МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭВЕНО-БЫТАНТАЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УЛУСА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САККЫРЫРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Р.И.ШАДРИНА»
«Твоя профессиональная карьера»
Составила: Дмитриева Ж.Н.
социальный педагог
высшей категории
Батагай – Алыта, 2020
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
К.Д. Ушинский
Актуальность:
Проблемы профессионализма в 8 классах и предпрофильная подготовка в 9 классах – новые аспекты деятельности для педагогов и администрации средней школы . Предпрофильная подготовка в период обучения в 9 классе позволяет учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, первичное профессиональное самоопределение. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах.
Именно в наше время данная проблема приобретает очень важный смысл, так как жесткая конкуренция на рынке труда заставляет задуматься школьников и их родителей над этим вопросом. Верный ответ на него влияет на всю дальнейшую судьбу человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в огромном мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу.
Проблемы:
1. Недостаточная информированность родителей в вопросах профориентации.
3. Психологическая незрелость, отсутствие серьезного подхода к выбору профессии у учащихся.
4. Неспособность части выпускников к моменту получения аттестатов профессионально самоопределиться.
Цель программы:
- оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 8-9 классов; помочь определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Задачи:
- Формирование актуального для подростков «информационного поля»;
- Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
- Формирование мотивов саморазвития и личностного роста.
Основные принципы работы по профориентации:
- личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора;
- каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований;
- человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря своим смыслам и ценностям;
- человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
Формы занятий:
– рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест,
встречи с людьми интересных профессий и др..
- Формирование мотивов саморазвития и личностного роста
Ожидаемые результаты
- Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.
- Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.
- Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора.
Учебно-тематический план занятий курса «Твоя профессиональная карьера»
для 9 класса. 1 год обучения (33 часа)
№
Тема занятия
1
Количество
Глава I. Путь к самопознанию ТПК: вводное занятие. Понятия «профессия», «специальность», «оптант».
2
3
часов
Форма проведения
1
Представление о себе и о выборе профессии
4
Готовы ли вы к выбору профессии? (Тест В.Б.Успенского «Готовность к выбору профессии»)
1
вводное занятие
Лекционное
Мотивационная готовность к выбору профессии: практикум с элементами арт-терапии
5
1
Практика, тест
1
Секреты выбора профессии
6
Тренинговое
1
Профессиональные намерения и профессиональный план
7
Лекционное
1
8
Профессиональный треугольник. Тест
1
Типичные ошибки при выборе профессии: диагностическая беседа
«Кто вы?»
9
10
День из жизни сон из жизни» (сочинение) Творческие работы учащихся с раскрытием своего выбора и представлений о будущей профессии
1
Практика, тест
11
Интересы и склонности в профессиональном выборе («хочу»). Карта интересов
Лекционное
1
12
Определение профессиональной готовности к выбору профессии: тестирование
Диагностика
1
Практическое
Лекционное. Практическое
1
Сферы профессиональной деятельности
13
14
Практика, тест
1
Профессиональный отбор (подбор)
15
«Скорая помощь в выборе профессии» (анкетирование подростков и их родителей)
Лекционное. Практическое
1
Лекционное. Практическое
1
Профпригодность: абсолютная и относительная
16
Лекционное. Практическое
1
Глава II. Профессиональная карьера и здоровье
Лекционное. Практическое
Психические особенности личности
1
Лекционное. Практическое
17
Выявление типа темперамента. Тест Г.Айзенка
18
1
Свойства нервной системы и профессия. Темперанмте в профессиональном становлении.
19
Лекционное. Практическое
Индивидуальный стиль деятельности
1
20
1
21
Ошибки в выборе профессии. Игра «Советчик»
Лекционное. Практическое
22
Лекционное. Практическое
1
Личностная тревожность и профессия
23
Лекционное
1
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда
1
Определение типа мышления учащихся
24
Лекционное. Практическое
Игровое
Лекционное. Практическое
Самооценка и уровень притязаний
1
25
26
Образ «Я» и профессия
1
Лекционное. Практическое
1
Глава III. Многообразие мира профессий
Тренинговое
27
Многообразие мира профессий. Современный рынок труда («надо»)
Лекционное. Практическое
1
Кем я хочу стать? Методика Д.Кейрси 1 1
28 - 29.
1
Лекционное. Практическое
30
«Моя будущая профессия»: заслушивание и обсуждение сообщений о профессиях
Лекционное. Практическое
Пути получения профессии
31- 32.
1
Тренинговое
1
Навыки самопрезентации
33
Повторительно-обобщающее занятие
Итого: 33 часов
Лекционное. Практическое
1
1
Итого на период обучения:
Лекционное. Практическое
Практическое, игровое
1