СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Циклограмма средней группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Циклограмма планирования организации жизнедеятельности детей  средней группы II неделя октября

Сквозная тема «Осень щедрая пора»

Цель: Расширение представлений детей о характерных признаках осени;

уточнение, что осень – время сбора урожая; обобщение знаний об овощах и фруктах.

Күн тәртібі және оның қысқаша мазмұны

Примерный режим дня и его краткое содержание

 

Понедельник

 

 

Вторник

 

 

Среда

 

 

Четверг

 

 

Пятница

 

«Сәлеметсіздер ме, балалар!»

«Здравствуйте, дети!»

Прием детей, беседы с родителями

Игры (настольные, пальчиковые и др)

Утренняя гимнастика.  Комплекс № 3

Стихотворение недели

Туча солнышко закрыла,

вот и осень наступила.

 Больше тёплых дней не жди,

льют холодные дожди.

Взяли зонтики, на ножки натянули мы сапожки,

 и пошли в осенний лес, где полным-полно чудес

Психогимнастика  Игра-тренинг:

Дети, представьте себе, что мы овощи на грядке (помидоры, огурцы и пр.), давно не было дождя и овощи завяли: сначала опустились головки, потом – листики, а потом согнулся весь стебелёк до земли.

 (на счёт 1 –опускают голову, 2 – роняют руки вдоль туловища, 3 – приседают на корточки)

Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать (дети повторяют упражнение в обратном порядке).

 

Пальчиковая гимнастика

Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трем-трем, Мы капустку жмем-жмем.

 

Трудовые поручения: покормить рыбок в аквариуме – закрепить умение сыпать корм в аквариум; полить цветы – учить лить из лейки аккуратно, не проливая воду.

Культурно-гигиенические навыки: учить правильно и аккуратно мыть руки и лицо, закатывать рукава; формировать умение пользоваться столовыми приборами, салфеткой во время еды; следить за внешним видом, быть опрятными.

 

Слушание и пение гимна

Показать картины ранней и поздней осени, побеседовать, что меняется в природе с приходом поздней осени. Сообщить детям, что наступил второй месяц осени – октябрь (қазан) – это середина осени. Обратить внимание, что деревья сбрасывают листья – готовятся к зиме, не видно насекомых. Спросить, куда спрятались насекомые, а может они погибли. Почему?

 

Дид.игра «Что изменилось»

 

Ребята, осень щедрая пора, она приносит людям за их труд разные подарки. Какие подарки осени вы знаете?

Расскажите о них (овощи, фрукты, бахчевые и зерновые культуры)

В помощь детям предложить иллюстрации с изображением труда людей на огороде, в саду, в поле и на бахче.

Люди каких профессий выращивают всё это? (овощеводы, садоводы, хлеборобы, бахчеводы).

Что можно делать из осеннего урожая?

Дид. игра «Вершки и корешки»

Показ иллюстраций уборки зерна, рассматривание.

Ребята, осень называют золотой ещё и потому, что осенью убирают урожай   золотого зерна – хлеба

Наш край – Костанайская область – это хлебный край, у нас выращивают много пшеницы, из которой потом делают хлеб. Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы) Какие машины помогают хлеборобам выращивать хлеб? (показ иллюстраций)

 

 

Посмотрите, что я вам принесла  (букет осенних цветов)

Как называются эти цветы

Что есть у цветов? (части)

Это последние осенние цветы. Что будет, когда цветы отцветут? (показать цветок и семена календулы или другие крупные семена)

Для чего нужны семена? Давайте на прогулке соберём семена цветов, а весной снова посадим их на нашем участке.

Дид.игра «Составь цветок»

 

Показать 2 картины «Лето», «Осень» и вместе с детьми сравнить природу этих времён года.

Сделать выводы об изменениях погоды и связи между живой и неживой природой

 

Дид.игра «Что лишнее»

 

 

Дежурство: формировать умение правльно накрывать на стол.

В уголке природы: уборка, кормим рыбок, поливаем цветы, протираем пыль с листьев.

В группе: убираем игрушки на место, следим за порядком.

На занятиях: помогать готовить раздаточный материал, убирать рабочее место.

Завтрак

Формировать умение соблюдать культуру поведения за столом во время еды .

Учить использовать столовые приборы по назначению.

Игры, подготовка к организованной учебной дейтельности (ОУД)

 

«Әрі оқу, әрі ойын»

«Учимся, играя» (организованная учебная деятельность по расписанию ДО)

Формировать умение соблюдать культуру поведения на занятиях.

Психогимнастика  «Волшебный клубок»

У педагога в руках клубок. Передают клубок друг другу, у кого он оказывается в руках, тот  и рассказывает, что он любит делать больше всего.

Область «Познание»

Раздел: естествознание,

Тема: «Осень щедрая пора»

Область «Творчество»

Раздел: рисование

Тема:

 

Область «Здоровье»

Раздел: физкультура

 

 

Область «Коммуникация»,

Раздел: развитие речи,

Тема:

 

Область «Познание»

Раздел: конструирование

Тема:

 

Область «Творчество»

Раздел: музыка

 

Вариативная часть

Английский язык

 

Область «Познание»

Раздел: математика

Тема:

 

Область «Коммуникация»

Раздел: казахский  язык

 

Область «Здоровье»

Раздел «физкультура»

 

Область «Коммуникация»

Раздел: драма

Тема:

 

 

Область «Здоровье»

Раздел «физкультура»

 

Область «Творчество»

Раздел: аппликация

Тема:

 

Вариативная часть

«Юный исследователь»

 

Подготовка к прогулке

Педагог помогает детям освоить приемы вежливого обраще­ния за помощью и выражения последующей благодарности

Цель: вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению

«Табиғатқа бірге»

«Вместе на природу»

Прогулка: ознакомление с природой, игры, труд, индивидуальная работа

Наблюдение за состоянием погоды.

