СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ЦОР как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««ЦОР как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка»»


Управление образования администрации МО Светлинский район









ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«ЦОР как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка»









Автор опыта:


Темникова Галина Анатольевна

учитель английского языка

МАОУ «Светлинская СОШ №2»
















2021г.



Содержание



Введение 3

1.Информация об опыте 4

1.1 Название темы опыта 4

1.2 Актуальность опыта 4

1.3. Цель опыта 4

1.4. Задачи опыта 4

1.5. Длительность работы над опытом 4

2.Технология опыта 5

2.1 Ведущая идея опыта 5

2.2. Описание сути опыта 5

3. Результативность опыта 11

4. Заключение 12

Список использованной литературы 13

Приложение 1 Разработка урока в 11 классе “Green Belts” 14

Приложение 2 Фото с урока 15

Приложение 3 Всероссийский портал образования. Свидетельство. 17
























Введение

В связи с переходом Российского образования на ФГОС и смещения роли учителя с источника знаний на проводника в приобретении знаний учащимися, возрастает потребность учителя в современных технических средствах обучения.

Под ЦОР понимается любая информация образовательного характера. ЦОР разделяют на две группы: информационные источники (тексты, статические и динамические изображения, анимационные модели и т.д.) и информационные инструменты (обеспечивающие работу с информационными источниками). Основным источником ЦОР в настоящий момент служит Интернет. Учитель может организовать учебно-воспитательный процесс используя как сервисы сети (чат, электронная почта, видеоконференция и т.д.), так и ЦОР, которые широко представлены в глобальной паутине, на своих уроках

Инᡃфорᡃмационᡃнᡃое обеспеченᡃие соврᡃеменᡃнᡃого обрᡃазовательнᡃого прᡃострᡃанᡃства должнᡃо нᡃаходится нᡃа таком урᡃовнᡃе, какой бы позволял педагогу рᡃешать все стоящие перᡃед нᡃим учебнᡃо-воспитательнᡃые задачи быстрᡃо и эффективнᡃо. Инᡃфорᡃмационᡃнᡃые технᡃологии позволяют нᡃайти рᡃешенᡃие для той или инᡃой педагогической ситуации. Нᡃовые инᡃфорᡃмационᡃнᡃые технᡃологии в обрᡃазованᡃии в целом и в обученᡃии инᡃострᡃанᡃнᡃого языка могут быть прᡃименᡃенᡃы прᡃеподавателем прᡃактически нᡃа всех этапах учебнᡃого прᡃоцесса, в частнᡃости: прᡃи подготовке теорᡃетического матерᡃиала; прᡃи созданᡃии инᡃфорᡃмационᡃнᡃо-методического обеспеченᡃия по дисциплинᡃе; прᡃи рᡃазрᡃаботке демонᡃстрᡃационᡃнᡃых матерᡃиалов для занᡃятия; прᡃи прᡃоверᡃке знᡃанᡃий обучаемых; для сборᡃа и анᡃализа статистики успеваемости. Данᡃнᡃый перᡃеченᡃь может видоизменᡃяться и рᡃасширᡃяться педагогом в соответствии со спецификой педагогической деятельнᡃости. Нᡃовые инᡃфорᡃмационᡃнᡃые технᡃологии - это нᡃе только нᡃовые технᡃические срᡃедства, нᡃо и нᡃовые форᡃмы и методы прᡃеподаванᡃия, нᡃовый подход к прᡃоцессу обученᡃия и воспитанᡃия. Соврᡃеменᡃнᡃые педагогические технᡃологии, такие, как прᡃоектнᡃая методика, использованᡃие инᡃфорᡃмационᡃнᡃых технᡃологий, Инᡃтерᡃнᡃет — рᡃесурᡃсов позволяют рᡃеализовать личнᡃостнᡃо — орᡃиенᡃтирᡃованᡃнᡃый подход в обученᡃии, обеспечивают инᡃдивидуализацию и дифферᡃенᡃциацию обученᡃия с учётом способнᡃостей детей, их урᡃовнᡃя обученᡃнᡃости, инᡃтерᡃесов и т. д. Стрᡃемительнᡃое внᡃедрᡃенᡃие инᡃфорᡃмационᡃнᡃых прᡃоцессов в рᡃазличнᡃые сферᡃы жизнᡃи трᡃебует рᡃазрᡃаботки нᡃовой модели системы обрᡃазованᡃия нᡃа оснᡃове соврᡃеменᡃнᡃых инᡃфорᡃмационᡃнᡃых технᡃологий. Рᡃечь идёт о созданᡃии условий для рᡃаскрᡃытия творᡃческого потенᡃциала человека, рᡃазвития способнᡃостей, воспитанᡃия потрᡃебнᡃости самосоверᡃшенᡃствованᡃия и ответственᡃнᡃости. Таким обрᡃазом, внᡃедрᡃенᡃие ИКТ способствует достиженᡃию оснᡃовнᡃой цели модерᡃнᡃизации обрᡃазованᡃия – улучшенᡃию качества обученᡃия, увеличенᡃию доступнᡃости обрᡃазованᡃия, обеспеченᡃию гарᡃмонᡃичнᡃого рᡃазвития личнᡃости, орᡃиенᡃтирᡃующейся в инᡃфорᡃмационᡃнᡃом прᡃострᡃанᡃстве, прᡃиобщенᡃнᡃой к инᡃфорᡃмационᡃнᡃо-коммунᡃикационᡃнᡃым возможнᡃостям соврᡃеменᡃнᡃых технᡃологий и обладающей информационной культурой.

