СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл уроков по русскому языку "Правописание частей слова " 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан цикл уроков по теме "Правописание частей слова" 3 класс. Цикл вмещает разработки по правописанию безударной глассной, парной соглассной. Уроки построены по деятельностному подходу в обучении

Просмотр содержимого документа
«Цикл уроков по русскому языку "Правописание частей слова " 3 класс»

КУ «ОШ I-III ступеней №8 г. Енакиево»








Использование деятельностного

похода на уроках русского языка

при изучении темы

«Правописание частей слова»

(3 класс)












Енакиево 2017

Содержание


І. Вступление

ІІ. Цикл уроков по руському языку для 3 класса по теме

«Правописание частей слова.»

1. Урок проектной деятельности «Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимих частях слова»

2. Урок-диалог «Правописание слов с безударной гласной в корне.»

3. Урок «открытия» нових знаний. «Правописание слов с безударной гласной в корне.»

4. Урок – путешествие «Правописание слов с безударной гласной в корне»

5. Урок проектно-исследовательской деятельности «Правописание слов с двумя безударными гласными»

6. Урок-исследование «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова»

7. Урок путешествия в мир пословиц «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова»

8. Урок- рефлексии «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова»

9. Урок- построения системы знаний «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова»

10.Урок- открытия «нових» знаний «Правописание слов с непроизносимой согласной в корне»

11.Урок- нестандартный «Правописание слов с непроизносимой согласной в корне»

12.Урок- построения системы знаний «Правописание слов с непроизносимой согласной в корне»

13.Урок- развивающего контроля «Правописание слов с непроизносимой согласной в корне»

ІІІ. Выводы

IV. Литература

Вступление


Наша школа переживает период реформирования.Опираясь на Закон ДНР в начальной школе происходит обновление содержания и переход на

новые структуры обучения. Перед педагогами поставлена задача- всестороннее развитие личности ученика и научить ребенка учиться. Реализация этих задач может происходить лиш при условии активного включения в образовательно- воспитательный процесс.

Новая образовательная философия определила главную стратегию педагогической деятельности: научить детей учиться, направленность образовательно-воспитательного процесса на формирование духовности, утверждение человеческих ценностей, раскрытие возможностей и спосібностей учащихся, привитие здорового образа жизни. Осуществить это помагает деятельностный поход в обучении. Цель его- обеспечение комфортних условий для обучения, когда ученик почувствует свою успешность, а это делает продуктивным образовательную деятельность.

Задание современной школы- научить детей сознательно высказывать свои мысли, логічно и образно мыслить. Но как достичь, чтобы каждый ребенок смог раскрыться и самореализоваться. Достичь этого можно тогда, когда учитель творчески подходит к образовательно- воспитательному процессу, создает условия для развития каждого ученика.

Основная задача образования на современном этапе - научить детей учиться. Учителя сталкиваются с отсутствием у школьников личностного мотива деятельности. Возникает проблема - непрочные практические навыки речи (устной и письменной). Эту проблему помогают преодолеть уроки, построенные на основе деятельностного подхода. Они способствуют развитию личности ребенка, познавательной активности и деятельности.

Разработанные уроки русского языка построены по методике системно - деятельностного подхода. Эти уроки в календарном планировании с №49 по 62 . Они относятся к теме «Правописание частей слова. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова». При изучении этой темы была поставлена основная цель - научить ребят осознанно распознавать и проверять правописание орфограмм в значимых частях. Используются разные типы уроков - урок «открытия» новых знаний, нестандартный, урок-путешествие, урок – исследование, урок-диалог, урок-рефлексии, построения системы знаний, развивающего контроля. Задачи этих уроков: формировать умение подбора и проверки безударной гласной, непроизносимой согласной, парной звонкой и глухой согласной ,использования алгоритма, воспитание патриотических убеждений. На этих уроках знания не даются в готовом виде. Дети их открывают в процессе самостоятельной исследовательской деятельности (мини - исследования, работа в парах, в группах, с использованием дополнительных источников информации). На уроках создается ситуация затруднения и показано, что у учеников недостаточно знаний для решения поставленной проблемы. Дети составляют план выхода из затруднения, моделируют алгоритмы. Это стимулирует поисковую и активизирует мыслительную деятельность. Планируемые достижения учащихся:

- личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения;

- метапредметные: умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; развивать умение слаженно работать в группе;

- предметные: развитие умений и навыков распознавания и проверки орфограмм; умение работать с алгоритмом. Именно системно –

деятельностный подход учит ребенка думать, искать, творить, формирует правильную гражданскую позицию.





Урок №1

Тема: Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова

Цель: формировать умения распознавать «опасные места» - орфограммы в корнях слов,

Ознакомить с нахождением безударных гласных , парных звонких и глухих согласных в разных частях слова, находить в словах изученные орфограммы; развивать орфографическую зоркость, воспитывать аккуратность.

Оборудование: презентация, карточки, для схемы фигуры.

.Планируемые достижения учащихся:

- первичные навыки распознавания орфограмм

- умение работать с дополнительной литературой;

Урок: проектная деятельность, комбинированный

Ход урока:

I. Организационный момент.

Дети рассаживаются по группам.

Учитель. - Сегодня вы не просто ученики, а вы учёные. Учёные исследуют какие-либо явления в природе, в жизни людей и выводят законы. Мы с вами на уроке русского языка также как и они будем исследовать наш язык .1.Чистописание

- Исследуем согласные «ж-ш », гласные « е-и».

- Что вы можете о них сказать? Пропишем сочетания ЖИ-ШИ.

Каждая группа – это творческая лаборатория. То есть вы должны работать вместе, прислушиваясь к мнению каждого.

II. Формулирование темы и цели урока.

1.Актуализация знаний.

Учитель.- Ребята, попробуйте дать ответ на мой вопрос: « Что такое ОРФОГРАММА?» слайд 1 ( «опасное» место в слове, часть слова, где могу допустить ошибку, слабая позиция гласного/согласного звука в слове).

Учитель. - Итак, посмотрите на экран: (Слайд)

Этот гласный звук

Причиняет много мук!

Как писать в о/а дА, ТР а/о ВА

И слова М о/а РЯ, сте/и кЛо?

Учитель. - О какой орфограмме идёт речь? Почему надо проверять?

Учащиеся. - Безударный гласный в корне.

2.Определение места безударной гласной.

Устное выполнение упр 192 ,с102

-Прочитайте слова с выделенными буквами. Определите , в каких значимых частях слова выделены буквы?

- Почему написание выделенных букв надо проверять?

-Сделайте вывод, в каких значимых частях слова может находиться безударная гласная?

3. Чтение правила с.102. Работа в паре.

4.Самостоятельная работа

- Спишите упр 192, подчеркните орфограммы.

5. Разминка для пальчиков.(Видио)

6.Парные звонкие и глухие согласные (Слайд)

Эти же согласные – самые опасные!

Как писать:

ДуП/Б, ЗуП/Б, ГлаС/З ?

ВареШ/Жка, круШ/Жка ?

Учитель. - О какой орфограмме идет речь?

Учащиеся. - Парные звонкие и глухие согласные.

-Посмотрите упр 193.Определите, в каких значимых частях стоят выделенные буквы?

-Прочитайте, какой звук обозначает каждая выделенная буква?

7. Чтение правила с.103. Работа в паре

Учитель. - Ребята, что общего в этих двух правилах?

-Проблема: распознавать «опасные места» - орфограммы в корнях слов.

III. Обдумывание проекта проходит в форме «мозгового штурма».

Учитель.- Что можно придумать для того, чтобы мы могли «видеть» «опасные» места в словах?

(Дети предлагают свои идеи: можно придумать игру, сочинить стихотворение, рассказ и.т.д. Учитель подводит к мысли о необходимости выведения инструкции, алгоритма, схемы нахождения орфограмм.)

Учитель. – Итак, чтобы видеть «опасные» места в словах, нам необходимо составить алгоритм (правило) нахождения этих орфограмм в словах. Вот этим и займется «творческая лаборатория».

1 группа – безударные гласные.

2 группа – парные согласные.

IV. Работа групп по составлению алгоритма нахождения и проверки орфограмм.

Правила работы в группе :

- внимательно слушаем друг друга;

- сделал сам – помоги другу;

- работаем тихо - не мешаем другим;

- рабочее место содержим в порядке.

В «творческой лаборатории» появляются слова: вода, трава, гриб, лодка, звёздный, местный.

Каждая группа отбирает те слова, которые подходят к их проблеме.

1. Определяют орфограммы в словах.

2. Составляют алгоритм нахождения орфограммы в корне слова.

3. Изображают схему к данным алгоритму.

4.Апробирование алгоритма и схемы.

V. Физминутка.

Учитель.- Сейчас, ребята, я проверю, как вы умеете отдыхать. Я буду называть «волшебные» слова – группа, которая услышит свою орфограмму в слове, начинает двигаться – плыть, летать, прыгать (моряк, дубки, известный, леса, пирожки, радостный).

VI. Практическое применение алгоритмов.

Учитель раздает карточки со словами: дожди, листок, роса; сад, нож, рыбка, прятки; радостный, чудесный, честный.

Дети определяют, к какому правилу относится каждое слово, используя алгоритм и схему.

VII Итоги урока.

Учитель. - Над какой проблемой работали на уроке? С какими орфограммами работали? Как проверить безударную гласную в корне? Как проверить звонкие - глухие согласные в корне? Как проверить непроизносимые согласные в корне?

VIII. Рефлексия деятельности - закончи фразу. (Слайд)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую











Урок №2

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

( 194-195)

Цель: Сформировать общий приём умственных действий при написании безударных гласных в корне слова. Развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: презентация, безударные гласные буквы

Урок: урок-диалог, комбинированный

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Положительный эмоциональный настрой.

2.-К нам на урок пришла девочка по имени «Орфография». Она просит вас писать на уроке красиво, чисто, аккуратно, грамотно. Девочка-орфография принесла нам новое правило.

II. Актуализация знаний.

1.Чистописание: а, о, е,и

2. Раздели слова на две группы.(Слайд)

Водичка, вода, водитель, водный

-Обоснуй выбор.( Водитель слово лишнее)

- Выпиши однокоренные слова. Поставьте ударение.

-Какое слово является проверочным?

III. Постановка учебной задачи.

1.Тема и цели урока

-Вам необходимо вставить эти буквы в слова. Просто так букву вставлять нельзя. Как быть?

А О Я И Е

Дв.ры стр.ла тр.ва ч.жи Гр . да

-Правильно, нужно воспользоваться каким-то правилом.

- Пропущенная буква ударная или безударная? (Безударная)

- Какова цель нашего урока? (Научиться писать слова с безударными гласными в корне слова). А девочка Орфограмма нам в этом поможет.

IV. Поиск решения проблемы.

1.- Напишите слова с пропущенными буквами в тетрадь, оставляя на месте безударных гласных “окошки”. Упр 194

- дв.ры, стр.ла, тр.ва, ч.жи,

- Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударными гласными в корне слова? (Нужно проверять слова)

- Давайте разберёмся, каким должно быть проверочное слово.

дворы

- Выберите проверочное слово. Объясни почему?

Дворик, двор, дворовый .

-Запись в тетрадь проверочного слова.

Стрела

- Подбери однокоренные слова к слову стрела? Какое проверочное?

Запись в тетрадь проверочного слова.

трава

- Подбери однокоренные слова к слову Тр.ва? Какое проверочное?

Запись в тетрадь проверочного слова.

чижи

- Подбери однокоренные слова к слову чижи? Какое проверочное?

Запись в тетрадь проверочного слова.

2.Чтение правила в учебнике.

- Давайте познакомимся с правилом проверки безударных гласных в корне слова в учебнике с.104

- Как надо проверять безударную гласную?

V. Моделирование алгоритма.

-Теперь смоделируем алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.

АЛГОРИТМ нахождения безударной гласной в корне слова.

1. Ставим УДАРЕНИЕ в слове.

2. Выделяем корень.

3. Если гласный звук в корне безударный, то его нужно проверять.

4. Подбираем проверочное слово, в котором звук под УДАРЕНИЕМ.

5. Пишу ту же гласную в корне слова.

2) Способы проверки

Изменяю слово

Подбираю однокоренное слово

1. Один - много

волна – волны

2. Много - один

паруса – парус

3. По вопросу:

Где? моря – в море

Что делал? – Что делает?

писал - пишет

1. Большой - маленький

ковёр – коврик

2. Маленький - большой

площадка – площадь

3. Назови ласково:

зима - зимушка

4. Какой? - Что?

зелёный – зелень

5. Что делал? - Что?

плясал – пляска


VI. Закрепление изученного.

1)Выполнение упр 195 по вариантам и проверка по ключу.

1вариант пишет первую строку, 2 вариант- вторую

СЛАЙД Ключ: соль, корм, боль, свет, письма, пчелы

(Дети самостоятельно сравнивают с образцом и дают себе самооценку)

2) Гимнастика для глаз

3) Вставь пропущенные буквы в кроссворд. Какие слова получились? Какое из этих слов нельзя проверить? Почему?

(Нельзя проверить слово ВОРОБЕЙ )

VII. Итог урока.

- С каким правилом нас познакомила девочка Орфография?

-Расставьте цифры в алгоритме в том порядке, как вы будете проверять безударную гласную в корне.

4. Под ударением слышу…

1. Определяю корень;

3. Ставлю под ударение

5. Пишу ту же гласную в корне слова.

2. Слышу в корне безударный гласный;

- Зачем нужно знать и помнить это правило?

- Какие способы проверки безударных гласных в корне слова вы запомнили?

VIII. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке сами. Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило, поднимут зеленый шарик;

Кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – синий шарик;

Кому было что-то непонятно на уроке – красный шарик.

VIII. Домашнее задание. Упр 196




В





Д

Р


З

Д

Ы




Р




С

К

В


Р

Ц

Ы




Б





К

Л


С

Т

Ы




Й














Урок №4

Тема: Упражнения в правописании безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением.

