СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценностные ориентации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект учащейся 10 класса на тему "Ценностные ориентации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации". Содержит теоретические рассуждения и анализ экспериментальной части по теме.

Просмотр содержимого документа
«Ценностные ориентации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

ФКОУ СОШ УФСИН России по Московской области















Ценностные ориентации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.





Выполнила: учащаяся 10 класса

Шишкова Кира

Руководитель проекта

Учитель истории и обществознания

Никитина Алла Васильевна



















Можайск 2024



«Трудная жизненная ситуация - это такая ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни»1.

Несмотря на то, что по сравнению с девяностыми годами XX века социально-экономическая ситуация, общественный порядок, деятельность органов социальной защиты населения значительно улучшились, в России еще много детей и подростков, которые по различным причинам оказались в трудных жизненных условиях. К числу подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, относят сирот, инвалидов, подростков из семей, которые перенесли стихийные бедствия. К этой категории причисляют детей и подростков, подвергавшихся насилию, живущих в семьях с низкими доходами, из семей беженцев и вынужденных переселенцев, имеющих отклонения в развитии, а также отбывающих наказание в виде лишения свободы. Каждая из перечисленных категорий имеет свои особенности и характерные черты. Но общими чертами являются трудности в социальной адаптации, негативные эмоциональные состояния, конфликтность, неприятие или неспособность к соблюдению отдельных принятых в обществе бытовых, этических и правовых норм. Перечисленные черты присущи каждой категории в разной степени выраженности. Кроме того, мы должны учитывать, что в трудную жизненную ситуацию попала конкретная личность и многое зависит от ее индивидуальных и личностных качеств.

Нас интересуют жизненные ценности, образ будущего и целеполагание подростков, которые совершили противоправные поступки и отбывают наказание в воспитательной колонии. Исследователи данной темы, прежде всего, отмечают, что такие подростки отличаются повышенным уровнем агрессивности, негативизмом, неустойчивым настроением, повышенной обидчивостью, склонностью к навязыванию своего мнения, завышению и занижению самооценки. Они, как правило, переносят на других свою вину или ответственность и склонны долго помнить негативные ситуации. Независимо от объективных условий, они ощущают обстановку, в которой оказались, как травмирующую. Без квалифицированной помощи со стороны взрослых большинство воспитанников не способны самостоятельно стабилизировать свое состояние.2

Однако, несмотря на такие сложные черты и особенности поведения, подростки данной категории испытывают на себе влияние того же социума, что и все остальные. Они имели доступ к средствам массовой информации, к общедоступным жизненным благам, пользовались всеми правами и свободами, посещали и до сих пор посещают школу. Некоторые занимались спортом, посещали учреждения культуры. Уровень материального благосостояния большинства воспитанников до заключения под стражу был, как правило, хорошим. То есть макро- и микросреда формирования у данной категории подростков мало отличалась от большинства граждан их возраста. Есть ли разница в базовых жизненных ценностях, в образе будущего и целеполагании между этой категорией молодежи и студентами и школьниками, которые находятся в обычных условиях?

Выше были приведены данные соцопросов и фокус-групп по годам, начиная с 90-х годов XX века. Некоторые исследователи приводили данные по результатам открытых анкет и методики М. Рокича. Мы провели такое же анкетирование ранжирования ценностей по методике М. Рокича среди учащихся ФКОУ "Средняя общеобразовательная школа УФСИН России по Московской области"

Исследование проводилось среди девушек, обучающихся в 9-11 классах. Количество испытуемых 40 человек. Прежде чем предложить испытуемым проранжировать списки терминальных и инструментальных ценностей, их попросили в письменном виде коротко изложить то, чем они более всего дорожат в своей жизни. При этом не приводилось никаких конкретных примеров, которые могли бы навести на мысль. Каждый должен был обращаться только к своему внутреннему миру, не пользуясь никакими внешними источниками. Методика М. Рокича проводилась через несколько дней. Обе методики проводились анонимно.

