Занятие №10
16.11.2021г.
Учитель: Сейтхалилова Э. М.
Внеурочная деятельность «В мире книг» 5 класс
Тема: Творческая деятельность. «Рисунок к сказке».
Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о сказках и их героях, воспитывать бережное, трепетное отношение к книге. Обучить умениям и навыкам передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки; способствовать созданию эскиза к сюжету любимой сказки с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы и тематическом рисунке.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Организация обучающихся. (Психологический настрой на занятие)
Проверка готовности обучающихся к занятию.
Педагог: — Начнём мы сегодня с загадки.
Страну чудес откроем мы,
И встретимся с героями.
В строчках на листочках,
Где станции на точках.
(Книга)
— Что за страна чудес нас ждёт сегодня?
Ответы детей: книга, книжная страна (загадка о книге).
Педагог: — Ребята, а какие книги вам нравятся больше? Что обязательно должно присутствовать в книге?
Ответы детей: — Картинки.
Педагог: — Вы любите рассматривать рисунки в книгах? А вы знаете, как называются картинки в книге?
Ответы детей: картинка, рисунок и другие варианты.
Педагог предлагает детям отгадать кроссворд, в котором зашифровано слово «иллюстрация».
Коллективная работа над кроссвордом.
Педагог: — Как вы думаете, что такое «иллюстрация»?
Педагог дает детям возможность подумать, предложить варианты: — Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией. Иллюстрация – это вид книжной графики, её основа
Иллюстрация, в широком значении смысла этого слова, это всякое изображение, поясняющее текст. В узком значении, иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, способствующие восприятию текста.
Затем педагог обращает внимание детей на слайд:
— Как выдумаете, ребята, что объединяет все эти иллюстрации?
Ответы детей: сказки, это иллюстрации к сказкам
Педагог: — Часто ли вы читаете сказки? Как вы думаете, для чего придумали сказки?
Назовите свои любимые сказки. Как вы думаете, зачем детям нужно читать сказки?
Ответы детей
Педагог:
В мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
— Ребята. А как называют художника, который рисует рисунки для книг?
Ответы детей: иллюстратором.
Педагог: — Я предлагаю Вам попробовать себя в этом качестве и проиллюстрировать свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справлялись профессиональные художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.
Рассказ педагога о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков — иллюстраций.
Рассказ педагога о художнике-иллюстраторе Евгении Ивановиче Чарушине.
Педагог: — Е.И. Чарушин был писателем и художником. Он иллюстрировал свои книги и произведения других писателей (в частности сказку «Теремок», на иллюстрациях которой педагог останавливает внимание детей).
Он очень любил родную природу и животных изображал как никто другой. Художник часто бывал в зоопарке, выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.
Дети рассматривают иллюстрации.
Педагог: — У него свои приёмы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым. Е.И. Чарушин выработал свой метод иллюстрирования – чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать, антиконтурно, необычно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто «лохматым пятном», но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения.
Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова. Показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам
Педагог: — Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир. А какой сказочный сюжет вы хотели бы проиллюстрировать?
Индивидуальные ответы детей.
Педагог: — Попробуйте создать эскиз к эпизоду сказки. Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
По ходу выполнения эскизов педагог индивидуально анализирует композиционное построение и выбор сюжетной группы, снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.
Педагог: — Определим расположение главных героев рисунка. Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы, герои.Обучающиеся, как бы, словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа.
Выполнение карандашного наброска в исполнении детей .
Педагог: Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев
По окончании работы педагог проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.
Подведение итогов. Самооценка детьми своей работы, её результативности.
Педагог: — Ребята, кем вы сегодня были на занятии? Какими художественными материалами вы рисовали? Ребята, вам понравилось занятие? Понравилось рисовать иллюстрацию к сказке? Были ли трудности?
Ответы детей
Педагог: — Ребята, поздравляю вас, вы сегодня первый раз были художниками-иллюстраторами, нарисовали очень интересные рисунки-эскизы, которые вы превратите в настоящие иллюстрации к сказкам на следующем занятии.
Спасибо за творчество!