СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Турнир химиков. Положения, задания

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра Турнир юных химиков может проводиться для учащихся 8-11 классов, командная игра. Предлагаются положения турнира, документы - заявка, шаблон приказа,  для жюри

Просмотр содержимого документа
«Турнир химиков. Положения, задания»

Задания городского турнира химиков

(25.03.20 г.)


1. «Перенаселение». Сколько людей может жить на Земле с точки зрения химика?

2. «Нитрат». Оцените возможность определения нитратов разными методами, в том числе визуально, а также снижения содержания нитратов и нитритов в уже выращенных овощах и фруктах.


3. «Нетоксичные технологии». В последнее время мировые производители стараются максимально избежать использования токсичных веществ (свинца, ртути и других) в своих изделиях. Какие токсичные, ядовитые или вредные вещества до сих пор используются в современных технологиях? Предложите способы их замены менее вредными. Оцените достоинства и недостатки ваших новых материалов или устройств по сравнению с традиционными.



4. «Поэтом можешь ты не быть... » Среди произведений мирового литературного искусства подберите произведения, сюжет которых наиболее полно соответствует фундаментальным понятиям в науке, таким как синтез, катализ, концентрация, валентность, энтропия и др. Обоснуйте свой выбор.



5. Обед. Каждый из нас проводит множество химических превращений при приготовлении пищи. Опишите основные физико-химические процессы, которые проходят при приготовлении разных блюд.



ПРИКАЗ


«_03___»___03_____20__г. №




«О проведении городского турнира химиков»


Согласно плану работы управления образования ________________на 20 /20 учебный год, с целью пропаганды научных знаний, развития интеллекта, познавательной деятельности и творческих способностей учащихся п р и к а з ы в а ю:


1. Утвердить:

1.1. положение о проведении городского турнира химиков (приложение №1);

1.2. состав оргкомитета (приложение №2);

1.3. жюри турнира (приложение №3). 

2. Руководителю ______________________________________ организовать проведение 25.03.20 года в 9-00 на базе _городского турнира химиков.

3. Руководителям _____________________ образовательных учреждений:

3.1. Предоставить в оргкомитет списки команд городского турнира химиков (приложение №4). Срок до 11.03.20 г.

3.2. Обеспечить явку на городской турнир учителей-членов жюри турнира.

3.3. Назначить руководителя команды, ответственного за жизнь и здоровье детей, участников городского турнира химиков.

4. Сопровождающим провести с детьми инструктаж по ТБ, ПДД и поведению в общественных местах.




Приложение №1

к приказу от 03.03.20 №__


Общие положения городского турнира химиков

(25 марта 20 г.)

Турнир юных химиков является командно-личным соревнованием учащихся в их способности решать сложные химические проблемные задания, представлять решения в убедительной форме и защищать их в научной дискуссии (химическом бое).

Базовой дисциплиной Турнира является химия.

Цели турнира химиков:
  • привлечение школьников к практической научной деятельности;

  • обучение школьников нормам и стилю работы в творческих коллективах;

  • усиление межпредметных связей;

  • активизация внеклассной работы по химии;

  • создание условий для реализации и развития творческих способностей учащихся;

  • формирование у учащихся интереса к химии;

  • поиск школьников, способных применять знания по химии и находить; оригинальные технические решения;

  • повышение профессионального уровня преподавателей и учителей.


1.1. Задания Турнира

Для обсуждения в Турнире используется заранее опубликованный список заданий. Это задания открытого типа: не имеющие окончательного и однозначного ответа, допускающие использование разнообразных подходов для их решения. Условия заданий сформулированы максимально кратко и не содержат всех необходимых для решения данных, поэтому часто необходимо самостоятельно сделать определенные допущения, выбрать модель для построения ответа. Задания выполняются коллективно. Решение задач предполагает проведение самостоятельных теоретических исследований с использованием различных информационных источников. Разрешается помощь при подготовке решений со стороны наставников команд, а также консультации со специалистами.
Список из 5 задач формируется и обнародуется не позднее, чем за 21 день до игры.

