СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тщетная предосторожность". История балета.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка в рамках воспитательной и образовательной программы Ансамбля танца "Невская Акварель" по истории балета  для обучающихся седьмого года обучения. Материал используется в качестве дополнения на занятиях по хореографии при освоении программы.

Просмотр содержимого документа
«"Тщетная предосторожность". История балета.»



«Тщетная предосторожность»

в дословном переводе “Плохо присмотренная дочь” — балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем.

Жан Доберваль (1742- 1806) - ученик Новерра французского балетного танцора, хореографа и теоретика балета, создателя балетных реформ. Жан-Жорж Нове́рр считается основоположником современного балета и Жан Доберваль стал продолжателем его хореографических идей в создании действенного балета и является основателем комедийного балета. Персонажами его постановок стали не боги и древние герои, а представители народа, так называемого третьего сословия стали самые простые люди с их недостатками и пороками, бытовой неустроенностью и без глобальных интересов и притязаний. Эта эстетика в конце XVIII столетия стала новаторством, впервые представители самых низов общества заняли места на балетной сцене.

После смещения Ж.Новерра с поста директора балетной труппы Парижской Королевской академии музыки этот пост в 1781—1783 гг. занимал Жан Доберваль, но долго там не продержался, смещенный дирекцией в 1783 году, и большую часть своих постановок осуществил в балетной труппе музыкального театра Бордо, куда вскоре перебрался и где провинциальная публика благожелательно встретила его балеты о таких же простых людях, постоянно попадающих в комические ситуации и выходивших из них не при помощи высших сил или великих героев, а собственной находчивостью и веселостью, смекалкой и хитроватостью.

Одним из таких его балетов стал двухактный «Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг» - именно так назвал сам автор свое произведение, покорившее в дальнейшем все мировые балетные сцены и более известное под названием “La Fille mal gardée” (Плохо присмотренная дочь”), а в России — «Тщетная предосторожность». Этот замечательный спектакль единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя.



В театральном мире существуют разные легенды о зарождении сюжетной фабулы балета.

Есть мнение, что Ж.Доберваль не сам придумал сюжет балета, а однажды подсмотрел эту вполне реальную, фактически произошедшую, историю в какой-то деревне. Балетмейстер, посмеявшись забавному случаю, решил воплотить его на сцене.

По другой версии, его вдохновил офорт работы Шоффара (1730—1809) по картине Бодуена с изображением комической бытовой сценки: пожилая дама распекает юную девушку, а по лестнице чердака со всех ног улепетывает её любовник с панталонами в руках.

А есть версия, что в образе красавца Колена Жан Доберваль намекал на себя и собственные амурные похождения.

* * *

1 июля 1789 г. в Большом Театре Бордо состоялась премьера балета

под названием «Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг» на сборную музыку. Жан Доберваль повторял свой неизменно пользующийся зрительским успехом балет и на других сценах. Затем постановки стали возобновляться другими балетмейстерами. Музыка специально к балету не сочинялась. Музыкальной основой для первоначальной версии стали французские народные мелодии..





В 1828 году знаменитый композитор Луи Жозеф Фердинан Герольд обработал и собрал воедино эти музыкальные фрагменты и одарил балет наконец постоянной музыкой, сохраняя их простоту и неповторимый национальный характер.



А в 1864 свой музыкальный вариант сделал другой композитор - Петер Гертель, немецкий композитор балетной музыки. Утратившая былую наивность и французский колорит музыка стала типично балетной, порой сентиментальной, порой банальной. В дальнейшем она дополнялась фрагментами разного плана и качества: вальсами, польками и даже чардашем.

Таким образом, у одного произведения оказалось сразу две партитуры. Балет прошёл чуть ли не во всех мировых музыкальных театрах.



* * *



С годами менялось и название балета: «Балет о соломе», «Худо сбереженная дочь» (La Fille mal gardée), «От худа до добра один шаг», «Обманутая старуха» и, наконец, «Тщетная предосторожность» - название, утвердившееся на русской сцене. За два с лишним века стерлись из памяти и первоначальная хореография, и музыка. Сохранилось главное — дух и стиль балета, который не потерял своей свежести, жизнерадостности и непосредственного веселья.

* * *

В России балет появился в начале девятнадцатого века почти из первых рук. Балетмейстер петербургского театра Шарль Дидло в молодости танцевал Колена у самого Доберваля. Впоследствии «Тщетную предосторожность» часто ставили и в Москве, и в столице. Большим успехом пользовались гастроли Фанни Эльслер, рисовавшую Лизу наивной, кокетливой и шаловливой простушкой. В 1885 году для дебюта в Петербурге итальянской балерины Вирджинии Цукки Лев Иванов и Мариус Петипа сочинили уже трехактный спектакль на музыку Гертеля. Танцам отводилось все большее место: во второй картине появился танец богемских цыган, а третий акт был сплошным дивертисментом в деревенском французском стиле. С 1896 года почти на десятилетие роль Лизы монополизировала всесильная Матильда Кшесинская. Балерина блистала и в знаменитом танце с лентами из первой картины и в пантомимных сценах и, конечно, в эффектном па-де-де.

