СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчет по теме: «Формирование здоровьесберегающей компетентности участников образовательного процесса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Включение большего разнообразия физических упражнений в детскую жизнь основано врожденным стремлением детей-дошкольников к движению, в результате чего они испытывают ценное чувство «мышечную радость»

(И.П. Павлов).

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет по теме: «Формирование здоровьесберегающей компетентности участников образовательного процесса»»









Творческий отчет по теме:

«Формирование здоровьесберегающей компетентности участников образовательного процесса»






















СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………………………………………....7


1.1 Виды здоровьесберегающих технологий…………………………………...7


    1. Этапы формирования здоровьесберегающей компетентности участников образовательного процесса……………………………………………………8


ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ…………………………………………………………14


ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..15


2.1 Метод проектирования, его цели, задачи, классификация………………..15


2.2 Особенности проектной деятельности дошкольника……………………..19


2.3 Проектная деятельность по формированию здоровьесберегающей компетентности участников образовательного процесса……………………..21


ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ…………………………………………………………….26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...………………………………27


ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………28


ПРИЛОЖЕНИЕ












ВВЕДЕНИЕ


Включение большего разнообразия физических упражнений в детскую жизнь основано врожденным стремлением детей-дошкольников к движению, в результате чего они испытывают ценное чувство «мышечную радость»

(И.П. Павлов).


Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Указанные негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. По данным Д.И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т.е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию. Поэтому в современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка в процессе образовательной деятельности.

Дошкольное образование является важной ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим, результатом деятельности образовательного учреждения становиться не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей – интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач в процессе жизнедеятельности. В данном случае – формирование у ребенка здоровьесберегающей компетентности.

Реализация важнейших положений, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздаровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, В.Г. Алямовская и многие другие.

Ими определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования:

  1. Удовлетворение базовых потребностей ребенка. В этом случае он наиболее полно развивает свои способности, познает собственную уникальность; в процессе самоактуализации у него непроизвольно формируются основные компоненты здоровья.

  2. Создание экологически чистого (адаптационного, реабилитационного, образовательного) пространства для каждого ребенка. Только в этих условиях ДОУ сможет раскрыть индивидуальности каждого воспитанника.

  3. Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

В связи с этим, возникла необходимость создания в детском саду эффективной здоровьесберегающей системы. Результатом работы, которой станет не только формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, но и компетентность ребенка, как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Это свойство личности, включает в себя:

  • Систему знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни

  • Мотивы, имеющие эколого - сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждение к ведению здорового образа жизни

  • Потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, в выборе здорового образа жизни, в способах изучения, сохранения и коррекции здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию.

Однако мы понимали, что успешность формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников невозможна без взаимодействия всех участников образовательного процесса

Анализ педагогических усилий, необходимых для успешного формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников в ДОУ показал, что для педагогов и родителей характерен низкий уровень здоровьесберегающей компетентности; внешний гигиенический контроль формален и низкоэффективен. Имеющаяся система оздоровления детей в ДОУ исходит из медицинского видения проблемы здоровья и рассчитана на значительные материальные и трудовые затраты, что является препятствием для их широкого внедрения в практику.

Для решения сложившихся противоречий мы определили направления работы:

  1. Выявить наличие значимых для сохранения здоровья ценностных ориентация и смысловых установок педагогов;

  2. Гуманизация отношений всех участников образовательного процесса, создание здоровьесберегающей среды развития ребенка;

  3. Создание детско-родительского сообщества.

Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Внедрение новых технологий в процесс обучения


1. Освоение здоровьесберегающих технологий: стретчинг, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, динамическую гимнастику, корригирующую гимнастику, ортопедическую гимнастику); Технологии обучения здоровому образу жизни:

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, точечный самомассаж, НОД из серии «Здоровье»).

2. Комплексное использование личностно-ориентированных техно-логий в образовательном процессе.

3. Использование проектной деятельности.

2. Совершенствование организации образовательной деятельности

1. Использование приемов, средств,

методов обучения адекватных

возрастным и индивидуальным

особенностям воспитанников.

2. Соблюдение гигиенических норм и

требований.