1.2. Правила Турнира

Все действия участников, организаторов, членов Жюри и других лиц принимающих участие в Турнире регламентируются настоящими Правилами.
Во время проведения Турнира внесение изменений в Правила не допускается. Все спорные вопросы, которые возникают во время Турнира вследствие неточностей в правилах, решаются на совместном заседании Оргкомитета и Жюри.

1.3. Участники Турнира

В Турнире принимает участие команда, состоящая из 5 учащихся 9-11 классов общеобразовательных учебных учреждений. Личный состав команды не может изменяться на протяжении всего Турнира. Команда возглавляется капитаном, который заявляется перед началом игр и является официальным представителем команды во время проведения соревнований. Команду сопровождает руководитель. Руководитель команды несет ответственность за жизнь и здоровье членов команды. Руководитель команды имеет право принимать участие в Турнире в качестве члена Жюри или Наблюдателя.

1.4. Организаторы Турнира

Для проведения Турнира создаются его Оргкомитет и Жюри.


1.4.1. Оргкомитет Турнира

Организационный комитет осуществляет общее руководство подготовкой и проведением Турнира. В функции Оргкомитета входит: разработка и утверждение Правил Турнира; утверждение комплекта заданий Турнира; утверждение Председателя Жюри; подготовка и распространение информации о Турнире; принятие решения о допуске к участию в Турнире команд; утверждение программы проведения Турнира.


1.4.2. Жюри Турнира

Жюри формируется Оргкомитетом Турнира из учителей, преподавателей, научных руководителей МАН учебных заведений. К работе в составе Жюри при проведении боев могут привлекаться также руководители команд, принимающих участие в турнире. Однако, они не могут быть членами Жюри в тех группах, в которых соревнуются их собственные команды.

Жюри возглавляет Председатель, который имеет одного или нескольких заместителей.
Перед началом каждого боя члены Жюри распределяются по группам Председателем Жюри (или его заместителем). Изменение состава группы членов Жюри во время проведения боя не допускается, в случае невозможности кого-нибудь из членов Жюри продолжать работу, его протокол считается недействительным.

Председатель Жюри: участвует в формировании состава жюри; непосредственно несет ответственность за объективность оценивания участников турнира; возглавляет Методическую комиссию; перед началом боя распределяет членов Жюри по группам, назначает Ведущего боя и членов счетной комиссии; принимает окончательные решения в спорных вопросах, касающихся решений задач, хода боя, апелляций.

Ведущие боев: являются членами Жюри Турнира и по согласованию с Председателем Жюри могут принимать участие в оценивании выступлений команд наравне с остальными членами Жюри; права и обязанности ведущего регламентируются приложением 1 настоящих правил.


Регламент боев

Событие

Длительность

1

Оппонент предлагает Докладчику задачу

30 сек.

2

Докладчик принимает вызов

30 сек.

3

Подготовка к докладу

2 мин.

4

Доклад

5 мин.

5

Уточняющие вопросы Оппонента к Докладчику и ответы Докладчика

2 мин.

6

Подготовка к оппонированию

1 мин.

7

Выступление Оппонента

3 мин.

8

Полемика между Докладчиком и Оппонентом

2 мин.

9

Уточняющие вопросы Рецензента Докладчику и Оппоненту, ответы Докладчика и Оппонента

2 мин.

10

Подготовка к рецензированию

1 мин.

11

Рецензирование

2 мин.

12

Полемика между Докладчиком, Оппонентом и Рецензентом

3мин.

13

Общая полемика команд

по 1 мин.

14

Заключительное слово Докладчика, Оппонента, Рецензента

по 30 сек

15

Уточняющие вопросы членов жюри

2 мин

16

Выставление оценок



В каждом хим. бое участвуют три команды с различными ролями: Докладчик, Оппонент, Рецензент. Затем команды меняются ролями. В течение хим. боя каждая команда должна побывать в каждой роли.