Цель: учить определять время года по характерным признакам.   

 

Наблюдение за дождем.

Цель: познакомить с природным явлением дождь.

 

Наблюдение за листопадом.

Цели: учить определять признаки осени; развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

Наблюдение за солнцем.

Цели: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце - на улице тепло; поддерживать радостное настроение.

 

Наблюдение за птицами.

Цели: продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать основные части тела; развивать и воспитывать бережное отношение к птицам.

 

Труд в природе:

Собираем опавшие листья в кучу.  Убираем мусор, подметаем веранду.

Д/И «Назови осенние слова»

Цель: активизировать словарь.

П/И «У медведя во бору»

Цель: развивать навык коллективного движения, упражнять в беге по определённому направлению. И \работа с  Данилом, Глебом, Полиной, Ритой К, Катей, Дианой

Д/И «Назови цветок»

Цель: учить по внешнему виду определять название цветов.

П/И «Найди себе пару»

Цель: развивать умение быстро строиться в пары, упражнять в беге, распознавании цвета. И\р с  Амирхан, Глебом, Тимур, Дима, Арсен, Арсений, Ритой А, ЗлатойК, Дианой, Сашей

Д/И «Угадай по описанию»

Цель: развивать наблюдательность.

П/И «Лиса в курятнике»

Цель: упражнять в беге, прыжках, выполнять движения по сигналу.

 И\ работа с Дашей, Златой, В Ромой, Арсением, Сарматом.

 

Д/И «Когда это бывает?»

Цель: формировать умение определять время года по признакам.

П/И «Через ручеёк»

Цель: развивать ловкость, упражнять в прыжках на двух ногах.

Ин/ работа с  Жасмин, Ритой, Яной, Кариной, Ромой, Арсеном. Аминой

 

Д/И «С какого дерева листочек?»

Цель: упражнять в определении названия дерева по листочку.

П/И «Лохматый пёс»

Цель: приучать слушать текст и реагировать на сигнал.

Ин/ работа с  Дашей, Жасмин, Ритой А, Яной, Кариной, Ромой, Арсеном

Возвращение с прогулки

Учить последовательно раздеваться, выворачивать и складывать одежду.

Аккратно мыть руки и насухо их вытирать.

Обед

Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовыми приборами, не мочить и не крошить хлеб, пережёвывать с закрытым ртом.

«Жақсы ұйкы»

«Здоровый сон»

Засыпание под классическую музыку

Цель: успокоить детей, настроить на спокойный сон.

«Ояну, тұрғызу»

«Просыпаемся, пробуждаемся»

Постепенный подъем, закаливающие процедуры

Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.

2. И.П.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.

    

Полдник

Привлечение внимания детей к эстетическому оформлению стола, рассказ о пользе молочных продуктов.

«Алақай! Ойын!»

«Ура! Игра!»

Игры, самостоятельная деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Семья» - умение распределять роли, обыгрывать сюжет.

Дидактическая игра «За что бы я сегодня себя похвалил» - представления о нравственных нормах.

 

 

 

Сюжетно-ролевая игра

« Водители».

Цель: Познакомить детей с профессией водитель, а так же его обязанностями. Воспитывать дружеские отношения.

Дидактическая игра «Что такое хорошо»

Цель: упражнять в умении оценивать поступки, развивать связную речь.

 

Строительная игра «Улица города».

Цель: Учить детей строить дома и проезжую часть.

Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Игра «кукла Сауле собирается в гости».

  Цель: Формирование навыков  последовательного одевания. Развивать словарный запас детей. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам.

 

  Сюжетно-ролевая игра                         «Больница»

Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Дидактическая игра:  «Подуй как ветер»

Цель: отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох воздуха, выдох через рот с произношением звука «У»

Чтение стихотворения Ю Яковлева «Делаем ребятам предостереженье»

Цель: Дать представление о профессии пожарного. Познакомить с телефонным номером пожарной службы.

Театральная деятельность Инсценировка р н с «Репка»

Цель: Развивать интонацию,  артистизм. Воспитывать умение слушать.

 

Индивидуальная работа в соответствии с индивидуальной картой развития

Область «Коммуникация»

 Д/и  «Один много»

Цель: Совершенствование  умения употребления в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа. И\р с  Глебом, Аминой, ЗлатойК, Дианой, Сашей, Димой.

Область «Творчество»

Д/и «Нарезаем полоски»

Цель: Формирование умения правильно держать ножницы и пользоваться ими И\р с  Амирхан, Тимур, Дима, Арсен, Арсений, ЗлатойК, Дианой, Сашей

 

Область «Социум»

 «Помоги детёнышам  найти дом   и маму».

Цель:  Развивать элементарные навыки безопасного поведения в природе. Воспитывать заботливое отношение к животным, желание заботиться о них.с Златой, Ромой,  Назаром , Тимуром, Миланой, Мирославом, Арсением.

Область «Познание»

Дид.игра «Кто куда прячется на зиму» (с моделью)

Цель: уточнить знания детей о  жилищах диких животных

 И\ работа с Мироша, Златой, Милана,Динара, Тимур, Рома.

