, искусный французский повар и кулинар Пьер Талон, появился в России в 1810-х годах.

Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» - раздался крик;
Морозной пылью серебрится

Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.(1,XVI)

Ресторан «Талон» был из-за высоких цен доступен немногим. Пушкин дает представление не только о своеобразии фирменных блюд французской кухни, но и о гастрономических вкусах Онегина, человека изнеженного и избалованного.

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток; 
Пред ним roast-beef окровавленный, 
И трюфли, роскошь юных лет, 
Французской кухни лучший цвет, 
И Страсбурга пирог нетленный 
Меж сыром лимбургским живым 
И ананасом золотым. (1, XVI)

Пробка в потолок – это шампанское. «Вино кометы»- шампанское урожая 1811 года: именно в тот год астрономы наблюдали в небе Европы, в том числе в Санкт-Петербурге, большую безымянную комету. Шампанское этого года выделки снабжалось изображением кометы на пробке и высоко ценилось знатоками. Roast-beef окровавленный – «Ростбиф окровавленный» – кусок говядины, поджаренный не до конца, так что проступает кровь. Блюдо английской кухни у аристократов той эпохи было в моде. Трюфли – грибы с подземными клубневидными мясистыми плодами. «Роскошью юных лет» трюфели названы потому, что они являются тяжелой пищей и людьми в возрасте усваиваются плохо. «И Страсбурга пирог нетленный» – жирный слоеный пирог, наполненный паштетом из гусиной печени.  Это блюдо могло подаваться и холодным, и горячим. В XIX веке оно было очень популярно благодаря одному незаменимому качеству: правильно приготовленный "пирог" не портился более недели. Именно поэтому А. С. Пушкин награждает его эпитетом «нетленный». «Живой» лимбургский сыр – сыр из Бельгии, очень мягкий, острый и пахучий, с сильным запахом; при разрезании он растекается – отсюда и «живой». Из-за резкого запаха лимбургский сыр опасались есть перед выходом в свет. Ананас и в наши дни не является продуктом повседневного употребления, а уж в пушкинскую эпоху, когда колониальные товары доставлялись из-за морей, и вовсе был экзотическим и дорогим лакомством.

Таким образом, изысканные яства, которые вкушал Онегин у Талона, уже характеризуют его как денди самого высокого полета.

Откроем сцену обеда в честь именин Татьяны.

Уста жуют. Сo всех сторон

Гремят тарелки и приборы

Да рюмок раздается звон...

Но вскоре гости понемногу

Подъемлют общую тревогу.

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат...

Пушкин иронически создает еще один натюрморт: во всем "блеске" перед нами праздничный провинциальный стол, представленный глазами недовольного, рассерженного знатока изысканной кухни Онегина.

Но целью взоров и суждений

В то время жирный был пирог

(К несчастию, пересолённый);

Да вот в бутылке засмолённой,

Между жарким и бланманже,

Цимлянское несут уже…

Оставя чашку чая с ромом…

На столик ставят вощаной

Кувшин с брусничною водой.

Казалось бы, тут всё, как в ресторане: пирог, горячее блюдо, десерт, напитки, но мы слышим авторскую иронию. К чему относится эта ирония? Пирог жирный, пересоленный, варенье в блюдечках с одной ложечкой на всех, брусничная вода, которая может "наделать вреда"- поэт живописует кушанья и напитки простой деревенской помещичьей русской кухни. Ирония, конечно, направлена и на гостей. Как мог чувствовать себя Онегин, попав «на пир огромный»? Ленский уверял Онегина, что будет семейное торжество, а тут собрались все соседи, «…никто не слушает, кричат, смеются, спорят и пищат», «довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом…». Подобные развлечения надоели Онегину ещё в Петербурге, увидеть ещё раз грубое отражение «праздничного обеда» он не в силах. Пушкин с помощью кулинарного фона показывает психологическое состояние Онегина на именинах Татьяны, подчеркивающее всю несовместимость Онегина с провинциальной средой. Пушкин использует кулинарный антураж не только как иллюстрацию к бытовым эпизодам, но и как аргумент в развитии действия.

Конечно, не один Евгений

Смятенье Тани видеть мог;

Но целью взглядов и суждений

В то время жирный был пирог... (5,XXXII)

  Жирный ларинский пирог спас влюбленную Татьяну от нескромных взглядов соседей по столу.

