СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровые ресурсы в работе учителя начальных классов ( в том числе и на уроках «Музыка») преподаватель Теории и методики музыкального воспитания Дорофеева Г.И.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество называют информационным, т. е. обществом, основа которого не материальное производство, а производство знаний и информации на базе интенсивно развивающихся информационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Цифровые ресурсы в работе учителя начальных классов ( в том числе и на уроках «Музыка») преподаватель Теории и методики музыкального воспитания Дорофеева Г.И.»



Цифровые ресурсы в работе учителя начальных классов

( в том числе и на уроках «Музыка»)


Образование в современном мире: информатизация общества и информатизация образования

Современное общество называют информационным, т. е. обществом, основа которого не материальное производство, а производство знаний и информации на базе интенсивно развивающихся информационных технологий.

Можно выделить две основные формы воздействия информатизации на социум:

  • воздействие на сознание человека — в первую очередь за счет значительного расширения его когнитивных и коммуникативных возможностей;

  • воздействие на социальную организацию: за счет использования новых средств коммуникации принципиально снижаются издержки передачи информации, упрощается и стремительно ускоряется процесс создания географически распределенных социальных групп (сетей).

Под влиянием информационной революции образование приобретает новые черты. Оно становится непрерывным. Мы говорим сегодня, что человеку необходимо не образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь. Важно умение обучаться не только в рамках академических программ, но и в рамках запроса рынка, который быстро меняется.

Принципиальное отличие нового этапа развития образования заключается также в обновлении его технологической базы. Современное образование ориентировано на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий.

В условиях информатизации общества и образования уже явно недостаточно, когда единственными носителями информации в образовательном процессе остаются преподаватель и учебник, отражающие общепринятые точки зрения. Необходимы широкое информационное поле деятельности, различные системы информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие обучающегося к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументации. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения.

Цифровизация образования: понятие, цели и задачи, этапы развития

Понятия цифровизации и цифровой трансформации

Цифровизация — улучшение существующих процессов путем внедрения информационных технологий, оптимизации и реинжиниринга, а также анализа данных для принятия решений.

Цифровая трансформация — глубокая реорганизация бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов для их исполнения, которая приводит к существенному (в несколько раз) улучшению их характеристик (сокращению времени выполнения, исчезновению целых групп подпроцессов, сокращению ресурсов, затрачиваемых на выполнение процессов) и (или) появлению принципиально новых их качеств и свойств.

Цель и задачи цифровизации образования

Цель цифровизации образования была сформулирована в рамках Федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (2016): «Для цифровой экономики нужны компетентные кадры.

Цифровая трансформация как национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года

Под информатизацией образования понимают сегодня его обеспечение методологией и практикой разработки и оптимального использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на достижение образовательных целей, соответствующих вызовам современного мира.

Дорожными картами по достижению указанных целей предусмотрено решение комплекса задач:

  • социальных:

    • формирование информационной культуры общества;

    • развитие у современных людей информационного мировоззрения;

  • учебных:

    • повышение качества образования на основе использования современных ИКТ;

    • применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

    • адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучающегося;

    • активизация познавательной деятельности обучающегося;

    • развитие дистанционного обучения;

    • совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

  • управленческих:

Развитие ИКТ обеспечивает свободный доступ к качественному образованию.

Уже сегодня действует большое количество открытых онлайн-ресурсов, предлагающих освоение актуальных образовательных программ, связанных с разными областями науки и деятельности человека.

Информационно-коммуникационные технологии, используемые в образовательном процессе, обычно объединяют в несколько групп:

  • по решаемым педагогическим задачам:

    • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

    • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

    • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

    • комплексные средства (дистанционные учебные курсы);

  • по функциям в организации образовательного процесса:

    • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

    • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

    • поисковые (каталоги, поисковые системы);

  • по типу информации:

    • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);

    • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции — фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели — предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты — схемы, диаграммы);

    • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (аудиозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

    • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудиовидеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

    • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания);

  • по формам применения ИКТ в образовательном процессе:

    • урочные;

    • внеурочные;

  • по форме взаимодействия с обучаемым:

    • технология асинхронного режима связи  offline (оперативная электронная переписка, телеконференция, заказ и рассылка необходимого материала из электронных банков информации);

    • технология синхронного режима связи  online (форум, чат, поиск информации в Интернете);

    • установка собственных ресурсов в глобальной сети.


