СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Туристско-экскурсионная работа как способ взаимодействия родительской общественности и классного руководителя по формированию здоровой духовно-нравственной личности лицеистов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья может быть полезна классным руководителям  всем учителям, кто организует экскурсии в другие города, регионы, кто считает, что туриско-экскурсионная работа - это важная часть образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Туристско-экскурсионная работа как способ взаимодействия родительской общественности и классного руководителя по формированию здоровой духовно-нравственной личности лицеистов»

Туристско-экскурсионная работа как способ взаимодействия родительской общественности и классного руководителя по формированию здоровой

духовно-нравственной личности лицеистов


«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит русская пословица. В последние годы в крае ведется активная работа по созданию образовательных маршрутов, экскурсий, туров, позволяющих увидеть обучающимся красоту и уникальность Алтайского края и России своими собственными глазами.

В связи с этим созданы новые проекты, которые могут помочь родителям и классным руководителям сориентироваться в том, как сделать отдых детей, во-первых, полезным для здоровья, а во-вторых, образовательным и интересным.

При поддержке Министерства  образования и науки Алтайского края был создан Региональный информационный портал. Данный сайт предлагает родителям, классным руководителям, учителям-предметникам провести увлекательные экскурсии для школьников  в рамках образовательного проекта  «Живые уроки».  «Живые уроки» на Алтае - это система детских образовательных экскурсий, внутренних региональных и межрегиональных маршрутов, разработанных по единым требованиям. Это экскурсионно-образовательные туры для детей по краю (Барнаул, Алтайский край, Горный Алтай), а также в другие регионы нашей необъятной Родины (Новосибирск, Томск,  Казань, Санкт-Петербург, Золотое Кольцо). Кроме образовательных экскурсионных маршрутов проект предлагает в рамках профориентационной работы познакомиться с высшими и средне-специальными учебными заведениями, где можно продолжить учебу после окончания школы.

В рамках школьной программы и требованиям ФГОС, предлагаются разнообразные выездные  "Живые уроки" по истории, географии, основам религиозных культур и светской этики, краеведению, биологии, экологии, искусству, литературе и другим предметам для школьников и студентов, которые включают в себя экскурсионные мероприятия историко-патриотического и культурно-познавательного характера.

Экскурсионная работа – совершенно необходимая педагогическая деятельность, решающая как учебные, так и воспитательные задачи. Экскурсии помогают разнообразить формы обучения, углубляют знания учащихся, расширяют их кругозор, развивают стремление детей к активной познавательной деятельности, позволяют значительно углубить и сделать более прочным усвоение материала, изучаемого на уроках. Кроме всего перечисленного огромно воспитательное значение экскурсий. Они воспитывают любовь к Отечеству, интерес к его прошлому, повышают интерес ко всему новому, позволяют лицеистам ощутить себя причастными к истории культуры, способствуют развитию эстетического начала в подростках. Классные руководители отмечают, что организованные поездки и экскурсии способствуют формированию и сплочению классного коллектива, обучают детей самостоятельности, умению жить без родителей, подчинять свои интересы интересам других, обучают учеников умению вести себя корректно в беседе с лектором, с одноклассниками, с классным руководителем, способствуют нравственному обогащению учащихся, развитию личности каждого ученика.

В подобных поездках велика роль родителей и классного руководителя. Приглашая ребят на экскурсию, классному руководителю и родителям необходимо выбрать маршрут путешествия, определиться с туроператором, провести работу среди родителей и учащихся по подготовке к поездке: рассказать о предмете экскурсии, расширить их знания по теме экскурсии, поставить вопросы, на которые необходимо найти ответы во время экскурсии. Классному руководителю необходимо провести с учащимися беседу о правилах общения, правилах поведения на экскурсии, по технике безопасности во время поездки, а также позаботиться о всех необходимых документах при оформлении экскурсии. И здесь впору вспомнить еще одну русскую пословицу – Готовь сани летом, а телегу - зимой. Организовать подобную поездку – это не только позвонить туроператору и оплатить стоимость поездки, но и подготовить пакет документов и осуществить межведмственное взаимодействие, оповестить все структуры, связанные с безопасностью детей во время экскурсии. Чтобы сохранить яркие эмоции от экскурсии, нужно позаботиться об этом заранее.

