Творческие задания, как метод повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки
Выполнила:
учитель музыки
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 14» г. Курска
Теплинская Ирина Геннадьевна
Курск 2021
«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета.
Творчество - вот имя этой птицы!» Сухомлинский В.А.
Что мы понимаем под творчеством?
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Творчество на уроках музыки
- способствует общему творческому развитию личности
- воспитывает отзывчивость
- художественное воображение
- образно-ассоциативное мышление
- активизирует память
- наблюдательность
- интуицию
- формирует внутренний мир ребенка.
Типы творческих заданий
- Перевод образа из одного художественного ряда в другой.
- Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.
- Построение заданий от частного к общему.
Одним из основных видов деятельности на уроке музыки является пение
Задача учителя заключается в формировании и развитии певческих навыков.
Игровая методика
- различные упражнения,
- Звукоподражание
- речевые зарядки и ритмодекламации
- Игры на развитие речевого и певческого дыхания
- развивающие игры с голосом,
- интонационные игры и упражнения
- игровой показ песни.
Слушание музыки
Основными задачами учителя являются: учить детей
а) внимательно слушать музыку от начала до конца
б) проникаться их эмоциональным содержанием
в) делать поильный разбор произведений
г) узнавать по звучанию пройденные музыкальные произведения, помнить их название и имя композитора.
Методы и приемы и приемы активного слушания
- Для того, чтобы дети легче справлялись с этими задачами, на уроках использую различные методы и приёмы:
- «Цветные карточки» – после прослушивания произведения учащиеся на уроке показывают карточки в зависимости от характера музыки (тёплые тона – музыка лёгкая, подвижная; холодные тона – музыка тяжелая, серьёзная).
- «Словарь» – в тетрадях в две колонки ученики пишут как можно больше слов-синонимов, разделяя их по характеру музыки: грустная и весёлая.
- «Мы рисуем музыку» – стенд, на котором выставляются рисунки учащихся после прослушивания музыки. Это задание может выполняться как домашнее.
- На уроках музыки с первого класса учащиеся часто получают задание нарисовать услышанное произведение.
Пластическое интонирование
Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас "договаривают" тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант.
Исполнение музыки движением
Упражнение
- Движение - это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не "выключаясь".
« Воображаемый оркестр»- выбирается дирижёр. Участники выбирают себе любой инструмент из симфонического оркестра. Дирижёр руководит игрой на воображаемых инструментах.
В. Моцарт « Маленькая ночная серенада».
Исполнение музыки движением
Упражнение
Танцевальное упражнение
« Вечное движение»- представьте, что вам подарили большой букет ваших любимых цветов. Теперь сделайте полный вдох закрытыми глазами, «понюхайте букет». А теперь старайтесь двигаться под музыку, держа перед собой воображаемый букет. Ф. Лист « Грёзы любви».
« Полька сидя»- сидя на стуле напротив друг друга, держась за руки, станцевать польку.
Самостоятельная творческая деятельность детей связана с пластическим интонированием контрастных музыкальных образов.
С. Рахманинов « Итальянская полька».
Цель таких упражнений - активизация тела, снятие напряжения и конфликтов, развитие возможности и чувства телесной свободы.
Изобразительное творчество на уроке музыки
- Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – рисунками на сюжеты музыкальных произведений
- лепкой из пластилина персонажей музыкальных сказок
- оформлением программ и афиш концертов
- рисуночная методика – слышу, вижу, рисую.
Работа с карточками
- изображение инструментов (при прослушивании пьесы, ребята определяют звучащий инструмент и пишут название его);
- - карточки образов (музыка весёлая - "солнышко улыбается", музыка грустная - "солнышко грустит)
Творческие упражнения при восприятии музыки
Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные — под медленную и спокойную; прямые, изогнутые — под решительную; прерывные — под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.
Какую линию выбрать?
«Волшебная картинка»
Для работы потребуются: акварельные краски или гуашь, кисть, промокательная бумага (белая), палитра (можно использовать кафельную плитку).
Творческие задания на развитие воображения
«Волшебники»
«Времена года
в цвете и звуке»
Спасибо за внимание!