СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТСценарий урока географии в 9 классе «Состав и значение агропромышленного комплекса России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТСценарий урока географии в 9 классе «Состав и значение агропромышленного комплекса России»»











План-конспект урока

по географии в 9 классе

на тему «Состав и значение агропромышленного комплекса (АПК) России»







Разработала: учитель географии

Симченко Г.И.






















Тема: Состав и значение агропромышленного комплекса (АПК) России.

Тип урока: урок изучение нового материала

Технология урока: проблемное обучение, ИКТ-технологии

Цель урока: формировать основные представления об агропромышленном комплексе России; рассмотреть состав, значение АПК; формировать представление об особенностях размещения предприятий сельскохозяйственного профиля в Смоленской области.

Задачи:

  • Формировать представление о роли агропромышленного комплекса в хозяйстве России; рассмотреть ведущие отрасли АПК, определить их главные черты и особенности.

  • Формировать умения составлять характеристику межотраслевого комплекса; развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими материалами, с различными источниками информации. Показать значение АПК для жизнедеятельности человека.

Планируемые результаты:

Предметныеформирование представлений и знаний об агропромышленном комплексе (АПК) России и проблемах, которые он решает.
Метапредметныеформирование умений: планировать последовательность и способ действий; осуществлять смысловое чтение; строить логическое рассуждение и делать выводы; устанавливать связи; работать с текстом, схемами, картами; при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении.
Личностные: формирование познавательной и информационной культуры в процессе самостоятельной работы.

Основные термины, понятия: агропромышленный комплекс, состав АПК, взаимосвязь отраслей АПК, проблемы АПК, АПК своего района, сельскохозяйственные угодья, пищевая и лёгкая промышленность.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа презентация выполненная в Power Point 2007, карта «Агропромышленный комплекс России», атласы 8, 9 класс, дидактические карточки, учебник: География России. Хозяйство России. 9 класс./Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова; под общ. ред. В.П. Дронова. -М.:Вентана-Граф, 2017




Технологическая карта урока


Этапы урока

время

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

  1. Организационный момент.

2 мин.

Беседа

Учитель - класс


- Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к занятию.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение следующего межотраслевого комплекса. Но перед тем, как начать изучение новой темы, вспомним, о каком комплексе мы говорили на прошлом уроке?



Проверяют готовность к уроку. Смотрят соответствие рабочего места.








Выслушиваются ответы детей

2

Повторение пройденного материала

5-7 мин.

Фронтальный опрос, индивидуальная работа

Ответьте на вопросы:

- Что входит в состав химико-лесного комплекса?


- Перечислите базы химической промышленности?


- Назовите факторы размещения химико-лесного комплекса?

Ответы детей:

1.В состав химико-лесного комплекса входит химическая и лесная промышленность.

2. Выделяются 4 крупные базы химической промышленности : Североевропейская, Центральная, Волго-Уральская, Сибирская.

3. Сырьевой, водный, потребительский, энергетический

3

Актуализация опорных знаний.

Целеполагание.

3-4 мин

Словесные, репродуктивные, частично-поисковые, эвристическая беседа

Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду людей определенных предприятий. Каких?
Вы уже знаете, что предприятия объединяются в отрасли. Попробуйте перечисленные предприятия объединить в определенные отрасли.

Россия — традиционно земледельческая страна. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности – пищевой, химической, легкой, текстильной, обувной. Взаимосвязь этих отраслей мы сегодня рассмотрим на уроке и поможет нам в этом презентация к уроку.

1 слайд Тема нашего урока: Агропромышленный комплекс. Состав и его значение.

- Ребята, давайте разберем это многосложное понятие:

- Как вы думаете, что означает слово «комплекс» ?- это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности

- Что означает слово «агро» ? /агрономический - слово, относящееся к сельской местности, сельскому хозяйству.


- Слово «промышленный» означает (от слова «промышленность» от русск. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников), занятых производством орудий труда, как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности.



Слушают, записывают тему урока.


Выслушиваются ответы детей

Пищевая промышленность, легкая, химическая, текстильная, обувная.









Выслушиваются ответы детей.

4

II. Открытие" нового знания

10-15 мин

Наглядные, частично-поисковые, словесные, беседа











Рассказ

- Таким образом, мы можем сформулировать определение АПК?

Слайд 2 Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, участвующие в производстве, переработке, хранении сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя.

- Агропромышленный комплекс будем писать и называть АПК.

– В чем главная задача АПК?

- Верно, значит, мы сегодня на уроке должны выявить взаимосвязь отраслей промышленности, которые обеспечивают нам жизнедеятельность.


Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться с важной задачей – обеспечения нашей жизнедеятельности. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев.