Сегодня ка.ждый учитель должен понима.ть, что если уча.щийся не вовлечён в а.ктивную деятельность, то любой содержа.тельный ма.териа.л вызовет у них созерца.тельный интерес к предмету, который не будет позна.ва.тельным. Ра.збудить у уча.щихся позна.ва.тельный интерес можно через орга.низа.цию системы деятельности, предусма.трива.ющую ра.звитие всех уча.щихся кла.сса.. Использова.ние ЦОР способствует исключению однообра.зия, зна.чительно ра.сширяет возможности урока.. Скорость и новизна. получения информа.ции, интера.ктивность, вовлечение уча.щихся в творческую и поисковую деятельность с использова.нием ЦОР повыша.ет учебную мотива.цию уча.щихся.




1.Информация об опыте

1.1 Название темы опыта

«ЦОРᡃ как срᡃедство активизации учебнᡃо-познᡃавательнᡃой деятельнᡃости нᡃа урᡃоках анᡃглийского языка»


1.2 Актуальность опыта

Практическое использование ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно – коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.


1.3. Цель опыта

Созда.ние условий для повышения позна.ва.тельной а.ктивности уча.щихся посредством использова.ния ЦОР на. урока.х а.нглийского языка..

1.4. Задачи опыта

1.изучить функции, особенности и возможности использова.ния ЦОР на. урока.х а.нглийского языка. для уча.щихся;

2.проа.на.лизирова.ть эффективность применения ЦОР для повышения эффективности процесса. обучения иностра.нному языку;

3.ра.зра.бота.ть систему использова.ния ЦОР для уроков;

4.выбра.ть та.кие методы и приёмы обучения, которые позволят ка.ждому ребёнку проявить творчество и а.ктивность на. уроке и во внеурочной деятельности;

5.повысить позна.ва.тельный интерес к урока.м а.нглийского языка., привлека.я школьников к уча.стию в диста.нционных конкурса.х и олимпиа.да.х.

1.5. Длительность работы над опытом

Ра.бота.я учителем а.нглийского языка. в средней школе, я пришла. к выводу о том, что современный учитель- это человек, постоянно ищущий что-то новое, совмещающий в своей ра.боте общепринятые методики с новыми обра.зова.тельными технологиями и иннова.ционными подхода.ми. Нема.лова.жным фа.ктором явилось и на.личие необходимой ма.териа.льно-технической ба.зы образовательного учреждения


Таким образом, работа над данным опытом проходила в три этапа:


1 этап. Подготовительный этап- изучение теоретического материала и методики работы с ЦОР; прогнозирование результатов; корректировка дальнейшей работы.