Использование ИКТ в образовательном процессе, однако, связывается и с системой рисков, которые необходимо учитывать и минимизировать при организации образовательного процесса. В первую очередь следует помнить о ментальных, психологических рисках, характеризующих цифровое поколение (как часто называют современную молодежь).

Развитие информационных технологий и их высокая доступность уже сейчас определили особенности развития современных обучающихся:

  • резкий дисбаланс между продвинутым интеллектуальным и отстающим личностным развитием;

  • бедность чувственного опыта, формирование упрощенной картины реальности;

  • формирование мозаичного, клипового мышления;

  • «плавающая картина мира»: в ситуации, когда основной развивающей средой становятся виртуальные миры, а основная система мотивации строится на получении игровых достижений, возникает крайне неустойчивая и искаженная система представлений о мире, включая представления о морали и этике;

  • поскольку в виртуальной реальности событийный ряд значительно выше, чем в реальной жизни, а сами «события» всегда носят яркий, эмоционально окрашенный характер, настоящая реальность оказывается для обучающихся слишком медленной и скучной;

  • в информационно-коммуникационных сетях смыслы передаются не столько через тексты, сколько посредством образов — падает востребованность абстрактно-логического и возрастает роль наглядно-образного мышления.

Основной риск информационной социализации — смешение виртуального и реального миров (феномен «обратимости жизни»). В виртуальном мире, в котором каждый человек наблюдает свой слой реальности, сформированной программистами (или тем более стихийно созидаемой неопределенно большими группами людей по принципам совместной игры), становится все сложнее говорить о том, что является реальным, а что — нет. Часто возникает соблазн объявить для себя виртуальный мир приоритетным. В профессиональном образовании подмена реальных производственных технологий их виртуальными аналогами может сдерживать формирование профессиональных компетенций, основанных на работе с «живыми» объектами.

Использование ИКТ в образовательном процессе не может быть самоцелью. Оно должно определяться четко артикулированными педагогическими целями, быть взаимоувязанным с теми результатами, которые установлены образовательными стандартами и образовательными программами. В ряде случаев применение ИКТ может стать нецелесообразным или вообще невозможным.

Информационные технологии должны использоваться педагогами для проектирования содержания образования, учебных и оценочных материалов, обеспечивающих организацию и сопровождение самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Возможности такого применения ИКТ поддерживаются сегодня специализированными информационными образовательными платформами.

треков освоения образовательных программ среднего профессионального образования [Электронный ресурс] URL: http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/sbornik_paket_metodocheskih_rekomendaciy_dlya_oo.pdf



Методические рекомендации по практическому внедрению и использованию электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации

Общая информация

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу, происходит пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Одним из мощных ресурсов преобразований в сфере образования является информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Информатизация образования предполагает использование современных информационных технологий в целях: совершенствования методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала учащихся; осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия образовательного назначения; реализацию психолого-педагогической диагностики уровня обученности учащихся на базе компьютерного тестирования; управление образованием, в том числе в условиях локальных и глобальной компьютерных сетей и т.д.

Основной чертой сложившейся к настоящему времени в отечественной школе ситуации с использованием в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), является то, что соответствующая деятельность учителей поощрялось, однако не являлась для них обязательной.

Ситуация существенно изменилась с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС),  содержащим требования к: результатам освоения основной образовательной программы; условиям реализации основной образовательной программы; структуре основной образовательной программы.

ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), введенному в действие 1 сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий. В частности, выпускник начальной школы должен:

• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

• вводить текст с помощью клавиатуры;

• фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;

• готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

• уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

3. Нормативные документы, регулирующие условия организации современного образовательного процесса

Условия организации образовательного процесса и, в том числе, использования информационных технологий  и компьютеров определяется  Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями. С 1 сентября 2011 введены новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10  В новых санитарных правилах значительно измены требования по использованию компьютеров в учебном процессе, а также требования к организации образовательного  процесса с использованием ИКТ.

Полностью сняты ограничения по времени использования компьютеров в образовательном процессе. Остались только совершенно разумные ограничения по непрерывному использованию одного вида деятельности, и не важно, связана ли эта деятельность с использованием компьютера или с использованием обычной ученической тетрадки. Данные требования изложены в разделе 10.18. в котором написано, что средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся  (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Данные ограничения могут быть нарушены только на контрольных работах.

Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1-4 кл. 15 мин., 5-7 кл. – 20 мин., 8-11 кл. – 25 мин. Приблизительно такие же ограничения устанавливаются на просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения. При этом нет различий между доской меловой и интерактивной.

Непрерывное время работы с техническими средствами обучения

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

1-2

10

15

15

3-4

15

20

15


Исходя из новых требований наиболее правильным является такой урок, на котором равномерно чередуются различные формы работы. Работа с тетрадью и учебником чередуется с работой за компьютером, работой на интерактивной доске.

В пункте 5.7. СанПиНа говорится о том, что допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее (доски) освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Это требование является действительно очень важным, именно наличие пятен повышенной яркости вредно и мешает восприятию информации с экрана или доски. Но эта проблема легко решается правильным выбором и расположением проектора. Можно избежать появления яркого светового пятна на любой доске в том случае, если использовать короткофокусный проектор, расположенный над доской, или потолочное крепление проектора, позволяющего корректировать трапецию.

В пункте 5.6. СанПиНа приводятся требования по расстановке столов рядами, однако четко указано, что данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками. Поэтому в классах, оборудованных интерактивными досками, можно использовать расстановку мебели, позволяющую организовать групповую работу.

Число компьютеров, которые можно использовать в кабинете информатики, устанавливается СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» . В данном документе (п. 3.4.) однако ограничивается площадь на одно рабочее место пользователей компьютера. При использовании мониторов на базе электроннолучевой трубки на один компьютер должно приходиться не менее 6 м2, а на компьютер с плоским дискретным экраном (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5 м2.

Необходимо также отметить, что требования данных санитарных правил (смотри п 1.6.) не распространяются на проектирование, изготовление и эксплуатацию компьютеров, перемещающихся в процессе работы. Поэтому их действие не распространяется на мобильные компьютерные классы, что позволяет использовать в школе модель «один ученик – один компьютер». Именно поэтому рекомендуется использовать при организации образовательного процесса мобильные компьютеры или планшеты.

Важным документом, регулирующим требования к работе учителей являются «Квалификационные характеристики должностей работников образования» .

В соответствии с данным документом должностные обязанности учителя включают требования по использованию информационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов, включая следующие позиции.

Учитель:

• Осуществляет обучение, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

• Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

Учитель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.



















Электронные ресурсы




LearningApps

https://learningapps.org/about.php

LearningApps.org создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (далее -- упражнений). Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.). Данные упражнения не являются законченными учебными единицами и должны быть интегрированы в сценарий обучения.

Кроме того, на сайте есть большой выбор упражнений по различным дисциплинам.

На странице в разделе Новые упражнения Вы можете получить пошаговую инструкцию

Интерактивный плакат


https://www.thinglink.com

http://www.glogster.com/

https://www.genial.lyhttps://h5p.org/

https://www.smore.com/

https://padlet.com/

https://www.blendspace.com/

Современное многофункциональное средство обучения, предоставляющее широкие возможности для усиления мультимедийной наглядности и организации учебного процесса, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя


UDOBA

https://udoba.org/


Сервис бесплатного конструктора и хостинг открытых интерактивных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Можно воспользоваться готовыми ресурсами


Интерактивный рабочий лист



http://pearltrees.com/

https://www.sutori.com/

https://classflow.com/

https://www.classkick.com/

https://app.wizer.mehttps://www.liveworksheets.com

https://coreapp.ai/https://teachermade.com

Цифровое средство организации учителем самостоятельной учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и веб-инструментов

CORE

https://coreapp.ai/

https://coreapp.ai/features


Возможности CORE -

Цифровая образовательная платформа для создания и запуска онлайн-курсов, конференций, онлайн-диагностик

BARABOOK

https://barabook.ru/start


Барабук — лучшие карточки в мире!