 

Область «Здоровье»

Д\и «Корзинки - витаминки». 

Цель: совершенствовать представления об овощах и их ползу для человека.

Ин/ работа с  Жасмин, Ритой, Яной, Кариной, Ромой, Арсеном. Аминой

 

 

Подготовка к прогулке

Закрепить умение последовательно одеваться (раздеваться) на прогулку и с прогулки.

Соблюдать навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Прогулка

Подвижные игры «Медведь и пчелы» - внимание, бег

«Прятки» - воспитывать умение играть дружно, бег.

Игровое упражнение  «Ругаемся Овощами»  Цель: закрепить название овощей.(Ты огурец, ты помидор, и.т.д.)

Д/и «С какой ветки детки» Цель: Учить различать листья по .цвету , форме.

П/и «Вверх –вниз-вперед» Цель: Упражнять в прыжках на двух. ногах.

Ужин

Хлеб очень рад, когда его едят.            Когда он ничего не значит

И обижается и плачет,                            Для легкомысленных ребят.

«Қош, сау бол, балабақша!»

«До свиданья, детский сад»

 Уход детей домой

  Сюжетно-ролевая игра: «Телефон» - использовать в речи диалог, быть внимательными, проявлять фантазию.

Рассматривание альбомов «Улицы моего города».

Свободные игры детей: «Лото», «Пазлы», «Парные картинки»

 

«Пластилиновая сказка»

Работа с пластилином.

Дидактическая игра

 «Что перепутал художник» - развивать сообразительность, внимательность.

 

Напольный строительный легоконструктор строим Дом

Цель: научить сравнивать, наблюдать, различать, запоминать цвет и форму постройки

Чтение пословиц и загадок о дорожном движении

 

Малоподвижная игра

Словесная игра «Изобрази сигнал машины»

Цель: Уточнить, что обозначают цвета светофора.

Подвижная игра «Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

 Подвижная игра

«Карусели»

Цель: обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей.

Игра-Анималотерапия

«УЛИТКА»

Цель: Развитие  самоконтроля,   выдержки.

Работа с родителями

Консультация для родителей «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.»

Индивидуальная  беседа с родителями: «Не употребляйте эти выражения…».

                             

Просмотр содержимого документа
«Циклограмма средней группы»

Балалардың өмір қызметін ұйымдастыруды жоспарлаудың циклограммасы

Циклограмма планирования организации жизнедеятельности детей средней группы II неделя октября

Сквозная тема «Осень щедрая пора»

Цель: Расширение представлений детей о характерных признаках осени;

уточнение, что осень – время сбора урожая; обобщение знаний об овощах и фруктах.

Күн тәртібі және оның қысқаша мазмұны

Примерный режим дня и его краткое содержание


Дүйсенбі

Понедельник

9.10.17


Сейсенбі

Вторник

10.10.17


Сәрсенбі

Среда

11.10.17


Бейсенбі

Четверг

12.10.17


Жұма

Пятница

13.10.17

«Сәлеметсіздер ме, балалар!»

«Здравствуйте, дети!»

Прием детей, беседы с родителями

Игры (настольные, пальчиковые и др)

Утренняя гимнастика. Комплекс № 3

Стихотворение недели

Туча солнышко закрыла,

вот и осень наступила.

Больше тёплых дней не жди,

льют холодные дожди.

Взяли зонтики, на ножки натянули мы сапожки,

и пошли в осенний лес, где полным-полно чудес

Психогимнастика Игра-тренинг:

Дети, представьте себе, что мы овощи на грядке (помидоры, огурцы и пр.), давно не было дождя и овощи завяли: сначала опустились головки, потом – листики, а потом согнулся весь стебелёк до земли.

 (на счёт 1 –опускают голову, 2 – роняют руки вдоль туловища, 3 – приседают на корточки)

Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать (дети повторяют упражнение в обратном порядке).


Пальчиковая гимнастика

Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмем-жмем.


Трудовые поручения: покормить рыбок в аквариуме – закрепить умение сыпать корм в аквариум; полить цветы – учить лить из лейки аккуратно, не проливая воду.

Культурно-гигиенические навыки: учить правильно и аккуратно мыть руки и лицо, закатывать рукава; формировать умение пользоваться столовыми приборами, салфеткой во время еды; следить за внешним видом, быть опрятными.


Слушание и пение гимна

Показать картины ранней и поздней осени, побеседовать, что меняется в природе с приходом поздней осени. Сообщить детям, что наступил второй месяц осени – октябрь (қазан) – это середина осени. Обратить внимание, что деревья сбрасывают листья – готовятся к зиме, не видно насекомых. Спросить, куда спрятались насекомые, а может они погибли. Почему?


Дид.игра «Что изменилось»

Цель: развивать память, внимание, ориентировку в пространстве, умение словом обозначать расположение предметов


Ребята, осень щедрая пора, она приносит людям за их труд разные подарки. Какие подарки осени вы знаете?

Расскажите о них (овощи, фрукты, бахчевые и зерновые культуры)

В помощь детям предложить иллюстрации с изображением труда людей на огороде, в саду, в поле и на бахче.

Люди каких профессий выращивают всё это? (овощеводы, садоводы, хлеборобы, бахчеводы).

Что можно делать из осеннего урожая?

Дид. игра «Вершки и корешки»

Цель: уточнить знания детей о том, какая часть растения съедобна для человека

Показ иллюстраций уборки зерна, рассматривание.

