СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценности гражданско-патриотического воспитания в образовательном пространстве современного общества

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как пример применения современных методов воспитания патриотизма рассмотрим урок алгебры «Великая Отечественная Война глазами математиков» (решение задач с использованием элементов статистики) в 7 классе, проведенный мной в рамках районного семинара «Патриотическое воспитание – основа формирования личности в сельской школе» в Ступинском районе. Содержание данного урока является актуальным для рассматриваемой темы статьи.

Просмотр содержимого документа
«Ценности гражданско-патриотического воспитания в образовательном пространстве современного общества»

И. И. Мосолова

учитель математики

МБОУ «Леонтьевская СОШ»



Ценности гражданско-патриотического воспитания в образовательном пространстве современного общества


На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов.  Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей страны, всех стран мира. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно - организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.  

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. [2, с. 1]

В настоящее время действует «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В ней определена приоритетная задача государства в сфере воспитания детей – «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». [1]

Одним из важнейших направлений воспитания является – патриотическое. В Концепции сказано, что патриотическое воспитание предусматривает «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России». [1] Из вышесказанного следует, что необходимо «создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения». [1] Данную задачу возможно решить при помощи повышения качества патриотического воспитания молодёжи, а для этого система образования должна разработать современные формы, методы, технологии учебно - воспитательного процесса и внеучебной деятельности.

Как пример применения современных методов воспитания патриотизма рассмотрим урок алгебры «Великая Отечественная Война глазами математиков» (решение задач с использованием элементов статистики) в 7 классе, проведенный мной в рамках районного семинара «Патриотическое воспитание – основа формирования личности в сельской школе» в Ступинском районе. Содержание данного урока является актуальным для рассматриваемой темы статьи. Урок разработан с учетом возрастных и умственных особенностей учащихся, их количества. Дети распределены на группы для комфортной работы каждого. Ученики заранее готовились к уроку: искали информацию о городах-героях, учили стихотворения, повторяли необходимые правила и формулы. Кроме разработки конспекта урока от меня требовалось подготовить презентацию, раздаточный материал, составить задачи, опираясь на реальные исторические факты того времени, помочь ученикам с подбором необходимой информации.

Хотелось бы отметить, что организовать патриотическое воспитание на уроках естественно - научного цикла, в частности на уроках математики, достаточно сложная задача. Для ее решения на описываемом уроке я использовала показ мультимедийной презентации Microsoft PowerPoint Presentation, сопровождающийся рассказом о роли математики, как науки, в военное время. Было рассказано о решении проблем обороны страны, развитии артиллерии, укреплении военно - морского флота, развитии военной техники. Кроме этого, на уроке решались задачи, связывающие математику и важную страницу истории нашей страны – Великую Отечественную Войну. А также, используя решение задач и раздаточный материал, дети создавали мини - проекты по темам «Ленинград», «Москва». Задания в группах были такими:

Группа № 1: найти среднемесячную температуру в городе Ленинград в январе 1942 года (округлить до десятых). Определить медиану, размах и моду ряда (если есть).

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

t-ра

-22

-23

-14

-9

-1

-9

-12

-18

-19

-23

-25

-24

-23

-26

Дата

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

t-ра

-13

-13

-17

-16

-17

-24

-26

-15

-22

-30

-27

-24

-28

-24

Дата

29

30

31

t-ра

-22

-23

-14

Группа № 2: в таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой. Составить столбчатую диаграмму о численности вооружения войск (100 единиц вооружения = 1 мм).

Страны

Численность войск

Численность вооружения

Орудия и минометы

Танки

Самолеты

СССР

1100000

7652

774

1000

Германия

1708000

13500

1170

615


В конце урока ребятам было предложено еще одно задание, основанное на историческом факте: отразить на круговой диаграмме составляющие 200-граммового куска блокадного хлеба: пищевая целлюлоза – 20%, ячменная мука – 4%, жмых – 4%, отруби – 4%, овсяная мука – 4%, соевая мука – 4%, солодовая мука – 14%, горох – 15%, картофель – 15%, вода – 16%. Замечу, что методический материал, использованный на уроке полностью отражает специфику темы и показывает связь школьного предмета с патриотическим воспитанием.

Безусловно, в современном мире, учитывая геополитическую обстановку, гражданско - патриотическое воспитание подрастающего поколения находится на пике своей актуальности. Со стороны государства создаются условия для расширения участия семьи в воспитательной деятельности школ и других организаций, работающих с детьми, признана определяющая роль семьи в воспитании. Именно с семьи должно начинаться воспитание в целом, в частности, и гражданско - патриотическое. Как следствие, со стороны детей возрастает интерес к истории нашей страны, они состоят в творческих объединениях, принимают участие в различных школьных и районных мероприятиях данной направленности.

В заключении хотелось бы отметить, что мы, учителя математики, рассказывая детям о применении математики на военной службе, вносим немалую лепту в воспитание будущих защитников Отечества. Ученики должны понимать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии.


Список использованной литературы:

  1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. Москва N 996-р) // «Российская газета», № 6693, 08.06.2015;

  2. Даниляк А А. Основные подходы и цели гражданско - патриотического образования обучающихся [Электронный ресурс] / информационно – образовательный портал. – Режим доступа: http://edu.shd.ru, свободный. (Дата обращения: 23.10.2016 г.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!