СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цывурнеккпнеаш9н7гз08гш-хе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цывурнеккпнеаш9н7гз08гш-хе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса «Развитие познавательных способностей» О. Холодовой, – Москва: РОСТ книга, 2012 г, на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана МБОУ СОШ № 2 города Пушкино на 2020-2021 учебный год.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Во втором классе 68 часов (2 часа в неделю). Программа второго класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.


В процессе обучения в начальном звене школы восприятие ребенка становится более анализирующим и дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Развитие восприятия не происходит само собой, а идет параллельно с развитием мышления учащихся. Развивая у детей такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем восприятие учащихся более глубоким, думающим.

Для успешного обучения в школе у учащихся младших классов необходимо развивать устойчивость и концентрацию внимания, работать над увеличением объема внимания, повышать уровень распределения и переключения внимания.

Для успешного обучения ребенка в школе и для полноценного усвоения знаний необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных способностей учащихся. Очень важно с первых дней обучения в школе прививать у учащихся интерес к познанию, который является залогом успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.


Основные задачи курса:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Методы и приёмы организации деятельности второклассников в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Большое внимание, как и в 1 классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Метапредметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

- Ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.

- Стремление преодолевать возникающие затруднения.

- Готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

Оценивание, использование и формы фиксирования результатов.

При оценке предметных результатов необходимо помнить, что во 2-м классе не предусматривается система балльного (отметочного) оценивания.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. 


Содержание программы

Содержание дополнительной  программы развивающих занятий "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:

  • Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

  • Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления

  • Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

  • Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

1

Тренировка психических процессов.

22 часа

2

Нестандартные задачи логического характера.

22 часа

3

Нестандартные задачи алгебраического характера.

24 часа


Итого

34 часа


Календарно – тематическое планирование «Умники и умницы» во 2 классе

Тема

урока


Дата по план

Дата факт

1,2

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

(вводный урок).

01.09-06.09


3-4

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

07.09-11.09


5-6

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

14.09-18.09


7-8

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

21.09-25.09


9-10

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

28.09-02.10


11-12

Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

05.10-09.10


13-14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

12.10-16.10


15-16

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслитель

ных операций.

Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

19.10-23.10


17-18

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

26.10-30.10


19-20

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

09.11-13.11


21-22

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

16.11-20.11


23-24

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

23.11-27.11


25-26

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенст

вование мыслитель

ных операций.

30.11-04.12


27-28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

07.12-11.12


29-30

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслитель

ных операций.

Телеигра «Умники и умницы»

14.12-18.12


31-32

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

21.12-25.12


33-34

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

11.01-15.01


35-36

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

18.01-22.01


37-38

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

25.01-29.01


39-40

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

01.02-05.02


41-42

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

08.02-12.02


43-44

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

15.02-19.02


45-46

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

22.02-26.02


47-48

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

01.03-05.03


49-50

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

09.03-12.03


51-52

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

15.03-18.03


53-54

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенствование мыслитель

ных операций.

29.03-02.04


55-56

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

05.04-09.04


57-58

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслитель

ных операций.

Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

12.04-16.04


59-60

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

19.04-23.04


61-62

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

26.04-30.04


63-64

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслитель

ных операций. Развитие аналитичес

ких способностей и способности рассуждать.

03.05-07.05


65-66

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

10.05-14.05


67-68

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

17.05-21.05


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1) Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). Методическое пособие для 2 класса.- Москва: РОСТ книга, 2012.

2) Холодова О. Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь в 2-х частях. - Москва: РОСТ книга, 2012.

3) Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Институт повышения квалификации. и переподготовки работников образования, 2005. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)

4) Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

5) Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)


Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальной школы.

Протокол № ___ от ___.___. 20___.

Руководитель ШМО: _________ /________________ /


Принято на заседании педагогического совета школы.

Протокол № ___ от ___.___.20___.

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!