Цель: формирование умения находить в словах буквы безударных гласных звуков и подбирать проверочные слова

Задачи: Обучающая:- Обозначение безударных гласных на письме может расходиться с произношением; Развивающая:- продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;совершенствовать навыки каллиграфии; Воспитательная:- воспитывать умение работать в паре, прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: презентация; карточки

Урок: урок- путешествие

Ход урока

1.Эмоциональный настрой на урок.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

2.Постановка проблемы, «включения» обучающихся в учебную деятельность ( слайд 1 )

1) Проблемная ситуация

Однажды Аня и Ваня оказались в сказочной «Лесной школе». Ученики школы Лисичка, Волчонок и Медвежонок писали предложение: «Лесная школа стоит на горе». Учитель Мудрый Филин попросил объяснить, как они написали слова с безударными гласными.

Вот что ответили ученики:

- Слово «лисная» я написала с гласной «и», потому что там учатся лисы – с гордостью ответила Лисичка.

- Слово «стаит» я написал с гласной «а», - сказал Волчонок и добавил: - ведь мы, волки живем в «стае».

- Буква «а» очень похожа на гору , – заревел Медвежонок,- пишу на «гаре».

Учитель остался в недоумении.

-Ребята, можем ли мы согласиться с ответами учеников «Лесной школы»? Какие гласные надо писать в словах «л..сная», «ст..ит», «на г..ре»?

(предложение «Л..сная школа ст..ит на г..ре» записано на доске)

Предложите свой вариант написания гласной и обоснуйте его.

Ребята высказывают свои варианты ответов, обосновывая свое мнение.

- Есть ли у вас желание научиться писать правильно слова с безударной гласной и поделиться своим опытом с учениками «Лесной школы»?

2) Определение темы и целей урока

-Определите тему и цель урока.

Итак, мы отправляемся в путешествие с героями лесной школы, а также с Аней и Ваней. Будем помогать им.

3) Чистописание – Назовите первый слог в имени девочки, Первую букву имени мальчика? Чистописание А, В

3. Первая станция “Составление алгоритма”.

- Составьте план действий при проверки написания безударных гласных в слове. Дети составляют алгоритм. ( слайд 2 )

- А теперь откройте учебники и послушайте профессора Ивана Ивановича Самоварова и сравните свой вывод с выводом профессора, убедитесь в том, правильно ли составили алгоритм проверки безударной гласной в слове. Способ деятельности при проверке безударных гласных в корне слова: ставлю ударение; нахожу корень; если в корне гласный в бе­зударной позиции, то подбираю проверочное слово так, чтобы бе­зударный гласный был в сильной позиции под ударением; выби­раю нужную букву.

Способ деятельности при проверке парных согласных: 1) нахожу слабую позицию согласного; 2) устанавливаю, парный он или не­парный; 3) если парный, нахожу корень, подчеркиваю слабую пози­цию согласного в корне; 4) подбираю проверочное слово так, что­бы парный согласный был в сильной позиции перед гласным или звонким непарным согласным; 5) выбираю нужную букву.

4. ( слайд 3 )Вторая станция “Отдыхай-ка”.

Давайте отдохнем с героями лесной школы.

Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. пол достали
А четыре - прямо встали
Пять-прыгаем как мячики
Девочки и мальчики

5. Работа с учебником. Третья станция – “Вставь пропущенную буковку”.

Стр. 107 упр. 201(1-3 строка)

Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимопроверка в парах.

- Итак, что мы обычно делаем, если безударная гласная на письме расходится с их произношением?

Если буква гласная

Вызвала сомнение.

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

6. Четвёртая станция “Весёлые рифмы”.

Весёлые рифмы ( записаны на доске ).

Речной, лесной, гористый

Морской, родной, лесистый.

Проверь слова, да не спеши,

Красиво, грамотно пиши. (Устно выполняем)

Гласный стал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной!

7. Пятая станция “Непроверяемые орфограммы”.

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. ( слайд 4 )(горох)


Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.(лопата) ( слайд 5 )


В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.(пенал) ( слайд 6)


Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! ( корова) ( слайд 7)

Дети записывают слова, ставят ударение, подчёркивают непроверяемые безударные гласные.

8. Шестая станция “ Доскажи словечко ”.

- Запишите пропущенные слова, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, в скобках укажите проверочное слово.

Белка спряталась в дупло,

В нём и сухо, и … ( тепло – тёплый )

Улетел скворец не зря

За леса и за … ( моря – море )

На каток ушла с утра

Моя младшая … ( сестра – сёстры )

Подводной лодке не страшна

Океанская … ( волна –волны)

- Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение!

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной!

9. Работа с учебником устно, Упр 202, с 108

- Выпишите слова с безударной гласной.

10. Итог урока.

- Подведем итог нашей игры. Аня и Ваня благодарят своих помощников. Какие выводы вы сделали для себя после сегодняшнего урока?

- Почему написание букв безударных гласных звуков в словах надо проверять?

- Как надо проверять безударную гласную?

- Что понравилось больше? Оцените свою работу:

  • Было всё понятно и вы легко справились со всеми заданиями ( подняли зеленый кружок )

  • Было всё понятно, но что-то не получилось: ( подняли жёлтый кружок )

  • Ничего не понял ( подняли красный кружок )

Д/з стр. 108 , упр 203




Урок №5

Тема: Правописание двух безударных гласных в корне слова.

Цели: формирование умения правописания двух безударных гласных в корне слова, усвоение алгоритма работы с двумя безударными гласными в корне слова;

Задачи:- формировать умение правильно писать корень слова с двумя безударными гласными; - составить алгоритм проверки правописания корня с двумя безударными гласными; - обогащать словарный запас учащихся; - развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык;- воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование: компьютер, классная доска, дневники урока, учебники.

Урок: проектно- исследовательской деятельности

Ход урока:

1.Словарная работа:

- Перед нами чудо-сад: в нем слова везде висят.

Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (объяснение правописания словарных слов)

Вот что растет в нашем саду (слайд 1)

- очень вкусное и сладкое, сочное и наливное, это - …? ( яблоко)

- Яблочко «живое», форма этого фрукта помогает запомнить правописание слова. Какая буква пишется на месте красивых яблочек? ( буква о)

Ученик 1: многие думают, что этот фрукт появился у нас недавно. А вот и не так. Еще 300 лет богатеи охотно лакомились привозимыми из Голландии фруктами. Их называли «китайскими яблоками» . По голландски аппель – яблоко, сина – Китай. Так эти два слова стали обозначать один фрукт, какой?(апельсин , слайд 2)

Ученик 2: если рассказать об этом слове совсем коротко, то получится «золотое яблоко». А происходит это слово от итальянского «помидоро». Какой овощ можно найти в нашем саду? (помидор, слайд 3) Ученик 3: это слово восходит к латинскому языку и буквально обозначает «скороспелый». Слово новое для нас , попробуйте сложить его из данных частей: кос+аб+ри (абрикос, слайд 4)

Запишите однокоренные слова к слову апельсин. Обозначьте орфограммы.