Ребята, осень называют золотой ещё и потому, что осенью убирают урожай золотого зерна – хлеба

Наш край – Костанайская область – это хлебный край, у нас выращивают много пшеницы, из которой потом делают хлеб. Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы) Какие машины помогают хлеборобам выращивать хлеб? (показ иллюстраций)


Предлагаю рассмотреть модель «Как хлеб на стол пришёл» и составить по ней коллективный рассказ.

Посмотрите, что я вам принесла (букет осенних цветов)

Как называются эти цветы

Что есть у цветов? (части)

Это последние осенние цветы. Что будет, когда цветы отцветут? (показать цветок и семена календулы или другие крупные семена)

Для чего нужны семена? Давайте на прогулке соберём семена цветов, а весной снова посадим их на нашем участке.

Дид.игра «Составь цветок»

Цель: упражнять в составлении растений из частей

Показать 2 картины «Лето», «Осень» и вместе с детьми сравнить природу этих времён года.

Сделать выводы об изменениях погоды и связи между живой и неживой природой


Дид.игра «Что лишнее»

Цель: дифференцировать понятия дикие и домашние животные и птицы, овощи и фрукты.


Дежурство: формировать умение правльно накрывать на стол.

В уголке природы: уборка, кормим рыбок, поливаем цветы, протираем пыль с листьев.

В группе: убираем игрушки на место, следим за порядком.

На занятиях: помогать готовить раздаточный материал, убирать рабочее место.

Завтрак

Формировать умение соблюдать культуру поведения за столом во время еды .

Учить использовать столовые приборы по назначению.

Игры, подготовка к организованной учебной дейтельности (ОУД)


«Әрі оқу, әрі ойын»

«Учимся, играя» (организованная учебная деятельность по расписанию ДО)

Формировать умение соблюдать культуру поведения на занятиях.

Психогимнастика «Волшебный клубок»

У педагога в руках клубок. Передают клубок друг другу, у кого он оказывается в руках, тот и рассказывает, что он любит делать больше всего.

Жаз –лето - Summer, күз- осень- Autumn, қыс – зима - Winter, көктем –весна - Spring.

Қантар - январь, ақпан - февраль, наурыз - март, сәуір -апрель, мамыр -май, маусым -июнь, шілде - июль, тамыз -август, қырқүйек -сентябрь, қазан -октябрь, қараша -ноябрь, желтоқсан -декабрь.

Көкөністер - овощи, сәбіз –морковь - Carrot, қияр -огурец, қызанақ –помидор - Tomato, пияз -лук, бұрыш -перец, орамжапырақ –капуста - Cabbage, картоп –картофель - Potato.

Жемістер -фрукты, алма –яблоко - apple, алмұрт -груша, өрік -абрикос, алхор – слива, анар – гранат.

Бір –один - one, екі-два - two, үш –три - three, төрт –четыре - four, бес –пять - five, алты –шесть - six, жеті –семь - seven, сегіз –восемь - eight, тоғыз –девять - nine, он –десять - ten.


Область «Познание»

Раздел: естествознание,

Тема: «Осень щедрая пора»

Область «Творчество»

Раздел: рисование

Тема:


Область «Здоровье»

Раздел: физкультура



Область «Коммуникация»,

Раздел: развитие речи,

Тема:


Область «Познание»

Раздел: конструирование

Тема:


Область «Творчество»

Раздел: музыка


Вариативная часть

Английский язык


Область «Познание»

Раздел: математика

Тема:


Область «Коммуникация»

Раздел: казахский язык


Область «Здоровье»

Раздел «физкультура»


Область «Коммуникация»

Раздел: драма

Тема:



Область «Здоровье»

Раздел «физкультура»


Область «Творчество»

Раздел: аппликация

Тема:


Вариативная часть

«Юный исследователь»


Подготовка к прогулке

Педагог помогает детям освоить приемы вежливого обраще­ния за помощью и выражения последующей благодарности

Цель: вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению

«Табиғатқа бірге»

«Вместе на природу»

Прогулка: ознакомление с природой, игры, труд, индивидуальная работа

Наблюдение за состоянием погоды.

Цель: учить определять время года по характерным признакам.   


Наблюдение за дождем.

Цель: познакомить с природным явлением дождь.


Наблюдение за листопадом.

Цели: учить определять признаки осени; развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

Наблюдение за солнцем.

Цели: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце - на улице тепло; поддерживать радостное настроение.


Наблюдение за птицами.

Цели: продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать основные части тела; развивать и воспитывать бережное отношение к птицам.


Труд в природе:

Собираем опавшие листья в кучу. Убираем мусор, подметаем веранду.

Д/И «Назови осенние слова»

Цель: активизировать словарь.

П/И «У медведя во бору»

Цель: развивать навык коллективного движения, упражнять в беге по определённому направлению. И \работа с Данилом, Глебом, Полиной, Ритой К, Катей, Дианой

Д/И «Назови цветок»

Цель: учить по внешнему виду определять название цветов.

П/И «Найди себе пару»

Цель: развивать умение быстро строиться в пары, упражнять в беге, распознавании цвета. И\р с Амирхан, Глебом, Тимур, Дима, Арсен, Арсений, Ритой А, ЗлатойК, Дианой, Сашей

Д/И «Угадай по описанию»

Цель: развивать наблюдательность.

П/И «Лиса в курятнике»

Цель: упражнять в беге, прыжках, выполнять движения по сигналу.

