СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимать роль цвета в конструктивных искусствах; различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; применять локальный цвет, сближенность цветов и контраст в композиции, передавать многоплановость, исходя из образного замысла

Просмотр содержимого документа
«Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна»

Тема урока: Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна

Класс: 6

Разработала: Полякова Лидия Михайловна



Тип урока

Комбинированный урок

Цели деятельности

учителя

Формировать представление о функциональных задачах цвета в конструктивных искусствах; учить использовать выразительность линии и пятна в композициях, делать акцент на цвет; развивать навыки наблюдательности, чувственность и способность образного видения

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Понимать роль цвета в конструктивных искусствах; различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; применять локальный цвет, сближенность цветов и контраст в композиции, передавать многоплановость, исходя из образного замысла;

применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности

Познавательные: выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций.

Регулятивные: работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность и сгущенность);

определять цель, проблему в учебной и практической деятельности.

Коммуникативные: корректировать своё мнение, излагать своё мнение

в диалоге, аргументировать его, оценивать свои достижения на уроке; излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей)

 осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);

 понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

 активно выражать свои эмоции, передавать их в практической работе;

 вырабатывать и осознавать свои мировоззренческие позиции;

 формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

Методы и формы
обучения

Методы: частично-поисковый, практический, игровой.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

 Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/

 Режим доступа : http://www.artsait.ru

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Материалы: бумага, гуашь, кисти

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Природа цвета».

Репродукции Сальвадора Дали «Превращение Нарцисса» и «Загадка Гитлера» , и К. С. Петров-Водкин. «Яблоко и вишня».

Основные понятия
и термины

Цветоведение. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой акцент. Локальный цвет. Доминанта

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Фор-мы орга-ции

Формируемые умения (универсальные учебные действия)




I. Организационный момент

Организация рабочего места

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверяют готовность.

Индивид.

Личностные: формируют ответственность к подготовке к уроку.

II. Повторение пройденного материала

Опрос учащихся по вопросам.

- Какую тему мы рассматривали на предыдущем уроке?



-Как влияет прямая линия на организацию пространства?









- Какие линии имеют более сложное воздействие на человека?



Почему?



- Какие линии мы используем для привлечения взгляда зрителя?

-Для чего нам надо знания о линиях?

Отвечают (прямые линии в организации пространства).

Отвечают( Линия делит пространство, объединяет элементы. Влияет на гармонию и ритм в композиции и на то, как мы воспринимаем образ).

Отвечают(Линии, пересекающие изображение по диагонали).

Отвечают(Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому сообщают изображению энергию и ощущение глубины).

Отвечают:(Направляющие линии).

Отвечают: (Для грамотного построения отношений между элементами и пространством и внешнего воздействия как единого целого).

Фронтальная

Регулятивные: закрепляют полученные знания

Комуникативные: соблюдают нормы коллективного общения

Личностные: проявляют интерес к закреплению материала




III. Изучение нового материала. Мотивация учебной деятельности.

Подготовка

учащихся к изучению нового материала

На доске расположен лист бумаги темного цвета. – Ребята, посмотрите, что я сейчас сделала? (кистью провожу на бумаге зигзагообразную линию, использую белый цвет). - Опишите её словами. Какие ассоциации у вас возникли? На что похоже?– А теперь я добавлю к этой линии серые пятна. Что произошло с композицией?

К этой композиции я добавляю красный цвет. Что изменилось?

Правильно, теперь композиции можно дать название! Придумайте, какое?

Т.е. цвет эмоционально – образно и чувственно стал воздействовать на вас!

– Для того чтобы правильно пользоваться цветом надо знать законы цветовой композиции. Их мы называем цветоведением. Зная, законы цветоведения вы сможете применять эти знания в практической деятельности. Этому и будем с вами учиться!

Слушают учителя.







Отвечают (Появилась ощущение тревоги и грозового неба).

Отвечают ( Цвет привлёк внимание, обострил восприятие, придал композиции образ.)

Отвечают(Гроза, молния, непогода).

Фронтальная

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные: формируют ответственное отношение

к учению, готовность и способность к саморазвитию

и самообразованию на основе мотивации к обучению

и познанию

IV Изучение нового материала

Частично-поисковый

– Начнём с того, что вспомним законы цветоведения (работа с презентацией).

Почему предметы имеют цвет? (ответы). Благодаря солнцу! Его лучи озаряют всё на своём пути. В темноте нет цветов, и только при свете возникает ощущение цвета.

-Поговорим об хроматических цветах. - Какие цвета называются хроматическими?