Апельсин, …новый, …чик.

2. Актуализация знаний:

Слайд № 5 На доске:

Красивая л.са, голова пос.дела,

могучие л.са, пос.дела на лавочке.

Объясните выбор буквы.

Сколько букв пропущено в каждом слове?( одна)

В какой части слова пропущены буквы? (в корне)

С какой орфограммой будем работать? (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)

Как мы работаем с данной орфограммой?( подбираем проверочное слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением)

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться

В слабой и сильной позиции.

Под удареньем мы пишем,

Все без сомненья, что слышим,

Если звук без ударенья,

Вызывает он сомненья!

3. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности

- Посмотрите на словосочетания и обозначьте тему нашего исследования: з.л.неет травка, резвая л.ш.денка.

- Отличаются ли данные слова от тех, с которыми мы работали раньше по этой орфограмме?

- Отличаются тем, что в предложенных словах две пропущенные безударные гласные.

- Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?

- Мы найдем объяснение тому, как правильно написать две безударные гласные в корне слова.

Предлагаем вам провести исследование и попытаться решить этот непростой вопрос.

Результаты ваших исследований лягут в основу алгоритма «Правописание двух безударных гласных в корне слова», кроме того вы попробуете самостоятельно разработать тест для проверки знаний своих одноклассников по данной теме.

Вот интересные слова – сомнительных здесь звука – два!

4.Построение проекта выхода из затруднения

Какое действие мы выполняем со словом первым? (читаем) .Алгоритм:

  1. Прочитай слово.

  2. Поставь ударение.

  3. Выдели корень.

  4. Подчеркни безударные гласные в корне.

  5. Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных в корне, столько и проверочных слов.

  6. Напиши слово, вставь буквы.

  7. Обозначь орфограмму.

5.Реализация проекта:

З.л.неет травка – в слове «зеленеет» ударение падает на 3 слог, в корне слова две безударных гласных, значит подбираем два проверочных слова: зелень, зеленый. Вставим две буквы «е», обозначим орфограмму.

Резвая л.ш.денка - в слове «лошаденка» ударение падает на 3 слог, в корне слова две безударных гласных, значит подбираем два проверочных слова: лошадь, лошадка. Вставим букву «о» и букву «а», обозначим орфограмму.

6. Первичное закрепление с проговариванием – исследование проектных задач

Слайд № 6. Предлагаю провести исследование: во всех ли случаях работает алгоритм, который мы составили

Головы, голова, головка.

Колос, колосок, колосья.

Говорит, говор, разговор.

-Что интересного заметили?

Эти слова помогают проверить друг друга. Здесь есть проверочные слова.

- Назовите в каждой строчке проверяемое слово с двумя безударными гласными в корне.

В словах зеленеет, лошаденка сколько безударных гласных в корне? (две)

Как работает наш алгоритм? Запишем сначала проверочные слова, а потом проверяемое. Далее работа продолжается аналогично.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Слайд № 7.Х.л.док, к.л.тил, п.л.са, м.л.дой.

- Вставить пропущенные безударные гласные в корне. Обозначить орфограммы. Для проверки подбираем два слова.

Самопроверка по образцу.

9.Включение в систему знаний и повторение:

Выполнение упр 205 устно

Выполнение упр 206 письменно .Взаимопроверка

Какие знания вы сегодня усвоили на уроке? (правописание в корне двух безударных гласных)

10.Рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание: Упр 207.











Урок №6

Тема: Правописание парных согласных в корне слова (208-211)

Цель: Создание условий для отработки знаний о парных согласных и способах проверки парных согласных в слабой позиции.

Задачи:

Обучающая: отработать умение распознавать в словах парные согласные, требующие проверки; отрабатывать знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне. Развивающая: развивать умение анализировать, классифицировать, формулировать вывод.Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к друг к другу.

Оборудование: Презентация, карточки

Урок: урок-исследование

Ход урока

I. Оргмомент:

-Сегодня на уроке мы будем говорить о саду и огороде. Что такое «сад», «огород»?

Сегодня у нас урок- исследование. Исследование – это научный труд, а люди, занимающиеся таким трудом – исследователи.

А что же можно исследовать на уроке русского языка? – Слова.

А что же за слова, вы ответите на этот вопрос после минутки чистописания.

II. Чистописание:

- Заполните пропуски и продолжите ряд:

Б В ….. Д …. Ж

П Ф К ….. С ….

- Что же можете сказать об этих буквах? – Парные согласные.

Что вы знаете про парные согласные?

Сформулируйте тему урока.

III. Исследование.

-Посмотрите на экран (слайд 1) что здесь изображено? Огород, сад.

- Что растёт в огороде? В саду? Как сказать одним словом? Овощи, фрукты.

Предлагаю совершить экскурсию в сад и огород, послушаем толкование некоторых слов.

1. Я - бахчевое растение семейства тыквенных с большими шарообразными сладкими плодами. Арбуз.

  1. Я – часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена. Плод.

- Произнесите слова. Сравните с написанием. Что вы заметили? (слайд 3)

- А теперь попробуйте сами определить трудности в написании самостоятельно . Посмотрите на экран (слайд 4)

1 вариант: абрикос, лимон, виноград, малина, слива, гранат – где растут? В саду.

2 вариант: репка, огурец, морковь, баклажан, редиска, свёкла – где растут? В огороде.

Задание: выписать в столбик только те слова, в которых произношение и написание не совпадают.

Проверка:( слайд 5)

Абрикос, виноград, гранат; репка, морковка, редиска.

Вывод: несмотря на разное местоположение согласных в слове, все они стоят в конце корня.

- А теперь перед нами стоит задача – найти способ проверки написания парных согласных. Как это сделать?

Вывод: Для проверки парного согласного в корне слова нужно:

- изменить слово

- подобрать однокоренное

-так, чтобы после согласного стоял гласный или [ н ].

-Прочитайте правило с112 (хоровое чтение). (слайд 6)

-Пользуясь правилом, подберите проверочные слова для тех слов, которые анализировали в начале урока.

Плод - плоды, арбуз- арбузы, ягодка- ягодный. (слайд 7)

IV. Практическое применение правила.

-А теперь выполним задание наоборот: изменим слово так, чтобы парный согласный нуждался в проверке. (слайд 8)Устно играем.

Гряда- …. грядка,

Садик - …сад,

Вишенка - …вишня,

Сторожить - …сторож.

- Какие же слова подобрали? Какие буквы требуют проверки?

V. Физминутка с движениями.

Жил один садовод он развел огород,
Подготовил старательно грядки.
Он принес чемодан, полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке

VI. Отработка навыка. Отгадывание загадок, подбор проверочных слов.

В мире очень много загадок, отгадками которых являются слова на нашу тему.

1)Я под шапкой цветной на ноге стою одной. 
У меня свои повадки:  Я всегда играю в прятки. Гриб - грибы.

2)Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. Дуб – дубы.



3)Глядятся в него молодые рябинки
Цветные свои примеряют косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды — в нем все отражается...
Как зеркало это называется? Пруд – пруды.

