СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цывурнеккпнеаш9н7гз08гш-хе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цывурнеккпнеаш9н7гз08гш-хе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пушкино»






«УТВЕРЖДЕНО»

Пр. №40 от 31.08.2020





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«Русский язык»

4 «В» класс




Учитель: Каримова Е.В.












г. Пушкино

2020-2021 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2 г. Пушкино на 2020-2021 учебный год, Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.), на основе программы под редакцией В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого  (Концепция и программы для начальных классов  УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2016г. ).

 Обеспечена:

1. Учебник «Русский язык» 4класс авторы: В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий.   Москва, «Просвещение», 2016 г.  1, 2 часть

2. Рабочая тетрадь: «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва, «Просвещение», 2018 г.  1, 2 часть 

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

– развитие коммуникативных умений;

– развитие нравственных и эстетических чувств;

– развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  развитие коммуникативных умений;

  развитие нравственных и эстетических чувств;

  развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

•  формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. 

           Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного),букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития

личности.                                                                      

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.


Место курса «Русский язык» в учебном плане



Курс «Русский язык» в 4 классе рассчитан на 153 часа (4,5 ч в неделю, 34 учебные недели).



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА



Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

•  осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

• восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

• развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

• развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные.

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

• принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

• уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

• овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;

• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные.

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

• уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

• строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

• понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;

• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;

• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Язык и речь (2 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст (3 ч)

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение (15 ч)

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Зна­ки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интона­ция перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без пере­числения), а, но. Интонация, знаки препинания при однород­ных членах с союзами и, а, но. Составление и запись пред­ложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное пред­ложение и предложение с однородными членами.

Слово и его лексическое значение (4 ч)

Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразео­логизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связ­ной речи.

Части речи (6 ч)

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числи­тельное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (об­щее представление), значение, вопросы. Правописание наи­более употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близ­ко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

 Состав слова (8 ч)

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописа­нии приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного ана­лиза с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи

Имя существительное (43 ч)

Склонение имен существительных (повторение). Разви­тие навыка в склонении имен существительных и в распо­знавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и уп­ражнение в распознавании имен существительных 2-го скло­нения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен су­ществительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Озна­комление со способами проверки безударных падежных окон­чаний имен существительных (общее представление). Разви­тие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па­дежных форм имен существительных с предлогом и без пред­лога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; рабо­тать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном чис­ле. Развитие навыка правописания окончаний имен существи­тельных во множественном числе. Формирование умений об­разовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; уро­жай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (32 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прила­гательных с именем существительным. Упражнение в рас­познавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред­него рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в един­ственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единствен­ном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во мно­жественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилага­тельных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (7 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склоне­ние личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, ме­ня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном упот­реблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (40 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании гла­голов по общему лексическому значению, в изменении гла­голов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представле­ние). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мяг­кого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единствен­ного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаго­лы-исключения. Правописание безударных личных оконча­ний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознава­ние возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что де­лать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных гла­голах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правопи­сание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Разви­тие умения правильно употреблять при глаголах имена су­ществительные в нужных падежах с предлогами и без пред­логов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любо­ваться закатом, смотреть на закат).

 Связная речь

Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-вы­разительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существи­тельных-синонимов и др.

Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжет­ному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руковод­ством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодар­ности, просьбы; слова, используемые при извинении и от­казе.

Повторение изученного (10ч)

Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова.

Состав слова. Части речи.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

1

Язык и речь

2 часов

2

Текст

3 часов

3

Предложение

10 часов

4

Слово и его лексическое значение

4 часов

5

Части речи

6 часов

6

Состав слова

8 часов

7

Имя существительное

35 часа

8

Имя прилагательное 

32 часа

9

Местоимение

7 часов

10

Глагол 

36 часов

11

Повторение

10 часов


Итого

153 часа



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Тема урока в соответствии с содержанием учебника и рабочей тетради

Дата проведения

По плану

По факту

  1. Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык

02.09-04.09


  1. Язык и речь. Формулы вежливости

02.09-04.09


  1. Текст. План текста

02.09-04.09


  1. Обучающее изложение

07.09-11.09


  1. Текст. Типы текста

07.09-11.09


  1. Предложение как единица речи

07.09-11.09


  1. Виды предложений по цели высказывания и по интонации

07.09-11.09


  1. Диалог. Обращение

07.09-11.09


  1. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения

14.09-18.09


  1. Контрольный диктант по теме «Повторение»