И\ работа с Дашей, Златой, В Ромой, Арсением, Сарматом.


Д/И «Когда это бывает?»

Цель: формировать умение определять время года по признакам.

П/И «Через ручеёк»

Цель: развивать ловкость, упражнять в прыжках на двух ногах.

Ин/ работа с Жасмин, Ритой, Яной, Кариной, Ромой, Арсеном. Аминой


Д/И «С какого дерева листочек?»

Цель: упражнять в определении названия дерева по листочку.

П/И «Лохматый пёс»

Цель: приучать слушать текст и реагировать на сигнал.

Ин/ работа с Дашей, Жасмин, Ритой А, Яной, Кариной, Ромой, Арсеном

Возвращение с прогулки

Учить последовательно раздеваться, выворачивать и складывать одежду.

Аккратно мыть руки и насухо их вытирать.

Обед

Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовыми приборами, не мочить и не крошить хлеб, пережёвывать с закрытым ртом.

«Жақсы ұйкы»

«Здоровый сон»

Засыпание под классическую музыку

Цель: успокоить детей, настроить на спокойный сон.

«Ояну, тұрғызу»

«Просыпаемся, пробуждаемся»

Постепенный подъем, закаливающие процедуры

Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.

2. И.П.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.

3. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).

4. И.П.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п.

5. И.П.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и.п.

6. И.П.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута - вдох, выдох.

Воздушные процедуры Ходьба по оздоровительным дорожкам.

Полдник

Привлечение внимания детей к эстетическому оформлению стола, рассказ о пользе молочных продуктов.

«Алақай! Ойын!»

«Ура! Игра!»

Игры, самостоятельная деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Семья» - умение распределять роли, обыгрывать сюжет.

Дидактическая игра «За что бы я сегодня себя похвалил» - представления о нравственных нормах.



Сюжетно-ролевая игра

« Водители».

Цель: Познакомить детей с профессией водитель, а так же его обязанностями. Воспитывать дружеские отношения.

Дидактическая игра «Что такое хорошо»

Цель: упражнять в умении оценивать поступки, развивать связную речь.


Строительная игра «Улица города».

Цель: Учить детей строить дома и проезжую часть.

Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Игра «кукла Сауле собирается в гости».

Цель: Формирование навыков последовательного одевания. Развивать словарный запас детей. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам.


Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Дидактическая игра: «Подуй как ветер»

Цель: отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох воздуха, выдох через рот с произношением звука «У»

Чтение стихотворения Ю Яковлева «Делаем ребятам предостереженье»

Цель: Дать представление о профессии пожарного. Познакомить с телефонным номером пожарной службы.

Театральная деятельность Инсценировка р н с «Репка»

Цель: Развивать интонацию, артистизм. Воспитывать умение слушать.


Индивидуальная работа в соответствии с индивидуальной картой развития

Область «Коммуникация»

Д/и «Один много»

Цель: Совершенствование умения употребления в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа. И\р с Глебом, Аминой, ЗлатойК, Дианой, Сашей, Димой.

Область «Творчество»

Д/и «Нарезаем полоски»

Цель: Формирование умения правильно держать ножницы и пользоваться ими И\р с Амирхан, Тимур, Дима, Арсен, Арсений, ЗлатойК, Дианой, Сашей


Область «Социум»

«Помоги детёнышам найти дом и маму».

Цель: Развивать элементарные навыки безопасного поведения в природе. Воспитывать заботливое отношение к животным, желание заботиться о них.с Златой, Ромой, Назаром , Тимуром, Миланой, Мирославом, Арсением.

Область «Познание»

Дид.игра «Кто куда прячется на зиму» (с моделью)

Цель: уточнить знания детей о жилищах диких животных

И\ работа с Мироша, Златой, Милана,Динара, Тимур, Рома.


Область «Здоровье»

Д\и «Корзинки - витаминки». 

Цель: совершенствовать представления об овощах и их ползу для человека.

Ин/ работа с Жасмин, Ритой, Яной, Кариной, Ромой, Арсеном. Аминой



Подготовка к прогулке

Закрепить умение последовательно одеваться (раздеваться) на прогулку и с прогулки.

Соблюдать навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Прогулка

Подвижные игры «Медведь и пчелы» - внимание, бег

«Прятки» - воспитывать умение играть дружно, бег.

Игровое упражнение «Ругаемся Овощами» Цель: закрепить название овощей.(Ты огурец, ты помидор, и.т.д.)

Д/и «С какой ветки детки» Цель: Учить различать листья по .цвету , форме.

П/и «Вверх –вниз-вперед» Цель: Упражнять в прыжках на двух. ногах.

Ужин

Хлеб очень рад, когда его едят. Когда он ничего не значит

И обижается и плачет, Для легкомысленных ребят.

«Қош, сау бол, балабақша!»

«До свиданья, детский сад»

Уход детей домой

Сюжетно-ролевая игра: «Телефон» - использовать в речи диалог, быть внимательными, проявлять фантазию.

Рассматривание альбомов «Улицы моего города».

Свободные игры детей: «Лото», «Пазлы», «Парные картинки»


«Пластилиновая сказка»

Работа с пластилином.

Дидактическая игра

«Что перепутал художник» - развивать сообразительность, внимательность.


Напольный строительный легоконструктор строим Дом

Цель: научить сравнивать, наблюдать, различать, запоминать цвет и форму постройки

Чтение пословиц и загадок о дорожном движении


Малоподвижная игра

Словесная игра «Изобрази сигнал машины»

Цель: Уточнить, что обозначают цвета светофора.

