СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Церковный раскол и его значение. Движение старообрядцев. Многоконфессиональность."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 10 классе о церковном расколе в России и старообрядничество.

Просмотр содержимого документа
«"Церковный раскол и его значение. Движение старообрядцев. Многоконфессиональность."»

Дата____________________ История 10 класс

Тема: Церковный раскол и его значение. Движение старообрядцев. Многоконфессиональность.

Цели: обобщить знания учащихся о реформе Никона и церковном расколе; дать представление о причинах, сущности и результатах церковной реформы XVII в; охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и сторонниками Аввакума.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент, проверка домашнего задания (устный опрос)

II. Изучение нового материала

Учащиеся вспоминают сущность теории «Москва - третий Рим», обоснованную старцем Филофеем.

Основные принципы данной теории:

  • падение «первого Рима» от язычества и «второго Рима» от мусульман за прегрешения против веры;

  • наступление эпохи «третьего Рима», после которого «четвертому» не быть;

  • ответственность Руси за весь православный мир;

  • борьба за чистоту веры, укрепление власти духовной и светской в их взаимной « симфонии» как тесного сотрудничества при разделении функций.

Делается вывод о том, что московские государи получили идейное обоснование своей власти и аргумент для борьбы с врагами России.

2) Проводится беседа о кружке «ревнителей истинного благочестия. Учащиеся делают вывод о том, что существовала крайняя модель спасения (молитвенный уход, полный разрыв с «греховным миром»). Другие – искали спасение «греховного мира» в активном его исправлении. Формируется новый тип русского подвижника, ревнителя - проповедника, который действует через распространение душеспасительной литературы.

Члены кружка, сплотившиеся вокруг царского духовника Вонифатьева, первоочередной мерой в достижении праведной жизни считали устранение «неустройств» в самой церкви.

3) Вопрос об этапах церковных споров крайне сложен для учащихся.

Необходимо, при необходимости, пояснить, что исторически расхождения с греческой церковью вызваны тем, что в русской митрополии к моменту падения Константинополя не успел утвердиться Новоиерусалимский устав, вытеснивший в византийской церкви прежний, Константинопольский, который был воспринят восточными славянами в момент крещения. Московская церковь постепенно стала воспринимать свой обряд как более правильный.

Учащиеся рассказывают о попытках исправления церковных книг и в 1-ой четверти XVI века, начале XVII века, 40-50-х годах XVII века и о прибытии в Москву восточных патриархов.

4) Возможен просмотр фрагмента из фильма Ф.Разумовского «кто мы? Реформы по-русски». В фильме поднимается вопрос о причинах реформы церкви.

Перед просмотром фрагмента ставится вопрос: Какие причины реформы церкви выделяет автор в этой части фильма?

После просмотра фрагмента фильма проводится беседа и ставится вопрос: Какие еще причины реформы вы можете назвать?

Могут быть названы причины церковных реформ:

  • образование единого Российского государства и более сильной власти государя.

  • Установление церковных связей с южнославянскими народами после воссоединения Украины с Россией.

  • Необходимость единообразия церковных обрядов и богослужебных книг.

  • Рукописный характер большинства церковных книг.

  • Множество разночтений, искажений в церковной литературе.

  • Острые споры относительно образцов, по которым следует исправлять церковные книги и церковные обряды.

  1. В процессе работы учащиеся сравнивают позиции «ревнителей истинного благочестия» и руководителей церковной реформы.

Общее:

  • Выступали против многогласия в церковном обиходе.

  • За искоренение в народе игрищ и суеверий.

  • За необходимость исправления богослужебных книг.

  • За единообразие церковной службы.

Ревнители истинного благочестия:

* образцы для исправления - древнерусские книги, переведенные с греческого языка еще в то время, когда Византия сохраняла политическую независимость.( до 1453 года).

Патриарх Никон:

* т.к. одинаковых древнерусских текстов не существовало, то решено взять греческие оригиналы.

Различия

«Русская православная церковь до и после реформы Никона».

До преобразований Никона

После преобразований Никона

1.Крестное знамение двумя перстами.