14.09-18.09


  1. Словосочетание

14.09-18.09


  1. Однородные члены предложения (общее понятие)

14.09-18.09


  1. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания предложениях с однородными членами

14.09-18.09


  1. Знаки препинания предложениях с однородными членами

21.09-25.09


  1. Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень

21.09-25.09


  1. Наши проекты

21.09-25.09


  1. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного

21.09-25.09


  1. Сложное предложение и предложение с однородными членами

21.09-25.09


  1. Обучающее изложение

28.09-02.10


  1. Контрольный диктант по теме «Предложение»

28.09-02.10


  1. Слово и его лексическое значение

28.09-02.10


  1. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

28.09-02.10


  1. Синонимы, антонимы, омонимы

28.09-02.10


  1. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

05.10-09.10


  1. Состав слова. Распознавание значимых частей слова

05.10-09.10


  1. Правописание гласных и согласных в корнях слов

05.10-09.10


  1. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах

12.10-16.10


  1. Правописание приставок и суффиксов

12.10-16.10


  1. Разделительные твёрдый и мягкий знаки

12.10-16.10


  1. Обучающее изложение

12.10-16.10


  1. Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи

12.10-16.10


  1. Склонение имён существительных и имён прилагательных

19.10-23.10


  1. Имя числительное. Глагол

19.10-23.10


  1. Наречие как часть речи

19.10-23.10


  1. Правописание наречий

19.10-23.10


  1. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

19.10-23.10


  1. Контрольный диктант по теме «Части речи»

26.10-30.10


  1. Распознавание падежей имён существительных

26.10-30.10


  1. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных

26.10-30.10


  1. Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже

26.10-30.10


  1. Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах

26.10-30.10


  1. Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные

09.11-13.11


  1. Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

09.11-13.11


  1. Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения

09.11-13.11


  1. Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

09.11-13.11


  1. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

09.11-13.11


  1. 2-склонение имен существительных

16.11-20.11


  1. Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения

16.11-20.11


  1. 3-е склонение имён существительных

16.11-20.11


  1. Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения

16.11-20.11


  1. Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

16.11-20.11


  1. Обучающее изложение

23.11-27.11


  1. Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

23.11-27.11


  1. Именительный и винительный падежи

23.11-27.11


  1. Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

23.11-27.11


  1. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

23.11-27.11


  1. Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

30.11-04.12


  1. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

30.11-04.12


  1. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

30.11-04.12


  1. Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже

30.11-04.12


  1. Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже

30.11-04.12


  1. Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

07.12-11.12


  1. Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже

07.12-11.12


  1. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

07.12-11.12


  1. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

07.12-11.12


  1. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

07.12-11.12


  1. Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»

14.12-18.12


  1. Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

14.12-18.12


  1. Склонение имён существительных во множественном числе

14.12-18.12


  1. Именительный падеж имён существительных множественного числа

14.12-18.12


  1. Родительный падеж имён существительных множественного числа

14.12-18.12


  1. Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа

21.12-25.12


  1. Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа

21.12-25.12


  1. Обучающее изложение

21.12-25.12


  1. Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе

21.12-25.12


  1. Контрольный диктант за первое полугодие

21.12-25.12


  1. Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний»

11.01-15.01


  1. Наши проекты

11.01-15.01


  1. Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные?

11.01-15.01


  1. Род и число имён прилагательных

11.01-15.01


  1. Упражнение в определении и правописании родовых окончаний имен прилагательных. Описание игрушки

11.01-15.01


  1. Склонение имён прилагательных

18.01-22.01


  1. Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова "Мика Морозов"»

18.01-22.01


  1. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

18.01-22.01


  1. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже

18.01-22.01


  1. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

18.01-22.01


  1. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

25.01-29.01


  1. Именительный, винительный, родительный падежи

25.01-29.01


  1. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

25.01-29.01


  1. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

25.01-29.01


  1. Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

01.02-05.02


  1. Склонение имён прилагательных женского рода

01.02-05.02


  1. Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

01.02-05.02


  1. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

01.02-05.02


  1. Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода

01.02-05.02


  1. Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных

08.02-12.02


  1. Изложение описательного текста

08.02-12.02


  1. Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных

08.02-12.02


  1. Склонение имён прилагательных во множественном числе

08.02-12.02


  1. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»

