Дата____________________ История 10 класс
Тема: Церковный раскол и его значение. Движение старообрядцев. Многоконфессиональность.
Цели: обобщить знания учащихся о реформе Никона и церковном расколе; дать представление о причинах, сущности и результатах церковной реформы XVII в; охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и сторонниками Аввакума.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент, проверка домашнего задания (устный опрос)
II. Изучение нового материала
Учащиеся вспоминают сущность теории «Москва - третий Рим», обоснованную старцем Филофеем.
Основные принципы данной теории:
падение «первого Рима» от язычества и «второго Рима» от мусульман за прегрешения против веры;
наступление эпохи «третьего Рима», после которого «четвертому» не быть;
ответственность Руси за весь православный мир;
борьба за чистоту веры, укрепление власти духовной и светской в их взаимной « симфонии» как тесного сотрудничества при разделении функций.
Делается вывод о том, что московские государи получили идейное обоснование своей власти и аргумент для борьбы с врагами России.
2) Проводится беседа о кружке «ревнителей истинного благочестия. Учащиеся делают вывод о том, что существовала крайняя модель спасения (молитвенный уход, полный разрыв с «греховным миром»). Другие – искали спасение «греховного мира» в активном его исправлении. Формируется новый тип русского подвижника, ревнителя - проповедника, который действует через распространение душеспасительной литературы.
Члены кружка, сплотившиеся вокруг царского духовника Вонифатьева, первоочередной мерой в достижении праведной жизни считали устранение «неустройств» в самой церкви.
3) Вопрос об этапах церковных споров крайне сложен для учащихся.
Необходимо, при необходимости, пояснить, что исторически расхождения с греческой церковью вызваны тем, что в русской митрополии к моменту падения Константинополя не успел утвердиться Новоиерусалимский устав, вытеснивший в византийской церкви прежний, Константинопольский, который был воспринят восточными славянами в момент крещения. Московская церковь постепенно стала воспринимать свой обряд как более правильный.
Учащиеся рассказывают о попытках исправления церковных книг и в 1-ой четверти XVI века, начале XVII века, 40-50-х годах XVII века и о прибытии в Москву восточных патриархов.
4) Возможен просмотр фрагмента из фильма Ф.Разумовского «кто мы? Реформы по-русски». В фильме поднимается вопрос о причинах реформы церкви.
Перед просмотром фрагмента ставится вопрос: Какие причины реформы церкви выделяет автор в этой части фильма?
После просмотра фрагмента фильма проводится беседа и ставится вопрос: Какие еще причины реформы вы можете назвать?
Могут быть названы причины церковных реформ:
образование единого Российского государства и более сильной власти государя.
Установление церковных связей с южнославянскими народами после воссоединения Украины с Россией.
Необходимость единообразия церковных обрядов и богослужебных книг.
Рукописный характер большинства церковных книг.
Множество разночтений, искажений в церковной литературе.
Острые споры относительно образцов, по которым следует исправлять церковные книги и церковные обряды.
В процессе работы учащиеся сравнивают позиции «ревнителей истинного благочестия» и руководителей церковной реформы.
Общее: |
Выступали против многогласия в церковном обиходе. За искоренение в народе игрищ и суеверий. За необходимость исправления богослужебных книг. За единообразие церковной службы. Ревнители истинного благочестия: * образцы для исправления - древнерусские книги, переведенные с греческого языка еще в то время, когда Византия сохраняла политическую независимость.( до 1453 года). | Патриарх Никон: * т.к. одинаковых древнерусских текстов не существовало, то решено взять греческие оригиналы. | Различия |
«Русская православная церковь до и после реформы Никона».