2этап. Практическая реализация -разработка системы использования ЦОР для уроков различных типов; подборка методов и приёмов обучения, позволяющих каждому ребёнку проявить активность и творчество на уроке и во внеурочной деятельности;

3этап. Обобщающий этап - оценка деятельности, внедрение в практику преподавания, участие учащихся в различных олимпиадах и конкурсах.

2.Технология опыта 2.1 Ведущая идея опыта

Ведущая идея опыта состоит в изучении возможностей ЦОР и их дидактического потенциала. Ведь именно такая нетрадиционная дополнительная форма обучения учащихся прививает интерес к самостоятельной работе, формирует его ключевые учебно-познавательные компетенции, формирует творческий потенциал ученика. Разработка системы использования интернет материалов для уроков различных типов; подборка методов и приёмов обучения позволят каждому ребёнку проявить активность и творчество на уроке и во внеурочной деятельности.


2.2. Описание сути опыта

Век традиционных форм и методов обучения остался позади. Сегодня классическая форма получения среднего образования существует наряду с новыми электронными образовательными технологиями. В рамках данного исследования рассматриваются цифровые образовательные ресурсы.

Использование ЦОР в образовательном процессе — это потребность, продиктованная временем, уровнем развития общества; насущная необходимость для педагогов, которые стремятся сделать процесс обучения эффективным и мотивированным для своих учеников. Внедрение данной технологии в образование является обоснованным: позволяет достичь определённого уровня коммуникативной компетенции, обучаясь в школе.

Данные исследования описывают возможность применения новых средств обучения на уроках английского языка. Использование ЦОР позволяет сделать урок более эффективным, привлекательным и запоминающимся для учащихся, следовательно, повысить интерес к обучению.

На уроке учитель может создать отличную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичным материалом, тем самым создавая естественную языковую среду.

Использование ЦОР рассматривается не как цель, а как средство повышения качества обучения и развития интереса к предмету. Включение ЦОР в учебный процесс позволяет мне, как учителю, организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать работу учеников активной и целенаправленной, применять творческие подходы. Ученики могут работать в парах, группах, коллективно или индивидуально. При этом обстановка способствует развитию каждого ученика на своём уровне, развивает индивидуальные особенности, усиливает мотивы учения, повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие, формирует навыки самообразования и самоконтроля. Описанный опыт показывает, как можно применять ЦОР с целью повышения эффективности процесса обучения иностранному языку.




Эффективность применения описанного опыта состоит в последовательности действий учителя. Первоначально, выделив цель, и поставив задачи, учителю необходимо «спрогнозировать» результаты применения ЦОР в образовательном процессе. Потом следует работа над составлением коллекции для учащихся.


При использовании ЦОР меняется роль педагога. Основная задача учителя- поддержать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск.

Я рассматривала цифровые образовательные ресурсы с позиции активности учителя в создании учебного материала.

Готовые ресурсы представляют из себя уже готовые задания по основным видам речевой деятельности. Они охватывают лексико-грамматические разделы английского языка, а также включают в себя аудио и видео ресурсы для формирования у учащихся навыков аудирования аутентичных тестов, сайты страноведческого характера, ресурсы с онлайн тестированием. Эти ресурсы являются хорошим дополнением к УМК в учебном процессе.


h ttp://learnenglishkids.britishcouncil.org http://learnenglishteens.britishcouncil.org









http://www.elllo.org http://www.esl-lab.com//









Я использую ресурсы этих сайтов на завершающих уроках обучающего модуля, когда учащиеся уже знакомы с лексикой. Задания можно найти по тематике, а также по уровню сложности.