3. Использование

здоровьесберегающих технологий.

4. Изменение тактики ведения непосредственной образовательной деятельности при наблюдении признаков утомляемости воспитанников.

5. Использование динамических пауз и приемов релаксации во время непосредственной образовательной деятельности.





ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ


    1. Виды здоровьесберегающих технологий


Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье детей и педагогов.

В рамках деятельности по первому направлению были изучены здоровьесберегающие технологии.

Их можно выделить в три подгруппы:

  1. Организационно-педагогические (технологии), определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

  2. Психолого-педагогические (технологии), связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

  3. Учебно-воспитательные (технологии), которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Выбрали наиболее подходящие:

  • стретчинг,

  • динамические паузы,

  • подвижные и спортивные игры,

  • релаксацию,

  • пальчиковую гимнастику,

  • гимнастику для глаз,

  • дыхательную гимнастику,

  • динамическую гимнастику,

  • корригирующую гимнастику,

  • ортопедическую гимнастику;

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия),

  • коммуникативные игры,

  • точечный самомассаж,

  • НОД из серии «Здоровье».


Второе направление - совершенствование организации образовательной деятельности.


1.2 Этапы формирования здоровьесберегающей компетентности участников образовательного процесса

Любая система работы заключается в последовательности ее проведения. Так и в формировании здоровьесберегающей компетентности мы выделили три этапа:

  1. Начальный. Выполнение элементарных правил здоровьесбережения на уровне первоначального умения. (Использование организационно-педагогических технологий),

  2. Информативный. Ребенку даются базовые представления о строении своего организма, о здоровье, связях с окружающей средой, правилах сохранения и укрепления своего здоровья, правилах здорового образа жизни. Формирование полноценного понимания основ ЗОЖ. (Использование учебно-воспитательных технологий).

  3. Деятельный. Закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшему их совершенствования. Приобретение опыта ведения здорового образа жизни в условиях здоровой окружающей среды, в условиях сурового климата и экологического неблагополучия умение применять для укрепления своего здоровья оздоровительную силу природы родного края. (Использование психолого-педагогических технологий).


Приступая к первому этапу, мы определили уровень первоначальных умений в выполнении элементарных правил здоровьесбережения каждого ребенка. Для этого провели мониторинг интегративных качеств «Физически развитый» и образов «Здоровья».

Затем разработали систему проведения первого этапа. В нее вошли организационно-педагогические технологии, план индивидуальной работы с каждым ребенком.

Для детей с вялой осанкой и плоскостопием - мы проводили стретчинг. (2 раза в неделю по 30 мин.).

Для всех детей в качестве профилактики утомления проводили -динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин.. Включали в них элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры - использовали как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

Релаксацию - проводили под спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Для всех детей и особенно для детей с речевыми проблемами проводили пальчиковую гимнастику, в удобный отрезок времени.

Зрительную нагрузку снимали - гимнастикой для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Использовали наглядный материал, показ педагога.

Дыхательную гимнастику применяли - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. При ее проведении обеспечивали проветривание помещения, давали детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическую гимнастику проводили ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Корригирующую гимнастику применяли также в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависела от поставленной задачи и контингента детей.

Для детей с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы - ортопедическую гимнастику.


На втором этапе мы учитывали наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, поэтому в своей работе использовали следующие методы:

1. Наблюдение. Для наблюдений мы старались использовать конкретные
и яркие образы (представления) для того, что бы ребенку было легче
использовать его в практической и познавательной деятельности.


Содержание наблюдений разнообразно. Например, для того, чтобы определить особенности строения тела человека, наличие у него разнообразных органов, индивидуальных особенностей проводятся сравнительные наблюдения «У кого какой нос», «У кого какие глаза» и т.д.

Убедиться в том, что человек - живое существо помогает наблюдение за поведением человека: он дышит, растет, двигается, питается, выделяет ненужное (пот, слизь, переработанные воздух и пищу), он чувствует (слышит, видит, ощущает боль, голод, температуру окружающего, радость, грусть...), имеет сходные с животными и растениями потребности в воздухе, пище, определенной температуре, свете, влаге, месте для жизни, испытывает потребность в движении и отдыхе.