Можно сделать логический вывод, что к хроматическим относятся яркие цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и все их оттенки. Среди них есть теплые и холодные цвета. Назовите тёплые цвета





Назовите холодные цвета



Хроматические цвета и формируют цветовой спектр. Все оттенки этого спектра можно получить смешиванием трех основных - красного, желтого и синего - в различных пропорциях. Из этих основных (первичных) образуются вторичные и третичные. Так всего из трех красок получается множество других тонов и оттенков.

-- Поговорим теперь об ахроматических цветах. Слово "ахроматический" в переводе с греческого означает "бесцветный". Такое на первый взгляд странное название получили цвета, которые не образуются никакими комбинациями первичных или вторичных. Так какие ахроматические цвета существуют в природе?

. Они не имеют цветового тона и отличаются друг от друга только по светлоте. Из-за того, что их нельзя получить с помощью основных, им и дали такое парадоксальное название - ахроматические, хотя в действительности бесцветный из них только белый. Презентация «Природа цвета». (Слайды 2–7.) Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр, цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета цветового спектра – красный и фиолетовый – более похожи один на другой, чем крайние со средними, например, красный и зелёный. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.

– Рассмотрим следующий слайд. Эти прямоугольники одинаковые. – Какие у вас возникают ощущения? (разные прямоугольники) – Как вы думаете, за счет чего это возникает?





– Какой прямоугольник самый ближний?



- Какой мы можем сделать вывод?





- Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными. Это оранжевый, зелёный и фиолетовый цвета. Если провести диагональ через середину жёлтого цвета, то другой конец пройдёт через середину фиолетового цвета. Таким образом, легко определить дополнительные цвета.

Презентация «Природа цвета». (Слайды 8–11.)

– Рассмотрите круг и назовите, какой дополнительный цвет сочетается с красным, синим.

К. С. Петров-Водкин. «Яблоко и вишня».

Презентация «Природа цвета». (Слайды 12–14)

– Рассмотрите вишенку на картине К. С. Петрова-Водкина «Яблоко и вишня». Назовите оттенки локального цвета, которые вы видите.

- Какой цвет называют локальным?

– Зашифруйте линиями и геометрическими фигурами репродукции картин «Превращение Нарцисса» и «Загадка Гитлера» Сальвадора Дали.

- Используйте цвет, вспомните, каковы особенности зрительного восприятия и законы цветовой композиции.

– Объясните, почему использовали именно это сочетание цветов?

Слушают учителя.









Ответ:(Слово "хроматический" в переводе с греческого означает "цветной" (обладающие цветовым тоном)





Ответ: (красные, оранжевые, красно-оранжевые, желтые, желто-оранжевые, и желто-зеленые).

Ответ(голубой, бирюзовый, фиолетовый, синий).











Смотрят презентацию, вспоминают основы цветоведения.







Ответ: Это белый, черный и все возможные оттенки серого



























Отвечают :( Из-за различного цвета возникает ощущение, что одни фигуры расположены ближе, а другие дальше).

Ответ:(Самым близким кажется прямоугольник жёлтого цвета) (слайд 10).

Ответ: К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения, относятся тёплые цвета, а отступающими кажутся холодные).













Выполняют тренировочное задание
(зашифровывают живописное произведение); отвечают













Ответ:Собственный, неизменный цвет предмета

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные: понимают роль цвета в конструктивных искусствах, находят решение поставленных учебных задач; используют сближенность цветов и контраст, пытаются передать многоплановость композиции.

Коммуникативные: аргументированно характеризуют особенности цвета и его использование в композиции для передачи акцента; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию

V. Динамическая пауза



отдыхают

индивидуальная


VI.Творческая практическая деятельность

Практический

– Сегодня мы будем выполнять задания на акцентирующую роль цвета, ритмическую организацию пространства цветовыми элементами и создадим композицию цветового пространства. Рассмотрим примеры для практической работы.

Ритмическая организация пространства цветовыми элементами. Акцентирующая роль цвета. Цветовое пятно – главный элемент композиции.

Презентация «Природа цвета». (Слайды 15-16.)

Выполнение заданий: с. 24 учебника

Выполняют творческое задание

Индивидуальная

Познавательные: развивают индивидуальные творческие способности, формируют устойчивый интерес

к творческой деятельности; обретают навыки применение цвета в графических композициях.

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Выставка

и обсуждение работ

Организует рассматривание работ учащихся. Обсуждают, делятся друг с другом опытом работы по созданию композиции

Расставляют свои композиции. Рассматривают работы товарищей. Выражают своё мнение, делятся своими успехами

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: сравнивают композиции по заданным критериям. Делают вывод.

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге.

Личностные: выражают уважительное, доброжелательное отношение к своим товарищам.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!