Аудио тексты сопровождаются заданиями, которые проверяются автоматически, на втором сайте так же есть вопросы для обсуждения и тема для эссе, которые я задаю детям в качестве домашнего задания.





YouTube http://www.youtube.com/

 

Сайт представляет собой коллекцию видеоклипов. Вместе с учащимися мы выбираем тему видеозаписи. К следующему уроку я подбираю несколько видео по теме и составляю список сложных слов. Можно также составить короткий тест на понимание содержания видео. На уроке разбираем все слова. В качестве домашнего задания предлагаю учащимся по группам найти небольшое видео, составить словарик, а затем представить видео в классе.

 http://www.englisch-hilfen.de/en/ http://www.englishexercises.org/













Данные ресурсы позволяют проверить знания учащихся по изучаемой теме. Учащиеся выполняют задания теста непосредственно на уроке, индивидуально, тест оценивается автоматически.

В своей работе я так же пользуюсь веб-ресурсами, при помощи которых можно создавать свои онлайн-тесты, презентации и интерактивные упражнения. Целесообразность применения этой технологии обусловлена тем, что не все уже готовые ресурсы веб соответствуют содержанию УМК, который я использую в своей практике.








http://www.listen-and-write.com/ http://www.eslvideo.com/index.php

 









Это эффективный инструмент для создания диктантов онлайн, а также хорошая возможность практиковать навыки аудирования и письма. Использую как домашнее задание по аудированию. Выбираю подходящее по уровню и теме задание.

h ttp://crosswordlabs.com/ http:// www.puzzlemaker.com













Ресурсы для составления лексических игр и кроссвордов. Учащиеся в группах и индивидуально выполняют задания на закрепление изученного лексического материала.

https://olimpiadum.ru/ http://konkurs.infourok.ru





Эти сайты я использую для проведения дистанционных олимпиад учащихся.






www.teachya.com www.storyjumper.com












Ученики смогут писать и иллюстрировать свои рассказы, благодаря набору понятных встроенных инструментов. Вы можете использовать имеющиеся фотографии и графический арт из базы данных StoryJumper или загружать собственные снимки в качестве фона для сцены или внедрения в саму историю для большей её индивидуализации.


http://quizlet.com/ http://www.eslgold.com/



В ходе урока учитель использует различные ЦОР для демонстрации подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор.

Рассмотрим применение таких ресурсов на уроке английского языка в 6 классе при изучении темы «Home, sweet home». В качестве фонетической зарядки учащимся предлагаю выполнить задание, созданное с помощью ресурса LearningApps. Оно направленно на отработку чтения гласных букв в открытом слоге. В ходе выполнения задания учащиеся выбирают вкладку со звуком, после чего нужно подобрать слова,

в которых есть данный звук. Если слово было выбрано верно, часть пазла, содержащая данное слово откроется, в противном случае, слово будет выделено красным цветом. Ресурс LearningApps позволяет не только пользоваться уже готовыми заданиями, но и создавать собственные упражнения различной видов. Отличительной особенностью LearningApps является простота и понятность в использовании.

На этапе изучения нового материала учащимся я предлагаю выполнить задание с материалами образовательных порталов, на примере Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. В базе данных Федерального центра информационно-образовательных ресурсов представлено большое количество образовательных материалов. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию цифровых образовательных ресурсов различного типа. Электронные учебные модули разделены по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин и представляют собой законченные интерактивные мультимедиа продукты, нацеленные на решение определенной учебной задачи. На уроках английского языка я использую модули различной направленности. Например, на начальном этапе урока, во время изучения новой темы применяю модуль усвоения новой информации. Здесь содержание урока представлено в интерактивном виде, что, в свою очередь, увлекает учащихся в процесс получения новых знаний. Информационные модули имеют звуковое сопровождение. Учащиеся могут отрегулировать громкость и при необходимости несколько раз изучить модуль. Так же подобные информационные модули могут использоваться учащимися, которые пропустили занятие, чтобы во внеурочное время самостоятельно изучить новую тему.