Интерес у детей вызывают путаницы. Учитывая, что примерно в 3,5 года у детей появляется способность различать неточности в рисунках предлагаю им путаницы в картинках. В несложный сюжет картинки вплетается 1-2 неточности, ошибки, основание на нарушение функции, строение человека. Например: в шубе летом, в платье зимой; уха на ноге, глаза на животе; уши зайца, человек с хвостом и т. д. В веселой занимательной форме они помогают ребенку осознать, закрепить строение человека, его органов, взаимосвязь человека и природы.

  1. Широко используем в работе прием разрешения проблемных ситуаций, который заключается в том, что рассказывая детям короткую историю с простым сюжетом, где герои сталкиваются с несложными трудностями (попадают под дождь, переохлаждаются и т.д.), предлагаем разрешить эти трудности и помочь героям выйти из сложной ситуации. При этом не просто рассказываем историю, а одновременно рисуем (упрощенно) происходящее карандашом или мелом. Предложенные детьми ответы также дорисовываются мною либо детьми. Таким образом, проблема разрешается.

  2. При формировании представлений о человеке, его организме и здоровом образе жизни используем дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры с определенно дидактической целью, которые по - другому называются игровые обучающие ситуации (ИОС). ИОС - полноценная, но специально организованная игра. В работе применяем различные виды ИОС:

  • ИОС с игрушками аналогами;

  • ИОС с литературными персонажами.

Так, например, во второй младшей группе «Таня простудилась», «Айболит в гостях у ребят» в гости приходит доктор Айболит - литературный персонаж, а в ИОС «Медвежонок сладкоежка», «Идем в гости» - используются игрушки аналоги (кукла, медвежонок).

4. При использовании метода ИОС часто применяем прием игровой
мотивации. Она позволяет с раннего детства формировать гуманное отношение к окружающему, развивать активную позицию по отношению к другим (помочь, защитить, позаботиться и т.д.). Например: постирать одежду, напоить чаем, вылечить, помочь одеться.... Из ИОС и личного опыта дети переносят сюжет и сюжетно-ролевую игру, закрепляя, положительное отношение друг к другу, профессии врача, привычку к здоровому образу жизни.

Дидактические игры используем для систематизации и закрепления знаний

детьми:

  • Дидактическая игра «Веселые человечки» - помогает распознать куклу - голыша на ощупь и объяснить выбор.

  • Дидактическая игра «Собери правильно», «Какие органы потерял человек» -закрепляют представления детей о строении тела человека.

  • Дидактическая игра «Живое – неживое» - закрепляют представления о живом и неживом.

  • Дидактическая игра «Да и нет» - закрепляют навыки ухода за зубами.

  • Дидактическая игра «Здоровье из корзинки» - формируют представления о полезных продуктах и т.д.

5. В процессе работы по формированию привычки к ЗОЖ часто
используем беседы. Беседы проводим с разными дидактическими целями:

Установочные беседы проводятся для возбуждения интереса и предстоящей деятельности (перед наблюдениями, экскурсией, чтением художественной литературы - помогают собрать внимание детей, установить связь между знаниями детей, полученными ранее и предстоящим наблюдением, чтением.). Эти беседы имеют обобщенный характер. Например «Чистота и порядок в доме», «Правила поведения во время прогулки». Проводятся во всех возрастных группах.

  1. Использование художественной литературы помогает обогащать знания детей, искать ответы на многие вопросы. Например чтение С. Черного «Про Катюшу» - воспитывает привычку содержать одежду в чистоте. В. Сутеева «Кто сказал мяу?» - формирует представления об органах слуха и зрения, Т. Воронкова «Маше – растеряша» В. Бианки «Купание медвежат» -формирует привычку к здоровому образу жизни и КГН, опрятность, чистоту, аккуратность. Сказки «Как Андрейка победил кариес», «Приключение микроба» - формируют представление о микробах и КГН. К. Чуковский «Айболит» - формирует представления и уважение к людям медицинской профессии.