- Посмотрите на все за писанные слова, как мы проверяли глухие согласные?

VII. Самостоятельная работа.

Упражнение 209

-Запишите слова, вставив нужную букву, подобрав проверочное слово.

Проверка задания. Оцените свою работу.

VIII. Творческая работа.

Итогом нашего исследования будет творческая работа. Вы должны дополнить текст словами, подходящими по смыслу к теме урока, записать их правильно, используя способ проверки парных согласных в корне слова, Придумать заголовок к тексту.

……..

У нас на даче есть фруктовый……

Осенью в нём созревают……… плоды. Наливается соком спелый…. На газонах зеленеет…

Слова для справок: сад, огород, грядки, морковь, лук, сладкий, травка, виноград, яблоко, слива, помидоры, морковка.

Проверка: Зачитайте получившиеся тексты. Сверьте с образцом. Оцените свою работу.

IX. Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашего урока:

- Какое правило вывели?

- Как им пользоваться?

- Что показалось трудным?

X. Домашнее задание Упр 211, правило с112

















Урок№ 7

Тема. Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных в корне слов. (212-214)

Цели: закрепить умение проверять правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов и в середине слов перед глухими согласными; - создать условия для развития фонематического слуха - создать условия для воспитания аккуратности, доброжелательного

отношения в коллективе.

Оборудование: иллюстрации льва, верблюда, носорога, львёнка;

- набор предложений для работы в группе;

- разноцветные конверты с заданиями;

- набор карточек со словами

Урок: путешествие в мир пословиц

Ход урока.

1. Эмоциональный настрой.

Львёнок шёл из магазина

С толстой сумкой в воскресенье,

По пути зашёл жирафа

Пригласить на день рожденья.

Только львёнку до жирафа

Докричаться нелегко,

Потому что у жирафа

Уши очень высоко.

- Кто не услышал львёнка?

- Какой звук мы слышим на конце этого слова? Это парный или непарный согласный звук?

- Какую букву мы напишем на конце слова? Почему?

Одному очень скучно отмечать свой день рождения, поэтому львёнок решил пригласить вас. Без подарка неприлично приходить к имениннику. Что мы ему подарим?..

-Предлагаю подарить хорошее настроение.

Как ещё можно сказать о настроении? (Чудесное, замечательное, радостное, весёлое…- на каждое слово учитель рисует лучик у солнышка).

В сумке у львёнка в разноцветных конвертах интересные задания для вас, и он будет очень рад, если вы дружно и быстро справитесь с ними.

2. Минутка чистописания

жира. подаро. пиро.

- Какие буквы вставим вместо точек? Почему? (Самооценка)

- Повторим правило с 112

3.Письмо с комментированием

– Кого ещё пригласил львёнок на день рождения, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

* Его называют царём зверей.

*Его называют кораблём пустыни, он может очень долго обходиться без воды.

*Это могучее животное имеет один рог.

Лев, верблюд,носорог.

Запишите отгадку вместе с проверочным словом. (Работаем на доске)

4. «Делу время – потехе час». Физминутка под музыку

5. «Сами с усами» Самостоятельная работа.

Выпишите из упражнения 212 слова, которые требуют проверки парных звонких и глухих согласных. (Самопроверка, самооценка)

6. «Одна голова – хорошо, а две -…» Работа в группах.

-Найдите опасные места в словах упр 214 и запишите в тетрадь.

1 группа- первая строка

2 группа- вторая строка

3 группа- третья строка

. 7.Рефлексия.

- Как в слове нужно проверить написание парной согласной на конце слова;- в середине слова.?

8. «Повторенье – мать ученья»

Д.з. Упражнение 214. Повторить правило на странице 112

Львёнок очень доволен вашей дружной работой. Он рад получить в подарок солнечное настроение.Он благодарит вас и дарит радужное настроение.

Итог.

- Чему научились сегодня на уроке?

- Что получилось лучше всего?























Урок №8

Тема: Парные звонкие и глухие согласные. Упражнения в правописании парных согласных.(215-217)

Цель: закрепить знания о способах проверки слов с согласными на конце; развивать орфографическую зоркость, письмо под диктовку, работу со словарными словами; воспитывать самостоятельность, взаимоуважение, поддержку товарищу.

Оборудование: макет книги, запись на доске, иллюстрации-заяц,крот, собака, слон, лев, носорог, крокодил, лошадь, медведь, еж, жираф:

Урок: рефлексии

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы урока.

- Послушайте одну очень удивительную историю. Однажды поссорились буквы – гласные и согласные и разбежались в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотели поговорить, смешные истории рассказать, да не смогли. Заскучали согласные и вдруг… Показалось им, что кто-то рыдает. Прислушались.

«А-а-а! О-о-о!» Плакали гласные. И согласные попытались крикнуть, но увы. Получилось непонятное бормотание «п- р- н». А в ответ радостное, но тоже непонятное «а-ы-е» переглянулись и пришли к единому мнению: надо заключить мирное соглашение и жить в словах вместе, в согласии.

прн аые

звнк оие и

глх уие

сглсн оаые

Соединив гласные согласные обеих страниц книги, вы сможете назвать тему урока. (парные звонкие и глухие согласные).

3.Чистописание

И сегодня нашим спутником на уроке русского языка будет вот эта необычная книга.

(1 страница - нераскрывшийся бутон цветочка)

На дворе осень, пожелтели листья, утратила свою красоту и трава, но вот по какой-то причине один цветок так и не распустил свои лепестки. Думается мне, что здесь не обошлось без колдовства. Прислушайтесь, он шепчет, что помочь можете только вы. Для этого надо вспомнить парные согласные и красиво записать их. (выполняют задание) (цветок распустился)

Проверьте, правильно ли вы написали .

Рядом с нашим цветочком растёт и гриб.

- Какой звук вы слышите в конце слова? П

Но это неверно. Как же быть? Да, просто изменим слово так, чтобы после согласной стоял гласный. (грибы, грибочек).

Согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

- Так как же проверить, написание слов с парными согласными? (ответы )

4. Работа над темой.

Желаете послушать продолжение истории? Все вы знаете сказку К. И. Чуковского «Доктор Айболит». Вот с тем самым доктором случилась беда. Всех он лечил, лечил… Да и сам захворал. И все зверята, со всех концов света поспешили на помощь.

-Какие зверята пришли на помощь? (вывешиваются иллюстрации животных: заяц, крот, собака, слон, лев, носорог, крокодил, лошадь, медведь, ёж, жираф) Из всех названных животных вам нужно записать только тех, названия которых имеют на конце парную согласную и доказать правильность написания т.е. подобрать проверочное слово.

Парные согласные

Бывают такие опасные!

Звук как бы ясно слышится,

А буква другая пишется.

5. Звуковой анализ слова. –«Ёж»

6. физкультминутка. Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится нам опять

Повернулись, улыбнулись.

Отвернулись, потянулись.

Глазками повертели

Влево, право поглядели,

И работать захотели.

7. Закрепление изученного материала.

1.-Прочитайте упр 217 ,с 114

–Кто с чем дружит?. Списать , выбрать нужную букву из скобок. Взаимопроверка.

