ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Цена товара – сумма, которую следует уплатить при приобретении товара или услуги. Обычно цена имеет денежное выражение.
Выделяют две группы ценообразующих факторов.
группа – внешние факторы
Цена производства. ЦТ = Издержки + Прибыль.
Спрос и предложение. Снижение цены приводит к росту объема продаж. Однако, следует учитывать степень эластичности спроса по цене.
Еd = процентное изменение спрашиваемой продукции/процентное измене- ние цены
Если Еd 1, то спрос эластичный, снижение цены приведет к росту выручки.
Если Еd 1, то спрос неэластичный, снижение цены приведет к падению выручки.
Если Еd =1, то спрос адекватный. Снижение цены не окажет влияния на выручку.
Состояние денежной сферы. Цена товара обратно пропорциональна стоимости денег. Обесценивание денег за счет избыточного их количества в стране приводит к росту цен (инфляция).
Кроме того, на состояние денежной сферы государства оказывает влияние курс валюты следующим образом:
А) на внешнем рынке: понижение курса отечественной валюты (девальва- ция) стимулирует экспортные поставки за счет снижения цен на экспортируе- мый товар для иностранных покупателей, повышение курса (ревальвация) оте- чественной валюты повышает цены на экспортируемые товары и замораживает их поставки.
Б) на внутреннем рынке: снижение курса валюты ведет к росту цен на им- портную продукцию, приводит к общему росту цен в стране и стимулирует конкурентоспособность отечественной продукции; повышение курса нацио- нальной валюты ведет к удешевлению импортных товаров и сдерживает ин- фляцию, но подрывает позиции внутренних производителей.
Конкуренция. Формирование цен осуществляется с учетом цен товаров- конкурентов.
Регулирование цен со стороны государства одним из методов:
административное (прямое): замораживание цен, контроль цен, согла- шения с предприятием, установление границ и диапазонов цен;
экономическое (косвенное): путем воздействия через элементы ценово- го механизма;
обеспечение прибыльности предприятия за счет субсидий, кредитов, на- логовых льгот, амортизационной политики;
воздействие на издержки через снижение цен на сырье и материалы, ус- тановление льготных тарифов на ресурсы;
воздействие на спрос и предложение товаров политикой протекциониз- ма и государственными закупками.
При наличии государственного регулирования цен на поставляемую про- дукцию (или часть продукции) по государственному контракту цена контракта (или соответствующие элементы издержек) определяются в соответствии с дей- ствующими нормативными актами и методиками (по ценам на продукцию обо- ронного назначения, продукцию топливно-энергетического комплекса, тарифы транспорта, связи и т. п.).
группа – внутренние факторы
Эти факторы находятся полностью в сфере влияния предприятия.
Рост качества товара позволяет поднять его цену.
Увеличение объема поставок приводит к оптовым скидкам.
Оптовая цена – цена на продукцию при продаже ее крупными партиями предприятиям, фирмам, сбытовым, коммерческим и посредническим организа- циям, оптовым торговым компаниям.
Долговременные связи с покупателем служат основой для снижения це- ны (например, в виде предоставления рассрочки или кумулятивной скидки).
Условия поставки.
Цена франко – цена товара, определенная с учетом возмещения транс- портных расходов по доставке товара до пункта, указанного после слова
«франко», например цена франко-вагон, цена франко-склад получателя.
Возможны несколько вариантов оплаты транспортных расходов, напри- мер: полная оплата расходов поставщиком или покупателем, частичная оплата поставщиком, частично — покупателем.
Существует четыре основных варианта франко-цены:
«франко-склад поставщика» – все расходы на доставку берет на себя по- купатель;
«франко-вагон, станция отправления» – расходы по доставке до стан- ции отправления берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;
«франко-вагон, станция назначения» – расходы по доставке до станции назначения берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупа- тель;
«франко-склад покупателя» – все расходы по доставке берет на себя по- ставщик.
В реальной жизни существует больше вариантов оплаты транспортных расходов. Конкретные варианты доставки и ее оплаты оговариваются в догово- ре между покупателями и поставщиками.
На практике в основном используют следующие основные подходы для формирования цен на продукцию и услуги.
«Издержки плюс прибыль»: калькулируется полная себестоимость еди- ницы продукции, к ней добавляется прибыль в процентах от полной себестои- мости единицы продукции и получается цена продукции.
Разновидность метода – определение цены на основе «целевой нормы при- были» при установленных объемах производства и продаж:
Оценивается производственная мощность предприятия на плановый пери- од, калькулируются все издержки производства на данный период, определяет- ся целевая норма прибыли. Суммируя издержки, накладные расходы и целевую прибыль получают целевой доход. Целевой доход делят на планируемый объем производства и получают цену единицы товара.
Достоинство подхода: это более надежный путь обосновать уровень цены с точки зрения получения желаемой величины прибыли.
Недостатки подхода: искаженная себестоимость за счет включения в калькуляцию необоснованных накладных расходов может вести к формирова- нию завышенной или заниженной цены; не учитывается потенциальный спрос на продукцию, может быть упущена потенциальная прибыль.
Можно калькулировать неполную себестоимость по переменным затратам и добавлять к ней маржинальный доход (т. е. максимально возможный при от- сутствии постоянных издержек).
Ориентированный на спрос. Цель: назначить такую цену, которая при- влечет покупателя. Анализ спроса за прошедший период дает возможность прогнозировать цену на товар. Если товар новый, изучают спрос на аналогич- ный товар. Оценка спроса ведется статистическими методами, при помощи ин- тервью и экспериментов. Достоинство данного подхода позволяет продавать качественный товар по достаточно высокой цене, не теряя свою прибыль, избе- гать необоснованных скидок. Следует иметь в виду, что верхний порог цены на товар определяется величиной платежеспособного спроса.
Ориентированный на конкуренцию. За основу берется анализ возможно- стей конкурентов путем маркетинговых исследований, участия в торгах. Это позволяет установить для себя определенную границу цен.
В качестве разновидностей данного подхода предприятия используют раз- ные ценовые стратегии: средних цен, высоких цен (цена как признак качества), низких цен (цена как признак заботы о потребителе). Следует отметить, что низкие цены оправдывают себя при эластичном спросе. При этом нижний порог цены определяется величиной переменных затрат (нулевым значением маржи- нального дохода).
Если спрос на товар неэластичный, то можно ограничиться только первы- ми двумя методами. Однако большинство преуспевающих компаний применя- ют комбинацию вышеуказанных методов. Эффективная ценовая политика предполагает достижение краткосрочных и долгосрочных коммерческих целей: завоевание доли рынка, лидерства на рынке, получение запланированной при- были, максимизация прибыли, выживание фирмы и т. д.
Задача формирования реальной цены в настоящее время усложнена нали- чием на предприятиях излишних производственных мощностей при спаде про- изводства и необходимостью их содержания, инфляцией и методикой начисле- ния НДС.
Ведение эффективной ценовой политики предполагает отслеживание взаимосвязи изменения цен, переменных затрат на единицу продукции, посто- янных затрат и объема производства.
Считается, что минимально возможная цена продукции должна опреде- ляться уровнем переменных издержек (например, при политике прорыва на ры- нок), а максимально возможная – потребительским спросом (при политике мак- симизации прибыли).
1