  2. Метод экспериментирования (опыт), который позволяет развивать наблюдательность, и учит детей заботиться о своем здоровье, выявляя причинно-следственные связи, например: опыт со снегом во второй младшей группе дает возможность показать, что если есть снег, то можно заболеть (снег грязный, холодный...). Опыт «кожа» в старшей группе показывает детям, что кожа чувствительна и легко травмируется. В подготовительной группе «Сильное и слабое сердце» подсказывает, что организм свой нужно укреплять, тренировать.

  3. При знакомстве дошкольников со строением человеке его организме большую помощь может оказать метод моделирования. Модели - это материальные заместители реальных предметов, отражающие их признаки, структуру взаимосвязей, схематические изображения, знаки. Моделирующая деятельность содержит в себе 2 метода: демонстрация модели как наглядный метод; моделирование, как практический метод.

Например, составление модели человека (занятие "Расскажи нам о себе", дети составляют модель головы человека, занятие "Режим дня", составляют режим дня дошкольника и т.д.)

Использование разных видов моделей (графическая, предметно-графическая, предметная, статическая, динамическая и др.) является эффективным способом формирования у дошкольников представлений о человеке, его органах, привычки к здоровому образу жизни, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволят изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вреда.

  1. С целью получения информации на основе наблюдений исследовательской и практической деятельности детей мы использовали метод проектирования. Проекты могут быть кратковременными и долговременными. Они инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на предметность, самостоятельность, осмысление действий.




ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ


Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.


Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.


Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.








ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


2.1 Метод проектирования, его цели, задачи, классификация


Остановимся на методе проектов поподробнее:

Метод проектов известен давно. Основное применение в учебном процессе он нашел в школе. Основоположником метода проектов был американский педагог философ и психолог Дж. Дьюи и его ученик Уильман Кильпатрик. Первоначально он назывался «методом проблем», так как в основе метода лежит решение какой-либо проблемы. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

По мнению его создателей, проект предполагает «Энергичную, от всего сердца деятельность». Весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов.

Позиция учителя в данном случае рассматривалась как энтузиаст, специалист, консультант, координатор, «человек, который задает вопросы», руководитель. По возможности, позиция руководителя и координатора должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся. [2]

В начале 19 в. С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. Позднее в 20-х годах он нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов – Е.Г. Канаровой, М.В. Крупениной и других. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связи теории и практики. В 30-х годах этот метод, как и многие другие педагогические методы и системы, был запрещен. Последние годы метод проектов постепенно возрождается.

Начались также и попытки реализации этого метода в дошкольных учреждениях.

Анализ психолого-педагогической литературы, электронных источников информации позволил мне сделать следующие выводы:

  1. психолого-педагогические основания реализации метода проектов в ДОУ и анализ получаемых эффектов – крайне мал, опыт не систематизирован и не обобщен;

  2. разработаны сценарии и конспекты проектов, реализующихся в ДОУ, из которых видно, что метод проектов в образовательной деятельности дошкольного учреждения понимается методистами, педагогами очень разнопланово. Чаще всего проектами называют развернутые интегрированные занятия по закреплению или освоению какой-либо темы, с вовлечением детей в творческую деятельность, которые сами по себе интересны и результативны, но не несут эффектов, заложенных в проектной деятельности.

На наш взгляд, проектная деятельность может является только проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия ребенок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.

Мы определили следующие задачи в работе:

ЦЕЛЬ: Формирование интегративных качеств посредством проектной деятельности.

ЗАДАЧИ

Формирование умение решать интеллектуальные и личностные задачи:

  • Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

  • Формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

  • Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  • Произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

  • Потребности в создании собственной картины мира;

  • Навыков коммуникативного общения.

Формирование необходимых умений и навыков (проектно-исследовательских)

  • Выявить проблему;

  • Самостоятельно искать нужное решение;

  • Выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

  • Развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

Формирование первичных представлений о себе, семье, мире и природе.

Для решения поставленных задач мы обсудили сложившуюся ситуацию на групповом совещании, и наметили пути решения – необходимость изменения используемых методов и приемов:

  1. Необходимо усилить работу по формированию интегративных качеств «способный решать интеллектуальные и личностные задачи», «имеющий первичные представления», «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», опираясь на уже достаточно хорошо сформированные интегративные качества:

    • «Любознательный и активный»: дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задают много вопросов, любят экспериментировать.

