СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая работа «Быть наставником – это…»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая работа «Быть наставником – это…»

 

 

«Наставничество - это мост, который

соединяет прошлое с будущим,

передавая знания и опыт

от одного поколения к другому»

 Д. Кимбро

 

Сегодня одной из наиболее острых проблем в образовании России является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров.

Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой. Так как система образования стремительно «стареет», необходим приток «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов.

Я убеждена, что самой важной поддержкой молодым специалистам, является наставник с большим багажом знаний. Педагог-наставник для молодого специалиста – это как первый учитель для первоклассника!

Отмечу, что в ГБПОУ РК «КАПТ» работа с молодыми преподавателями традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Профессиональные возможности каждого педагога, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых педагогов, не нашедших себя в выбранной профессии.

Работа преподавателя не проста. Яркая, творческая, благородная, в то же время ответственная, сложная и порой даже изматывающая! Быть современным педагогом-наставником трудно, но интересно. Наставник старается быть всесторонне развитой личностью, справедливым и строгим, понимающим, знающим своё дело не только для своих обучающихся, но и для своих молодых коллег.

А ещё он счастливый человек! Ведь учится у молодёжи, потому всегда идёт по жизни в ногу со временем.

Наставник – это тот человек, который всегда присутствовал в моей жизни в лице разных людей. Каждый из них оказал огромное влияние на становление меня как личности. Роль каждого наставника ценна и по сей день. Эти люди помогали раскрыть мой творческий потенциал, направляли мои мысли и энергию в нужное русло, давали мудрые советы, находили вместе со мной решение тех или иных проблем.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа «Быть наставником – это…»»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым «Красногвардейский агропромышленный техникум»















Творческая работа «Быть наставников – это…»






Наставник:

Абраимова В.Н.,

преподаватель

высшей квалификационной категории




















Красногвардейское, 2023

Творческая работа «Быть наставником – это…»



«Наставничество - это мост, который

соединяет прошлое с будущим,

передавая знания и опыт

от одного поколения к другому»

Д. Кимбро


Сегодня одной из наиболее острых проблем в образовании России является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров.

Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой. Так как система образования стремительно «стареет», необходим приток «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов.

Я убеждена, что самой важной поддержкой молодым специалистам, является наставник с большим багажом знаний. Педагог-наставник для молодого специалиста – это как первый учитель для первоклассника!

Отмечу, что в ГБПОУ РК «КАПТ» работа с молодыми преподавателями традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Профессиональные возможности каждого педагога, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых педагогов, не нашедших себя в выбранной профессии.

Работа преподавателя не проста. Яркая, творческая, благородная, в то же время ответственная, сложная и порой даже изматывающая! Быть современным педагогом-наставником трудно, но интересно. Наставник старается быть всесторонне развитой личностью, справедливым и строгим, понимающим, знающим своё дело не только для своих обучающихся, но и для своих молодых коллег.

А ещё он счастливый человек! Ведь учится у молодёжи, потому всегда идёт по жизни в ногу со временем.

Наставник – это тот человек, который всегда присутствовал в моей жизни в лице разных людей. Каждый из них оказал огромное влияние на становление меня как личности. Роль каждого наставника ценна и по сей день. Эти люди помогали раскрыть мой творческий потенциал, направляли мои мысли и энергию в нужное русло, давали мудрые советы, находили вместе со мной решение тех или иных проблем.

В детстве роль наставника принадлежала маме. В школьные годы в этой роли выступали учителя. Каждый из этих людей в значительной мере влиял на мое восприятие окружающей действительности. Кто-то – своим советом, другой – историями из жизни, а кому-то было достаточно одного действия, чтобы направить поток моих мыслей в нужное русло.

Наблюдая за этими людьми, за их многогранной, невероятной и захватывающей жизнью, я каждый раз делала для себя какие-то выводы и понимала, в каком направлении хотела бы развиваться.