Подвижная игра «Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Подвижная игра

«Карусели»

Цель: обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей.

Игра-Анималотерапия

«УЛИТКА»

Цель: Развитие самоконтроля, выдержки.

Работа с родителями

Консультация для родителей «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.»

Индивидуальная беседа с родителями: «Не употребляйте эти выражения…».



Методист:













































Балалардың өмір қызметін ұйымдастыруды жоспарлаудың циклограммасы

Циклограмма планирования организации жизнедеятельности детей средней группы III неделя октября

Сквозная тема «Из чего получается хлеб?»

Цель: Создание условий для формирования и расширения знаний детей о хлебе. Уточнение, что осень – пора сбора урожая хлеба.


Күн тәртібі және оның қысқаша мазмұны

Примерный режим дня и его краткое содержание


Дүйсенбі

Понедельник

16.10.17


Сейсенбі

Вторник

17.10.17


Сәрсенбі

Среда

18.10.17


Бейсенбі

Четверг

19.10.17


Жұма

Пятница

20.10.17

«Сәлеметсіздер ме, балалар!»

«Здравствуйте, дети!»

Прием детей, беседы с родителями

Игры (настольные, пальчиковые и др)

Утренняя гимнастика. Комплекс № 4

Стихотворение недели

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Психогимнастика Игра-тренинг:

Моя профессия

Ребенок загадывает профессию. Остальные отгадывают задавая вопросы. Ребенок отвечает только Да и Нет.

Рассказ - рисунок о том, что вижу.

Педагог просит рассказать, что у него находится за спиной, задача детей при проверке педагог не увидел ничего нового. Первое время можно педагогу задавать вопросы.


Пальчиковая гимнастика "Хлеб"

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальчики)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)

Трудовые поручения: покормить рыбок в аквариуме – закрепить умение сыпать корм в аквариум; полить цветы – учить лить из лейки аккуратно, не проливая воду.

Культурно-гигиенические навыки: учить правильно и аккуратно мыть руки и лицо, закатывать рукава; формировать умение пользоваться столовыми приборами, салфеткой во время еды; следить за внешним видом, быть опрятными.


Слушание и пение гимна

Ребята, во многих продовольственных магазинах сел, поселков, небольших городков обязательно есть отдел «Хлеб», а в больших городах нашей страны построены специализированные магазины и отделы в крупных супермаркетах. Кто из вас бывал в таком отделе или в булочной? Какой хлеб вы там видели? Что покупали?

Зачитывает отрывок из рассказа пекаря-мастера Г. С. Страмнова.

Дид. игра «От зёрнышка до булочки»

Цель: познакомить детей с профессиями мельника и пекаря.

Показ иллюстраций уборки зерна, рассматривание.

Ребята, осень называют золотой ещё и потому, что осенью убирают урожай золотого зерна – хлеба

Наш край – Костанайская область – это хлебный край, у нас выращивают много пшеницы, из которой потом делают хлеб. Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы) Какие машины помогают хлеборобам выращивать хлеб? (показ иллюстраций)

Предлагаю рассмотреть модель «Как хлеб на стол пришёл» и составить по ней коллективный рассказ.

Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей). Дид. игра «Что нужно для работы хлебороба»

Цель: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.








Ребята, во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек.

Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом - кругом с точкой посредине.

Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом-солью встречали гостей.

Хлеб - практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным и самым необходимым продуктом. Словесная игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий» 
Цель:
 развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.

Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и обмолачивают его. Шоферы доставляют зерно с полей на элеваторы и мельницы, мукомолы мелют его, пекари выпекают хлеб. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый пшеничного хлеба.

Дид. игра «Что сначала, что потом»

Цель: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.

Дежурство: формировать умение правльно накрывать на стол.

В уголке природы: уборка, кормим рыбок, поливаем цветы, протираем пыль с листьев.

В группе: убираем игрушки на место, следим за порядком.

На занятиях: помогать готовить раздаточный материал, убирать рабочее место.

Завтрак

Формировать умение соблюдать культуру поведения за столом во время еды .

Учить использовать столовые приборы по назначению.

Игры, подготовка к организованной учебной дейтельности (ОУД)


«Әрі оқу, әрі ойын»

«Учимся, играя» (организованная учебная деятельность по расписанию ДО)

Формировать умение соблюдать культуру поведения на занятиях.

Психогимнастика

«Удивление»

Цель: выражение удивления.

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл ее, а когда открыл, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула ... собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки подняты.

Күз- осень- аutumn, хлеб-нан- bread, мука- ұн- flour, пшеница- бидай- wheat, комбайн- harvester, мельница- диірмен-mill.

Қантар - январь, ақпан - февраль, наурыз - март, сәуір -апрель, мамыр -май, маусым -июнь, шілде - июль, тамыз -август, қырқүйек -сентябрь, қазан -октябрь, қараша -ноябрь, желтоқсан -декабрь.

Бір –один - one, екі-два - two, үш –три - three, төрт –четыре - four, бес –пять - five, алты –шесть - six, жеті –семь - seven, сегіз –восемь - eight, тоғыз –девять - nine, он –десять - ten.

Понедельник- дүйсенбі- monday, вторник- сейсенбі-tuesday, среда- сәрсенбі-wednesday, четверг- бейсенбі-thursday, пятница- жұма- friday, суббота- сенбі- saturday, воскресенье- жексенбі-sunday.