    • Способный управлять своим поведением: планируют свои действия на основе первичных ценностных представлений, способны планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели.

2. Определить более эффективные методы и приемы для достижения поставленной цели.

Изучив методическую литературу по данной теме, мы остановились на технологии В.Вераксы «Проектная деятельность в детском саду» и Л.Л.Тимофеевой «Проектный метод в детском саду».

Проектный метод. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проекты:

  • Помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей,

  • Помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

  • Способствуют развитию творческих способностей детей;

  • Способствуют умению наблюдать;

  • Способствуют умению слушать;

  • Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

  • Способствуют развитию мышления;

  • Помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

  • Развивают воображение;

  • Развивают внимание, память, речь.

Классификация проектной деятельности

Наименование

Характеристика

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Исследование предполагает ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. В нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов.

ТВОРЧЕСКИЙ

В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Творческий проект чаще осуществляется коллективно или вместе с родителями. Обычно такие проекты являются долгосрочными. Результатом может быть: спектакль, сказка, постановка.

НОРМОТВОРЧЕСКИЙ

Эти проекты являются очень важными, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который понимает целесообразность введения той или иной нормы. Нормативные ситуации могут быть: запрещающие, позитивно нормирующие, поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.


    1. Особенности проектной деятельности дошкольника


  • Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.

  • В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Самые ценные проекты – те, где идея или проблема поставлена детьми. Она актуальна, значима для ребенка, а значит он смотивирован на ее решении. Можно назвать такой проект «от детей».

  • Проектная деятельность имеет адресный характер. Именно поэтому ее отличает ярко выраженная социальная окраска и в конечном итоге проектная деятельность является одним из немногих социально-значимых действий, доступных дошкольнику.

  • В дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности.

  • Участие детей в проектной деятельности является добровольным, только тогда мотивация будет достаточной для полноценного раскрытия возможностей ребенка.

  • Для метода проектов характерна групповая деятельность. Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад. А так же данный метод дает возможность успешного включения родителей в жизнь их детей в детском саду.

  • Роль и участие педагога:

- услышать в детском вопросе возможность разворачивания проекта и подхватить его;

- помочь детям сформулировать проблему и наметить пути ее решения;

- создать условия для успешной реализации проекта детьми (предоставление разнообразных информационных источников, подготовка необходимого инструментария и материалов для продуктивной деятельности, создание атмосферы заинтересованности, творческой работы, поддержки каждого ребенка).


Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные изменения образовательного процесса и его участников. При организации проектной деятельности нам пришлось преодолеть ряд трудностей:

1. Отсутствие готовности нас, педагогов, к проведению такого рода деятельности с детьми.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программ к другой и т.п. А проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. Можно сказать, что мы попали в «Ситуацию неопределенности».

2. Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка.

К детям нашей группы мы стараемся относиться очень чутко и при затруднениях, которые испытывают ребята, поддерживать их эмоцуионально. Иногда эта поддержка выливается в готовность выполнить творческое задание за ребенка (предложить готовый вариант).

Проектная деятельность предполагает формулирование творческого замысла или поиск возможных решений проблем самими детьми. А нам педагогам необходимо создать проблемную ситуацию, в противном случае, ребенок окажется в объективной позиции.

3. Необходимость формирования субъектной позиции педагога.

Невозможность развития субъектной позиции ребенка, оставаясь в жесткой фиксированной позиции. Задача педагога заключается не в том, чтобы дождаться необычного решения от ребенка. А в том, чтобы рассмотреть способы решения с точки зрения пространства возможностей.


2.3 Проектная деятельность по формированию здоровьесберегающей компетентности участников образовательного процесса


С целью преодоления вышеуказанных трудностей мы наметили «План развития педагога» и определили темы самообразования «Развитие элементарных представлений у детей о культуре и быте человека» и «Формирование здоровьесберегающей компетентности участников образовательного процесса».


Используя метод проектов в работе с детьми, мы помнили, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. В результате проведенной работы получились следующие результаты:


№№

Название проекта

Срок проведения

Участники

Презентация проекта

1.