Таким образом, можно говорить о том, что А.С.Пушкин не только хорошо разбирался в вопросах кулинарии и применял эти знания для создания колорита эпохи, но и характеризовал героев, выстраивал драматургию произведения, используя среди прочих и «кулинарные» детали.









«…Как закусывает вся пространная Россия…»

(кулинарные тонкости в романе Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)

Гости, выпивши по рюмке водки…

приступили со всех сторон с вилками к столу

и стали обнаруживать, как говорится,

каждый свой характер и склонности,

налегая кто на икру, кто на сёмгу, кто на сыр.

Из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

«Закусили, как закусывает вся пространная Россия по городам и деревням, то есть всякими соленостями и иными возбуждающими благодатями...»- так пишет Гоголь о героях своего романа «Мёртвые души». Стремясь создать их характеры, писатель использовал не только портреты, манеру говорить, одеваться, интерьер, быт, но и описание еды. Посещая помещиков, главный герой неизменно оказывается за столом. Переговоры о покупке мертвых душ предваряются застольем. Мастерство Гоголя велико: все блюда, сервировка стола, особенности принятия пищи героями- всё работает на создание образа.

Наиболее рельефно, детально описано застолье у Коробочки и Собакевича.

Вот сытный, вкусный, разнообразный стол Коробочки: «грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепёшки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и невесть чего не было». О чем рассказывает этот стол? Что хозяйка обстоятельная, домовитая. Охваченная жаждой наживы, продаёт всё- от сала до крепостных крестьян. Она и к Чичикову проявляет гостеприимство как к возможному покупателю:

«Чичиков подвинулся к пресному пирогу с яйцом и, съевши тут же с небольшим половину, похвалил его. И в самом деле, пирог сам по себе был вкусен…

- А блинов? – сказала хозяйка.

В ответ на это Чичиков свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой».

Жадность делает её гостеприимство расчётливым, а её саму ограниченной и «дубинноголовой». (Заметим в скобках, однако, что блюда со стола Коробочки заставили нас заглянуть в кулинарные книги и даже попробовать приготовить пряглы.)

У Ноздрёва поместье в запустении, лишь псарня в отличном состоянии. Даже собственный обед не очень волнует героя: «блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец – он сыпал перец, капуста ли попалась – совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох, - словом, катай – валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».Зато именно у Ноздрёва Гоголь обстоятельно и иронически рисует алкогольные напитки, вкусы и предпочтения помещиков в этой сфере. «Ноздрёв налёг на вина: ещё не подавали супа, он уже налил гостям по большому стакану портвейна и по другому госотерна, потому что в губернских и уездных городах не бывает простого сотерна. Потом Ноздрёв велел принести бутылку мадеры, лучше которой не пивал сам фельдмаршал. Мадера, точно, даже горела во рту, ибо купцы, зная уже вкус помещиков, любивших добрую мадеру, заправляли её беспощадно ромом, а иной раз вливали туда и царской водки, в надежде, что всё вынесут русские желудки. Потом Ноздрёв велел ещё принести какую-то особенную бутылку, которая, по словам его, была и бургоньон и шампаньон вместе».Перечисленные в таком количестве спиртные напитки говорят о праздной жизни Ноздрёва. Пьяный разгул, псовая охота, кутежи, бесконечное враньё – вот его ежедневное времяпрепровождение. Никакие нравственные законы не имеют власти над ним.

Попав к Собакевичу, Чичиков удивляется тому, как много едят хозяин и его домашние. Столы ломятся от разнообразной и очень обильной еды; «щи… огромный кусок няни, известного блюда, которое подаётся к щам и состоит из бараньего желудка, начинённого гречневой кашей, мозгом и ножками… бараний бок с кашей…». Цель жизни помещика Собакевича - наполнение желудка. Вот эпизод с осетром: «Все пошли в ту комнату … куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь, наметив издали осетра, лежавшего в сторонке на большом блюде. Гости, выпивши по рюмке водки … приступили со всех сторон с вилками к столу … Собакевич, оставив без всякого внимания все эти мелочи, пристроился к осетру, и покамест те пили, разговаривали и ели, он в четверть часа с небольшим доехал его всего, так что, когда полицеймейстер вспомнил было о нем и, сказавши: "А каково вам, господа, покажется вот это произведенье природы?", подошел было к нему с вилкою вместе с другими, то увидел, что от произведенья природы оставался всего один хвост; а Собакевич пришипился так, как будто и не он, и, подошедши к тарелке, которая была подальше прочих, тыкал вилкою в какую-то сушеную маленькую рыбку.» Не вспоминая о других, Собакевич съедает осетра, стараясь еще и отвести от себя подозрения. Грубая практичность, животность – вот главные качества Собакевича. Можно сказать, что он живёт, чтобы есть. Меряя других по себе (а значит, по еде), он делит людей в зависимости от количества и качества пищи: «Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре на рынке валяется! Это все выдумали доктора немцы, да французы, я бы их перевешал за это! Выдумали диету, лечить голодом! Что у них немецкая жидкостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят! … Толкуют: просвещенье, просвещенье, а это просвещенье - фук! Сказал бы и другое слово, да вот только за столом неприлично. У меня не так. У меня, когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует». Таким образом, еда в изображении его образа играет важнейшую роль.