Когда передо мной встал сложный выбор будущей профессии, ценна была поддержка моего отца, Скворцова Николая Ивановича, это самый важный наставник в моей жизни.

В ГБПОУ РК «КАПТ» Николай Иванович проработал 30 лет в должности преподавателя специальных дисциплин. Его заслуги в педагогической деятельности неоспоримы:

- награжден знаком «Отличник образования Украины» (Приказ № 780-к от 25.09.2022 г. Министерства образования и науки Украины);

- преподаватель высшей квалификационной категории, звание «Преподаватель-методист» (Приказ № 189-к от 24.04.2009 г. Министерства образования и науки Автономной Республики Крым);

- диплом I степени за первое место в республиканском конкурсе «Преподаватель года – 2012» в номинации «Преподаватель предмета «Правила дорожного движения» по профессии «Водитель автотранспортных средств»;

- награжден знаком «Работник образования года» (Приказ № 147 от 23.02.2012 г. Министерства образования и науки Автономной Республики Крым).

Указом Главы Республики Крым от 5 сентября 2023 г. № 205-У Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Крым «Красногвардейский агропромышленный техникум» присвоено почетное имя Скворцова Николая Ивановича.

Могу с уверенностью сказать, что мой отец, это тот человек, которому я обязана всем лучшим, что есть во мне. Анализируя прошлое, я понимаю, что не будь его рядом, в определенные моменты моей жизни, я могла бы стать абсолютно другой личностью.

Наставник - это человек, который может помочь вырасти в карьере, выстроить хорошие взаимоотношения с коллективом и получить удовлетворение от рабочего процесса. Молодые специалисты, приходя на работу, часто сталкиваются с трудностями, связанными с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Если вовремя не помочь и не поддержать, у них могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности, как в профессиональной, так и в личной.

Наставник всегда «смотрит» с высоты своего опыта, а значит, может помочь наставляемому не наступать на «грабли», на которые наступал он сам. Это позволяет наставляемому «проходить» профессиональный путь быстрее и с меньшим количеством критических ошибок.

Но самое главное в работе наставника – ни в коем случае нельзя решать проблемы наставляемого и никогда не давать точные советы, как поступить.

Задача наставника – оградить от критичных проблем, а далее только «направлять» и мотивировать его решать свои проблемы самостоятельно, для того, чтобы наставляемый смог своими усилиями достичь собственного успеха, а не при четких указаниях наставника.

Поэтому наставник должен иметь значительный профессиональный опыт, обладать высоким уровнем культуры, заниматься самообразованием, быть справедливым и равным в общении, знать верный выход из любой педагогической ситуации и может преодолеть любую сложность, как в обучении, так и в воспитании обучающихся.

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива.

Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и администрация техникума. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой специалист, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор техникума повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.

Преимущества наставничества для наставляемых: повышение самоуважения и уверенности в себе, расширение горизонтов и доступ к новому опыту, признание достижений и повышение устремлений, мотивация, улучшенная производительность, удовлетворение от работы, самостоятельное обучение, карьерные возможности и карьерная мобильность.

Преимущества наставничества для самих наставников: улучшение навыков коучинга и слушания, возможность развивать и практиковать персональный стиль лидерства, изучение новых перспектив и подходов, получение дополнительного признания и уважения, личное удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности, расширение профессиональной/общественной сети контактов, получение опыта решения сложных ситуаций, возможность продемонстрировать профессиональный опыт и поделиться знаниями и навыками.

Успешные наставнические отношения позволяют людям получить доступ к качественному опыту, отличному от их собственного, - это доверительные отношения, в которых наставляемые могут конфиденциально обсуждать проблемы и опасения, опираясь на советы наставника.

Как быть хорошим наставником….

1. Помочь наставляемому понять и определить цели.

