Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное образовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя (полная) школа п.Лыхма»
ШМО естественно - научных дисциплин
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
По теме: Использование ИКТ в преподавании
химии и географии
Заслушан на заседании ШМО естественно - научных дисциплин Дата:_____________ Руководитель ШМО:____________ | Выполнила: учитель химии и географии Чуркина Ю.В. |
Лыхма
Использование ИКТ в преподавании
химии и географии
Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед современной российской школой, является проблема полноценного усвоения учащимися содержания общего образования, развития на его основе высоких интеллектуальных способностей.
Успешность решения этих проблем связана с использованием современных технологий образования личности. Особое место в этом процессе отводится средствам обучения, и, прежде всего, информатизации. Интерес к образовавшейся ситуации и определил тему нашей работы: Использование ИКТ в преподавании химии и географии.
Цель организованной работы заключается в разработке научно обоснованной системы образовательной деятельности с использованием компьютерного инструментария и информационно - коммуникативных технологий в преподавании различных школьных дисциплин.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
отбор дидактических материалов и создание новых компьютерных программных продуктов для обучения химии и географии;
разработку методик использования ИКТ на уроках;
совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе общеобразовательной школы;
широко внедрять накопленные программно – методические материалы;
Проблема исследования заключается в низкой адаптации существующих программ по химии и географии к современным учебно-методическим комплексам.
Объектом - является учебно-воспитательный процесс, направленный на совершенствование методики преподавания и повышение качества знаний учащихся по химии и географии.
Предметом - исследования являются информационно- коммуникативные технологии.
Педагогическая цель, которую мы поставили перед собой, заключается в следующем:
• повышение качества знаний учащихся;
• совершенствование методики проведения уроков по химии и географии;
• развитие информационной компетентности учащихся.
Гипотеза инновационной работы: состоит в том, что если разработать, усовершенствовать, накопить методические материалы по использованию ИКТ и внедрить их в учебный процесс, то это должно способствовать:
- повышению качества знаний учащихся;
- развитие информационной компетентности учащихся.
Компьютерные технологии в образовании:
позволяют индивидуализировать обучение;
повышают активность учащихся;
помогают интенсифицировать обучение;
повышают мотивацию учения;
создают условия для самостоятельной работы;
способствуют выработке самооценки у учащихся;
создают комфортную среду обучения.
Использование ИКТ и компьютерной техники открывает огромные возможности, так как позволяет применять совершенно новую методику обучения на уроках. Компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты, показать в динамике, повторить, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Все эти методические проблемы можно легко решить с помощью компьютера. Задачи, которые они ставят перед собой, вполне понятны и разрешимы.
Создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке.
Осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику.
Передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер.
Сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности».
Повышение качества обучения.
Учителя знают, что некоторые темы с большим трудом усваиваются учащимися. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик, практически разрушенную в связи с отнесением географии к разряду «устных предметов». Программы тренажёры помогают учащимся освоить большее количество терминов имеющих латинские, греческие и английские корни, часто трудные для учащихся. Моделирующие программы помогают учащимся глубже понять многие химические и экологические процессы. Опыт инновационной работы убеждает в том, что использование ИКТ на уроке решает многие проблемы, при этом процесс усвоения материала протекает более эффективно.
Практическая составляющая программных продуктов по географии позволяет познакомить и научить детей работать с картой. Умения учащихся в результате практической работы становятся навыками. Метод проб и ошибок, за который никто не ругает, вызывает живой интерес к карте. Дети перестают ее бояться и начинают воспринимать как друга и помощника. География очень часто опирается на статистический материал, поэтому на уроках с использованием ИКТ можно использовать рабочую тетрадь, составленную в среде Excel. В ней можно отобразить статистический материал наглядно и в полном объеме.
Информационные коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании способствуют:
• Раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых.
• Активизации познавательной деятельности.
• Формированию информационной культуры.
• Готовности к использованию средств вычислительной техники.
В рамках данной исследования использовались различные компьютерное материалы на разных этапах урока, таких как: составление презентации для уроков по темам «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России» (8 класс); «Лесные зоны Росси» (8 класс); «Атмосфера» (7 класс); «Экология и охрана природы. Понятие экология» (8 класс); «Административно-территориальное устройство России» (9 класс); «Сравнение ЭГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт – Петербурга» (9 класс) и многие другие.
Пример урок географии в 8 классе по теме «Геологическое строение территории России»:
С помощью компьютера разработаны различные карточки, проверочные и самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, опорные конспекты, раздаточные материал (лист опроса и др.), контрольные работы, тестовые задания по разным темам для преподавания химии и географии. Использование данного материала можно осуществить с помощью мультимедиа проектора, что не требует распечатки пособий. Некоторые примеры задание приведены ниже.