От помещика к помещику разрастается душевная пустота героев.

Последние страницы первого тома поэмы содержат, возможно, кульминационный в изображении еды эпизод: «появилась на столе белуга, осетры, сёмга, икра свежепросольная, селёдки, севрюжки, сыры, копчёные языки и балыки, - это все было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны, изделия кухни: пирог с головизною, куда вошли хрящ и щёки девятипудового осетра, другой пирог с груздями, пряженцы, маслянцы, взваренцы».«Гости, выпивши по рюмке водки тёмного оливкового цвета, какой бывает только на сибирских прозрачных камнях, из которых режут на Руси печати, приступили со всех сторон с вилками к столу и стали обнаруживать, как говорится, каждый свой характер и склонности, налегая кто на икру, кто на сёмгу, кто на сыр». Нет речи о том, в чем действительно должны сказываться характер и склонности человека. Насыщение желудка- вот подлинная суть. Таким образом, еда в поэме «Мёртвые души»- одно из средств изображения нравственной никчемности героев, занятых только удовлетворением своих физических потребностей.






Кулинарный аспект в романе И.А.Гончарова «Обломов»

Какие меды, какие квасы варились,

какие пироги пеклись в Обломовке!

Из романа И.А.Гончарова «Обломов»

Ленивый барин Илья Ильич Обломов - главный герой романа "Обломов" Гончарова. Самое главное в его жизни - это сон и еда. Так было с детства - в семье Обломовых царил культ еды. «Главной заботой была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом…. Всякий предлагал свое блюдо…» «Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Эти воскресные пироги – символ обломовской сытости и довольства. Пироги пекли, по всей видимости, с цыплятами и свежими грибами, потому что много позже о таких пирогах, испеченных Агафьей Матвеевной Пшеницыной, Захар заметил: «Пирог не хуже наших обломовских, с цыплятами и со свежими грибами». Этот пирог «сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался в виде особой милости Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость, наслаждаясь более сознанием, что эти господский пирог, нежели самим пирогом, как археолог, с наслаждением пьющий дряное вино из черепка какой-нибудь тысячелетней посуды». К особенно любимым продуктам относились кофе, сливки, молоко, мед, хлеб. Из муки изготовлялось и поглощалось в больших количествах множество блюд: блины, булочки, крендельки, пироги. После обеда- продолжительный сон, «истинное подобие смерти». Главная задача матерей в Обломовке заключалась в том, «чтобы дитя было всегда весело и кушало много».

Как велико значение усвоенных в детстве идеалов! Этот особый семейный уклад дал почву для будущей лени и безволия Обломова. Он стремится к тихой жизни без хлопот и потрясений. В мечтах Обломова, наряду с купанием в реке, составлением букета для жены, вкусный завтрак: «Чай готов... Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло». Повзрослев, Обломов не очерствел душой.  Ему доступны были высокие помыслы. «Он горько, в глубине души, плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску», — так характеризует уже взрослого Обломова автор. Илья Ильич честен, добр и кроток. Но он ничего не делает, ничем не интересуется. Счастье для него— это спокойствие и хорошая еда. Идеал милой сердцу Обломовки находится- в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Благодаря ее заботам у Ильи Ильича по утрам «кофе такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые». И пироги готовит Агафья с луком и с морковью, как замечает Захар, «не хуже наших обломовских». И опять кухня становится основой жизненного уклада. «К потолку привешены были окорока, чтоб не портили мыши, сыры, головы сахару, провесная рыба, мешки с сушеными грибами, купленными у чухонки орехами… На полу стояли кадки масла, большие крытые корчаги со сметаной, корзины с яйцами - и чего-чего не было! Надо перо другого Гомера, чтоб исчислить с полнотой и подробностью все, что скоплено было в углах, на всех полках этого маленького ковчега домашней жизни» … Обломов выбирает Агафью Пшеницыну, а не Ольгу Ильинскую, потому что с ней ему удобно, уютно, потому что она не пытается его изменить. Всё как в Обломовке: «...спаржи Илье Ильичу купить, рябчиков на жаркое, он любит французский горошек…». Навещая друга на Выборгской стороне, Штольц, многократно пытавшийся спасти Обломова, в том числе и от обильной, жирной пищи, всё более убеждается в том, что спасение невозможно: «Штольц поморщился, садясь за стол. Штольц не ел ни баранины, ни вареников, положил вилку и смотрел, с каким аппетитом ел это всё Обломов».