08.02-12.02


  1. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

15.02-19.02


  1. Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

15.02-19.02


  1. Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа

15.02-19.02


  1. Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

15.02-19.02


  1. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

22.02-26.02


  1. Анализ контрольного диктанта. Повторение

22.02-26.02


  1. Местоимение как часть речи

22.02-26.02


  1. Изменение личных местоимений 1 -го и 2-го лица по падежам

01.03-05.03


  1. Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам

01.03-05.03


  1. Изложение повествовательного текста с элементами описания»

01.03-05.03


  1. Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение»

09.03-12.03


  1. Контрольный диктант по теме «Местоимение»

09.03-12.03


  1. Роль глаголов в языке

09.03-12.03


  1. Изменение глаголов по временам

15.03-18.03


  1. Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами

15.03-18.03


  1. Образование временных форм глаголов в неопределенной форме

15.03-18.03


  1. Изложение повествовательного текста по цитатному плану

29.03-02.04


  1. Анализ изложения. Спряжение глаголов

29.03-02.04


  1. Спряжение глаголов

29.03-02.04


  1. Распознавание лица и числа глаголов

29.03-02.04


  1. употребление мягкого знака (m) в глаголах 2-го лица единственного числа

29.03-02.04


  1. Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании –не с глаголами

05.04-09.04


  1. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

05.04-09.04


  1. I и 11 спряжение глаголов настоящего времени

05.04-09.04


  1. I и II спряжение глаголов будущего времени

05.04-09.04


  1. Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения

05.04-09.04


  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени

12.04-16.04


  1. Наши проекты «Пословицы и поговорки»

12.04-16.04


  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

12.04-16.04


  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

12.04-16.04


  1. Возвратные глаголы

12.04-16.04


  1. Возвратные глаголы

19.04-23.04


  1. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах

19.04-23.04


  1. Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок

19.04-23.04


  1. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем вре­мени.

19.04-23.04


  1. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

26.04-30.04


  1. Упражнение в правописании глагольных форм в распознавании морфологических признаков

26.04-30.04


  1. Контрольный диктант по теме «Глагол»

26.04-30.04


  1. Анализ контрольного диктанта. Повторение.

26.04-30.04


  1. Изложение повествовательного текста

03.05-07.05


  1. Язык. Речь.


03.05-07.05


  1. Текст. Типы текстов.

03.05-07.05


  1. Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения

03.05-07.05


  1. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

10.05-14.05


  1. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

10.05-14.05


  1. Лексическое значение слова

10.05-14.05


  1. Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина "Рожь"»

10.05-14.05


  1. Состав слова

17.05-21.05


  1. Состав слова

17.05-21.05


  1. Части речи

17.05-21.05


  1. Изложение повествовательного текста по цитатному плану

17.05-21.05


  1. Части речи. Морфологические признаки частей речи

24.05-25.05


  1. Итоговый контрольный диктант

24.05-25.05




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Учебник: «Русский язык» 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого-М.: Просвещение, 2018.

  2. Канакина В.П. Русский язык 4 класс. Рабочая тетрадь: В 2-х частях.ФГОС В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого-М.: Просвещение, 2020.

  3. Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 4 класса В.П. Канакина, В.Г.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 4-ГО КЛАССА

В результате изучения русского языка в четвёртом классе дети научатся:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

  • разбирать простое предложение с однородными членами;

  • ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;

  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • писать обучающее изложение доступного текста;

  • списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;

  • производить разбор слова по составу;

  • подбирать однокоренные слова;

  • распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);

  • определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;

  • производить морфологический разбор доступных слов;

  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

  • понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

  • понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;

  • устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

  • производить элементарный синтаксический разбор предложения;

  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).

Четвероклассники получат возможность научиться-.

  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;

  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

  • производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова;

  • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

  • изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

  • производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

  • интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

  • вычленять в предложении основу и словосочетания;

  • производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;

  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя  и  самостоятельно составлять план текста;

  • определять тип текста;

  • писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.


Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальной школы.

Протокол № ___ от ___.___. 20___.

Руководитель ШМО: _________ /________________ /


Принято на заседании педагогического совета школы.

Протокол № ___ от ___.___.20___.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей