Учитель: Мухаметзянова А.Г., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Алабайтальская ООШ» Беляевского района Оренбургской области
Предмет: литература
Класс: 9
УМК: Литература. В.Я.Коровина, В.П. Журавлев и др., 2008 г.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Т. Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом...». Стихотворения о родине и о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
Место урока в системе уроков по теме: 1-й урок
Тип урока: анализ тематики лирического произведения.
Цели урока:
познакомить со стихами А. Т. Твардовского;
развивать умение производить тематический анализ стихотворения;
воспитывать чувство любви к Родине.
Методы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа лирического произведения, выразительное чтение.
Ход уроков
Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, – чувствам, мыслям, природе, быту, политике.
С. Я. Маршак. Ради жизни на земле. 1961
Твардовский, как человек и художник, никогда не забывал о своих согражданах… никогда не являлся поэтом только «для себя» и «про себя», всегда чувствовал свою задолженность перед ними; он и за перо брался только в том случае, если верил, что он может сказать о жизни самое главное, то, что он знает лучше, подробней и достоверней всех.
В. Дементьев. Александр Твардовский. 1976
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
А. Т. Твардовский
I. Биографические истоки творчества Твардовского.
Быть читателем поэзии – дело достаточно тонкое и эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкального звучания.
В стихах Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.
– Что вы знаете о жизни и творчестве Александра Твардовского?
II. Основные темы и идеи лирики Твардовского.
1. Прослушав лекцию, запишите её в виде плана, перечислив основные темы и идеи лирики поэта.
Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.
Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».
В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. Отсюда пошли поэтические представления о России, здесь с отцовского чтения заучивались наизусть строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Стал сам сочинять. Пленили его «песни и сказки, что слышал от деда». В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.
Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники – «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.
Столбы, селенья, перекрестки,
Хлеба, ольховые кусты,
Посадки нынешней березки,
Крутые новые мосты.
Поля бегут широким кругом,
Поют протяжно провода,
А ветер прет в стекло с натугой,
Густой и сильный, как вода.
Тема войны – одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.
А. Т. Твардовский пишет о великом солдатском братстве, рожденном в годы испытаний.
III. Практическая работа.
Из истории создания.
«Стихотворение "Я убит подо Ржевом..." написано после войны, в конце 1945-го и в самом начале 1946 года. В основе его была уже неблизкая память поездки под Ржев осенью 1942 года на участок фронта... »
Теоретический материал.
Запишем определение в тетрадь.
ТЕМА - (от греч. thema - то, что положено в основу) - предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор. Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова, 2005.
3. Лексическая работа.
Родина - Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникновения чего-нибудь (Толковый словарь Ожегова).
Какие синонимы этого слова вы знаете?
4. Составление таблицы.
- Что для вас Родина?
Заполните таблицу, опираясь на текст стихотворения, распределяя слова по тематическим группам.
Можем ли мы сказать, что эти группы будут относиться к Родине?
Беседа по вопросам.
Какие города России упоминаются?
Почему лирический герой называет именно эти города?
Какое значение имеет упоминание Ржева, Москвы, Берлина?
Сколько раз в стихотворении упоминается слово Родина?
Какой синоним этому слову использует поэт? (отчизна).
Отчизна (высок.). - Отечество, родина.
Какое значение для раскрытия темы Родины имеет сравнение «Фронт горел, не стихая, /
Как на теле рубец»?
"Стихи эти, – заметил Твардовский в названной выше статье, – продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство" Что имеет непреходящую общую ценность и для живых и павших в боях?
Память
Живые
Родина
Павшие
Еще раз прочитайте заключительные строки стихотворения.
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать - горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать — не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое —
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
О чем просит солдат своих живых
Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом».
Карточки с заданиями
1. «Тот, кто провел на фронте несколько лет и уцелел физически и морально, хранит в душе не только память об опасностях, горьких утратах и невзгодах, которые несет с собой война. Он помнит и другое: напряженное ощущение ясно осознанной цели, фронтовую дружбу, товарищеское единство, ту слитность чувств, которых потом, в мирной жизни, ему на первых порах даже как-то не хватало».
С. Я. Маршак. «Ради жизни на земле». 1961
– Как в стихотворении «Я убит подо Ржевом» отразились «горькие утраты и невзгоды» войны, «товарищеское единство», «слитность чувств», которые хранил в душе поэт, познавший «глубину всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига»?
2. Уже в записях «С Карельского перешейка» обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной войне: «Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то еще идут ему письма на полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают».
Сопоставьте страницу фронтовой прозы поэта со стихотворением «Я убит подо Ржевом». Что объединяет давнюю дневниковую запись и поэтическое произведение?
3. «Созданный Твардовским монолог павшего воина «Я убит подо Ржевом» – это накаленное страстным поэтическим пафосом слово от имени «мертвых, безгласных», – свидетельство огромного богатства лирического «я» поэта, его душевной широты, человечности, присущей ему способности быть «чувствилищем своего народа» (Горький), выразителем его переживаний и дум».
Л. К. Швецова. «А. Т. Твардовский». 1971
В подлинно художественном произведении форма и содержание взаимообусловлены. Как бы подчеркивая эту мысль, А. Твардовский пишет: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)
– Почему в монологе павшего воина «я» органично переплетается с «мы» «мертвых, безгласных»? Проследите по тексту, какие обращения используют «мертвые, павшие», взывая к живым. Выпишите эти обращения. О чем говорит изменение характера обращений от начала к концу стихотворения?
4. Своеобразие языка стихотворения «Я убит подо Ржевом» – «в обычном для Твардовского непринужденном сочетании… прозаизмов, конкретных примет реального, хотя несколько обобщенного солдатского языка… и высоких поэтизмов».
А. В. Македонов. «Творческий путь Твардовского». 1981
Подтвердите эту мысль критика примерами из художественного текста.
IV. Итог уроков.
– Как бы вы теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие лирики Твардовского»?
Пусть это стихотворение станет для вас завещанием поэта:
К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить, как живешь, своей страдой бессонной, –
Взялся за гуж – не говори: не дюж.
С тропы своей ни в чем не соступая,
Не отступая – быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.
Домашнее задание.
Продолжите самостоятельное знакомство с лирикой А. Т. Твардовского. Подготовьте презентацию понравившихся стихов: