Симченко Г.И.
№ | Этапы урока | время | Методы и формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент. | 2 мин. | Беседа Учитель - класс | - Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к занятию. Сегодня на уроке мы продолжим изучение следующего межотраслевого комплекса. Но перед тем, как начать изучение новой темы, вспомним, о каком комплексе мы говорили на прошлом уроке? | Проверяют готовность к уроку. Смотрят соответствие рабочего места. Выслушиваются ответы детей |
2 | Повторение пройденного материала | 5-7 мин. | Фронтальный опрос, индивидуальная работа | Ответьте на вопросы: - Что входит в состав химико-лесного комплекса? - Перечислите базы химической промышленности? - Назовите факторы размещения химико-лесного комплекса? | Ответы детей: 1.В состав химико-лесного комплекса входит химическая и лесная промышленность. 2. Выделяются 4 крупные базы химической промышленности : Североевропейская, Центральная, Волго-Уральская, Сибирская. 3. Сырьевой, водный, потребительский, энергетический |
3 | Актуализация опорных знаний. Целеполагание. | 3-4 мин | Словесные, репродуктивные, частично-поисковые, эвристическая беседа | Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду людей определенных предприятий. Каких? Вы уже знаете, что предприятия объединяются в отрасли. Попробуйте перечисленные предприятия объединить в определенные отрасли. Россия — традиционно земледельческая страна. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности – пищевой, химической, легкой, текстильной, обувной. Взаимосвязь этих отраслей мы сегодня рассмотрим на уроке и поможет нам в этом презентация к уроку. 1 слайд Тема нашего урока: Агропромышленный комплекс. Состав и его значение. - Ребята, давайте разберем это многосложное понятие: - Как вы думаете, что означает слово «комплекс» ?- это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности - Что означает слово «агро» ? /агрономический - слово, относящееся к сельской местности, сельскому хозяйству. - Слово «промышленный» означает (от слова «промышленность» от русск. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников), занятых производством орудий труда, как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности. | Слушают, записывают тему урока. Выслушиваются ответы детей Пищевая промышленность, легкая, химическая, текстильная, обувная. Выслушиваются ответы детей. |
4 | II. Открытие" нового знания | 10-15 мин | Наглядные, частично-поисковые, словесные, беседа Рассказ | - Таким образом, мы можем сформулировать определение АПК? Слайд 2 Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, участвующие в производстве, переработке, хранении сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя. - Агропромышленный комплекс будем писать и называть АПК. – В чем главная задача АПК? - Верно, значит, мы сегодня на уроке должны выявить взаимосвязь отраслей промышленности, которые обеспечивают нам жизнедеятельность. Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться с важной задачей – обеспечения нашей жизнедеятельности. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев. Слайд 3 Агропромышленный комплекс 1 звено 2 звено 3 звено отрасли, сельское отрасли, обслуживающие хозяйство перерабатывающие сельское хозяйство продукцию с/х земледелие животноводство (растениеводство) Слайд 4 - Рассмотрим 1 звено: Отрасли 1-го звена не полностью обеспечивают АПК своей продукции. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тысячи техники. Из них отечественная промышленность может производить чуть больше половины. Качество российских машин очень низкое при очень высоких ценах. Поэтому за годы кризиса обеспеченность с/х предприятий техникой снизилось. Уровень механизации низкий в картофелеводстве – 50%, в овцеводстве - 28%, скотоводстве – 68%. Почти в 3 раза сократилось внесение минеральных удобрений. -Рассмотрим 2 звено - основу АПК с/х, которое состоит из растениеводства и животноводства. Слайд 5 Отличительные особенности сельского хозяйства: Оно зависит от природных условий. Производство сельскохозяйственной продукции сезонно. Земли являются одновременно средством труда и предметом труда. Сельскохозяйственное предприятие занимает большую площадь. | Записывают в тетрадь определение АПК. Выслушиваются ответы уч-ся (обеспечить население страны продовольствием.) Дети зарисовывают схему у себя в тетради |
5 | Физкультминутка | 1 мин | Снятие усталости и напряжения | Гимнастика для рук и позвоночника. Гимнастика для глаз | |
| | | Работа с учебником стр. 86-87 Самостоятельная работа с картой | Продолжаем работу. Запишите в тетрадь следующие показатели: площадь угодий для ведения сельского хозяйства. Напомню, что общая площадь России 1709,9 млн. га. Проверяем Слайд 6 – Земельные ресурсы России ограничены, а сельскохозяйственные угодья занимают еще меньшую площадь, и качество их ухудшается. - Почему они ухудшаются? Как вы думаете, каковы пути решения? От чего зависит развитие сельского хозяйства? Слайд 7 По картам атласа определите, как размещены разные отрасли АПК России/ неравномерно по территории страны. - Давайте сравним показатели развития АПК России и развитых стран. Показатели для сравнения | Россия | ФРГ | США | Япония | Франция | Сельскохозяйственные угодья, га | 1,5 | 0,2 | 2,0 | 0,04 | 0,2 | Пашня, га | 0,8 | 0,2 | 0,7 | 0,03 | 0,3 | Зерновые и зернобобовые культуры, кг | 469 | 516 | 1272 | 111 | 1116 | Сахарная свекла, кг | 109 | 323 | 90 | 30 | 526 | Картофель, кг | 262 | 166 | 85 | 27 | 111 | Мясо, кг | 36 | 75 | 127 | 25 | 113 | - От чего зависит уровень развития сельскохозяйственного производства? Слайд 8 - Какова же ведущая отрасль промышленности данных стран? Сделаем вывод: – Ведущая отрасль растениеводства – зерновое хозяйство. К зерновым культурам относятся – пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. К зернобобовым – горох, фасоль, чечевица, соя. 3 звено - пищевая и легкая промышленность. Это звено мы рассмотрим подробнее на следующем уроке. | 13% 221 млн га – под сельское хозяйство 7 % 117 млн га – под пашни Так как заболачивается 20% сельхозугодий, засолено 18%, подвержены эрозии – 23%. Выслушиваются предположения детей От сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения. |
6 | III. Закрепление | 7-8 мин. | Фронтальный опрос, работа в парах. Работа в парах Заполнение таблицы | – Назовите 3 звена АПК. – Какая связь существует между звеньями АПК? – Назовите отрасли сельского хозяйства. – Ребята, вы живете в России, ежедневно используете продукцию АПК в своей жизни. Расскажите, какие отрасли АПК представлены в Смоленской области, в нашем населенном пункте. - Итак, для закрепления полученных знаний вам будет предложено следующее задание. У вас на столе лежит список подотраслей АПК. Заполните таблицу при помощи этого списка. Можно воспользоваться учебником стр.87- 88. Работаем в парах. Слайд 9 Отрасли, обслуживающие сельское хозяйство | Сельское хозяйство | Отрасли, участвующие в хранении и переработке сельскохозяйственной продукции | 1, 2, 7, 8, 12, 13, 15 | 3, 9, 14 | 4, 5, 6, 10, 11 | 1-производство тракторов, с/х машин 2- мелиорация 3-растениеводство 4-фрукто-овощехранилища 5-торговля 6- пищевая промышленность 7- производство тары 8- наука, подготовка кадров 9- рыболовство 10 -холодильные установки 11- легкая промышленность 12- ремонт 13 -производство оборудования 14- животноводство 15- производство удобрений, ядохимикатов Проверим слайд 9 | Выслушиваются ответы детей 2 звено – земледелие, животноводство, растениеводство/ 3 звено – молокозавод, хлебопекарня и т.д |
7 | Рефлексия | 1 мин | | У вас на парте лежат смайлики. Выберите смайлик, который выражает ваше отношение к уроку. | Выбор смайлика |
8 | Домашнее задание | 1 мин | | Параграф 15, устно ответить на вопросы 1,4. Творческое задание (по желанию): используя дополнительные источники информации составить таблицу или диаграмму о видах сельскохозяйственных угодий Смоленской области. | |