СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл уроков русского языка "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цикл уроков русского языка "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

Просмотр содержимого документа
«Цикл уроков русского языка "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"»

Цикл уроков русского языка (6 класс)

Тема: «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

1 урок

Цели уроков:

  • образовательные: создать условия для усвоения учащимися новой орфограммы «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных», для формирования навыка написания одной и двух Н в прилагательных;

  • развивающие: создать условия для развития интеллектуальной сферы учащихся – внимания, восприятия, памяти, мышления; для проявления познавательной активности, дальнейшего развития навыков учебного труда.

  • воспитывающие: создать условия для воспитания культуры учебного труда, радости познания; для воспитания чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы.


Ход урока:

  1. Организационный момент.


  1. Мотивация и целеполагание.


- Какую часть речи мы с вами изучаем?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?


  • На доске написаны слова, в них выделены суффиксы.

Ледяной, стеклянный, орлиный, былинный, лунный, обыкновенный, торжественный.


- Ребята, посмотрите, сколько разных суффиксов с одной и двойной Н пишется в именах прилагательных.

- Почему в одних словах пишется одна буква Н, а в других две буквы Н?

- Наша цель: на ближайших уроках научиться писать одну и две Н в суффиксах имен прилагательных, а для этого вы должны научиться выделять суффиксы прилагательных, определять, почему в том или ином слове пишется столько букв Н.

- Что вы будете изучать на ближайших уроках?

- Чему вы должны научиться?


3. Знакомство с новой темой.


  • На доске записаны предложения.

Трель соловьиная. Повадка тигриная. Осанка львиная, да ум куриный.


Учащиеся записывают предложения в тетрадь.


- На какие вопросы отвечает прилагательное?

- Найдем в данных предложениях имена прилагательные.

- Выделим суффиксы прилагательных.

- Какой суффикс вы выделили?

- Сколько букв Н вы видите в суффиксе ИН?

- Как всегда пишется суффикс ИН?


  • Выполнение упражнения № 316: записать прилагательные, образованные от данных слов при помощи суффикса ИН, выделить суффикс, подчеркнуть букву Н.

Бекас - бекасиный, комар, лев, орел, петух, сокол, тетерев, ястреб, соловей, воробей, глухарь, голубь, гусь, зверь, журавль, лебедь, соболь, шмель, грач, мышь, оса, пчела, сова, утка, лошадь, змея.


  • Для ученика VIII вида карточка:

Спиши, выдели суффикс ИН, подчеркни букву Н.

Комариный, львиный, орлиный, петушиный, соколиный, тетеревиный, ястребиный, соловьиный, воробьиный, глухариный, голубиный, гусиный, звериный, журавлиный, лебединый, соболиный, шмелиный, грачиный, мышиный, осиный, пчелиный, совиный, утиный, лошадиный, змеиный.


  • Работа по карточкам. Учащиеся работают самостоятельно.

Вставьте нужную букву, выделите суффикс, подчеркните букву Н:

Лебеди…ая песня, льви…ая грива, пчели…ый мед, кури…ое яйцо, муравьи…ая куча, змеи…ый яд, звери…ая тропа, соловьи…ые трели, мыши…ая возня, гуси…ый шаг, ути…ая походка.


  • Проверка написанного «по цепочке».


4. Подведение промежуточных итогов урока.


- Какой суффикс прилагательных вы научились писать?

- Как всегда пишется суффикс ИН?


  1. Физкультпауза.


- Познакомиться с другими суффиксами прилагательных, в которых пишутся одна или две буквы Н нам поможет физкультурная минутка.


  • Для прилагательных давно (поворот головы направо)

Записано в ученых книжках: (поворот головы налево)

В АН-ЯН пишите Н одно, (наклон головы вперед)

И больше - никаких излишков. (наклон головы назад)

Румяный Дед Мороз махнет (руки вверх)

Серебряное рукавицей (покачивание рук)

А сколько Н? Всего одно. (руки в стороны)

Два НН здесь вовсе не годится. (потряхивание кистей рук)


6. Продолжение знакомства с новой темой.


- Сейчас мы подробнее познакомимся с написанием суффиксов прилагательных АН, ЯН. Посмотрите на доску.


    • На доске записано предложение.

На выставке мы увидели разную утварь: глиняные изделия, деревянные расписные ложки, стеклянную посуду, серебряные кубки и многое другое.


Учащиеся записывают предложение в тетрадь.


- Как вы понимаете слово «утварь»?

- Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.

- Найдите в этом предложении прилагательные, выделите в них суффиксы.

- Какой вывод вы можете сделать?

- Сколько букв Н пишется в суффиксе ЯН?