Б арабук — это сервис для заучивания информации на вашем мобильном устройстве.

Учить с Барабуком можно все что угодно: иностранные слова, даты, ноты, химические формулы, определения, идиомы и любую другую текстовую и графическую информацию, которой очень много в школе и институте.

Облако

Все наборы карточек хранятся в “облаке”. Благодаря этому все наборы доступны в любой момент времени с любого устройства Apple, Android или через интернет страницу www.barabook.ru. Функция поиска поможет найти нужный набор на мобильном устройстве или на сайте.

Редактор наборов

Наш редактор наборов на сайте www.barabook.ru похож на Excel-таблицу, но умеет работать со словами и картинками. По такой таблице очень удобно перемещаться, копировать, вставлять. Можно автоматически перевести ячейку (или сразу несколько ячеек) на нужный язык. С помощью комбинации клавиш Ctrl+V в таблицу можно вставлять текст, картинки и даже другую таблицу напрямую из Excel и других редакторов.

Статистика для учителя

Если вы учитель, поставьте галочку напротив слова “Учитель” в настройках учетной записи. Тогда у вас появится возможность видеть, кто изучает ваши наборы, и кто какие уже выучил.

Интерактивная книга

http://writereader.com/

https://www.storyjumper.com/

https://www.mystorybook.comhttps://www.joomag.com/en/eduhttp://flippingbook.com/http://www.calameo.com/

https://bookcreator.com

Мультимедийный продукт, включающий в себя текст, иллюстрации, интерактивные элементы, видео-или аудиофайлы, ссылки на интернет-ресурсы. Электронное средство обучения, которое является самостоятельным источником учебной информации или дополняет учебник.

Презентация

https://www.animatron.com/

https://prezi.comhttp://focusky.com/

https://www.swipe.to/

https://www.zeet ings.com/https://www.emaze.com/ru/

https://sway.com/


Sway

Создавайте эффектные информационные бюллетени, презентации и документы за считаные минуты

Простое добавление содержимого из любого расположения

Быстро и легко выкладывайте фото, видео и другие мультимедийные материалы благодаря интеграции Sway с различными устройствами, социальными сетями и интернет-ресурсами.

Удобные инструменты оформления помогают экономить время

Конструктор Sway поможет стильно оформить презентацию и придаст ей завершенный вид.

Доступ к этой презентации Sway получит любой пользователь, у которого есть ссылка

izd_prosv


https://www.instagram.com/izd_prosv/

https://vk.com/prosv_i

Группа компаний «Просвещение» Образование. Готовые разработки, рекомендации и многое другое.



Интернет-ресурсы (самостоятельная работа)

Заполнить колонки таблицы по образцу

Заставка сайта

Эл.адрес

QR-код


Описание сайта

http://www.n-shkola.ru/

Журнал «Начальная школа». Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ


http://school-collection.edu.ru/




http://www.uchportal.ru/




http://www.zavuch.info/




http://www.mat-reshka.com/




http://www.solnet.ee/




http://nsc.1september.ru/




http://stranamasterov.ru/




http://www.mobintech.ru




http://www.metodkabinet.eu/




https://wordwall.net/ru




https://muzikavshkole.ru/




https://resh.edu.ru/subject/6/






Задание для самостоятельной работы

по дисциплине МДК.01.07 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом , преподавателя Дорофеевой Г.И.

Тема: Электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе. Разработка электронных материалов для уроков музыки.

Задание:

- на основе изучения теоретического материала ответить на вопросы теста по ссылке https://videouroki.net/tests/998319610/




25




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!