После проведения экскурсии необходимо обсудить впечатления (что понравилось, что не понравилось), оценить поведение учащихся во время экскурсии, при необходимости, сделать корректные замечания, заслушать ответы на вопросы, которые были поставлены перед экскурсией, организовать творческую работу (эссе, сочинения, доклады, сообщения, выпуск тематических газет).

В 2016-2017 учебном году в лицее на новый уровень вышла туристско-экскурсионная деятельность, возглавляемая классными руководителями совместно с родителями лицеистов. Учащиеся 5аб, 6а, 7б классов побывали на обзорной экскурсии по историческим местам г. Барнаула в преддверии 80-летия Алтайского края, с посещением страусиной фермы, арбалетного клуба, веревочного парка, выставки динозавров, музея «Как? Так!», лестницы ВДНХ.

6б класс совместно с родителями и сотрудниками МБУ ДО «СЮТУР» организовали интереснейшую экскурсию в Курью с посещением музея М.Т. Калашникова и Горную Колывань с посещением музея леса, камнерезного завода и камнерезного музея. Учащиеся 8а класса посетили базу отдыха «Лазурный берег» в Егорьевском районе, 9а класс отправились в район реки Белой.

Как отзываются об организованных поездках сами классные руководители?

«…На примере этих поездок можно увидеть, что удовольствие получают не только ребята, но и учителя. Плюс в такие моменты мы очень сближаемся со своими учениками, потому что после каждой такой поездки мы еще долго говорим друг другу: а помнишь? Такие совместные припоминания дорогого стоят, так как это золотые минуты полного доверия друг другу. И никакие путешествия в Интернете не могут заменить живого контакта с историей и совместного творчества друг с другом!» Е.В. Бобровская, учитель биологии, классный руководитель 10 класса.

«…Экскурсионные поездки играют солидную роль в воспитательном процессе не только целостной личности, но и в воспитании человека мира, легко адаптирующегося в любой обстановке и с разными людьми…» О.В. Рыблева, социальный педагог, классный руководитель 6б класса.

«… Как значимо и важно, чтобы в жизни детей было побольше разнообразных событий, новых людей! Ведь наша жизнь – это события и воспоминания. И важно, чтобы ребятам было, что вспоминать, чтобы в их голове запечатлевались прекрасные секунды бытия. Это разнообразие сильно и ярко влияет на их будущую жизнь…» Т.Н. Мацак, учитель физкультуры, классный руководитель 6а класса.

«… Для меня главной задачей становится воспитание коллектива-команды, в котором сами собой уходят серьезные проблемы взаимоотношений, и сам собой проявляется лидер, настоящий, а не формальный, чей авторитет никто не оспаривает…» Д.Ж. Кувандыкова, педагог-психолог, классный руководитель 7а класса.

«… Поездка под названием «Мы познаем Алтай» состоялась в нашем классе 01.06.2017 года в Международный день защиты детей. Она была организована классным руководителем, родителями учащихся при поддержке МБУ ДО «Станции туризма и экскурсий» г. Рубцовска. Первый пункт остановки: п. Курья, посещение мемориального музея М.Т. Калашникова, нашего знаменитого земляка. После часовой экскурсии работники музея провели игровую программу по материалам музейных экспозиций. Несомненно, история стрелкового оружия и биография легендарного земляка не оставили равнодушным ни одного участника экскурсии. Вторая остановка: Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае. Ребята получили возможность посетить не только музей, но и камнерезный завод и воочию в цехах пронаблюдать работу по обработке камня. Рассказ о «Царице ваз» удивил ребят, заставил задуматься о масштабах работ по камню мастеров прошлого. Третья остановка: музей истории леса в Колывани, где представлена флора и фауна Алтайского края. Вот такая познавательная экскурсия, которая надолго останется в памяти наших детей, и я уверена, что кто-нибудь обязательно вернется сюда еще раз, с родителями, а может быть, и со своими детьми…» М.А. Трунова, учитель английского языка, классный руководитель 7б класса.

Какого, же, мнение родителей?

«…28 мая 2017 года ярким солнечным днем для учащихся 6 «А» класса МБОУ «Лицей «Эрудит» г. Рубцовска была организована экскурсионная поездка в г.Барнаул на обзорную экскурсию по историческим местам г.Барнаула с посещением веревочного парка и выставки динозавров, а также краеведческого музея. Детям рассказали об возникновении города, которое связано с именем уральского промышленника Акинфия Демидова. Экскурсовод интересно рассказывала о заводах, созданных в 19 веке, а также о И. И. Ползунове. Посещение краеведческого музея еще больше укрепило знания учащихся в области истории столицы Алтайского края.