- Нам надо запомнить слова – исключения, в них суффикс ЯНН пишется с двумя буквами Н.

А где два НН? Сомнений нет!

В окне с поверхностью стеклянной.

Здесь оловянный шпингалет

И подоконник деревянный.

- Слова – исключения: стеклянный, оловянный, деревянный – пишутся с двумя буквами Н.

- Сделаем вывод: в суффиксе ЯН пишется одна буква Н, кроме слов –исключений: стеклянный, оловянный, деревянный. В этих словах всегда пишется две буквы Н. В суффиксе АН всегда пишется одна буква Н.


    • Выполнение упражнения № 318 (1 часть): записать прилагательные, образованные от данных слов при помощи суффиксов ЯН, АН, выделить суффикс, подчеркнуть букву Н, подчеркнуть слова - исключения.


Нефть - нефтяной, земля, стекло, трава, кость, торф, слюда, кожа, полотно, конопля, олово, глина, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, овес, серебро, шерсть.


    • Для ученика VIII вида карточка:

Спиши, выдели суффиксы АН, ЯН, подчеркни букву Н.


Нефтяной, земляной, травяной, костяной, торфяной, слюдяной, кожаный, полотняный, конопляный, глиняный, водяной, жестяной, ледяной, льняной, ржаной, овсяный, серебряный, шерстяной, деревянный, стеклянный, оловянный.


  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания.


  1. Подведение итогов урока, рефлексия.


  • Игра «Четвертый лишний».

Найдите лишнее слово в ряду:

Пчели…ый, серебря…ый, льви…ый, соколи…ый.

Кожа…ый, льня…ой, стекля…ый, шерстя…ой.

Оловя…ый, костя…ой, деревя…ый, стекля...ый.


- Какие суффиксы вы научились писать на сегодняшнем уроке?

- Сколько букв Н пишется в суффиксах прилагательных ИН, АН, ЯН?

- Есть ли слова – исключения, которые вам нужно запомнить?

- Как эти слова – исключения всегда пишутся?

- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу, до свидания.


2 урок

1. Организационный момент.


  1. Актуализация знаний.


  • На доске записаны предложения.

Лес тянет(?)ся (не)широкой п…л…сой, а за ним открывает(?)ся песча…ая равнина. В тр…ве между к…рней б…жит, струит(?)ся маленький серебря…ый ручей.


- Спишите, вставьте буквы, объясните знаки препинания.

- С какими суффиксами вы познакомились на прошлом уроке?

- Как пишутся суффиксы ИН, АН, ЯН?

- Какие слова – исключения вы запомнили?

- Сколько букв Н пишется в словах – исключениях?


3. Знакомство с новой темой.


- На прошлом уроке вы научились писать суффиксы с одной буквой Н. Суффиксы ИН, АН, ЯН пишутся с одной Н, кроме слов – исключений. Слова – исключения: стеклянный, оловянный, деревянный – всегда пишутся с двумя буквами Н.

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать две буквы Н в суффиксах прилагательных.


  • На доске написаны слова:

Карман – карманный, диван – диванный, машина – машинный.


- Выделим в этих словах корни и суффиксы.

- На какую букву заканчивается корень слова?

- Какой суффикс добавили к существительному при образовании однокоренного прилагательного?

- Сколько букв Н получилось в прилагательном?

- Сделаем вывод: если корень заканчивается на букву Н, а при образовании прилагательного добавили суффикс Н, то в слове пишется две Н.


  • Работа по карточкам.

Каждый ученик получает карточку, где даны слова, от которых надо образовать прилагательные при помощи суффикса Н.


Запиши прилагательные, образованные от данных слов при помощи суффикса Н, выдели корень, суффикс, подчеркни две буквы НН.

Сон – сонный

Окно –

Цена –

Лимон –

Караван –

Кочан –

Струна –

Закон –

Картина –

Смена –

Длина –

Машина –


Сначала работаем по цепочке, затем последние несколько слов пишут самостоятельно.

  • Для ученика VIII вида карточка:

Спиши, выдели корень и суффикс Н, подчеркни две буквы НН.


Сон – сонный

Цена – ценный

Лимон – лимонный

Караван – караванный

Кочан – кочанный

Струна – струнный

Закон – законный

Картина – картинный

Смена – сменный

Длина – длинный

Машина – машинный


- Подробно остановимся на словах

Глубина –

Старина –

Былина –

Целина –


- Разберем эти слова по составу, составим словообразовательную цепочку, выделим корни, суффиксы:

глубь – глубина – глубинный; стар – старина – старинный; быль – былина – былинный; цел – целина – целинный.

Сделаем вывод: в словах глубинный, старинный, былинный, целинный пишется две буквы Н, потому что в этих словах два суффикса – ИН и Н.