В первом случае ответы отличались некоторым разнообразием по форме изложения. Некоторые воспитанницы писали мини-сочинение, и в развернутой форме излагали свои жизненные ценности и в некоторых случаях даже аргументировали свои ответы. Другие испытуемые просто перечисляли то, чем они более всего дорожат в своей жизни. Независимо от формы ответа, все 40 респондентов назвали в числе своих жизненных ценностей семью, причем 28 человек (70%) поставили семью на первое место. Остальные 12 участников опроса поставили на первое место возможность следовать моральным нормам и нравственным принципам (3 чел.), свободу (3 чел.), жизнь (2 чел), любовь (2 чел), познание и саморазвитие (1 чел), карьеру (1 чел.). На второе место 11 из двенадцати воспитанниц поставили семейные ценности и только одна – деньги и материальный достаток. Таким образом, семья является самой главной ценностью данной группы испытуемых, что полностью совпадает с тенденцией развития ценностных ориентаций молодежи, которая прослеживается по результатам опросов ВЦИОМ. Из 28 человек, указавших на первом месте семейные ценности, на второе место поставили здоровье 10 чел. – 25%, деньги -9 чел., свободу -3 чел., карьеру -3 чел., жизнь и духовное развитие по 2 чел. По одному человеку на второе место поставили взаимопонимание, любовь, духовное развитие, друзей, право, творческий труд, благоразумие и уверенность в будущем. На третьем месте группа расположила ценности следующим образом: здоровье -10 чел. из сорока, друзья – 4 чел., материальное благополучие – 4 чел., любовь, духовная культура и религия, саморазвитие, взаимопонимание, свобода, профессиональная карьера по два человека. И по одному человеку указали на третьем месте право, уверенность в будущем, семью, уют и комфорт, путешествия. На четвертом месте ценности расположились следующим образом: материальное благополучие на четвертое место поставили 9 человек, здоровье – 6, карьеру -5, любовь -3, образование -3,общение с друзьями – 3, совесть и честность, взаимопонимание, саморазвитие по 2 человека. И по одному человеку на четвертое место поставили свободу, право, безопасность, душевное спокойствие и наличие детей. Пять и более ценностей указали лишь 18 человек. На пятом и шестом месте чаще всего указывают: свободу -7 чел., здоровье - 6 чел., материальное благополучие -6 чел., профессиональную самореализацию – 6 чел., безопасность – 4 чел. По одному разу встречается рождение детей, интересный досуг, образование, экономическая независимость, ласковое обращение и возможность иметь домашних животных.

Таким образом, результаты опроса позволяют сделать вывод, что максимальное число ценностей, которое смогли назвать участники исследования без опоры на внешние источники информации шесть. Все они относятся к числу терминальных ценностей в классификации М. Рокича. То есть это ценности, в обладании которыми для человека заключается смысл жизни. Самыми важными жизненными ценностями в изучаемой группе воспитанниц являются ценности семьи, здоровья, материального благополучия. Далее идут ценности свободы, любви, карьеры и профессиональной самореализации.

Результаты опроса по методике М. Рокича. Структура терминальных ценностей в данной группе испытуемых демонстрирует сходный характер предпочитаемых ценностей с результатами исследования студенческих групп и с результатами опросов ВЦИОМ, которые проводились в 2010 и 2022 годах, а также с результатами исследования Ф.Э. Шереги в 2002 году. Самые высокие ранговые места получили следующие ценности:

  • Счастливая семейная жизнь - 5,4 (I ранг)

  • Материально обеспеченная жизнь - 6 (II ранг)

  • Свобода - 6,3 (II ранг)

  • Здоровье - 7 (III ранг)

  • Любовь - 7,2 (III ранг)

Низкие ранговые места получили:

  • Красота природы и искусство 14,4 (XVIII)

  • Творчество 13,5 (XVII)

  • Счастье других 13,4 (XVII)

Средние значения инструментальных ценностей. Самые высокие ранговые места получили следующие ценности:

  • Честность - 5, 9 (I ранг)

  • Воспитанность - 6,0 (II ранг)

  • Аккуратность - 6,6(III ранг)

  • Независимость - 7,5 (IV ранг)

  • Самоконтроль - 7,5 (IV ранг)