Область «Познание»

Раздел: естествознание,

Тема: «Хлеб-наше богатство»

Область «Творчество»

Раздел: рисование

Тема:



Область «Коммуникация»,

Раздел: развитие речи,

Тема:


Область «Творчество»

Раздел: музыка


Вариативная часть

Английский язык


Область «Познание»

Раздел: математика

Тема:


Область «Здоровье»

Раздел «физкультура»


Область «Коммуникация»

Раздел: худ.лит

Тема:



Область «Здоровье»

Раздел «физкультура»


Область «Творчество»

Раздел: музыка


Область «Социум»

Основы экологий


Область «Здоровье»

Раздел: физкультура


Вариативная часть

«Юный исследователь»


Подготовка к прогулке

Педагог помогает детям освоить приемы вежливого обраще­ния за помощью и выражения последующей благодарности.

Цель: вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению

«Табиғатқа бірге»

«Вместе на природу»

Прогулка: ознакомление с природой, игры, труд, индивидуальная работа

Наблюдение за перелетными птицами

Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.





Наблюдение за березой

Цели: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные при­знаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.


Наблюдение за собакой и кошкой

Цели: продолжать расширять кругозор о животном мире; прививать любовь к домашним питомцам; познакомить с исто­рией приручения собак человеком; дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.


Наблюдение за трудом дворника

Цели: продолжать знакомство с трудом дворника;

формировать желание приходить на помощь окружающим;

воспитывать чувство уважения к труду взрослых;

способствовать развитию связной речи.


Наблюдение за солнцем.

Цели: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце - на улице тепло; поддерживать радостное настроение.


Труд в природе:

Собираем опавшие листья в кучу. Убираем мусор, подметаем веранду.

Д/и «Вершки и корешки» 

Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки.

П/и «Лохматый пес»

Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.

И \работа с Димой, Назаром, Сашей, Динарой, Миланой.


Д/и «Что сначала? Что потом?»

Цель: закреплять последовательность выращивания зерновых культур и хлебопечения.

П/и «Ловишки»

Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер; совершенствовать ориентировку в пространстве, бег врассыпную.

И\работа с Ритой, Дашей, Сарматом, Мирославом.

Д/и «Угадай по описанию»

Цель: развивать наблюдательность.

П/и «Лиса в курятнике»

Цель: упражнять в беге, прыжках, выполнять движения по сигналу.

И\ работа с Яной, Кар иной, Златой Кос., В.Ромой, Амирхоном, Арсением.

Д/игра «Разложи блинчики»  

Цель: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.

П/и «Мышеловка», «Попади в обруч»

Цель: развивать двигательную активность детей.

И/работа с Аминой, Жасмин, Катей. Г.Ромой, Данилом, Арсеном.


Д/игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»  

Цель: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.  

П/и «Мыши в кладовой»

Цель: Развитие у детей умения выполнять движения по сигналу, упражнение в беге, подлезании.

И/работа с Дианой, Х.Ромой, Матвеем, Корп.Златой, Николь.

Возвращение с прогулки

Учить последовательно раздеваться, выворачивать и складывать одежду.

Аккратно мыть руки и насухо их вытирать.

Обед

Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовыми приборами, не мочить и не крошить хлеб, пережёвывать с закрытым ртом.

До чего же вкусен хлеб,

Хлеб водой запил - обед,

А на ужин две горбушки

С молоком по полной кружке,

Что осталось, всё в ладошку,

Птицам кинуть на дорожку.

«Жақсы ұйкы»

«Здоровый сон»

Засыпание под классическую музыку

Цель: успокоить детей, настроить на спокойный сон.

«Ояну, тұрғызу»

«Просыпаемся, пробуждаемся»

Постепенный подъем, закаливающие процедуры

«Чунга – чанга» под музыку В. Шаинского

1.И.п.- стоя ноги вместе, руки внизу. Руки через стороны вверх, хлопок над головой с полуприседом.

2.И.п. – стоя руки на поясе. Повороты туловища в правую и левую сторону с полуприседом.

3. И.п.- стоя руки на поясе. Прыжки ноги вместе – ноги врозь.

4.И.п.- сидя на полу, ноги вытянуты, руки к плечам. Движения рук в стороны – к плечам.

5.И.п. – сидя на полу, упор руками сзади, ноги вытянуты. Поочерёдное подтягивание согнутой ноги к груди.

6. И.п. – стоя руки на поясе. Прыжки ноги вместе – ноги врозь.

7. И.п. – сидя на коленях, руки на поясе. Встать на колени, руками сделать хлопок над головой. Вернуться в и.п.

8. И.п. – стоя на коленях, руки на поясе. Наклоны головы вправо, вернуться в и.п. То же влево.

9. И.п. – стоя руки на поясе. Прыжки ноги вместе – ноги врозь.

Воздушные процедуры Ходьба по оздоровительным дорожкам.

Полдник

Привлечение внимания детей к эстетическому оформлению стола, рассказ о пользе молочных продуктов.

«Алақай! Ойын!»

«Ура! Игра!»

Игры, самостоятельная деятельность

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин»

Цель: расширить словарный запас детей: ввести понятия «продукты питания». Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Дид. игра

«Хлеб всему голова»

Цель: Развивать элементарные представления о хозяйственной деятельности человека; воспитывать бережное отношение к хлебу, экономное его использование.