«Предметы старины»

Долгосрочный


Ноябрь


2011 г.

дети II младшей группы,


воспитатели,


родители воспитанников

Создание музея предметов старины

2.

Изготовление кулинарной книги рецептов «Вкусняшка»

Долгосрочный


Октябрь


2012 г.

дети средней группы,


воспитатели,


родители воспитанников

Кулинарная книга рецептов «Вкусняшка»


Все проведенные нами проекты проходили основные этапы;

  1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

  • в каких источниках можно найти информацию;

  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

  1. Выполнение проекта – практическая часть.

  2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.


В работе по формированию представлений о человеке и его здоровье,
воспитании привычки к ЗОЖ мы использовали разнообразные методы и приемы в комплексе.

Образовательная работа осуществлялась нами в разных формах:

  • на специально организуемых НОД (различных типов и видов)

  • в играх (сюжетно-ролевых, дидактических)

  • на прогулках

  • в нерегламентированных видах деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы)

  • развлечения и досуги

На третьем этапе важным было закрепить знания, умения и навыки по здоровьесбережению и дальнейшему их совершенствования.

Для этого мы ежемесячно проводили физкультурные досуги или праздники. В этой форме работы закрепляются у детей навыки, полученные на занятиях, создавали эмоциональный настрой, повышали интерес к физической культуре. Некоторые досуги направлены на формирование осанки. Например: спортивно - игровая программа «Быть здоровыми и красивыми хотим», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», Спортивный фестиваль, праздник «Крошечки - Хаврошечки» (конкурс красоты) и другие.

Использовали технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Физкультурные занятия - 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.

  • Проблемно-игровые (игротреннинги и иглотерапия) - в свободное время,
    чаще во второй половине дня. Время строго не фиксировали, в зависимости от задач, нами поставленных. Игра организовывалась не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

  • ИОД из серии «Здоровье»

Большое внимание мы уделяли педагогическим условиям, которые на наш взгляд должны способствовать формированию у дошкольников представлений о человеке и его здоровье:

  • Создание экологической развивающей среды в ДОУ. Компетентность педагогов. Система работы с детьми.

  • Сотрудничество с родителями. Родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы с детьми в каждой возрастной группе. Выработанные в саду навыки и сформированные понятия закрепляются в семье. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример бережного отношения к своему здоровью.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группе создан физкультурный уголок, который учитывает возрастные особенности детей, их интересы. Имеется большая картотека для основных видов движения, картотека физкультминуток, пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.

О содержании работы с детьми в каждой возрастной группе мы постоянно информировали родителей. А также все задачи воспитания и развития детей по формированию здоровьесберегающей компетентности решали в тесном сотрудничестве с родителями. Дошкольный возраст - период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Но, к сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребенка здоровья. Только когда ребенок становится взрослее - замечают, как плохо сидит недавно купленная вещь, а ноги в новых ботинках «шаркают» по земле. А ведь именно семья несет ответственность за формирование у ребенка здоровья, являясь своеобразным «архитектором» характера ребенка.

В связи с этим важным в своей работы мы считаем: гармонизацию детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение грамотности родителей в области физического развития и воспитания детей. Актуальными, на мой взгляд, представляются совместные физкультурные досуги и праздники родителей с детьми.


Задачи совместных досугов и праздников детей и родителей:

а) формировать двигательные умения в детско-родительской паре;

б) развивать творческую, познавательную активность, инициативу, расширять кругозор;

в) воспитывать умение эмоционально выражать себя в движении.


Начиная работу по формированию здоровьесберегающей компетентности, мы совместно с медицинским персоналом, познакомили родителей на общей родительской конференции на тему «Физкультура и здоровье» с проблемой ДОУ; с результатами диагностик, т.е. показали факты и цифры; объяснили, какие цели, и задачи мы ставим.

В дальнейшем для достижения поставленных целей и задач в работе с родителями использовали:


1) наглядность в виде Памятки по созданию условий для сохранения здоровья детей; информации в папке - передвижке «Больше внимания осанке» и на стенде «Правила подбора стола и стула для ребенка», «Причины нарушений осанки», «Как избежать искривления позвоночника»; организации выставки физкультурного оборудования для укрепления мышц стопы, спины и живота.