А с 1910 года в этой роли покоряла всех удивительная Анна Павлова. Постановка сохранялась в Мариинском театре до конца 1920 годов. За время своего существования с 1789 года этот балет привлекал внимание многих выдающихся хореографов, а исполнителями партий были звезды балета мировой величины. Но все эти созданные спектакли, с разной музыкой, прочно опираются на самую первую постановку Жана Доберваля.

* * *

В 1971 году в ленинградском Малом оперном театра (ныне Михайловский театр оперы и балета) осуществил балетмейстер Олег Виноградов в содружестве с известным историком балета Юрием Слонимским. Балетмейстер сочинил всю хореографию заново, опираясь на лучшие традиции прошлого и не избегая современных средств выразительности. Три акта спектакля — по существу, три сюиты танцев с обязательным па-де-де в каждой. Диапазон настроений этих дуэтов велик: скромный, тесно связанный с развитием сюжета в первой картине, более развитый, эмоционально насыщенный в картине жатвы и, наконец, финальное радостное торжество героев, использующее многообразное богатство классического танца. В последнем акте выделяется и своеобразный квартет-состязание саботьеров, представляющий немалые трудности для исполнителей и всегда вызывающий восторг зрителей. Весь спектакль погружен в поэтическую атмосферу быта, в нем много света, ярких, порой забавных декораций. Это озорная и увлеченная игра в старинный балет из сельской жизни. Актеры то и дело «подают реплики», много и удачно играют с серпами, граблями и т. п. Стиль и манера танца, детали сценического поведения развивают традиции французского комедийного балета Доберваля. Только на родной сцене этот спектакль, изобилующий многими актерскими удачами, прошел 186 раз. То, что такая «Тщетная предосторожность» не устарела и в двадцать первом веке, постановки балета идут в Перми, Казани, в московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

* * *

Сегодня Михайловский театр в Санкт-Петербурге представляет зрителям хореографическую версию Фредерика Аштона, классика британского балета. Премьера его версии “Тщетной предосторожности” прошла на сцене театра Ковент-Гарден еще в 1960 году. Специально для этого спектакля британский композитор и дирижер Джон Ланчбери переработал музыку Герольда, а одним из консультантов постановки стала легендарная балерина Тамара Карсавина, которая когда то танцевала этот балет на русской сцене.



* * *



Комическую роль вдовы Симоны, по традиции исполняют мужчины. В этой роли уже несколько лет в Михайловском театре выступает выдающийся артист балета и педагог Николай Цискаридзе. Он предложил собственную трактовку образа, его Симона - заботливая мать, покоряющая своим обаянием. Николай Цискаридзе мастерски соединил в своей партии образ классического и характерного танцовщика. Одновременно артист добавил в сценарий роли несколько ярких красок - раскладывание карточного пасьянса, чечетку, исполненную в сабо и сцену с зеркалом.

История очаровательной Лизы, которая мечтает воссоединиться с возлюбленным, тогда как мать рассчитывает выдать ее за богатого простофилю-соседа, стала основой замечательного балетного спектакля. Веселая и искрометная, «Тщетная предосторожность» покоряет своим обаянием.

Сюжет балета:

Фермерша - тетушка Симона (в русских постановках Марцелина) мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза (в русских постановках Алена), сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя ее свиданиям с Коленом.

Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Симона и Лиза, и прячется в стоге сена. А Симона, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое - влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Симоны на материальное благополучие не суждено сбыться - несчастной матери, все так тщательно придумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена. Сельский праздник заканчивает представление.





* * *

«Тщетная предосторожность» — старейший из дошедших до нас шедевров хореографического наследия, так сказать, прабабушка современного балета. Прославленного танцовщика, педагога и балетмейстера Жана Берше (1742-1806), по прозвищу Доберваль, современники называли «Мольером танца», его искусством восхищались Дидро, братья Гримм и Бомарше. Премьера состоялось в Большом театре города Бордо за две недели до взятия Бастилии. Неудивительно, что первые зрители находили в балете темы, созвучные своему с времени. Прежде всего — борьба героев за свое счастье, невзирая на имущественные и сословные предрассудки.



" Тщетная предосторожность" Воронцова Цискаридзе









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!