СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цыбулько Вариант 18 ЕГЭ-2018-русский.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест + ответы к части 1 + информация о тексте части 2 КИМ из пособия `ЕГЭ 2018. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов` (под ред. И.П. Цыбулько) .

Просмотр содержимого документа
«Цыбулько Вариант 18 ЕГЭ-2018-русский.»

Вариант 18. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Сама идея имитации звёздного неба внутри помещения очень древняя: попытки создания разных видов планетариев с целью обучения и эстетического созерцания известны в течение уже более двадцати веков. (2)Одни планетарии показывали звёзды и планеты так, как их видно с Земли; другие, напротив, становились моделями реальной картины, где Земля и другие планеты вращались вокруг Солнца. (3)Планетарии первого типа назвали, , птолемеевскими, а второго — коперниковскими.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Попытки создания разных видов планетариев с целью обучения и эстетического созерцания известны в течение уже более двадцати веков, и за этот период были созданы различные типы планетариев.

2) Попытки создания планетариев предпринимались в течение более двадцати веков: одни планетарии — птолемеевские — показывали звёзды и планеты так, как их видно с Земли, другие — коперниковские — были моделями реальной картины, где Земля и другие планеты вращались вокруг Солнца.

3) Два типа планетариев: птолемеевские, показывавшие звёзды и планеты как будто с Земли, и коперниковские, представляющие модель реальной картины, в которой Земля и другие планеты вращались вокруг Солнца, — создавались в течение более двадцати веков.

4) Идея имитации звёздного неба внутри помещения очень древняя, и в зависимости от эпохи создания различные типы планетариев называли птолемеевскими или коперниковскими.

5) В планетарии звёзды и планеты, как правило, показаны так, как их видно с Земли, и планетарии такого типа уже на протяжении более двадцати веков называют птолемеевскими.


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

к сожалению

например

однако

вероятно

соответственно


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТИП. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТИП, -а, м.

1) Человек, отличающийся какими-нибудь характерными свойствами, приметами (чаще отрицательными). Забавный т. Неприятный т. Приходил какой то странный т.

2) Образ, содержащий характерные, обобщённые черты какой-нибудь группы людей. Т. руководителя в советской литературе.

3) Разряд, категория людей, объединённых общностью каких-нибудь внешних или внутренних черт. Он очень замкнут — я не люблю людей такого типа.

4) Вроде, наподобие чего-либо. Устройство типа центрифуги. Гостиница типа пансионата.

5) Форма, вид чего-либо, обладающие определёнными признаками. Типы рельефов. Славянский т. лица. Т. автомобиля.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

лЕкторов

налилА

зАгнутый

обострИть

избАлованный


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В роли талантливого дирижёра молодой актёр был весьма ОРГАНИЧНЫМ.

Наиболее безопасный и ЭФФЕКТИВНЫЙ способ борьбы с вредными насекомыми — биологический.

Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее чем за 45 суток до даты его отправления.

Школьники ВЫРАСТИЛИ в саду розы двух сортов.

Мастерство вырабатывается из ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за работой профессионала.


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ИНЖЕНЕРА

пара НОСКОВ

БЕРЕЖЁТ природу

офицерских ПОГОН

красивого ПОЧЕРКА


7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) неправильное построение предложения с косвенной речью

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Все, кто анализировал «Русалку», отчётливо видели, что в основу своих музыкальных решений Даргомыжский положил, подобно Глинке, народное творчество.

2) Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».

3) Исполняя эту роль, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актёра.

4) Все, кто присутствовал на заседании учёного совета, убедился в обоснованности отклонения диссертации.

5) В припаркованной на стоянке недалеко от места преступления машине «Тойоте» были обнаружены вещественные доказательства.

6) Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.

7) Определяя возраст находки, археологи используют несколько методов.

8) В музее «Эрмитаж» наряду с классическими произведениями представлены образцы современного искусства.

9) Англичанин Роджер Бэкон, преподававший в средневековых университетах Лондона и Парижа, утверждал, что только с помощью опыта можно проверить, верны ли наши знания.


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ав..нгард

экз..менатор

вест..бюль

возг..рание

фил..рмония


9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..дписать, с..гласие

в..бежать, ди..баланс

пр..шить, пр..бывание (в городе)

сверх..дея, под..скал

пр..открыл, пр..милый


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

перестра..ваться

магни..вый

незатейл..вый

улыбч..вый

настойч..вый


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

рассе..тся (туман)

объемл..мый

поджар..шь

подмеч..нный

сыпл..шь


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Крупные зубья пилы, ёрзая взад-вперёд, с каждым разом захватывают (НЕ)ПРИМЕТНЫЙ на первый взгляд кусочек древесины.

Мне (НЕ)(О)ЧЕМ с вами разговаривать.

Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЁН к сети.

Гибнущий сад и (НЕ)СОСТОЯВШАЯСЯ в силу различных обстоятельств любовь — две внутренне связанные темы пьесы.

Электропоезд (НЕ)ОСТАНОВИЛСЯ на платформе «Перово».


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.

Исходя из представления о предопределённости можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

Она этот роман читала раньше, (И)ТАК он ей понравился, что решила прочесть ещё раз; (В)ПРОЧЕМ, ничего другого под рукой и не было.