Роли команд

Докладчик  докладывает суть решенной командой проблемы, согласно поставленной задаче, акцентируя внимание на её химическую идею и выводы. При этом использует заранее заготовленные презентации, рисунки, плакаты, фотографии, видеофрагменты, а также демонстрирует опыты, если задача экспериментальная.

Оппонент  высказывает критические замечания к докладу, и задает вопросы Докладчику, выясняет неточности, ошибки в понимании проблемы и в предложенном решении. Оппонент должен указать на положительные моменты и обосновать принципиальные недостатки, как в решении задачи, так и в выступлении Докладчика.

Рецензент  дает краткую оценку выступлениям Докладчика и Оппонента, определяет, насколько полно они справились со своими обязанностями, анализирует понимание обсуждаемой проблемы Докладчиком и Оппонентом. Рецензент имеет право задавать вопросы и докладчику, и оппоненту. Если, по мнению Рецензента, Оппонент не справился со своей ролью, то, после соответствующего обоснования, он может в своем выступлении взять на себя роль Оппонента.

Наблюдатель имеет право выступать только в общей полемике

Жеребьевка команд

Перед началом боя проводится знакомство членов команд и Жюри. Жеребьевка команд проводится до начала боев Турнира. Роли в первом раунде боя между командами распределяются по результатам жеребьевки. Команда, выигравшая значок №1, получает право определять, какой по счету, она будет выбирать для себя порядок смены ролей в бою. Жеребьевка проводится в виде олимпиады по химии, команда заполняют бланки для ответов и сдают их на проверку членам жюри.).



В двухкомандном бою действия 9-12 исключаются. Команда Наблюдатель выступает только в общей полемике команд.

Задачи для турнира юных химиков формируются организационным комитетом и рассылаются будущим участникам. Это задачи открытого типа (т.е. не имеющие окончательного и однозначного решения), допускающие огромное разнообразие подходов. При этом заранее допускается, что задание выполняется коллективно. Допускается использование любых литературных источников, а также консультации со специалистами.

Требования к задачам
  1. Научность: для решения проблемы ученику должен потребоваться запас знаний больше, чем школьный. Это формирует желания знать больше.

  2. Неоднозначность решения: у задачи не должно быть одного конечного решения; правильного решения может просто не существовать

  3. Широта проблемы: задача должна касаться многих вопросов и не сводиться лишь к одному; чем шире задача, тем интересней будет по ней полемика.

Играбельность: задача должна допускать множество неоднозначных подходов, чтобы бой

Выступления команд в действии.

Докладчик (один или несколько членов команды) излагает суть решения задачи, акцентируя внимание слушателей на основных химических идеях и выводах. При этом желательно использовать заранее заготовленные рисунки, плакаты, слайды, фотографии, а также демонстрировать опыты, если задача экспериментальная. Оппонент (один или несколько членов команды) высказывает критические замечания по докладу и задаёт Докладчику вопросы, выявляющие неточности и ошибки в понимании проблемы и в методах её решения. Выступление Оппонента не должно сводиться к изложению собственного решения задачи. В полемике обсуждается решение докладчика. Рецензент даёт краткую оценку выступлениям Докладчика и Оппонента.

Ограничения для содокладчика и сооппонента.


На доклад (оппонирование) команда может выставить двух членов команды. В этом случае один из них представляется как основной докладчик (оппонент), а второй как содокладчик (сооппонент). Основной докладчик (оппонент) начинает выступление, после чего передаёт слово содокладчику (сооппоненту). Выступление содокладчика (сооппонента) не может превышать половины времени, использованного основным докладчиком (оппонентом), или меньше (до окончания времени выступления). После окончания выступления содокладчика (сооппонента), даже если ещё не использовано отведенное для выступления время, основной докладчик (оппонент) уже не имеет возможности продолжить выступление. Если содокладчик (сооппонент) не принимали участие в докладе (оппонировании), то им не разрешается отвечать на вопросы и они снимаются с доклада (оппонирования).

Выход содокладчика (сооппонента) не влияет на количество его выходов в дальнейшем, и не приносит ему зачётные баллы, необходимые для оценки личного первенства.