На характер и мышление Обломова повлияла та среда, в которой он воспитывался. Барство, отсутствие необходимости что-либо делать самому, чрезмерная любовь родителей, сытные будни и еще более сытные праздники сформировали его личность.     Вот в каких условиях сложилась апатичная, тяжёлая на подъем натура Ильи Ильича Обломова. Используя гастрономические детали в изображении жизни в Обломовке, Петербурге, на Выборгской стороне в доме Агафьи Матвеевны, Гончаров изобразил постепенное угасание желаний, чувств, стремлений человека.












Кулинарный антураж в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Да не хотите ли закусить…? Без церемоний! А?

Из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Редко какое произведение Булгакова обходится без описания блюд, напитков, сервировки стола и вообще «кулинарной» темы. В романе «Мастер и Маргарита» много эпизодов, связанных с принятием пищи героями, характеризующим их: это и описание ресторана «Грибоедов», и обед Никанора Ивановича с «борщом, в котором плавает мозговая кость», и угощение Воландом Степы Лиходеева сосисками с острым томатным соусом, и ужин после бала у Воланда, и многое другое.

Описание ресторана «Грибоедов» в романе «Мастер и Маргарита» стало во многом классической характеристикой элитного уровня общепита той поры. Дом Грибоедова представляется даже внешне огромным кондитерским лакомством, где так «хорошо живется счастливцам – членам МАССОЛИТа». Писательский мир изображен на страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие рассматривают свою причастность к литературе как возможность сытно и праздно жить. Они мечтают о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов». Обильное меню ресторана демонстрирует, что «писателям» важно только насыщение желудка. Булгаков использует гастрономическую тему, чтобы показать душевную пустоту, бездарность героев, предающихся чревоугодию. Делая отступление о недавнем прошлом ресторана, автор отмечает: «Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки! Дешевка это, милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски?» Еда описывается детально и с любовью, однако обрывается фразой: «Но довольно, ты отвлекаешься, читатель!».

В главе «Нехорошая квартира» Воланд появляется перед Лиходеевым, страдающим от похмелья, и предлагает своё лечение этого недуга:
« — Никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу — лечить подобное подобным. Единственное, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской. 
Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объемистом ювелиршином графинчике». Под «острой и горячей закуской» имелись в виду «сосиски в томате».

Гастрономическая тема романа связана с очень многими героями. Так, буфетчику Сокову Воланд сурово замечает: «Брынза не бывает зеленого цвета, это вас кто-то обманул. Ей полагается быть белой. Да, а чай? Ведь это же помои!(…) Вторая свежесть — что за вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!».И вот уже перед нами зримый портрет буфетчика, ежедневно обманывающего покупателей и наживающегося на этом.

Несложно заметить, что каждому герою автор «подаёт» особенные блюда, характеризующие его образ жизни, привычки, пристрастия. Булгаков использовал множество оригинальных изобразительно-выразительных приемов для формирования образов посредством «кулинарных» характеристик.



