14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5) И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.


16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою — такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.


17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но знаю я, что лживо, а что свято, —

Я это понял (1) всё-таки (2) давно.

Мой путь один, всего один (3) ребята, —

Мне выбора (4) по счастью (5) не дано.

(В. С. Высоцкий)


18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.


19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.


20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Один из последних фильмов знаменитого режиссёра создал неоднозначную реакцию зрителей.


Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

 1)Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. (2)Ох, какое это зрелище! (3)К нему не притерпеться, не привыкнуть. (4)Я, во всяком разе, не смог. (5)Ведь некоторым сёлам, которые так поспешно, охотно, вроде бы с облегчением списывали со счёта, — тыща лет! (6)А может, и более. (7)И самое печальное зрелище — это оставленная, заброшенная русская изба, человеческое прибежище.

(8)Я заглянул в окно покинутой избы. (9)В ней ещё не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. (10)Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задёрнут выцветшей ситцевой занавеской. (11)На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье — ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. (12)В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и берёзовые. (13)3а лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи.

(14)3десь жили хозяева! (15)Настоящие. (16)Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придёт не браконьером и бродягой — жителем придёт, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него всё необходимое... (17)Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу — и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме.

(18)А через дорогу, уже затянутую ромашкой, травой-муравой, одуванчиком и подорожником, изба распахнута настежь. (19)Ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали, поленницы свалены, козлина опрокинута вниз «рогами», валяются обломок пилы, колун, мясорубка, и всякого железа, тряпья, хомутов, колёс — ступить некуда. (20)В самой избе кавардак невообразимый. (21)На столе после еды всё брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. (22)Меж ними птичий и мышиный помёт, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами. (23)Везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружьё, пустые гильзы, подполье чёрным зевом испускает гнилой дух овощей, печка закопчена и скособочена, порванные тетради и книжки валяются по полу, — отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было памяти, отсюда отступали, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламлённую избу с презрением: «(24)Хватит! (25)Поворочала! (26)Теперь в городе жить стану, как барыня!..»

(По В. П. Астафьеву)


21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В той местности, где находятся обе избы, дрова (преимущественно берёзовые и ольховые) принято заготавливать весной.

2) Рассказчик возмущён поведением городских браконьеров, устроивших невообразимый кавардак во второй избе.

3) Все покинутые дома выглядят одинаково захламлёнными, ведь бывших хозяев в большей степени заботит будущее, нежели прошлое.

4) Ружьё и гильзы, найденные рассказчиком во второй избе, свидетельствуют, по его словам, о том, что хозяин дома был профессиональным охотником.

5) Одной из причин, заставляющих людей покинуть деревенские избы, является урбанизация, уничтожающая всё на своём пути.


22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-7 содержится рассуждение.

2) В предложениях 10-11 содержится описание.

3) В предложениях 14-17 представлено повествование.

4) Предложение 18 противопоставлено по содержанию предложению 19.

5) Предложения 21-23 поясняют, раскрывают содержание предложения 20.


23. Из предложений 14-17 выпишите слово со значением «содержащийся в порядке, благоустроенный».


   24. Среди предложений 1-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


25. «В. П. Астафьеву мастерски удаётся передать те чувства, которые испытываешь, когда видишь покинутые российские деревни. Веру в то, что в заброшенных домах снова появятся люди, вселяют использованные в тексте синтаксическое средство — (А)___ ("путник или новопоселенец" в предложении 17) и приём — (Б)___ ("не браконьером и бродягой — жителем придёт" в предложении 16). Восхищаясь хозяевами первой избы, автор использует приём — (В)___ (предложения 14—15). Атмосферу деревенского уклада Астафьеву помогает передать лексическое средство — (Г)___ ("ликами" в предложении 9, "беремя" в предложении 11)».

Список терминов:

1) метафора

2) фразеологизм

3) эпитеты

4) парцелляция

5) обращение

6) книжная лексика

7) противопоставление

8) восклицательные предложения

9) устаревшая лексика




26. Напишите сочинение.







Вариант 18

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

1

23 или 32

13

итакпотому 

2

соответственно

14

134 или любая комбинация этих цифр

3

5

15

45 или 54

4

избалованный

16

124 или любая комбинация этих цифр

5

наличии 

17

345 или любая комбинация этих цифр

6

инженеры

18

14 или 41

7

26543

19

1234 или любая комбинация этих цифр

8

экзаменатор

20

вызвал

9

подписатьсогласие

21

234 или любая комбинация этих цифр

10

магниевый

22

125 или любая комбинация этих цифр

11

поджаришь

23

обихоженном

12

неприметный

24

39 или 93

 

25

5749

 

Проблема

1. Проблема судьбы русских деревень. (Какова судьба русских деревень?)


2. Проблема отношения к родному дому. (Как люди должны относиться к родному дому?)


Авторская позиция


1. Судьба русских деревень печальна: люди покидают деревенские избы «из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации».

2. Даже покидая родной дом, человек должен проявлять уважение к месту, где родился и вырос; у настоящего хозяина, хранящего память о предках, дом обихоженный.

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!