4. Подведение промежуточных итогов урока.


- Когда вы напишете две буквы Н в прилагательном?

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в выборе: одна или две буквы Н?

- Какие слова необходимо запомнить? Почему?


  1. Физкультпауза.


- Сегодня физкультминутка поможет нам вспомнить написание НЕ с именами прилагательными.


Есть слова, они без НЕ в глупость превращаются. (руки на талии, повороты

туловища)

Их без НЕ тебе и мне ставить запрещается. (наклоны туловища вперед)

Нелепый, ненастный, негожий, несчастный. (приседания)

Если слово вместе с НЕ новым заменяется, (повороты головы)

Значит к слову это НЕ присоединяется. (наклоны головы)

Пишется отдельно НЕ, если в предложении (руки вверх - вниз)

Есть с союзом А противопоставление. (потряхивание кистей рук)

  1. Продолжение знакомства с новой темой.


- Нам осталось познакомиться еще с двумя суффиксами прилагательных, в которых пишется две буквы Н.


  • На доске записаны слова, в них выделены корни и суффиксы.


Мужество – мужественный Экскурсия – экскурсионный

Искусство – искусственный Информация – информационный


- Назовите прилагательные.

- От каких слов образованы эти прилагательные?

- Какие суффиксы добавили к существительным, чтобы образовать прилагательные?

- Сколько букв Н вы видите в суффиксах ОНН, ЕНН?

- Сделаем вывод: в суффиксах прилагательных ОНН, ЕНН пишется две буквы Н.


  • Выполнение упражнения № 318 (2 часть): записать прилагательные, образованные от данных слов при помощи суффиксов ОНН, ЕНН, выделить суффикс, подчеркнуть две буквы НН.

Общество – общественный, ремесло, обед, торжество, отечество, огонь, солома, тыква, клюква.


  • Для ученика VIII вида карточка:

Спиши, выдели суффиксы ОНН, ЕНН, подчеркни две буквы НН.


Общество – общественный, ремесло – ремесленный, обед – обеденный, торжество – торжественный, отечество – отечественный, огонь – огненный, солома – соломенный, тыква – тыквенный, клюква – клюквенный.


  • Проверка написанного «по цепочке».


- Сейчас мы познакомимся еще с одним словом – исключением. Это слово ветреный. Оно очень «коварно». Если слово ветреный не имеет приставки, то в нем пишется одна буква Н. Если у слова ветреный появляется приставка, то оно будет писаться с двумя буквами НН.


  • Запись на доске и в тетрадях учащихся.


Ветреный день, ветреная погода, безветренное утро, безветренные дни.


- Выделите суффикс, подчеркните одну или две буквы Н.

- Что вы запомнили о слове ветреный?

- Когда в слове ветреный вы напишите одну букву Н?

- Когда в этом слове пишется две буквы НН?


  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания.


  1. Подведение итогов урока, рефлексия.


- Какие суффиксы прилагательных вы научились писать на последних уроках?

- Как пишутся суффиксы АН, ЯН, ИН?

- Какие слова – исключения с суффиксом ЯНН вы запомнили?

- В каких прилагательных пишется две буквы НН?

- Что нужно сделать, чтобы определить: одна или две буквы Н пишется в прилагательном?

- Как вы напишете прилагательные с суффиксом ОНН, ЕНН?

- Какое слово – исключение вы запомнили?

- От чего зависит его написание?


  • Работа по карточке.


Спишите, вставьте буквы, выделите суффиксы прилагательных, подчеркните одну или две буквы Н.

Было ра…ее тума…ое утро. (Над)д…ревней ра…д…вались петуш…ные крики. Мы отправились на рыбалку. Д…р…га была дли…ая. Мы распол…ж…лись на песча…ом б…регу (не)большо…о озера. Со…нце вз…шло, и на р…стениях з…блестела р…са. Стояла торжестве…ая тиш…на. Ле…кий в…терок к…снулся с…ребря...ой глади озера. Н…ступал х…р…ший безветре…ый д…нек.


  • Для ученика VIII вида карточка:


Спиши, выдели суффиксы прилагательных, подчеркните одну или две буквы Н.

Было раннее туманное утро. Над деревней раздавались петушиные крики. Мы отправились на рыбалку. Дорога была длинная. Мы расположились на песчаном берегу небольшого озера. Солнце взошло, и на растениях заблестела роса. Стояла торжественная тишина. Легкий ветерок коснулся серебряной глади озера. Наступал хороший безветренный денек.


  • Проверка написанного «по цепочке».

- Завтра мы продолжим работу над суффиксами имен прилагательных, в которых пишутся одна или две буквы Н. Урок окончен, до свидания.

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!