Наставляемый может обладать огромными амбициями, но ему может потребоваться помощь в формулировании целей. Нужно помочь определить их заранее, а затем структурировать все свои разговоры вокруг. Для многих постановка целей - это самая сложная часть процесса; они знают, что им нужна помощь, но не всегда способны определить последовательность своих потребностей. Нужно убедиться, что каждая из поставленных целей укладывается в систему SMART, то есть является конкретной, измеримой, реалистичной, привязанной к срокам. Также хорошее практическое правило - сосредоточиться на одной цели в течение трех месяцев, тем самым регулярно отслеживать прогресс и вносить коррективы по мере продвижения.

2. «Смотреть на большую картину».

Перед тем как погрузиться в решение какой-либо конкретной задачи, нужно уделить некоторое время на изучение контекста: кто основные люди в жизни наставляемого, с чем ему сейчас сложнее всего, что привело его к наставнику, каковы его отношения с руководителем/коллегами/, как, по его мнению, наставник можете помочь. Такая контекстная информация, в свою очередь, поможет лучше понять цели, тип помощи, которую наставляемый получал в прошлом, уже приложенные усилия и то, как наставник сможет скорректировать, чтобы помочь добиться прогресса.

3. Регулярные встречи.

Последовательность - ключ к установлению и углублению доверия, которое к тому же позволяет быстро найти возможные решения, а не возвращение к старым разговорам. Если наставник понимает, что не сможет регулярно встречаться с подопечным, нужно принять решение, что сейчас не лучшее время становиться наставником.


4. Оставаться открытым.

Нужно четко дать понять, что наставник открыт для отзывов и обратной связи. Совершенно нормально, если совет наставника не попадает в цель, и вместо того чтобы уклоняться от таких моментов, лучше воспользуйтесь ими как возможностью для обучения.

5. Расширять нетворкинг.

Всякий раз, когда наставляемому нужна помощь, выходящая за рамки области знаний наставника, нужно связывать его с другими людьми, которые более осведомлены. Хорошие наставники понимают, когда под рукой есть более релевантный ресурс, и без зазрения совести направляют наставляемого к нему, будь-то статья, книга или человек из их круга общения.

6. Слушать.

Задавайте вопросы, чтобы прояснить точку зрения и побудить самостоятельное осмысление поставленной задачи, вместо того чтобы пытаться решить ее прямо посреди разговора.

7. Поддерживать конфиденциальность.

То, что говорит наставнику наставляемый, должно храниться в строжайшей тайне - это основа отношений. Доверие и общая уязвимость позволяют раскрыть истинные потребности и добиться прогресса.

Элементы, которые способствуют развитию здоровых наставнических отношений:

- Слушать активно и проявляйте сочувствие;

- использовать разные методы общения;

- давать конструктивную обратную связь, которая предполагает действия;

- быть готовым отказаться от собственных суждений и предрассудков;

- помочь определить цели подопечного;

- поощрять наставляемого брать на себя ответственность за собственное обучение и развитие;

- быть готовым, когда это уместно, поделиться собственным опытом работы, навыками и связями;

- заранее выделять время для встреч и быть последовательным;

- использовать любую возможность для собственного развития.

В нашей жизни много внешней мотивации, но никто нам не говорит, как работать с внутренней мотивацией. Внешней мотивации хватает не надолго, а далее, мы должны поддерживать этот внутренний огонь самостоятельно. И когда ты не знаешь, как это сделать, наставник в твоей жизни просто необходим.

Не можешь найти наставника - стань наставником сам!

Это сложно - но можно! Стать наставником для ищущего подопечного, чтобы помочь ему, и за это тебе обязательно воздастся.

Мудрецы говорили, что жизнь состоит из того, что видит человек, оглянувшись назад. Хочется, надеяться, что вся деятельность молодых специалистов раскроет их талант, повысит их мнение о педагогической профессии, и они останутся в системе образования, а опытные педагоги, педагоги-наставники будут по-прежнему прилагать все усилия и создавать благоприятные условия для дальнейшего их профессионального роста.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!