Сюжетно-ролевая игра

«Хлебозавод»

Цель: развивать внимание, воспитание уважения к труду взрослых и к хлебу. Воспитывать желание результатами своего труда делать приятное другим людям.

Дид.игра

«Найди по описанию»

Цель: воспитывать внимание, развивать память

Строительная игра «Сельскохозяйственная техника».

Цель: Развивать навыки работы с: конструктором.


Д/и «Что сначала? Что потом?»

Цель: Закреплять последовательность выращивания зерновых культур и хлебопечения.


Слушание сказки

«Ароматный хлеб»
Автор сказки: Ирис Ревю


Сюжетно-ролевая игра

«Ждем гостей, печем пироги»

Цель: Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Дид. Игра

«Что лишнее»

Цель: развивать зрительную память.


Чтение стихотворения

«Слава хлебу»

С. Погореловский

Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.

Театральная деятельность Инсценировка р н с «Колобок»

Цель: Развивать интонацию, артистизм. Воспитывать умение слушать.

Дид. Игра «Назови профессию»     Цель: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.  


Индивидуальная работа в соответствии с индивидуальной картой развития

Область «Коммуникация»

Д/игра «Закончи фразу»

Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

И\работа с Назаром , Тимуром, Миланой, Мирославом, Арсением.

Область «Творчество»

Д/игра «Наложи силуэт на контур»

Цель: учить соотносить силуэтное и контурное изображения

И\работа с Жасмин, Ритой, Яной, Кариной, Ромой, Арсеном. Аминой

Область «Социум»

Если кто-то заболел

Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача.

И/работа с Златой, Ромой,

Глебом, Аминой, Златой К, Дианой, Сашей, Димой.



Область «Познание»

Д/игра " У кого хвост длиннее?"

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

И\ работа с Амирхан, Тимур, Дима, Арсен, Арсений, Златой К, Дианой, Сашей.

Область «Здоровье»

Д\и «Корзинки - витаминки». 

Цель: совершенствовать представления об овощах и их ползу для человека.

И/ работа с Мироша, Златой, Милана,Динара, Тимур, Рома.



Подготовка к прогулке

Закрепить умение последовательно одеваться (раздеваться) на прогулку и с прогулки.

Соблюдать навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Прогулка




Подвижные игры

«КТО УШЁЛ»
Цель: учить детей угадывать тех детей, которые уходят. Развивать память, внимание.

«Прятки» - воспитывать умение играть дружно, бег.

Игровое упражнение «Да-Нет»

Цель: закрепить название мучных продуктов.

Ужин

До чего же вкусен хлеб,

Хлеб водой запил - обед,

А на ужин две горбушки

С молоком по полной кружке,

Что осталось, всё в ладошку,

Птицам кинуть на дорожку.

«Қош, сау бол, балабақша!»

«До свиданья, детский сад»

Уход детей домой

П/игра «Хитрая лиса»

Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность ловкость. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг.

Чтение пословиц и загадок о хлебе.




Напольный строительный легоконструктор строим Пекарню.

Цель: научить сравнивать, наблюдать, различать, запоминать цвет и форму постройки









Малоподвижная игра

«Большой круг»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Цель: Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение,

П/ игра «Такой листок - лети ко мне»

Цель: развивать внимание, наблюдательность; упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь.

Сюжетно-ролевая игра:

«Я – водитель»

Цель: Расширять у детей представления о профессии шофера, автомеханика.

Свободные игры детей: «Лото», «Пазлы», «Парные картинки».


Лепка из соленого теста «Оладьи на сковороде»

Цель: развивать мелкую моторику рук;

Работа с родителями

Индивидуальные беседы по запросам родителей

Цель: активизация педагогического потенциала семьи в решении интересующих проблем в жизни ребенка; развитие согласованности взаимодействия с ДОУ.




Методист:





















Слава хлебу!

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел труда и сил.
Вот он Хлебушко душистый.
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал — пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем... 
Уплетай за обе щеки, 
Вырастай богатырем.

С. Погореловский.























«Ароматный хлеб»

Автор сказки: Ирис Ревю

Жила-была в нашей слободе семья трудовая. Вот как-то все домочадцы поразъехались, остались в доме лишь бабка да внучок малой, Тимоша. Смышлёный мальчишка был.

Бабка вскоре уснула, а Тимоша за стол сел, поближе к хлебу ароматному.

В доме была тишина, лишь стук часов слышен. Тимоша тихонько говорит:
— Хлебушко, а ты откуда появился? Я на огороде был, тебя там не видел. Там Картошка растёт, Морковь крепчает, Лук зеленеет, но тебя, и твоих братьев-сестёр: Булочек, Батонов, Караваев я там не встречал. А я внимательно смотрел. И в саду ты не появлялся. Там Яблоки, Сливы, Груши. Откуда ты к нам пожаловал, Хлебушко?

— Я появился на свет там, где просторы бескрайние, солнце трудолюбивое, небо голубое, да дожди щедрые. А вырос я из маленького зёрнышка.

И Хлебушко стал рассказывать, как он был сначала росточком маленьким, потом колосом золотым. Хлеборобы его и ещё тысячи таких колосьев с налитыми зёрнами собрали, обмолотили, да на мельницу свезли. Из зёрен муку сделали, а уж из муки и хлеб испекли.

— Каким же долгим путём ты шёл, Хлебушко, прежде чем попасть на этот стол! — сказал Тимоша. – Я впредь ещё бережнее с хлебом обращаться буду. Хлеб достаётся большим трудом! Я только теперь это понял.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!