СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая деятельность. «Рисунок к сказке».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческая деятельность. «Рисунок к сказке».»

Занятие №10

16.11.2021г.

Учитель: Сейтхалилова Э. М.

Внеурочная деятельность «В мире книг» 5 класс

Тема: Творческая деятельность. «Рисунок к сказке».


Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о сказках и их героях, воспитывать бережное, трепетное отношение к книге. Обучить умениям и навыкам  передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки; способствовать созданию эскиза к сюжету любимой сказки с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы и тематическом рисунке.


Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Организация обучающихся. (Психологический настрой на занятие)

Проверка готовности обучающихся к занятию. 

Педагог:  — Начнём мы сегодня с загадки.

Страну чудес откроем мы, 

И встретимся с героями.

В строчках на листочках, 

Где станции на точках.

                                                     (Книга)

— Что за страна чудес нас ждёт сегодня?

Ответы детей: книга, книжная страна (загадка о книге).

  • Основная часть 

Педагог: — Ребята, а какие книги вам нравятся больше? Что обязательно должно присутствовать в книге?

Ответы детей: — Картинки. 

Педагог: — Вы любите рассматривать рисунки в книгах? А вы знаете, как называются картинки в книге?

Ответы детей: картинка, рисунок и другие варианты.

Педагог  предлагает детям отгадать кроссворд, в котором зашифровано слово «иллюстрация».

Коллективная работа над  кроссвордом.

Педагог: — Как вы думаете, что такое «иллюстрация»?

Педагог дает детям возможность подумать, предложить варианты:  — Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией. Иллюстрация – это вид книжной графики, её основа

Иллюстрация, в широком значении смысла этого слова, это всякое изображение, поясняющее текст. В узком значении, иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, способствующие восприятию текста.

Затем педагог обращает внимание детей на слайд: 

— Как выдумаете, ребята,  что объединяет все эти иллюстрации?

Ответы детей: сказки, это иллюстрации к сказкам

Педагог: — Часто ли вы читаете сказки? Как вы думаете, для чего придумали сказки?

Назовите свои любимые сказки. Как вы думаете, зачем детям нужно читать сказки?

Ответы детей

Педагог:

В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

— Ребята. А как называют художника, который рисует рисунки для книг? 

Ответы детей: иллюстратором.

 

Педагог: — Я предлагаю Вам попробовать  себя в этом качестве и проиллюстрировать свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справлялись профессиональные художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные. 

Рассказ педагога  о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков — иллюстраций.

Рассказ педагога о художнике-иллюстраторе Евгении Ивановиче Чарушине.

Педагог: — Е.И. Чарушин был писателем и художником. Он иллюстрировал свои книги и произведения других писателей (в частности сказку «Теремок», на иллюстрациях которой педагог останавливает внимание детей).

Он очень любил родную природу и животных изображал как никто другой. Художник часто бывал в зоопарке, выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Дети рассматривают иллюстрации.

Педагог: — У него свои приёмы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать  радость общения с живым. Е.И. Чарушин выработал свой метод иллюстрирования – чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать, антиконтурно, необычно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто «лохматым пятном», но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения. 

Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова. Показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам

Педагог:  — Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир. А какой сказочный сюжет вы хотели бы проиллюстрировать?

Индивидуальные ответы детей.

Педагог: — Попробуйте создать эскиз к эпизоду сказки. Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

По ходу выполнения эскизов педагог индивидуально анализирует композиционное построение и выбор сюжетной группы, снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.

Педагог: — Определим расположение главных героев рисунка. Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.  Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы, герои.Обучающиеся, как бы,  словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. 

Выполнение карандашного наброска в исполнении детей .

Педагог: Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев 

По окончании работы педагог  проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.

  • Подведение итогов. Самооценка детьми своей работы, её результативности.

Педагог: — Ребята, кем вы сегодня были на занятии? Какими художественными материалами вы рисовали? Ребята, вам понравилось занятие? Понравилось рисовать иллюстрацию к сказке? Были ли трудности?

Ответы детей

Педагог: — Ребята, поздравляю вас, вы сегодня первый раз были художниками-иллюстраторами, нарисовали очень интересные рисунки-эскизы, которые вы превратите в настоящие  иллюстрации к сказкам на следующем занятии.

Спасибо за творчество!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!