Слайд 3

Агропромышленный комплекс


1 звено 2 звено 3 звено

отрасли, сельское отрасли, обслуживающие хозяйство перерабатывающие сельское хозяйство продукцию с/х

земледелие животноводство

(растениеводство)


Слайд 4 - Рассмотрим 1 звено: Отрасли 1-го звена не полностью обеспечивают АПК своей продукции. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тысячи техники. Из них отечественная промышленность может производить чуть больше половины. Качество российских машин очень низкое при очень высоких ценах. Поэтому за годы кризиса обеспеченность с/х предприятий техникой снизилось. Уровень механизации низкий в картофелеводстве – 50%, в овцеводстве - 28%, скотоводстве – 68%. Почти в 3 раза сократилось внесение минеральных удобрений.

-Рассмотрим 2 звено - основу АПК с/х, которое состоит из растениеводства и животноводства.

Слайд 5

Отличительные особенности сельского хозяйства:

  1. Оно зависит от природных условий.

  2. Производство сельскохозяйственной продукции сезонно.

  3. Земли являются одновременно средством труда и предметом труда.

  4. Сельскохозяйственное предприятие занимает большую площадь.


Записывают в тетрадь определение АПК.












Выслушиваются ответы уч-ся (обеспечить население страны продовольствием.)











Дети зарисовывают схему у себя в тетради

5

Физкультминутка

1 мин

Снятие усталости и напряжения

Гимнастика для рук и позвоночника. Гимнастика для глаз






Работа с учебником стр. 86-87









Самостоятельная работа с картой













Продолжаем работу. Запишите в тетрадь следующие показатели: площадь угодий для ведения сельского хозяйства. Напомню, что общая площадь России 1709,9 млн. га. Проверяем

Слайд 6
– Земельные ресурсы России ограничены, а сельскохозяйственные угодья занимают еще меньшую площадь, и качество их ухудшается.

- Почему они ухудшаются?
Как вы думаете, каковы пути решения? От чего зависит развитие сельского хозяйства?

Слайд 7
По картам атласа определите, как размещены разные отрасли АПК России/ неравномерно по территории страны.

- Давайте сравним показатели развития АПК России и развитых стран.


Показатели для сравнения

Россия

ФРГ

США

Япония

Франция

Сельскохозяйственные угодья, га

1,5

0,2

2,0

0,04

0,2

Пашня, га

0,8

0,2

0,7

0,03

0,3

Зерновые и зернобобовые культуры, кг

469

516

1272

111

1116

Сахарная свекла, кг

109

323

90

30

526

Картофель, кг

262

166

85

27

111

Мясо, кг

36

75

127

25

113

- От чего зависит уровень развития сельскохозяйственного производства? Слайд 8

- Какова же ведущая отрасль промышленности данных стран?


Сделаем вывод: – Ведущая отрасль растениеводства – зерновое хозяйство. К зерновым культурам относятся – пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. К зернобобовым – горох, фасоль, чечевица, соя.

3 звено - пищевая и легкая промышленность. Это звено мы рассмотрим подробнее на следующем уроке.

13% 221 млн га – под сельское хозяйство

7 % 117 млн га – под пашни






Так как заболачивается 20% сельхозугодий, засолено 18%, подвержены эрозии – 23%.




Выслушиваются предположения детей







От сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения.

















6

III. Закрепление

7-8 мин.

Фронтальный опрос, работа в парах.








Работа в парах


Заполнение таблицы

Назовите 3 звена АПК.

– Какая связь существует между звеньями АПК?

– Назовите отрасли сельского хозяйства.

– Ребята, вы живете в России, ежедневно используете продукцию АПК в своей жизни. Расскажите, какие отрасли АПК представлены в Смоленской области, в нашем населенном пункте.


- Итак, для закрепления полученных знаний вам будет предложено следующее задание. У вас на столе лежит список подотраслей АПК. Заполните таблицу при помощи этого списка. Можно воспользоваться учебником стр.87- 88. Работаем в парах. Слайд 9

Отрасли, обслуживающие сельское хозяйство

Сельское хозяйство

Отрасли, участвующие в хранении и переработке сельскохозяйственной продукции

1, 2, 7, 8, 12, 13, 15

3, 9, 14

4, 5, 6, 10, 11

1-производство тракторов, с/х машин

2- мелиорация

3-растениеводство

4-фрукто-овощехранилища

5-торговля

6- пищевая промышленность

7- производство тары

8- наука, подготовка кадров

9- рыболовство

10 -холодильные установки

11- легкая промышленность

12- ремонт

13 -производство оборудования

14- животноводство

15- производство удобрений, ядохимикатов

Проверим слайд 9

Выслушиваются ответы детей




2 звено – земледелие, животноводство, растениеводство/ 3 звено – молокозавод, хлебопекарня и т.д


7

Рефлексия

1 мин


У вас на парте лежат смайлики. Выберите смайлик, который выражает ваше отношение к уроку.

Выбор смайлика

8

Домашнее задание

1 мин


Параграф 15, устно ответить на вопросы 1,4.

Творческое задание (по желанию): используя дополнительные источники информации составить таблицу или диаграмму о видах сельскохозяйственных угодий Смоленской области.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!