2.Двоекратное пение «аллилуйя».

3.Движение по-Солонь ( по Солнцу) во время крестного хода.

4.Написание имени Христа как Исус.

5. Разночтения в богослужебных книгах.

6.Использование в иконописи некоторых канонов католической живописи.

7.Служение литургии на семи просфорах.

8.Произнесение в церкви определенных текстов проповедей.

1.Крестное знамение тремя перстами.

2.Троекратное пение «аллилуйя».

3.Движение против часовой стрелки (до середины XVII в. В церкви ходили «посолонь»).

4.Написание имени Христа как Иисус.

5.Унификация текстов богослужебных книг по греческим образцам.

6.Написание икон по греческим образцам. Уничтожение старых икон.

7.Служение литургии на 5 просфорам.

8.Произнесение проповедей собственного сочинения.

9.Поясные поклоны вместо земных.

10. Возвращение к единогласию за счет сокращения церковной службы.


Выводы:

Церковная реформа имела множество тесно переплетенных между собой смыслов.

  • Реформаторы стремились все привести к образцу.

  • Идеологически реформа «обустраивала «внешнеполитические планы правительства: не просто освобождение единоверцев на Украине, а соединение их в едином Православном царстве, прочность которого – в единых и единообразных обрядах и уставах.

  • В культурологическом смысле церковная реформа создавала условия для более тесных контактов с греческой и украинско-белорусской «образованностью». Реформа становилась средством преодоления изоляции от иноверцев, однако, без утраты прежде высокого взгляда на предназначение Московского царства.

  • Реформа потенциально призвана была еще более возвысить положение московских государей. Это был внутриполитический и светский подтекст реформ.

  • Стараниями Никона реформа приобрела еще один смысл, призванный возвысить церковную, а точнее патриаршую власть.

Раскол в русской православной церкви.

1. Старообрядчество и характеристика их лидеров.

Вопросы к тексту В.О.Ключевского. Какие черты личности патриарха выделяет В.О.Ключевский.

Какие черты личности Аввакума вы можете выделить?

Какие общие черты вы выделили? (см. мировоззрение, поступки, человеческие качества, особенности характера и др.).

- Они – лидеры по натуре. Их биографии постоянно сталкиваются.

- Сталкиваются потому, что харизматические герои раскола и их противники не мыслили себя вне борьбы и страданий за веру.

Это губительный пример фанатизма, и желания во что бы то ни стало спасти и осчастливить.

2. Рассмотрим причины раскола в русской православной церкви.

Интерпретация церковно-обрядовой реформы Патриарха Никона.

Религиозная

  • Православная (официальная)

Реформа Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии (религии), возвращением к истинному православию.

  • Старообрядческая

Гибель Московского православного царства и наступление царства Антихриста (с 1666 г.).

Историко-материалистическая

Недовольство официальной церковью народных низов. Социальный протест, вылившийся в религиозное противостояние.

Либерально-историческая

Патриарх Никон хотел поставить церковную власть над светской – тем самым приблизить православную церковь к западному образцу.

Локально-историческая.

Акматическая фаза этногенеза, для которой характерны интеллектуальные споры (Л.Н.Гумилев). Стране предстоял троякий выбор: изоляции (путь Аввакума); создание теократического вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в «концерт» европейских держав (выбор Петра I).

Что сближало раскольников и европейский протестантизм, а что различало?

Общее:

1. Для них обострилась проблема противоречия сущего и должного.

2. Усилилось осознание ими роли личной активности в спасении души.

3. Стремление к спасению после смерти стимулировало трудолюбие и аскетизм.

Различия:

У них больше различий, чем общих черт.

* Протестанты считают, что воля Бога – непознаваема, а старообрядцы полагают, что Бог ушел из мира.

* Для протестанта труд имел особый смысл – прибыль, обогащение ( след. - он богоизбран). Старовер же принципиальный традиционалист.

* Протестанты – индивидуалисты, а у раскольников большое место занимала община, коллективные формы поведения.

* Старообрядцы не были еретиками, т.к. они не покушались на догматы православия.

Домашняя раота параграф 22 вопрос 1-4


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!