Цифровая грамотность педагога как основа создания единого информационного - образовательного пространства
В XXI веке обучение без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) немыслимо. Важную роль играет цифровая грамотность педагога - качество, которое включает в себя: уверенное пользование персональным компьютером; наличие электронного адреса и обмен как с коллегами по работе, так и с обучающимися; использование в своей преподавательской деятельности технологий электронного обучения; систему заданий по каждому предмету, которые обучающиеся выполняют в электронном виде; наличие и постоянное обновление преподавателем своего электронного ресурса по каждому предмету, который он ведёт; ведение электронного журнала учета результатов выполнения заданий, который всегда доступен для студентов; использование облачных и, по возможности, мобильных технологий.
Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью.
Современные практические навыки – это сложная система знаний, умений, навыков и мотивационных факторов, которые необходимо развивать в соответствии с конкретными областями деятельности. Наиболее важна цифровая грамотность для пользователей ИКТ, профессионалов электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ.
Навыки пользователя ИКТ должны быть освоены всеми гражданами общества, основанного на знаниях, они включают умение:
- эффективно выбирать и применять информационные системы и ИКТ устройства;
- использовать общедоступное программное обеспечение в повседневной жизни;
- использовать специализированные ИКТ средства и инструменты для работы;
- гибко адаптироваться к изменениям инфраструктуры и прикладных ИКТ инструментов.
Навыки профессионала в сфере электронного бизнеса представляют собой способности, необходимые для использования возможностей этого вида деятельности на базе Интернета.
Навыки специалиста в области ИКТ требуют высокого уровня специальных знаний, необходимых для того, чтобы:
- исследовать, развивать и совершенствовать инструменты ИКТ;
- управлять, производить, обеспечивать маркетинг и продавать ИКТ инструменты и услуги;
- консультировать, внедрять и устанавливать прикладные программы на основе ИКТ;
- обеспечивать работу, администрирование и поддержку, оказывать сервисные услуги при применении ИКТ.
Уровень медийной грамотности педагогов может заметно варьироваться в зависимости от наличия возможностей использования медиасреды..
Стартовый уровень МИГ можно классифицировать следующим образом:
Элементарный уровень: навыки чтения и письма отсутствуют, языковые навыки очень слабо развиты, как и базовые знания в области технологий использования медиа; ограниченные возможности или полное отсутствие возможностей для использования медиа дома.
Базовый уровень: умеренно развитые навыки чтения и письма; наличие опыта использования медиа технологий (электронной почты, навигация в Интернете, общение онлайн); возможность использования медиаресурсов дома.
Продвинутый уровень: развиты навыки чтения и письма, опыт самостоятельного использования медиа (видео, телевидение, радио); обширная практика использования разнообразных технических устройств; возможность использовать разнообразные медиаресурсы дома.
Информационная грамотность педагогов и учащихся красной нитью проходит через концепцию новых образовательных стандартов. "Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и другие".
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.
Под термином "информационная грамотность" понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.
Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий.
Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся. Для решения этой задачи возможно применение методов и приёмов проектно-исследовательской деятельности, уже прочно вошедшей в современный учебно-воспитательный процесс. Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новыми образовательными стандартами. "Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности".
Формирование вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования.
Для того чтобы соответствовать всем требованиям современного мира каждому педагогу необходимо внедрить в работу ОУ программный продукт, который будет включает в себя:
модуль коммуникации (сайт, почта, форум, доска объявлений);
электронное расписание;
модуль тестирования;
возможность создания коллекций электронных ресурсов;
модуль дистанционного обучения;
электронные журналы, отражающие не только выставление оценок, но и учет посещаемости;
модуль информационного контроля питания учащихся;
модуль библиотеки;
модуль дополнительных образовательных услуг.
Кроме того все участники учебно-воспитательного процесса получат единую среду обмена информацией в рамках ОУ (доска объявлений, каталог школьных ресурсов, механизм портфолио, внутренняя электронная почта, форум, список именинников и т.п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество, создаёт открытую, комфортную атмосферу.
Плюсы при использовании данной информационной среды и как следствие создания единого информационного пространства в ОУ очевидны:
Информационная пропаганда деятельности школы затрагивает все основные аспекты деятельности школы и управляема нами.
Значительно повышается самооценка учителя.
Открытость образовательной системы для родителей значительно повышает доверие их к школе и статус самой школы.
Возможность ежедневного контроля за ребёнком со стороны родителя в системе on-line повышает их ответственность за воспитание и обучение ребёнка.
Создание единой информационной среды позволяет анализировать, прогнозировать, корректировать процессы жизнедеятельности школы в ускоренном темпе. Время принятия решений значительно сокращается.
Основными результатами информатизации системы школьного образования должны стать:
Повышение показателей обученности учащихся
Более полная реализация концепции личностно-ориентированного образования
Осуществление учителями обучения учащихся на основе современных педтехнологий.
Повышение информационной и общей культуры учащихся и педагогов.
Свободное общение учащихся и педагогического коллектива на специализированных сайтах в Интернете, с помощью электронной почты.
Появление, закрепление и развитие общественной потребности в непрерывном образовании, адаптирующейся к изменениям социально-экономической ситуации, поддерживаемой ресурсами информационно-образовательного пространства.
Уверены, что успешному и скорому достижению данных результатов будет способствовать создание и развитие единого информационного пространства образовательного учреждения.