Вопросы и содержание выступлений Оппонента и Рецензента не должны сводиться к изложению собственного решения задачи и демонстрации собственных экспериментов. В полемике обсуждается только предложенное Докладчиком решение задачи.



Приложение №2

к приказу от 03.03.2016 № __



Организационный комитет по проведению турнира химиков



п/п

Состав оргкомитета

Учебное заведение

1.

Председатель -



Приложение №3

к приказу от 03.03.2016 №____



Жюри турнира:


Приложение №4

к приказу от 03.03.2016 № 59




Заявка

_____________________________________________________

(название учебного учреждения)

на участие в городском турнире по химии

.03.2016

№ п/п

Фамилия, имя, отчество учащихся

Дата рождения

Класс

Фамилия, имя, отчество учителя – руководителя команды

1.





2.




3.




4.




5.






Директор __________________________ (Ф.И.О.)

(подпись)

Задания для жеребьевки

Необходимо определить, какие вещества изображены на картинках, написать их химические формулы.

занимательные вопросы


Вопросы по химии, можно использовать для жеребьевки

        

  1.  Какие металлы наиболее распространены в земной коре? (2 балла)

  2.  Сплав железа с углеродом, содержащий  более 2% углерода, примеси кремния, марганца, фосфора и серы(1 балл)

  3.  Названия каких элементов схоже с названием планет?(1 балл)

  4.  Какой элемент можно назвать элементом жизни и смерти и почему?         (2 балла)

  5.  Тяжёлый металл в жидком состоянии.(1 балл)

  6.  Элемент, названный по имени героя древнегреческой мифологии.(1 балл)

  7.  Как можно на некоторое время предохранить молоко от прокисания при температуре летнего дня?(3 балла)

  8.  Какая кислота содержится в желудочном соке животных? Какова её роль? (1 балл)

  9.   Какая кислота рождается во время грозы?(1 балл)

  10.  Какой кислотой медики пользуются для дезинфекции, кожевенники для дубления кожи, химики для приготовления стёкол?(2 балла)

  11.  Какая кислота самая ядовитая?(2 балла)

  12.  Какая кислота в чистом виде напоминает студень, а какая кристаллики льда?(2 балла)

  13. Много ли солёных солей?(1 балл)

  14. Какими солями вы пользуетесь по утру, ещё не успев сесть за завтрак?   (2 балла)

  15. Какая кислота содержит элемент, который является основой всего живого?(1 балл)

  16. Какую планету называют “красной” и почему?(1 балл)

  17. Что представляют собой  полярные шапки Марса? Какой их химический состав?(3 балла)

  18. Какой газ в избытке находится на Венере, а на Земле он применяется для получения фруктовых вод?(2 балла)

  19. Почему в космосе в отличие от Земли можно прочно сварить любые металлы?(3 балла)

  20. Какие слова М. В. Ломоносова являются крылатыми?(2 балла)

  21. Кто является основоположником стекольной промышленности в России и открыл атмосферу на Венере?(2 балла)

  22. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?(1 балл)

  23. Какой металл самый лёгкий и какой самый тяжёлый?(2 балла)

  24. Какое золото “ дешевле” серебра?(3 балла)

  25. Разработка залежей какого минерала послужила для основания города в Оренбургской области? Назовите этот город?(2 балла)

  26. Химическое вещество, называемое в технике каустической содой.3 балла

  27. Дайте ещё два названия раствору аммиака.(2 балла)

  28. “Вещество неисчерпаемых возможностей”. В середине 20 века в некоторых странах оно служило единицей ценности и играло роль денег. (3 балла)

  29. Как опытным путём различить питьевую и стиральную соду?(2 балла)

  30. Какой выдающийся русский химик являлся и гениальным композитором?(2 балла)

  31. Название какого элемента в переводе на русский язык означает безжизненный?(1 балл)

  32. Как вывести чернильное пятно на платье?(3 балла)

  33. Как опытным путём различить калийную селитру и поташ?(3 балла)

  34. Как называются атомы одного химического элемента, имеющее одинаковое число протонов, но разное число нейтронов в ядре?(1 балл)

  35. Какой газ выделяется при действии соляной кислоты на сульфид натрия? Какой запах он имеет?(2 балл)

  36. Какие оксиды имеет углерод? Какой из них солеобразующий?(1 балл)

  37. Почему простых веществ больше, чем химических элементов?(2 балла)

  38. Химический элемент, в котором 8 протонов и 8 электронов, имеет две аллотропные модификации (назовите их).(1 балл)

  39. Газ, который применяли в качестве химического оружия во время первой мировой войны.(1 балл)

  40. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? Какое вещество при гашении получается? Какое молоко не пьют?(2 балла)

  41. Учитель гимназии - автор сказки “Конёк-горбунок”, ученик - великий русский химик. Назовите их имена.(2 балла)

  42. Биологические катализаторы.(2 балла)

  43. Каким химическим элементом богата морская капуста, а недостаток его в организме человека приводит к заболеванию щитовидной железы?        (1 балл)

  44. Металл, обладающий бактерицидными свойствами.(1 балл)

  45. Галоген, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему.(2 балла)

  46. Дайте названия элементам 1А , 2А, 7А и 8А групп(1 балл)

  47. Процессы отдачи и присоединения электронов. (1 балл)

  48. Напишите формулы пероксида водорода, фторида кислорода, гидрида натрия.(1 балл)

  49. Это средство было изобретено, как дорогое упаковочное, например, для ценных подарков цветов, ювелирных изделий. В наши дни, сохранив свои функции, это стало, чуть ли не главным мусором планеты.(3 балла)

  50. Недавно во Флориде построен первый дом из алюминия. Алюминий был получен при переработке вторичного сырья. Всего на сооружение дома потребовалось более полмиллиарда единиц этого вторичного сырья. Что это за сырьё?(3 балла)

 

 

Ответы

 

1.      Алюминий и железо

2.      Сталь

3.      Уран, плутоний, нептуний.

4.      Азот. Элементом жизни его называют потому, что он входит в состав белка - носителя жизни на земле, элементом смерти называют потому, что он входит в состав многих взрывчатых веществ (аммонал, тринитротолуол и другие).

5.      Ртуть.

6.      Тантал.

7.      Сосуд с молоком нужно поставить в таз с водой и накрыть салфеткой так, чтобы её края находились в воде. Вода, поднимаясь по салфетке, будет испаряться. Испарение - процесс эндотермический, поэтому молоко в сосуде будет охлаждаться.    

8.      Соляная кислота, которая расщепляет белки на более простые соединения.

9.      Азотная.

10.  Борной.

11.  Синильная.

12.  Кремневая, уксусная.

13.  Одна, поваренная соль.

14.  Карбонат кальция в зубной пасте.

15.  Угольная.

16.  Марс, потому что его поверхность покрыта частицами, содержащие оксид железа.

17.  Это замёрзший углекислый газ в смеси со льдом и снегом.

18.  Углекислый газ.

19.  У металлов отсутствует оксидная пленка.

20.  “Широко простирает химия свои руки в дела человеческие” 

21.  М.В.Ломоносов, разработал рецепт цветных стёкол.

22.  Жидкая ртуть.

23.  Самый лёгкий - литий. Самый тяжёлый - осмий.

24.  “Сусальное золото”. По химическому составу - это двусерное олово. По внешнему виду это вещество жёлтого цвета.

25.  Медный колчедан. Город Медногорск.

26.  Едкий натр - гидроксид натрия.

27.  Нашатырный спирт, гидроксид аммония.

28.  Соль поваренная.

29.  Питьевая сода, при нагревании разлагается с выделением углекислого газа, в отличии от стиральной соды.

30.  А.П.Бородин

31.  Азот

32.  Чернила выводят горячим раствором щавелевой кислоты. для белых тканей можно применить хлорную воду.

33.  С помощью соляной кислоты, там, где поташ, выделяется  углекислый газ.

34.  Изотопы.

35.  Сероводород, он имеет запах тухлых яиц.