Ну и конечно, детям очень понравилось и развлекательная часть экскурсии – веревочный парк и выставка динозавров.

Мы благодарны нашему классному руководителю, Кувандыковой Д.Ж. и директору лицея Ивановой Н.Т., организовавшие эту поездку, которая очень интересна и поучительна для наших детей…» Благодарные родители 6а класса: Станчу О.В., Митрошина И.Н.

И, конечно же, воспоминания детей…

«28 мая мы ездили на экскурсию в г. Барнаул, где посетили краеведческий музей, веревочный парк, выставку динозавров и обзорную экскурсию по историческим местам города Барнаула.

Нам повезло, что в тот день была прекрасная  погода. Ранним утром я и мои одноклассники сели в поезд и отправились в дорогу. 

В Барнауле нас встретил автобус и общительный экскурсовод Татьяна. Очень интересно нам рассказывала о возникновении города Барнаула, которое связано с именем известного уральского промышленника Акинфия Демидова. Поиски новых месторождений серебра и меди привели рудознатцев Демидова на Алтай, где в устье реки Барнаулки в 1730 году и был основан медеплавильный (впоследствии – сереброплавильный) завод. Для охраны завода была выстроена крепость, вокруг которой со временем вырос посёлок. После смерти Акинфия Демидова в 1745 году алтайские заводы перешли в собственность Кабинета Его Императорского Величества. После этого, и вплоть до революции 1917 года, Барнаульский сереброплавильный завод и Алтайский округ вообще, принадлежал непосредственно императорской фамилии. Потом мы посетили краеведческий музей, где нам рассказали о русских традициях, о животных и насекомых, обитающих в Алтайском крае. Мы самостоятельно походили по экспонатным выставкам, задавали вопросы и в конце приобрели себе несколько памятных подарков. Очень запоминающимся в экскурсии было посещение веревочного парка и выставки динозавров. Нас встретили очень тепло, надели на нас специальную защиту (страховку), и мы отправились покорять вершины и препятствия. На выставке динозавров мы очень много фотографировались, смеялись, было интересно как они двигаются, издают звуки и светятся в темноте. Эта поездка нам очень запомнилась, мы благодарны нашим родителям и классному руководителю за приятные впечатления и положительные эмоции…» Велекжанина Ксения и учащиеся 6 а класса.

«… На летних каникулах после окончания 5-го класса мы с классом ездили на экскурсию в г. Барнаул и побывали в музее занимательных наук «Как? Так!». Из сопровождающих с нами были двое родителей и наш замечательный классный руководитель Рыблева Ольга Владимировна. Музей занимательных наук?! Что может быть занимательного в науке? Так думали мы. И как оказалось, наука может быть даже очень занимательной. Все, что представлено среди экспонатов музея, прямо или косвенно касается науки. И то, что на первый взгляд для нас удивительно, объясняется доступным языком на табличках. Особенность музея в том, что все экспонаты можно трогать руками, приводить их в действие, проводить с ними эксперименты. Выполняя разные задания, открываешь для себя много нового, интересного, расширяя свой кругозор. В музее работает лаборатория «Сумасшедшего профессора Николя». Это – настоящий научный праздник. В лаборатории профессора все шипит, искрится и взрывается. Это очень захватывающее зрелище. И наука, действительно, занимательная. Отличный музей! Все очень интересно и познавательно. Впечатления – только положительные. С нетерпением ждем новой поездки…» Неклеса Альбина, 5б

«Хочу еще раз съездить туда и побывать в сказочной стране…» Колычева Дарья, 5б

Таким образом, туристско-экскурсионная деятельность позволяет сделать поездки не только ярким событием в жизни каждого ребенка, но и формировать любовь к своей малой родине и к своей стране, воспитывать чувство патриотизма, духовность и нравственность, возможность получать образование, находясь на отдыхе. В этих поездках происходит активный познавательный процесс, творческий, умный, зрелый. Ведь в процессе познания участвуют люди, любящие свою Родину и свои край!

И это еще один из механизмов привлечения родительской и ученической общественности к повышению качества образования в лицее.


Т.А. Шевченко, зам.директора по ВР МБОУ «Лицей «Эрудит» г. Рубцовска


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!