На этапе изучения нового материала учащиеся просматривают ролик о строении дома в Англии. На этапе проверки знаний учащимся предлагается выполнить задание «House». В данном упражнении необходимо правильно соединить слово, обозначающее название комнаты или предмета, с рисунком. Учащийся передвигает слово на рисунок, если учащийся правильно выполнил задание, то выбранные пары выделяются зеленым цветом, иначе — красным цветом. При проведении рефлексии учащимся предлагается

построить дом своей мечты. Необходимо указать цвет каждого кирпичика. Технические средства обучения облегчают работу учителя, помогают выбирать такие задания, которые обеспечивают использование знаний учащихся при решении задач, позволяют организовывать дифференцированный подход, контролировать и направлять ход работы, проверять итог работы учащихся. Таким образом, центральное место в электронном пространстве учителя.

Большинство ЦОР, используемых мной в педагогической деятельности, эффективны на разных этапах формирования познавательных ценностей учащихся. При проведении уроков я стараюсь использовать все эти возможности на разных этапах урока, а также при выполнении учащимися домашних заданий.



























3. Результативность опыта

Для диагностирования успешности данного опыта были определены такие критерии, как повышение мотивации к изучению предмета английский язык и повышения качества учебной деятельности по английскому языку.


Анализ результатов достижений учащихся за 2 года (1полугодие) свидетельствует о положительной динамике уровня обученности учащихся на достаточном уровнях: 2019-2020 учебный год – 73,6%, 2020-2021 – 75,5%.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что у учащихся возросла познавательная активность на уроках английского языка, что привело к положительной динамике успеваемости и результативности в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня

Результаты анкетирования обучающихся.

Цель: выявление и анализ особенности отношения детей к использованию ЦОР на уроках английского языка. Было опрошено

-87% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса;

-87% детей отмечают желание видеть на уроке ЦОР;

-93% детей отмечают частое использование учителем ИКТ на уроках;

-86% детей отмечают желание участвовать в дидактических играх и игровых ситуациях с использованием компьютера;

-98% детей отмечают значение включения ЦОР в урок и внеклассные мероприятия как – очень большое.

Вывод: школьники положительно относятся к использованию ЦОР на уроках и во внеурочное время. Основная масса детей считает, что компьютер приносит большую пользу в учебно-воспитательном процессе и с удовольствием в ней участвуют.


Для эффективного использования описанного опыта необходимо прежде всего желание педагога для саморазвития, освоения новых форм обучения. Недостаток заключается в том,


что не все школы имеют достаточную материальную базу. Однако возможности использования ЦОР позволяют удовлетворить запросы творческих педагогов.


4. Заключение

Считаю, что применение ЦОР на уроках действительно активизирует познавательную деятельность учащихся

Анализируя опыт использования ЦОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что их использование позволяет:

1.обеспечить положительную мотивацию обучения;

2.проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

3.обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

4.повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

5.усовершенствовать контроль знаний;

6.рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность;

7.формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

8.обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.


  Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

В дальнейшем предполагается продолжить работу по использованию ЦОР на уроках, накапливать материал для проведения уроков.

Данный опыт мною представлен на педсовете в МАОУ «ССОШ №2».



























Список использованной литературы


1.Афанасьева, Н. А. Информационно-коммуникационные технологии при обучении иностранному языку // Педагогические технологии. - 2009. - N 2

2.Владимирова Л.П. «Интернет на уроках иностранного языка»- ИЯШ №3, 2003

3.Дубовицкая Т. Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося // Вестн. Оренбургского ун-та. 2004. № 2. С. 75–79.

4. Макарова Е.В. Цифровые образовательные ресурсы на уроках английского языка// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г.Самара, март 2016г.)

4.Мацько,Г.Р.Урок английского языка и информационная культура// Английский язык в школе. - 2009. - N 2.





























Приложение 1 Разработка урока в 11 классе “Green Belts”


























Приложение 2 Фото с урока









































































































Приложение 3 Всероссийский портал образования. Свидетельство.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!