До преобразований Никона | После преобразований Никона |
1.Крестное знамение двумя перстами. 2.Двоекратное пение «аллилуйя». 3.Движение по-Солонь ( по Солнцу) во время крестного хода. 4.Написание имени Христа как Исус. 5. Разночтения в богослужебных книгах. 6.Использование в иконописи некоторых канонов католической живописи. 7.Служение литургии на семи просфорах. 8.Произнесение в церкви определенных текстов проповедей. | 1.Крестное знамение тремя перстами. 2.Троекратное пение «аллилуйя». 3.Движение против часовой стрелки (до середины XVII в. В церкви ходили «посолонь»). 4.Написание имени Христа как Иисус. 5.Унификация текстов богослужебных книг по греческим образцам. 6.Написание икон по греческим образцам. Уничтожение старых икон. 7.Служение литургии на 5 просфорам. 8.Произнесение проповедей собственного сочинения. 9.Поясные поклоны вместо земных. 10. Возвращение к единогласию за счет сокращения церковной службы. |
Выводы:
Церковная реформа имела множество тесно переплетенных между собой смыслов.
Реформаторы стремились все привести к образцу.
Идеологически реформа «обустраивала «внешнеполитические планы правительства: не просто освобождение единоверцев на Украине, а соединение их в едином Православном царстве, прочность которого – в единых и единообразных обрядах и уставах.
В культурологическом смысле церковная реформа создавала условия для более тесных контактов с греческой и украинско-белорусской «образованностью». Реформа становилась средством преодоления изоляции от иноверцев, однако, без утраты прежде высокого взгляда на предназначение Московского царства.
Реформа потенциально призвана была еще более возвысить положение московских государей. Это был внутриполитический и светский подтекст реформ.
Стараниями Никона реформа приобрела еще один смысл, призванный возвысить церковную, а точнее патриаршую власть.
Раскол в русской православной церкви.
1. Старообрядчество и характеристика их лидеров.
Вопросы к тексту В.О.Ключевского. Какие черты личности патриарха выделяет В.О.Ключевский.
Какие черты личности Аввакума вы можете выделить?
Какие общие черты вы выделили? (см. мировоззрение, поступки, человеческие качества, особенности характера и др.).
- Они – лидеры по натуре. Их биографии постоянно сталкиваются.
- Сталкиваются потому, что харизматические герои раскола и их противники не мыслили себя вне борьбы и страданий за веру.
Это губительный пример фанатизма, и желания во что бы то ни стало спасти и осчастливить.
2. Рассмотрим причины раскола в русской православной церкви.
Интерпретация церковно-обрядовой реформы Патриарха Никона.
Религиозная | Реформа Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии (религии), возвращением к истинному православию. Гибель Московского православного царства и наступление царства Антихриста (с 1666 г.). |
Историко-материалистическая | Недовольство официальной церковью народных низов. Социальный протест, вылившийся в религиозное противостояние. |
Либерально-историческая | Патриарх Никон хотел поставить церковную власть над светской – тем самым приблизить православную церковь к западному образцу. |
Локально-историческая. | Акматическая фаза этногенеза, для которой характерны интеллектуальные споры (Л.Н.Гумилев). Стране предстоял троякий выбор: изоляции (путь Аввакума); создание теократического вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в «концерт» европейских держав (выбор Петра I). |
Что сближало раскольников и европейский протестантизм, а что различало?
Общее:
1. Для них обострилась проблема противоречия сущего и должного.
2. Усилилось осознание ими роли личной активности в спасении души.
3. Стремление к спасению после смерти стимулировало трудолюбие и аскетизм.
Различия:
У них больше различий, чем общих черт.
* Протестанты считают, что воля Бога – непознаваема, а старообрядцы полагают, что Бог ушел из мира.
* Для протестанта труд имел особый смысл – прибыль, обогащение ( след. - он богоизбран). Старовер же принципиальный традиционалист.
* Протестанты – индивидуалисты, а у раскольников большое место занимала община, коллективные формы поведения.
* Старообрядцы не были еретиками, т.к. они не покушались на догматы православия.
Домашняя раота параграф 22 вопрос 1-4
3