2.-Следующая страничка называется «Помогите разобраться». Много зверей пришли поддержать всеми любимого доктора, а верблюжонок не смог. А знаете почему? Да потому что SМS от волка он получил, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст SМS у вас на парте. Прочитайте. SМS

Дорогой Верблют! Иди прямо через зелёный лук. Там много кос – не пугайся, они не бодаются. Справа будет большой прут. На нём деревянный плод. Ждём тебя.

- Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у верблюда? (верблют, лук, кос, прут, плод) -Почему? (ответы учащихся, исправление ошибок).

8. Итог урока:

- Чему учились на уроке? - Что для этого надо сделать?

- Каждому ряду по перфокарте со словами, в которых пропущены парные согласные. Вы должны вставить букву и передать соседу. Чей ряд быстрее выполнит задание.

Д/З: у.216, с 115

Урок №9

Тема: Упражнения в правописании парных звонких и глухих согласных. (218-221)

Цель: закрепить знания о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными; развивать речь, внимание, мышление, память;

воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный дидактический материал,

Урок: построения системы знаний

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие. Организация внимания учащихся. 2.Актуализация опорных знаний.

— Посмотрите внимательно на игровое поле. У нашего зайчика

на этом поле сегодня два маршрута (два направления). Если вы

правильно их определите, то узнаете тему сегодняшнего урока.

(Сначала зайчик находился в домике Б, из него отправился

в домик В, оттуда пошёл в домик Г, перепрыгнул в домик Ж ..З..Д.)

Учащиеся определяют первый маршрут:

— Зайчик посетил дома только со звонкими парными согласными: Слайд1

Б→В→Г→Ж→З →Д

— Предположите, каким был второй маршрут?

(Зайчик посетил дома с глухими парными согласными:

П →Ф →К →Т →С →Ш)

- Назовите парные согласные

3. Формулировка темы и цели урока.

— Назовите тему уроку (слайд 2)

(« Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»).

— Какова же цель нашего урока?

(Мы будем закреплять знания о правописании звонких и глухих согласных)

4. Минутка чистописания.

— Проведём минутку чистописания. Запишем букву, которая была последней в первом маршруте и её пару. Какие это буквы? (д – т)

— Составим цепочку из этих букв, прибавив к ним букву о (дто).

5. Словарная работа. а) Игра «Собери слово по транскрипции»

С-а-п-о-г (с а п ок)

б) Работа с лексическим значением слова(.слайд 3)

— Что такое сапоги? (Это обувь . Это высокая обувь из кожи, резины, других материалов)

— Слово «сапоги» - древнерусское слово. У учёных нет единого

мнения, от какого слова оно образовалось. Одни считают, что

от слова «соп», т.е. « печная труба», т.к. сапоги напоминают её

по форме. Другие учёные считают, что от слова «сапати», т.е. сопеть,

скрипеть, т.к. при ходьбе обувь обычно поскрипывает. Вторая

точка зрения считается более убедительной.

в) Работа с фразеологическими оборотами. ( Слайд 4 )

1. Сапоги каши просят. Похожие люди, особенно по их недостаткам.

2. Быть под сапогом. Продырявились, износились, требуют ремонта.

3. Два сапога пара. Заискивать, угодничать, унижаться.

г) Составление предложения со словом «сапоги».

Выбор учителем предложения из нескольких предложений, составленных учащимися. (Мама купила красивые сапоги.)

— Подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.

6. Физминутка.

— Я буду называть слова. Если в слове есть парный согласный, то хлопнете в ладоши, а если нет, то топнете ногой.

(Трава, зуб, суп, книга, школа, клуб, зима, мороз, земля, вода, сторож.)

7. Систематизация и обобщение знаний учащихся.

а)— Прочитайте слова. Спишите эти слова в тетрадь. Найдите и

подчеркните согласные буквы, которые при письме нужно проверять.

Чашка, рыбка, коровка, берёзка, грядка, кружки, сказка.

— Как проверить парный согласный звук в корне слова?

б) Работа с правилом . Повторение алгоритма проверки.

в) устное выполнение упр 219

г) Самостоятельная работа

Выполнение упражнения № 221 (1-4 предложение).

д) Работа с деформированным текстом.

— Перед вами деформированное предложение:

кошки глазки у зубки зоркие и острые

— Составьте предложение.

е) Вставьте пропущенные буквы в слова:

Ду..., руба...ка, ястре...,медве...ь, , ланды..., (Слайд 5). Самопроверка.

З)Игра « Найди пару!» (ассоциации)

— Объедините слова в пары по смыслу

(дуб – дерево, ландыш – цветок, рубашка – одежда, ястреб – птица, медведь - зверь)

9.Обобщение.

Работа с раздаточным дидактическим материалом.

Игра « Будь внимателен!»

ча.. .ка, ло...ка, кни...ка, бума...ка, ры.. .ка, ука...ка

10. Итог урока.

а) Рефлексия.

— Над какой темой работали на уроке?

— Как проверить парный согласный звук в корне слова?

б) Домашнее задание. Повторить правило, упр. 218

Урок №10

Тема: Непроизносимые согласные (223-225)

Цели: Ознакомить , почему некоторые согласные называют непроизносимыми, как проверить их правописание.

Развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов с непроизносимыми согласными, умения подбирать проверочные слова.

Воспитывать интерес к предмету, аккуратность , самостоятельность

Оборудование: записи на доске, картинка острова «Морфемика», символическое изображение морфемы корень, карточки для групповых заданий, для фронтальной работы.

Урок: урок открытия новых знаний

Ход урока

1.Каллиграфическая минутка.

-Сегодня мы отправимся за новыми знаниями. Нам нужно определить маршрут. Вы его узнаете, выполнив каллиграфическую минутку.

-На какие группы можно разделить записанные на доске соединения?

Ая, вф, ое, зс, жш, гк (Гласные и парные согласные)

зима, снежок, сугроб, липки (Списать)

2.Орфографическая минутка.

-Мы оказались на острове «Морфемика». Давайте вспомним, кто его обитатели. Вставьте в стихотворение правильно названия частей слова.

(Стихотворение записано на доске, на месте пропусков вставить нужные слова)

Та часть слова, что изменяется,

____________ называется.

____________-значимая часть,

За корнем __________

Обогрел местечко.

У суффикса в подругах, представь-ка,

Есть дама гордая - ____________.

(Окончание,корень,суффикс,приставка)

-Какая часть в слове самая главная? (Корень)

3.Словарная работа.

-Поработаем над словарным словом. Давайте попробуем угадать, какое здесь слово?

-У жильцов острова, на который мы с вами попали, есть будни и есть выходные дни. Как понимаете слово будни? (рабочие дни)

А как по-другому называют красные дни календаря? (Праздники)

Вспомните, как пишется это слово .(Праз-ник)

-Составьте пословицу, в которой есть это слово.

праздник, и, будни, в, ленивому. (Ленивому и в будни праздник.)

-Как понимаете эту пословицу?

-Запишите эту пословицу по памяти. Взаимопроверка.

4.Определение темы и целей урока.