Заключение


Проведя исследование, мы убедились, что под пером великих классиков русской литературы «кулинарные» тонкости обретают звучание важных художественных деталей, характеризующих героев и эпоху. Внимание к этим деталям помогает понять замысел автора. Исследование доказало, что образ еды - важнейший приём в романах Пушкина, Гоголя, Гончарова, Булгакова. Авторы относятся к нему серьёзно, используя не только в качестве иллюстрации к различным эпизодам произведений, но и как способ обрисовки особенностей эпохи, героя, развития сюжета. А.С.Пушкин, хорошо разбираясь в вопросах кулинарии, создавал колорит времени, характеризовал героев, выстраивал драматургию произведения с помощью «кулинарных» деталей. Н.В.Гоголь использовал изображение поглощения пищи, саму еду как средство демонстрации душевной пустоты, «омертвелости» персонажей. Пища в романе «Обломов» отражает состояние души героя, его мечты и представления о лучшей жизни, и - постепенное угасание желаний, чувств, стремлений. М.А.Булгаков создаёт целое меню для отдельных эпизодов своего романа, чтобы нагляднее показать образ жизни, привычки, пристрастия, а главное – характер персонажа.

Таким образом, наш кропотливый анализ романов, имевший «кулинарную» направленность, доказал справедливость выдвинутой гипотезы.

Итоговым продуктом нашего исследования стал сборник «Роль «кулинарных» страниц в романах классиков русской литературы», иллюстрированный создателями проекта и снабженный Приложением «Рецепты некоторых блюд, встречающихся на страницах сборника».






Список использованной литературы


  1. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»». –М.: Худож. Лит., 1995.

  2. Гоголь Н.В. «Мёртвые души»: Поэма. – М.: Худож. лит., 1985.

  3. Гончаров И.А.«Обломов» - М.: «Просвещение», 1984 .

  4. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Булгаков М.А. Избранное. - Ташкент. - Узбекистан, 1990.

  5. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь.: Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 1988.

  6. Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мёртвые души». Писатель – критика  читатель. – М.: «Книга», 1984.

  7. В. В. Химич «Эстетическая активность образов еды и питья в произведениях Михаила Булгакова» Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2006. — N 47, вып. 12. — С. 204-224. (iurg-2006-47-24.pdf)

  8. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий, Л., 1983 г.

  9. Марченко Н.А. Приметы милой старины, М, Эксмо, 2002 г.

Интернет-ресурсы

10.  Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru. wikipedia. Свободный.

11.  Журнал «Гастрономъ». Застолье с Онегиным. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. . Свободный.

12.  Интернет- журнал «Филолог». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://philolog. ***** Свободный.
















Приложение

Рецепты некоторых блюд, встречающихся на страницах сборника

Страсбургский пирог

И Страсбурга пирог нетленный 
Меж сыром лимбургским живым 
И ананасом золотым. (1, XVI)

Из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

 Для приготовления понадобится:

— печень любой птицы — 250 г;

— мякоть телятины — 200 г;

— копченая куриная грудка — 100—150 г (это примерно половина грудки);

— яйца куриные сырые — 2 шт.;

— грибы любые — 100 г;

— лук — 1 шт.;

— чеснок — 2 зубчика;

— молоко — 100 мл;

— красное сухое вино — 50 мл;

— масло растительное — 3 ст. л.;

— мука — 1 ст. л.;

— белый хлеб без корки — 50 г;

— смесь перца, соль по вкусу;

— специи по желанию.

Для теста:

— масло сливочное (маргарин для выпечки) — 100—120 г;

— сметана — 2 ст. л.;

— яйцо куриное сырое — 1 шт. (желток в тесто, белок для смазывания);

— картофельный крахмал — 2 ст. л.;

— мука пшеничная — 1—1,5 ст.;

— сода (разрыхлитель) — 0,5 ч. л.;

— соль — 0,5 ч. ложки.

 Начинка

Замачиваем печень в 50 мл молока (на 20 минут). Достаем грибы из морозилки, чтобы оттаяли немного. Режем телятину на небольшие кусочки. Обжариваем мясо на 1 ст. л. растительного масла (10 минут). Отставляем остывать. Печень достаем из молока, присыпаем мукой и тоже обжариваем на 1 ст. л. растительного масла (5 минут). Отставляем остывать. Чистим лук, чеснок. Телятину, печень, лук, чеснок, грибы, размоченный в молоке мякиш белого хлеба пропускаем через мясорубку или измельчаем блендером.

Яйца взбиваем венчиком и жарим омлет. Режем его соломкой и смешиваем с фаршем. Добавляем туда соль, перец, специи, оставшееся молоко, вино (при желании) и аккуратно вымешиваем. Оставляем отдохнуть и «подружиться» всем ингредиентам.

 Делаем тесто

Масло комнатной температуры сечем ножом, смешиваем со сметаной, солью, желтком, крахмалом, содой (разрыхлителем), добавляем небольшими партиями муку. Замешиваем тесто, чтобы получился мягкий комочек, не липнущий к рукам. Укладываем его в пакет и ставим в холодильник на 30 минут.


Копченую грудку режем на кусочки. Включаем духовку разогреваться до 180—200 °С. Готовим форму для выпекания — обкладываем дно и стенки специальной бумагой, смазываем маслом. Достаем тесто, делим на 1/3 и 2/3 части. Большую часть раскатываем, укладываем в форму, чтобы закрылось дно и получились бортики. На тесто выкладываем половину фарша, на него — одним слоем куриную грудку, далее — вторую часть фарша. Оставшуюся часть теста раскатываем, накрываем фарш, защипываем бортики. Смазываем белком, делаем вилкой дырочки, ставим в духовку и выпекаем 30—40 минут. Достаем из духовки, для блеска смазываем маленьким кусочком сливочного масла. Подаем пирог теплым с овощами.

 

Бланманже


Да вот в бутылке засмолённой,

Между жарким и бланманже,

Цимлянское несут уже…

Из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»


Франция славится своими десертами на весь мир. Они изысканы, вкусны и невероятно красивы. Бланманже - сладость не только вкусная, но и полезная, поскольку в ее основе лежат молоко и орехи. В былые времена бланманже было обязательным украшением королевских обедов. Мало, кто знает, но именно этот десерт был любимым лакомством Александра Пушкина, поэтому упоминания об этом «белом кушанье» (бланманже – от французского blanc – белый, и manger – кушать) нередко встречались в произведениях поэта.

Бланманже базовое

Вам потребуется:
• Молоко – 1,5 литра (можно использовать 1 литр молока и 0,5 литра сливок),
• Орехи (фундук, миндаль, грецкие) – 1 стакан,
• Рисовая мука – 60 граммов,
• Мускатный орех – по вкусу,
• Сахар – по вкусу,
• Цедра лимона – по вкусу.

Способ приготовления

1. Муку разводим в 0,5 литрах холодного молока.
2. Оставшуюся часть молока и сливок (если вы решили использовать их в процессе приготовления) ставим на огонь и доводим до кипения.
3. В кипящее молоко добавляем измельченные орехи. Перемешиваем.
4. Добавляем молоко с рисовой мукой, постоянно помешиваем во избежание образования комочков.
5. Добавляем сахар и пряности по вкусу.
6. Варим до загустения.
7. Разливаем десерт по вазочкам и убираем для застывания в холодильник.

Бланманже для детей

Оценить по достоинству изысканность бланманже могут не только ценители французской кухни, но и любители сладкого – детишки. Приготовленным по ниже предложенному рецепту десертом можно баловать детей старше 6 месяцев.

Вам потребуется:
• Грудное молоко или молочная смесь – 160 мл,
• Мука кукурузная – 1 столовая ложка,
• Ванильный экстракт – 1/4 чайной ложки,
• Сахар – 2 столовые ложки.

Способ приготовления

1. Смешиваем до однородной массы муку с 1 столовой ложкой молока.
2. Оставшееся молоко ставим на огонь и доводим до кипения.
3. Добавляем в молоко сахар, муку и ванилин. Постоянно помешивая, ожидаем пока смесь не загустеет.
4. Переливаем бланманже в форму, ставим в холодильник, чтобы десерт застыл. Хранить приготовленное по этому рецепту лакомство в холодильнике можно до двух дней.


Шанишки и скородумки


грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы,

блины, лепёшки со всякими припёками: припёкой

с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом,

припёкой со сняточками, и невесть чего не было.

Из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»


Шанишки от Коробочки
Шанишки, или шаньги (от коми sanga), - блюдо практически утерянное: их повсеместно заменили пирожки. Шанишки, в общем, они же, но слепленные в виде ватрушек и не наполненные начинкой, а лишь смазанные. Начинка-смазка бывает, какая угодно: сметана с яйцом, гречневая каша с яйцом и творогом, творог с зеленым луком... Но, поскольку Гоголь не уточнил, с чем были шанишки Коробочки, приводим здесь считающийся классическим вариант - шанишки с картофелем.
НАДО: для теста: 600 г муки, 25 г дрожжей, 1 стакан молока, 2 яйца, 2 ст. ложки сливочного масла, 2 ч. ложки сахара, 1 ч. ложка соли, мука; для начинки: 2 кг картофеля, 2 яйца, 1,5 стакана молока, 2 ст. ложки нерафинированного подсолнечного масла, 2 ч. ложки соли; для смазывания - яйцо или сметана. Репчатый лук, зелень - по желанию.
ГОТОВИМ:
- Нагреть молоко, чтобы оно стало теплым, развести в нем дрожжи. Положить туда яйца, соль, сахар, всыпать муку и замесить тесто. Добавить размягченное масло и месить, пока тесто не перестанет прилипать к рукам.
- Поставить тесто в теплое место на 3 часа: когда поднимется, обмять и снова дать подняться (тесто может быть и менее трудоемкое, из сметаны, муки и масла, с содой, но у Коробочки время наверняка не экономили). 
- Картофель очистить, растолочь, добавить в него яйца, молоко и масло, посолить. Можно заправить жареным луком, зеленью. 
- Раскатать небольшие лепешки толщиной в 1 см, уложить на них немного начинки, края загнуть; смазать шаньги поверх начинки яйцом или сметаной. 
- Выпекать при 200 градусах примерно 25 мин. 
Есть шаньги надо свежевыпеченными, горячими, с молоком, простоквашей, соленой рыбой, щами.

Блины-скородумки

Продукты: 5 полных с горкой столовых ложек пшеничной муки, 2,5 стакана молока, 2 яйца, 1 столовая ложка сахара, треть чайной ложки соли, 1 столовая ложка растительного масла.

Яйца, соль, сахар взбить. Во взбитую массу влить молоко, всыпать муку, перемешать, добавить растительное масло, все еще раз перемешать и выпекать блины на разогретой сковороде, смазав ее растительным маслом с помощью кружка сырого картофеля, наколотого на вилку. Растительное масло нужно вливать в тесто после замеса его с мукой, иначе снизится пенообразующая способность яиц, тесто не будет насыщено воздухом, и блин получится плотный и тяжелый. Подавать с вареньем, маслом, сметаной.



Осётр запеченный

Собакевич, оставив без всякого внимания

все эти мелочи, пристроился к осетру,

и покамест те пили, разговаривали и ели,

он в четверть часа с небольшим доехал его всего.

Из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»


Понадобится:

1 осетр весом 1-1,5кг, 100г панировочных сухарей, 10г мускатного ореха молотого, 4 яйца, 1 лимон, по 2ст.л. сливочного и оливкового масла, 1,5ст.л. уксуса, овощи для оформления, перец, соль.

Промыть рыбу проточной водой, выложить на разделочную доску, удалить чешую, двигаясь по направлению от хвоста к голове, вырезать аккуратно жабры, выпотрошить, разрезав брюшко, промыть. Опустить рыбу в кипящую воду на 5 секунд, затем сразу обдать холодной водой – это поможет легко снять шкуру с шипами. Натереть солью получившуюся «голую» тушку рыбы – без кожи, на 40мин оставить, чтобы рыба дала сок. Яйца вкрутую сварить, очистить, отделить желтки, растереть их со сметаной, сливочным маслом, бальзамическим уксусом и мускатом – получится желтоватая однородная масса. Противень смазать сливочным маслом, застелить пергаментом, выложить по диагонали тушку рыбы вниз брюшком, полить приготовленным соусом, сбрызнуть соком ½ лимона и оливковым маслом, запечь в разогретой до 190 градусов духовке 20-30мин до зарумянивания и готовности. Достав рыбу из духовки, аккуратно (можно вместе с бумагой) выложить ее на плоское блюдо, оформить свежей зеленью и овощами.

Приведенный способ приготовления позволяет сделать действительно царское кушанье, которое можно подавать смело на самый что ни на есть праздничный стол! В повседневности, если ваша семья балует себя такими кушаньями в обычные дни, осетра можно просто подготовить, выпотрошив и удалив жабры и чешую, натереть пропущенным через пресс чесноком, соком лимона и молотым перцем с солью и таким образом запечь в духовке.

Помните: брюшко осетра при любом способе запекания всегда можно чем-нибудь нафаршировать, например, парой веточек ароматных трав.












Обломовский пирог


Пирог не хуже наших обломовских,

с цыплятами и со свежими грибами.

