СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Целевые ориентиры в проекте ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевые ориентиры в проекте ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Целевые ориентиры в проекте ФГОС»

Целевые ориентиры в проекте ФГОС





































Воспитатель:
Марушкина О.В.
|1 квалификационная категория|

Итак, свершилось!. Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. ФГОС является стандартом качества ДО, качества полноценной творческой жизни детей в ДОУ. Принятие Стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольного учреждения, воспитателей - и по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню. Стандарт нацелен на создание комфортных условий для воспитания ребенка и на обеспечение у него мотивации к обучению, познанию и творчеству.

ФГОС включает в себя требования к:

1. Структуре ООП.

2. Условиям реализации ООП.

3. Результатам освоения ООП.

Сегодня мы поговорим о результативности освоения ООП – мониторинге, в рамках ФГОС.

В проекте ФГОС сказано:

« III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО.

4. В группе может проводиться оценка развития детей, динамики развития, в том числе измерение личностных образовательных результатов детей (такая оценка производится педагогом совместно с психологом- педагогом в рамках психолого педагогической диагностики (или мониторинга)). Участие ребёнка в мониторинге допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения образовательных задач : индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО.

1. Требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

2. Целевые ориентиры (ЦО) ДО определяются независимо от форм реализации Программы, её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу.

3. ЦО не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

5. …целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга ( в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей).

6. …Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.

7. ЦО Программы выступают основаниями преемственности ДО и НОО. Настоящие ЦО предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ДО.

8. Если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные ориентиры освоения Программы воспитанниками – как создающие предпосылки для их реализации.

9. Освоение ООП не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестацией.

К ЦО ДО относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:

1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

2. Способность выбирать себе род занятий.

3. Уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим.

4. Обладание чувством собственного достоинства.

5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.

7. Подчинение разным правилам и социальным нормам.

8. Проявление творческих способностей.

9. Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики).

10. Способность к волевым усилиям.

11. Проявление любознательности.

12. Склонность к наблюдению, экспериментированию.

13. Способность к принятию собственных решений.»

Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации – игру, развлечение или познание? Это целевые ориентиры, которые позволяют понять, в каком направлении нужно двигаться. Они служат основанием для финансовых расчётов – что учредителю нужно в детский сад вложить с точки зрения финансовых, материальных ресурсов, чтобы предоставить возможность максимального достижения целевых показателей.

Но эти целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. Это принципиальный момент. В дошкольной педагогике любят навешивать на детей ярлыки («высокий уровень», «низкий уровень), дифференцировать детей на сильные и слабые группы. Если уж и давать оценку развитию ребенка, то только сравнивая его с самим собой. Это позволяет увидеть динамику развития ребёнка, скорректировать работу воспитателя.

И сразу возникает много вопросов: диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны. Как? Какой меркой мы должны измерить так называемые «целевые ориентиры», как оценить уровень развития воображения и фантазии, уровень взаимодействия со сверстниками, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру? Попробуем разобраться…

Как же будет оцениваться результативность освоения ООП? В Стандарте четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки. Согласно Стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах.

В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие- то способности, преодолеть проблемы, найти индивидуальный подход.

Как это сделать? По ФГОСТ будут оцениваться результаты социализации, личностные результаты развития ребёнка, а не результаты обучения. Но требования к результатам нельзя рассматривать как требования к унифицированному эталону. Ребёнок не может быть подведён под один шаблон, все дети разные, и у всех способности разные. И здесь главный ориентир должен быть смещён на развитие способностей, а те умения, которые есть у детей, тот опыт, чтобы он сумел применить его в неочевидной ситуации - применить жизненные навыки. Здесь важен индивидуальный подход.

Для дошкольного образования темп развития ребёнка, вариативность - крайне индивидуальны, очень сильно различаются. И мы можем наблюдать, что в определённый момент ребёнок, как бы, не дотягивает до определённого развития, а через полгода опережает этот уровень. Страшен риск, что мы попытаемся подойти с «одной линеечкой». Дошкольный возраст – особый возраст, возраст формирования одарённости ребёнка. Одарённости, которая даёт о себе знать часто неожиданно.

Главный риск заключается в том, чтобы мы не стали оценивать непонятно что непонятно как. Сегодня широко распространена традиция форсированного ускорения темпов развития за счёт псевдо учебной деятельности. Перенос акцента на социализацию меняет представление о результатах ДО. Этим результатом должно стать приобщение ребёнка, присвоение ему базовой ценностной культуры мира, которая выражается не только в духовных ценностях, но и в материальных ценностях, которые окружают ребёнка и в которых кристаллизованы умственные способности, умение понимать и строить в будущем концепцию мира.

Социализацию не следует понимать как освоение социальных норм, правил и ролей. И дальше не двигаемся. Т.е. в результате может создаться ложное впечатление, что Стандарт предполагает формирование послушного и удобного ребёнка, который оправдает ожидания учителей НОО.

В первую очередь, социализация предполагает развитие в дошкольном возрасте мотивационно - ценностной сферы. И это потребность в любознательности, познании мира, универсальные подходы к осознанию мира, часто в виде вопросов «когда?», «почему?», «где?», с желанием и потребностью в творчестве, которые воплощаются в игровой, изобразительной деятельности

Это потребность и мотивация достижений. И это очень важно. Мы знаем, что у ребёнка в дошкольном возрасте присутствует гордость за свои достижения. Но, к сожалению, к младшему школьному возрасту она часто растворяется в нотациях и поучениях взрослого, который старается оценить ребёнка с точки зрения «правильности - неправильности». А современный стандарт через виды деятельности, формы общения старается поощрить эту любознательность.

Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией,- это развитие у ребёнка способности сотрудничать, общаться не только со сверстниками и взрослыми, но уметь строить сотрудничество, направленное на освоение системы базовых ценностей культуры и освоение морально - этических норм. Хорошо известно, что освоение этих норм осуществляется не в процессе нравоучений, моралей, нотаций, которые читает взрослый, а в процессе реальной совместной деятельности, в которой дети прислушиваются друг к другу, помогают, делятся друг с другом и тем самым осваивают базовые человеческие нормы, по которым строится общение людей.

Важным блоком социализации является блок формирования жизненных навыков. Жизненные навыки - это умение в новой нестандартной ситуации, которую подбрасывает жизнь, не бояться этой новой ситуации, находить решения, ориентироваться на те социальные знания, которые дети получают в процессе своего воспитания в детском саду.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!