-У жильцов острова произошел спор. Кому из них принадлежит слово праздник? Суффикс утверждает, что это его орфограмма, а корень, что его. Кто же из них прав.? Я думаю, вы сможете разрешить спор, если послушаете историю происхождения этого слова. Оно произошло от древнерусского слова праздь, что означало нерабочий день. В какой части слова вставляли букву? (В корне)

-Как называется орфограмма? Соберите рассыпавшиеся слоги и назовите слово? ПРО НЕ ИЗ СИ Е МЫ НО

-Почему эту орфограмму называют непроизносимой?

–Какая же тема урока? (непроизносимые согласные)

-Чему будем учиться?

5. Актуализация новых знаний.

1. Работа по учебнику.

А) Упражнение 223, С118

- Проведем маленькое исследование. Все ли согласные бывают непроизносимыми? Почему их так называют?

-Прочитать слова, прислушаться все ли согласные звуки произносятся в выделенных словах. Какие не произносятся? Д,Т,В

Б) Чтение вывода по учебникуС.118

В) -Списать словосочетания, подчеркнуть буквы непроизносимых согласных, упр 223

Г)ФИЗМИНУТКА

Показываю карточки со словами и произношу слова.

-Если орфограмма Б. ГЛ-руки на пояс, если ПАРН, СОГЛ, -руки к плечам, если –НЕПР, СОГЛ, -хлопок в ладоши.

Стена, снежки, солнце, гора, сугроб, честный, моря, известный, мороз, поздний.

-Теперь ответим на самый хитрый вопрос, можно ли их проверять?

Д) Упражнение 224. Вывод, с 118 читаем повторно

Иногда согласные играют с нами в прятки,

они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово должны так подобрать,

Чтоб «эль»,и «т»,и «д», и «в»

В них верно написать.

6. Работа в группах.

-Подобрать к данным словам, слова с противоположным значением, чтобы у них в корне была непроизносимая согласная.

Печальный- Ясный- Письменный- Веселый- Лживый- Ранний-

-Записать пары слов, объяснить написание непроизносимой согласной.


7.Итог урока.

-Что узнали сегодня на уроке?

-Чему научились?

8.Домашнее задание правило с 118, упр225



Урок №11

Тема урока: Правописание непроизносимых согласных (226-228)

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через

разнообразие игровых форм обучения.

Задачи:

Обучающая: систематизировать и повторить учебный материал; применить его в знакомой и незнакомой ситуации; способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

Развивающая: обогащение словаря учащихся;развитие творческого мышления;развитие слуховой и зрительной памяти, внимания.

Воспитывающая: воспитание любви к русскому языку

Оборудование: презентация, карточки с буквами.

Урок: нестандартный

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Ну, теперь проверь дружок,

Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».

II. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, представьте себе, что у нас в кабинете работает телевизор. На каждом канале идёт своя телепередача.

- Какие телевизионные передачи вы бы хотели посмотреть? - Сегодня на уроке мы посмотрим некоторые передачи, которые вам очень нравятся. У меня на доске изображены телевизионные каналы. Включаем канал №1. На этом канале идёт передача «Тема».

На доске записано чистописание: ( в, д, т, л )

- Посмотрите внимательно на эту запись. Над какой темой мы будем работать сегодня на уроке? (Непроизносимые согласные)

Есть согласные такие в, д, т, л
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять

- Как проверить непроизносимые согласные?

3. Словарная работа.

– Переключаемся на следующий канал №2.

- По этому каналу идёт передача « Наш сад и огород»

- Записать слова в три столбика по родам:

Огурец, пшеница, растение, картофель, морковь, яблоко, земляника

- Поставьте ударение в словах м.р.

- Слова ж.р. разделите чёрточкой для переноса

- Определите количество букв и звуков в словах ср.р.

4.Физминутка. Телеканал « Здоровье»

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.

5. Актуализация новых знаний.

1) Переключаемся на следующий канал .

- По этому каналу идёт передача « Там, там новости»

- Составьте из слов предложение и запишите его

С, летели, криком, к, югу, грустным, журавли.

( С грустным криком летели к югу журавли)

- Разберите предложение по членам и частям речи.

-Назовите слово с непроизносимым согласным, подберите к нему проверочное слово.( Грустным – грусть)

2) Переключаемся на следующий канал .

- По этому каналу идёт передача « Счастливый случай»

- Проведём игру « Будь внимателен»

- Я буду называть слова, а вы будете показывать карточку с буквой, которая обозначает непроизносимый согласный звук. Если в слове нет такой буквы, карточку не показываем.

Повестка, звёздный, улица, вкусный, окрестность, опасность, поздний, свистнул, прелестный, прекрасный, чудесный, счастливый, солнце, интересный, сердце.

3) Переключаемся на следующий канал .

- По этому каналу идёт передача «Устами младенца» (рассуждалки, игра на выбывание) Известный Грустная Интересный

- Какое слово лишнее, по какому признаку?

Интересный, интересно - ( в них нет непроизносимой согласной) Запись слов - Чтение правила с 119

4) Переключаемся на канал «Умники и умницы»

Объяснить значение словосочетаний упр227, с.119

VII. Итог урока.

— Чему новому научились на уроке?

— Как проверять написание непроизносимых согласных звуков в корне слова?

2. Домашнее задание правило с119, упр226

Урок №12

Тема : Правописание непроизносимой согласной (228-230)

Цель урока: Способствовать развитию орфографической зоркости, совершенствовать умения проверять слова с непроизносимыми согласными, Развивать мыслительную деятельность, умение работать в группе. Воспитание интереса к предмету.

Оборудование: Карточки с заданиями; Презентация.

Урок: построения системы знаний

Ход урока

1. 0рганизационный момент

Сядьте ровно, повернитесь, И друг другу улыбнитесь

Каждый даст свою ладошку И потрёт её немножко

Мы друг друга уважаем, Никого не обижаем.

2. Мотивационный этап. Сообщение темы и целей урока

1. Каждой группе даётся задание.

1-я группа. Отгадайте загадку:

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

2-я группа. Отгадайте загадку:

Деревянная дорога,

Вверх идёт она отлого,

Что не шаг – то овраг.

3-я группа. Отгадайте загадку:

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

2. Отчёт групп о результатах работы

3. Определение темы урока.

На доске : Сердце, лестница, солнце

Учитель: Что общего в этих словах?- Какое из слов «лишние»?

Ученик: Слово лестница, так как оно женского рода, в слове 8 букв, окончание –а.

Учитель: Какая орфограмма встречается во всех словах?

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу над непроизносимыми согласными. Вспомните, что вы уже знаете о непроизносимых согласных.

3. Совершенствование орфографических навыков

1) Работа по учебнику стр.120 упражнение 228. (Работа в паре)

2) Прочитайте. (Слайд 3)

Тест .Укажите номера слов, в которых надо вставить согласную Т.

1. Мес…ность 4. Радос…ный 7. Крас…ный

2. Класс…ный 5. Опас…ный 8. Грус…ный

3. Трос…ник 6. Ненас…ный 9. Извес…ный

Задание выполняется самостоятельно. Проверка (1, 3, 4, 6, 8,9)

4. Систематизация знаний

1) Работа в группах.

Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

1. Счас…ливый,капус…ный,(свис…нул )

2. Гиган…ский,звёз…ный,(учас…ник)

3. Кос…ный,(наез…ник),доблес…ный

Представитель от каждой группы диктует слова с проверочным словом, остальные записывают.

Учитель: В каждой группе найдите «лишние» слово.

2) Упр 229в паре

5 . Словарная работа

Учитель: Какое первое слово я произнесла, войдя в класс? (Здравствуйте) Что вы мне ответили? Мы поприветствовали друг друга. А кто знает, как правильно написать его? (Слайд 6)

Учащиеся записывают, слово здравствуйте, ставят ударение, подчёркивают непроизносимый согласный.

-Объясните лексическое значение слова,подбирите однокоренные слова, антонимы, синонимы.

Ученик: В слове здравствуй В не слышна,

Проверим словом здравница.

Здоровья всем мы пожелаем

И в слове здравствуй В не забываем.

Учитель: А как ещё можно проверить непроизносимый согласный? Правило с118-120 повторяем

6. Рефлексивно – оценочный этап

- Пришло время проанализировать свою деятельность на уроке.

- Достигли ли вы своей цели?

Группа 1

Подберите проверочное слово:

Сердце – , окрестности – ,костный- , участник- , вестник – , свистнул –

Группа 2

Запишите словосочетания, подбери проверочные слова :

Облас…ной город, прелес…ная картина, интерес…ный фильм, капус…ные котлеты, ненас…ная погода.

Группа 3

Замените словосочетание близким по значению словом с непроизносимой согласной:

Здешний житель, пасмурный день, правдивый ответ ,печальная картина, красивый пейзаж.(местный, ненастный, честный, грустная,прекрасный)

7. Домашнее задание

Упр. 230




Урок №13

Тема урока: Непроизносимые гласные в корне слова (231-232)

Цель: Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;

Задачи: Обучающие задачи: формирование умения проверять непроизносимые согласные в корне слова, используя правила и алгоритм.

Развивающие задачи: развитие фонематического слуха и орфографической зоркости; развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации;развитие зрительной, слуховой и смысловой памяти;

Воспитывающие задачи: воспитание терпения, трудолюбия, усидчивости, аккуратности;воспитание качеств личности, необходимых для реализации умения работать в коллективе;

Оборудование: задания на карточках

Урок: развивающего контроля

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок на урок.

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.

II. Минутка чистописания

У: Отгадайте загадки:

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся – чистый пол (веник).(Слово появляется на установке)

Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой (дятел).(Слово появляется на установке)

Я землю копала –

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал (лопата).(Слово появляется на установке)

Что за чудо, что за ящик?

Сам – певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино (телевизор).(Слово появляется на установке)

У. Ребята, назовите буквы, с которых начинаются эти слова.

Д. В, Л, Д, Т.

У. Сегодня на минутке чистописания мы напишем соединения с этими буквами.

III. Повторение ранее изученного материала

. 1. Словарная работа - Чувство

- Прочитайте слово на доске (орфографическим способом). Что обозначает это слово? . Прочитайте, какое объяснение этому слову даёт толковый словарь 1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение, эмоция, переживание. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутье, интуиция).

У: Какие буквы из тех, что мы писали на минутке чистописания, есть в этом слове?

Д: В, Т, В (учитель подчеркивает на доске эти буквы в слове)

У:Посмотрите на слово и постарайтесь запомнить, как оно пишется. Напишите это слово в воздухе. Проверим, как вы его заполнили (слово стирается с доски).Запишите это слово в тетрадь.

IV . Введение нового материала.

1.Работа с заданиями на карточках

- Ребята, а теперь вам я предлагаю выполнить исследовательское задание. Работу будем проводить в парах. У вас на каждой парте лежат конверты. Откройте конверт № 1, достаньте листочки с словами.

Солнце Сердце Здравствуй Звёздный Местный

Задание № 1. Запишите это слово в тетрадь и посчитайте количество букв.

Задание № 2.Запишите количество звуков по своему слову.

Задание № 3. Сравните количество букв и звуков и сделайте вывод , чего в слове больше: букв или звуков. Проверяем.

Сделаем вывод: в наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не произносятся.

2. Тема и цели урока

Эти непроизносимые согласные мы и будем сегодня изучать, это и есть тема нашего урока.

3. Составление алгоритма проверки непроизносимой согласной

- Чтение правила в учебнике

-Составление алгоритма, расставив цифры в правильном порядке

V.Физкультминутка

Задание выполнили все по порядку,

Теперь приглашаю всех на зарядку:

Мелкие шажки: раз, два, три.

Легкие прыжки: раз, два, три.

Вот и вся зарядка: раз, два, три.

Мягкая посадка: раз, два, три.

VI. Первичное закрепление.

1.Выполнение упражнения 231,с 120 с опорой на алгоритм проверки

2. Работа с отрывком из произведений А Пушкина по группам

-На доске записан текст. Прочитайте его.

“Здравствуй, князь ты мой красивый!

Что ж ты тих, как день пасмурный?

Опечалился чему?” – горит она ему.

-Из какой сказки, ктоавтор? . А.С. Пушкин “ Сказка о царе Салтане”

: Проверьте, всё ли правильно тут написано ?( прекрасный, грустный.)

-Дети 2 и3 группы самостоятельно запишите , вставив правильные слова. .Дети 1 группы вставят нужные орфограммы в другой отрывок А.Пушкина

Моро… и со…нце день чудес…ный!

Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный!

VII. Итог урока.

1.Вопросы: Какая тема урока?

Какие звуки и буквы не произносятся?

Как правильно, написать слово с непроизносимой согласной?

2. Оценивание своей работы

Как бы вы оценили свою работу на уроке? Покажите цветом.

Зеленый – доволен собой.

Синий– испытывал легкое затруднение.

Красный– мне было трудно выполнять задания.

3 Домашнее задание Упр 232









Выводы

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: -Ставить цели -Решать задачи - Отвечать за результат

Чему должен научиться ребенок? Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Ребята учатся работать в группах, в парах, у них формируются доброжелательные отношения, каждый ребенок имеет возможность предложить свою мысль; создаются ситуации для открытия нових знаний; формируются навыки толерантного отношения, умение аргументировать свою точку зрения. Он чувствует себя учасником открытия нових знаний. Уроки , построенные по системно- деятельностному подходу помагают детям овладеть новыми знаниями в результате собственного поиска. Помагают им в этом схемы, алгоритмы, тексты, которые учитель использует на уроках.




Использованная литература:

Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения. Педагогика. 2002. № 6.

Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. - АПК и ППРО, Москва,2007 г.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Системно-деятельностный подход как основа современного урока русского языка и литературы – Москва, 2006 г., стр. 9-11с.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва, 2006 г

Русский язык:1-4кл: Программа для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке/сост.Максименко С.А, Колисниченко Г.И. ДИППО.-Донецк: Исток






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!