СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цывурнеккпнеаш9н7гз08гш-хе

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цывурнеккпнеаш9н7гз08гш-хе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пушкинского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пушкино»






«УТВЕРЖДЕНО»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юные экологи»

4 «Б» класс




Учитель: Багдасарова А.Р.












г. Пушкино

2021-2022 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый в России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе.

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологически ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, при роде, жизни.

5.   Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.   Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА



 Программа «Юные экологи», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

   Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Основные принципы содержания программы:

- принцип единства сознания и деятельности;

- принцип наглядности;

- принцип личностной ориентации;

- принцип системности и целостности;

- принцип экологического гуманизма;

- принцип практической направленности.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования (название общеобразовательной организации) и примерными программами начального общего образования на предмет внеурочной деятельности «Юные экологи» в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год (34 учебные недели).


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

- наиболее типичных представителей животного мира России;

- какую пользу приносят представители животного мира;

- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не которые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело века и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология - наука об общем доме;

- экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- ухаживать за домашними животными и птицами;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за домашними животными ;

- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

- наблюдать предметы и явления природы;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Метапредметные связи

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов изобразительного искусства и технологии.

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство. На занятиях ИЗО проводить обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности, что будет активизировать внимание детей, формировать опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок будет давать детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

СОДЕРЖАНИЕ

«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)

Тема 1.  Вводное занятие. Мы жители планеты Земля.

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Тема 2. Мир вокруг.

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Раздел 1. «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)      

Тема 3.  Экология и мы.

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Тема 4.    Осенние работы в поле.

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

Тема 5.   Практическое занятие «Пришкольный участок».

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.  

Тема 6. Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи.

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Тема 7.    Осень в лесу (экскурсия).

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Раздел 2.  «НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)

Тема 8 – 9.    Неживая природа.

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Тема 10. Солнце – источник тепла и света.

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Тема 11.  Вода, её признаки и свойства.

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,

круговорот воды

Тема 12. Берегите воду!

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги.  Источники загрязнения. Работа над проектом «Сбережем капельку!»

 Тема 13.   Почва – святыня наша.

Почва – необходимая среда для растений. Опыты по составу почвы (вода, воз дух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Тема 14.    Практическое занятие.  «Почва – состав и свойства почвы».

Практическая работа по об работке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

Тема 14 – 15.   Погода. Климат.  

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Тема 17.   Предсказание погоды по народным приметам.

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

Тема 18.      Почему нельзя?

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

Тема 19.  Практическое занятие «Диалоги с неживой природой».

Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города.  Акция «Мы, против мусора!»

Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ   СВЯЗИ   МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ». (9 часов)

Тема 20. Практикум «Хлебные крошки».

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся.

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животны и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц

Тема 22.   Экологические связи неживой и живой природы.

  Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Тема 23.  Вода и жизнь.

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Тема 24.   Растения рядом.

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Тема 25.  Комнатные растения.

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

Тема 26.   Размножение комнатных растений.

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений

Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма, ласа.

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема 28.  Растения луга и леса.

 Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами.  Работа с гербариями.

Раздел 4.   «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа)

Тема 29.  Съедобные грибы.

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки 

Тема 30. Несъедобные грибы.

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Тема 31.   Микроскопические организмы.

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Раздел 5.  «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа)

Тема 32.    Сельскохозяйственные машины и орудия.

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

Тема 33.  Сельскохозяйственные работы в поле.

Знакомство детей с профессиями людей сельского хозяйства. Отгадывание загадок.

Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке

Посадка декоративных растений.

1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».

 2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление этикеток.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

1

Введение

2 часа

2

Человек и природа

5 часов

3

Неживое в природе

12 часов

4

Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой.

9 часов

5

Царство грибов

3 часа

6

Сельскохозяйственный труд весной

3 часа


Итого

34 часа








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


занятия

Тема занятия

Дата план

Дата факт

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

01.09


2.

Мир вокруг.

06.09


3

Экология и мы.

13.09


4

Осенние работы в поле

20.09


5

Практическое занятие «Пришкольный участок»

27.09


6

 Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи

11.10


7

Осень в лесу

18.10


8

Неживая природа

25.10


9

Неживая природа

01.11


10

Солнце – источник тепла и света

08.11


11

Вода, её признаки и свойства

22.11


12

Берегите воду!

29.11


13

Почва – святыня наша.

06.12


14

Состав и свойства почвы

13.12


15

Погода. Климат.

27.12


16

Погода. Климат.

10.01


17

Предсказание погоды по народным приметам

17.01


18

Почему нельзя..?

24.01


19

Диалоги с неживой природой

31.01


20

Практикум «Хлебные крошки»

07.02


21

Кто улетает, а кто остаётся

21.02


22

Экологические связи неживой и живой природы

28.02


23

Вода и жизнь

07.03


24

Растения рядом

14.03


25

Комнатные растения

17.


26

Размножение комнатных растений

21.03


27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

28.03


28

Растения луга и леса

11.04


29

Съедобные грибы

18.04


30

Несъедобные грибы

25.04


31

Микроскопические грибы

03.05


32

Сельскохозяйственные машины и  орудия

16.05


33

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке

21.03


34

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке

23.05




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 4-ГО КЛАССА

Дети научаться:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

– называть характерные признаки времен года;

– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые,


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

  2. Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.

  3. Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.

  4. Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.

  5. Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.

  6. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассни ков / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.

  7. Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волго град, 1996.

  8. Ишутинов  Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.

  9. Калецкип  А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.

  10. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // На чальная школа. -  2001. - № 1.

  11. Лучич  М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.

  12. Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только   / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.

  13. Носаль  М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в   народе / М. А. Носаль  И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.

  14. Пакулова  Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.

  15. Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение, 2001.

  16. Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.

  17. Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.

  18. Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.

  19. Плешаков  А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.

  20. Чернявский А.В., Ковальчук  Д. А.  Универсальный энциклопедический справочник ./  Харьков, Белгород – 2010 .

  21. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. /  Москва 2008.  

  22. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.

  23. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород  2009.

  24. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков , Белгород  2009.

  25. Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./  Иллюстрированный атлас Мира. / Индия  2008.

  26. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва  2007.

  27. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков , Белгород  2008.

  28. Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!