Карточка по химии, 8 класс 1. Дайте характеристику металлам. 2. Сколько металлов насчитывается в природе? 3. Какими физическими свойствами обладают металлы? 4. Дайте характеристику неметаллам. 5. Сколько неметаллов насчитывается в природе? 6. Что такое аллотропия? Примеры. 7. Дайте краткую сравнительную характеристику металлам и неметаллам. |
Фрагмент Самостоятельной работы по теме «Типы химических реакций» (10 класс) Дайте название соединениям. Какие из приведенных формул соответствуют изомерам, а какие – одному и тому же веществу? а) CH3 – CH2 – CH2 – CH2 – CH3 б) CH3 – CH2 | CH2 – CH2 – CH3 в) CH3 – CH – CH3 | CH2 – CH3 г) CH3 – CH – CH2 – CH3 | CH3 д) CH3 – CH2 – CH – CH3 | CH3 е) CH3 –CH2 CH3 | | CH2 – CH2 К какому типу относятся реакции, уравнения которых приведены ниже? а) CH3 – CHСl – CH2 – CH3 + NaOH → CH3 – CH – CH2 – CH3 + NaСl (вод.раств.) | OH б) CH3 – CHBr – CH2 – CH3 + KOH → CH3 – CH = CH – CH3 + KBr + H2O (спир.раств.) д) n CH3 – CH = CH – CH3 → ( – CH = CH –)n | | CH3 CH3 е) CH3 – CH = CH – CH3 + HOH → CH3 – CH – CH2 – CH3 | OH |
Самостоятельная работа по химии, 11 класс 1. Напишите уравнения реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: этилен → бромэтан → этилен → 1,2-дибромэтан. 2. Напишите уравнения реакции, с помощью которых можно из 1,2-дибромэтана получить 1,1,-дибромэтан. 3. В результате присоединения йода к этилену получено 98,7 йодопроизводного. Рассчитайте массу и количество вещества этилена, взятого для реакции. |
Названия алканов и алкильных заместителей, 10 класс Состав алкана | Название | Алкильный радикал | Название радикала | CH4 C2H6 C3H8 C4H10 C5H12 C6H14 C7H16 C8H18 C9H20 C10H22 | Метан Этан Пропан Бутан Пентан Гексан Гептан Октан Нонан Декан | CH3 C2H5 C3H7 C4H9 C5H11 C6H13 C7H15 C8H17 C9H19 C10H21 | Метил Этил Пропил Бутил Амил Гексил Гептил Октил Нонил Децил | |
Лабораторная работа «Азотная кислота и ее свойства» (9 класс) Цель: Оборудование: Ход работы: Опыт №1. Действие раствора азотной кислоты на индикаторы. В две пробирки налейте по 1 мл раствора азотной кислоты, в одну пробирку поместите кусочек индикаторной бумаги, в другую пробирку прилейте несколько капель индикатора метилоранжевого (или лакмус). Запишите наблюдения. Составьте уравнения электролитической диссоциации. Опыт №2. Взаимодействие азотной кислоты с металлами (окислительный свойства азотной кислоты) В одну пробирку прилейте концентрированной азотной кислоты и добавьте кусочек медной стружки. В другую пробирку прилейте раствором азотной кислоты (разбавленную кислоту) и добавьте кусочек медной стружки. Запишите наблюдения. Какой газ выделяется в первой пробирке, какой – во второй? Напишите уравнения соответствующих реакции. Вывод: |
Решение задач, 11 класс 1. Какой объем оксида углерода (IV) выделиться при сжигании 50л. этана (н.у.). 2. Какой объем водорода образуется при каталитическом дегидрировании 10 л этилена. 3. Углеводород, молекулярная масса которого равна 78 г/моль, содержит 92,31% углерода. Определите молекулярную формулу углеводорода. 4. Углеводород, плотность паров которого по водороду равна 15, содержит 80% углерода. Найдите молекулярную формулу. |
Контрольная работа, 8 класс (фрагмент) Вариант – II Задание 1. Расположите химические элементы, символы которых даны, в порядке: а) возрастания неметаллических свойств – P, Cl, Mg; б) возрастания металлических свойств – Ga, B, Tl. Задание 2. Определите вид связи для веществ с формулами: Na, NaCl, Cl2, SCl2. Запишите схемы образования связей. Задание 3. Заполните таблицу. Элементарные частицы | Изотопы | 39K | 40K | 1) р+ | | | 2) n0 | | | 3) ē | | | Задание 4. Запишите названия и символы не менее трех частиц (атомов или ионов), расположение электронов у которых соответствует ряду чисел 2, 8, 8. Задание 5. Определите относительную атомную массу(Ar) следующих химических элементов: F; Na; S; хром; цинк; золото. Задание 6. Вычислите относительную молекулярную массу(Mr) предложенных веществ: CO2; NH3; CaO; NaCl; Fe2O3. Как читаются эти вещества? |
ОК №1: Щелочные металлы |
Проверочная работа №1, 8 класс 1. Определите относительную атомную массу(Ar) следующих химических элементов: F; Na; S; хром; цинк; золото. 2. Вычислите относительную молекулярную массу(Mr) предложенных веществ: CO2; NH3; CaO; NaCl; Fe2O3. Как читаются эти вещества? Пример: H2O, Mr(H2O)= 2*Ar(Н)+ Ar(О)= 2*1+16=18. |
Так же использовались уже готовые лицензионные программы ИКТ разработанные по предметам: Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория; География 6 - 10. Библиотека материалов и др.
Информатизация учебного процесса это не только работа учителя предметника, но и работа учащихся. Ребята принимали активное участи в реализации этой работы по предметам химии и география. Выполняли задания, требующие от них знаний не только школьного предмета (химия или география), но и умения работы с персональным компьютером: выполнение творческих заданий (сообщений, кроссвордов, ребусов), составление презентации и их защита на уроке, умение пользоваться Интернет ресурсами (нахождение необходимой информации) умение обработать полученную информацию и доступно преподнести на оценку одноклассников и преподавателя.
Привести примеры работ
Для получения необходимой теоретической подготовки при организации работы с компьютерными технологиями пройдены курсы по темам: «Информационные технологий в деятельности учителя предметника», «Интерактивные технологии в образований». С целью повышения квалификации, формирования новой профессиональной компетентности, позволяющие решить задачу упорядочения и систематизации уже ведущихся работ в области информатизации школы, обеспечить максимальное использование имеющихся на рабочем месте ИКТ - ресурсов для решения актуальных образовательных задач.
Работа по данной теме будет продолжаться дальше. Эффективность использования информационных технологий при обучения химии и географий можно будет отследить на второй и третий годы работы. Результаты этого учебного угода (2007-2008 уч.год) мы будем считать показателями констатирующего этапа.