СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие работы на уроках математики в старших классах

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

опыт педагога "Творческие работы на уроках математики в старших классах"

Просмотр содержимого документа
«Творческие работы на уроках математики в старших классах»

Творческие работы на уроках математики в старших классах.


Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Без души, без чувств и мыслей вряд ли возможна, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, создание и реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, так сказать созидание разума. Этим, конечно, не ограничивается вся область творчества; элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека.

Прогресс общества всегда определяли уровнем развития творчества людей, и поэтому оно во все времена рассматривалась, как главное достижение человека, отличающее его от животного. Недаром Ромен Роллан сказал: «Вся радость жизни в творчестве. Творить - значит убивать смерть».

Не надо спорить с утверждением, что все дети талантливы. Так оно и есть. Просто кого-то из них недоучили, недоразвили. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования,- это умное руководство со стороны взрослых.

Уже 4 года наша школа работает над проблемой : « Воспитание и управление активной творческой личностью на уроке. Развитие творческого мышления».

Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые с точки зрения творческого обучения нуждаются в определенной корректировке.

Проблема развития творческих способностей многоаспектна и непроста. Я хочу рассмотреть творческий аспект применительно к урокам математики.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий; бездумное повторение чужих мыслей (даже мудрых !) не оставляет творческого элемента, но творчество неотделимо от знаний и умений.

Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение.

Создание положительных эмоций у школьников – мощный инструмент их обучения и воспитания. Одним из приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора на творчество учащихся. Детское творчество неисчерпаемо. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.

К сожалению, пока не существует изданных сборников творческих заданий для учителя и учащихся, хотя отдельные, не систематизированные задания такого назначения встречаются. Особенно редко можно встретить творческие задания по математике для старших классов. Пока нет таких пособий, учителю приходиться полагаться на собственный труд.

Я предлагаю детям различные творческие задания, с помощью которых нам удалось изгнать с уроков скуку, равнодушие.

На уроках алгебры и геометрии учащиеся знакомятся с различными фигурами их отношениями, понятиями, появляется новая терминология, которая порой нелегко усваивается. Для того чтобы процесс запоминания шел легко, я использую таблицы-конспекты и кроссворды. Иногда учащиеся самостоятельно составляют таблицы-конспекты при выполнении домашнего задания. Любые конспекты отражают индивидуальность автора. Как правило задание: «Составить план-конспект по данной теме» , дается в конце темы, где материал изучался крупным блоком, охватывающим несколько параграфов учебника. В конечном счете конспект должен стать информационно-справочной таблицей и сыграть свою роль на уроках тематического или итогового повторения.

С большим удовольствием дети самостоятельно придумывают и оформляют кроссворды по различным темам программы. Эта форма работы прекрасную возможность отрабатывать теоретические материалы, формулировки, определения, понятия, что так же стимулирует работу с учебником. При выполнении задания ученики не ограничены жесткими временными рамками. Несомненно, этот факт положительно влияет в целом на качество выполнения работы. Более того, если ученик получает оценку, которая его не удовлетворяет, то он имеет право вновь вернуться к данному заданию.

Наиболее трудными творческими заданиями являются те, где учащиеся самостоятельно должны составить задачу и решить ее: общеизвестно, что самостоятельно придуманная задача запоминается прочнее, чем просто решенная. Таким образом знания учащихся по теме становятся глубокими, прочными, осознанными.

Однако самостоятельное составление задач требует от учащихся особых умений. Например, при изучении темы «Арифметическая прогрессия» было дано творческое задание: «составить арифметическую прогрессию по двум числам».

Задание ученики выполнили по-разному. Так слабые ученики ограничились лишь тем, что в условии ранее решенной задачи поменяли числовые данные. Другая группа учащихся составила задачу, взяв первый член прогрессии и ее разность, причем используя отрицательные числа и дробные значения. Сильные учащиеся при решении задачи использовали иные члены прогрессии, таким образом решение стало более сложным с использованием системы уравнений. При обсуждении этих задач на уроке некоторые учащиеся изъявили желание усовершенствовать свою задачу, чтобы и их фамилия, как автора, прозвучала в дальнейшем.

Часто я предлагаю детям выполнить творчески обычные номера из учебника «Геометрия 7-9», Л. С. Атанасян, например, №391, №445, №701, №755 и другие.

Творческая работа оценивается достаточно высоко. А если учесть, что ученики получают, как правило хорошую оценку (так как оценивается не только правильность выполнения задания, а и оригинальность, красочность, аккуратность выполнения работы), то, безусловно. Полностью снимается дискомфорт, который часто образуется у многих учащихся при изучении курсов алгебры и геометрии.

Интересные работы зачитываем и показываем в классе, комплектуем в кабинете выставку лучших и оригинальных рисунков и работ. На родительском собрании знакомим родителей с материалами данной выставки.

В своей статье я не ставила целью рассказать обо всех видах творческих работ, которыми пользовалась в работе. Возможны, безусловно, и другие варианты. Их столько, сколько учителей. Каждый волен выбирать свое, пойти от своих желаний и потребностей. И еще я не ставила своей задачей научить детей творчеству, при этом забывая о всей серьезности отношения к образовательному процессу. Это всего лишь одно из средств самовыражения ребенка.

И ненужно бояться экспериментировать и пробовать различные формы и подходы, казалось бы к банальным, или напротив трудным вопросам. У детей получиться! Это будет взаимным обогащением. И тогда учение и обучение будут взаимно приятными.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!