Из романа И.А.Гончарова «Обломов»


Для опары: 100 мл теплой воды, 1 ч. л. сухих дрожжей,1,5 ч.л. сахара
Для теста: 2 ст. л. Сметаны,1 яйцо,2 стакана муки,1/2 ч. л. соли, 50 гр размягченного масла, 1 желток или 15 мл молока для смазки
Для начинки и соуса: 50 гр масла, 1 ст. л. с горкой муки, филе цыпленка - 3 штуки
300-400 грамм шампиньонов, 1/2 стакана куриного бульона, 1/2 стакана молока, петрушка , соль, перец, приправы - по вкусу

1. В теплую воду добавить дрожжи и сахар, перемешать и оставить минут на пятнадцать, а птицу отправить вариться минут на 20, предварительно посолив и поперчив. Пока ждем опару, она успеет свариться, а пока делаем тесто - остыть.

2. К опаре добавить сметану, яйцо, соль и размягченное масло. Все перемешать.

3. Постепенно добавить муку и замесить тесто (аккуратно, не переборщите - вам может понадобиться и чуть меньше, чем два стакана). Тесто должно стать мягким, однородным и эластичным, не липнуть к рукам и легко тянуться. Скатываем в шар, накрываем полотенцем и отправляем на час в теплое место.

4. Для начинки режем птицу на мелкие кубики. Главное, чтобы куски не были слишком крупными. 

5.Свежие шампиньоны помойте, почистите и тонко нарежьте дольками. Петрушку или любую другую зелено тоже нарежьте.

6. Делаем соус. В глубокой сковороде топим масло, добавляем муку и перемешиваем до отсутствия комочков. Постепенно вливаем бульон из-под цыпленка и молоко. Все мешаем до однородности и варим минуты две, чтобы загустело. В соус добавляем кусочки курицы, зелень и грибы. Перемешиваем, солим-перчим (если шампиньоны консервированные - не переборщите) и добавляем смесь любимых трав. Хорошо идут орегано и базилик.

7. Поднявшееся тесто(оно должно увеличиться в 1,5-2 раза) разделяем на две части, рабочую поверхность и скалку присыпаем мукой. Большую часть раскатываем и выкладываем в смазанную маслом и присыпанную мукой форму, растягиваем края и формируем бортики. 

8. Выкладываем и утрамбовываем начинку, меньшую часть теста тоже раскатываем, выкладываем на начинку, сплющиваем края между собой. В центре делаем четыре дырочки, чтобы выходил пар. Можно смазать желтком или молоком.


9. Выпекаем в разогретой заранее до 180 градусов духовке 30-40 минут. 




Яйца-кокотт с шампиньоновым пюре

А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке,

стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками

и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре

в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились?

С трюфелями? Перепела по-генуэзски?

Из романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Ингредиенты

яйца 2шт,
шампиньоны 200г,
сливки 40-50 мл,
сыр твердый 20г,
сухари 1ст.ложка,
лук репчатый 1 шт.,
масло сливочное 30г,
соль,перец по-вкусу.

Способ приготовления

Обжарить на сливочном масле нашинкованный репчатый лук. Добавить нарезанные шампиньоны и жарить до готовности. Готовые шампиньоны с луком посолить, поперчить и измельчить. Добавить сливки, ещё раз взбить. Разогреть духовку до 200 С. Смазать формочки маслом, разложить шампиньонное пюре. Посыпать тёртым сыром. Сделать в шампиньоновым пюре с сыром неглубокую ямку и вылить в неё яйцо. Запекать блюдо около получаса при 200С.

________________________________________________________________________________________

Сосиски в томате

Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком

столике сервирован поднос, на коем имеется

нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке,

белые маринованные грибы на тарелочке,

что-то в кастрюльке и, наконец,

водка в объемистом ювелиршином графинчике.(…)

Открыли кастрюлю - в ней оказались сосиски в томате.

Из романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"


Длинные сосиски— 10 штук, пуковица, растительное масло — 4 столовые ложки, томатный соус — 500 мл (можно заменить томатным соком, но тогда воды нужно взять в три раза меньше), вода — 500 мл, петрушка, чеснок — 3 зубчика, специи по вкусу

Способ приготовления:
Варим сосиски, разрезаем каждую на 3-4 части. Мелко нарезаем лук и обжариваем на подогретом масле до прозрачности. Добавляем сосиски, заливаем все томатным соком и водой. Доводим до кипения. Добавляем соль, петрушку, измельченный чеснок и специи по вкусу, оставляем под крышкой на 5-7 минут. Подавать можно с картофельным пюре.

17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!