36.  Закись углерода - угарный газ CO, двуокись углерода - углекислый газ CO2 (солеобразующий оксид)

37.  Обусловлено явлением аллотропии.

38.  Кислород

39.  Хлор

40.  Оксид кальция - негашёная известь. Гидроксид кальция - гашёная известь. Известковое молоко

41.  П.П.Ершов - учитель. Д.И.Менделеев - его ученик

42.  Ферменты

43.  Йод.

44.  Серебро

45.  Бром

46.  1А группа - щелочные металлы, 2А - щелочноземельные, 7А - галогены, 8А - инертные газы.

47.  Окисление и восстановление

48.  H2O, OF2 ,NaH

49.  Целлофан

50.  Алюминиевые банки из-под пива и лимонада.



Каб. №__________


Ф.И. О. членов жюри__________________________________________

РЕЦЕНЗЕНТУ

Каждый член жюри выставляет единственную оценку по следующим критериям



Категории

+/ -

Оценка

(мах

5 б)


Умение рецензировать и участие в полемике (каждый 0, 5 б.)



1.

Оценивается: способность оценить полноту, научность и оригинальность решения;



2.

способность оценить качество представленного Оппонентом анализа решения;



3.

способность оценить качество и содержательность полемики участников;



4.

культура выступления, умение четко и правильно формулировать мысли;



5.

умение вести полемику с другими участниками;



6.

ценность вопросов для развития дискуссии;



7.

умение задавать вопросы общего и уточняющего характера;



8.

умение выслушать и понять собеседника;



9.

корректное и этичное обращение с участниками;



10.

ценность участия членов команды в дискуссии























Каб. №__________


Ф.И. О. члена жюри__________________________________________


ДОКЛАДЧИКУ каждый член жюри выставляет три независимые

оценки по следующим категориям:


Категории

+/ -

Оценка

1

(мах

5 б)

1. «Полнота, Научность, Оригинальность»

Оценивается: полнота решения задачи;



корректность выбора модели решения;



научность и логичность всех обоснований;



оригинальность решения и личный вклад команды;



отсутствие фактических и логических ошибок;








Оценка

2

(мах

5 б)

2. «Умение докладывать»



Оценивается:

умение четко и убедительно излагать суть решения задачи, (логичность изложения);



культура выступления, умение обращать внимание слушателей на основные идеи решения;



использование наглядных пособий, рисунков презентаций;



наличие основной линии доклада;

степень владения материалом по данной задаче;



наличие четких выводов по решению задачи.





Оценка

3

(мах

5 б)

3. «Участие в полемике».



Оценивается:

умение корректно, полно и убедительно отвечать на вопросы;



ценность ответов для развития дискуссии;



умение признавать недочеты своей работы и способность выработать общую точку зрения;



культура речи;



корректное и этичное обращение.







Каб. №__________


Ф.И. О. члена жюри__________________________________________

ОППОНЕНТУ

Каждый член жюри выставляет две независимые оценки по следующим критериям:



Категории

+/ -

Оценка

1

(мах

5 б)

«Умение анализировать»

Оценивается: умение понять представленный материал,



способность объективно проанализировать решение по критериям полноты,



научность и оригинальность;



способность оценить адекватность выбора модели решения;



умение раскрывать положительные и отрицательные моменты предложенного решения;





Оценка

2

(мах

5 б)

«Участие в полемике»



Оценивается: умение вести полемику с другими участниками;



умение задавать вопросы общего и уточняющего характера, их ценность для развития дискуссии;



умение раскрывать положительные и отрицательные моменты предложенного решения;



корректное и этичное обращение с участниками;



ценность участия членов команды в дискуссии





Трёхкомандный

Команда

Действие

   1  

   2  

   3  

1

Д

Р

О

2

О

Д

Р

3

Р

О

Д

Двухкомандный

Команда

Действие

1

2

1

Д

О

2

О

Д

Четырёхкомандный

Команда

Действие

  1 

  2 

  3 

  4 

1

Д

Н

Р

О

2

О

Д

Н

Р

3

Р

О

Д

Н

4

Н

Р

О

Д






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!