2) консультации и собрания для родителей: «Профилактика и коррекция осанки и плоскостопия у детей», «Результаты диагностики физического развития детей»;

  1. открытые занятия, показ корригирующей гимнастики в Дни здоровья;

  2. клуб «Папа, мама, я - спортивная семья»;

  3. совместные с детьми поездки в лес, на трамплин, походы.

Родители и дети с удовольствием принимали участие в следующих мероприятиях: «Зов джунглей», «Игры, которые лечат», «Я здоровье берегу и сам себе я помогу» и др.

В совместной двигательной деятельности родители наблюдают за своими детьми, что дает им возможность оценить результаты своего воспитания; знакомятся со здоровьесберегающими техниками и охотно осваивают физические упражнения. Совместные физкультурные досуги и праздники родителей с дошкольниками позволили повысить интерес к данной форме работы, эффективность пропаганды здорового образа жизни, взаимодействия педагога с семьей.


Таким образом, в процессе выполнения физических упражнений у детей развивается способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, всей окружающей обстановки. Разные формы взаимодействия с педагогами и родителями формируют осознанное отношение к сохранению правильной осанки, к своему здоровью.

Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях детского сада и семьи.




ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ


Таким образом, созданная система позволяет решить несколько педагогических задач: осуществлять познавательное развитие детей, дать им определенную сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, формировать мотивацию на здоровый образ жизни, сформировать понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от экологического состояния окружающей среды.

Результатом работы по формированию здорового образа жизни станет здоровьесберегающая компетентность ребенка, как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Это свойство личности ребенка, которое включает в себя:

  • Систему знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни

  • Мотивы, имеющие эколого – сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни

  • Потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, в выборе здорового образа жизни, в способах изучения, сохранения и коррекции здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы. Человек – часть природы. Он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.

Потребительское отношение человека к природе влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды, что неблагоприятно сказывается на здоровье человека. Сегодня здоровье людей относится к числу глобальных проблем, т.е. тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества.

Гуманистическая образовательная парадигма, на основе которой в современном образовательном учреждении происходит коренные изменения направленности и содержания учебно-воспитательного процесса, включает в себя целенаправленное развитие физических и психических способностей человека, реализация которых возможна при сохранении и укреплении здоровья в процессе обучения и воспитания.

С раннего детства необходимо развивать у детей потребность в здоровом образе жизни, воспитывать экогуманистическое отношение к природе, человеку.

Необходимо уже в дошкольном возрасте формировать у детей представление об адаптации человека к жизни в природных условиях; о здоровом образе жизни современного человека: режиме, питании, жилье, физической активности, привычках, психологии безопасного поведения и заботы о здоровье.

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей дошкольников к работе по укреплению их здоровья.




ЛИТЕРАТУРА:

    1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

    2. Восприятие и действие Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. //под ред. А.В. Запорожца – М., 1967 – С. 177-181

    3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию [Текст] / Е.Евдокимова // Дошкольное воспитание. – 2003.-№ 3.-с.20-24

    4. Каджаспирова Г.М. Педагогическая антропология [Текст] / Г.М. Каджаспирова/Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.

    5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.

    6. Маринина Мария Георгиевна Формирование основ культуры здоровья младших школьников http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-osnov-kultury-zdorovya-mladshih-shkolnikov

    7. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е.С. Полат/ http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm

    8. Мышление дошкольника Поддъяков Н.Н.- М., 1977. – с.133 – 145.

    9. Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления детей Веракса Н.Е. // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой – М., 1985-с. 50-82

    10. Развитие воображения дошкольников Дъяченко О.М. – М., 1996 – с. 53 – 69.

    11. Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г. [Текст] – М.: Минобрнауки РФ, 2003. – 38 с.

    12. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста Веракса Н.Е., Дъяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии – 1994 - №4 с. 14-27

    13. Соотношение речи и образа в решении дошкольниками мыслительных задач// Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками/ по ред. Л.А. Венгера – М., 1986 – с. 3-13


28




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!