Низкие ранговые места получили следующие инструментальные ценности:

  • Непримиримость к недостаткам в себе и других - 16 (XVIII ранг)

  • Высокие запросы - 13 (XVII ранг)

  • Смелость в отстаивании своего мнения - 12,3 (XVI ранг)

  • Чуткость - 11,5 (XV ранг)

Семейные ценности получили первое ранговое место по результатам анализа обоих опросников в нашей группе испытуемых. Но в случае свободного ранжирования абсолютные значения первого ранга были намного выше всех остальных и на втором месте в случае свободного ранжирования оказались ценности здоровья, а не материального благополучия. По результатам методики Рокича здоровье оказалось на четвертом месте, а на третьем – ценности свободы. Следует отметить, что разница между рангами в ответах по методике Рокича была выше статистической погрешности, но все же очень небольшая – от 0,5 до 1. То есть значимость для испытуемых первых пяти ценностей, если принимать во внимание только средние значения, почти равнозначна. Не удивительно, что такое большое значение испытуемые данной группы придают ценностям свободы, поскольку значимость многих важных для человека возможностей он начинает осознавать только тогда, когда теряет их или остро ощущает их недостаток.

Следует отметить также, что при анализе ранжирования каждой ценности в отдельности обнаруживается очень большая неоднородность группы. Многие ценности получили полярные оценки. Например, при ранжировании интересующей нас ценности семейного счастья только половина испытуемых поставила их на первые три места. И в то же время, некоторые испытуемые, а именно 4 человека поставили эту ценность на 14 и 15 места. При ранжировании инструментальных ценностей мы видим ту же самую картину. Честность, которая по средним показателям вышла на первое место только половиной испытуемых была оценена как предпочитаемая. А 9 человек дали этой ценности места от двенадцатого до восемнадцатого. Только при выборе отвергаемых ценностей можно проследить единодушие. Например, красота природы никем не была оценена, как предпочитаемая, а подавляющее большинство поставили эту ценность на предпоследние места.

Следует обратить внимание и на качественные характеристики предпочитаемых и отвергаемых ценностей. Среди предпочитаемых терминальных ценностей мы видим как конкретные, так и абстрактные. К конкретным ценностям относятся ценности семьи, здоровья и материального достатка. К абстрактным ценностям - свобода и любовь. Важно и то, что все терминальные ценности, получившие высокие ранговые места, нацелены на устройство личной жизни, а не на профессиональную самореализацию. В то же время, ценности, нацеленные на профессиональную самореализацию, не входят в число отвергаемых. Исключение - ценности общественного признания.

Предпочитаемые инструментальные ценности это конформные (воспитанность и самоконтроль) и ценности принятия других (честность и самоконтроль). Отвергаются альтруистические ценности (чуткость) и ценности самоутверждения (высокие запросы, непримиримость к недостаткам и смелость в отстаивании своего мнения). Среди ценностей дела высокий ранг получила аккуратность. Другие ценности, развивающие деловые качества, такие как рационализм, образованность, исполнительность не отвергаются, но и не получают высоких ранговых мест.

Исходя их полученных результатов, можно сделать вывод, что предпочитаемые и отвергаемые ценности данной группы не отличаются от ценностей их сверстников. Значительные расхождения можно заметить только при сравнении с результатами исследований, проведенных сотрудниками фонда имени Питирима Сорокина. Эти расхождения могут быть связаны как с особенностями состава фокус-групп, включенных в исследование, проводимое фондом, так и возможными погрешностями в нашем исследовании. Нужно использовать дополнительные методики, включить в исследование воспитанников мужского пола и увеличить число испытуемых.

Результаты исследования позволяют нам получить конкретные данные о жизненных ценностях, моральном облике, целеполагании изучаемой группы воспитанниц. Члены группы придерживаются традиционных ценностей, нацелены на личное счастье и устройство личной жизни, стремятся к социальной адаптации и выбирают конформное поведение. Они не отвергают этические и деловые ценности, не избегают развития, но могут пожертвовать творчеством, профессиональной самореализацией и высокими запросами. Альтруистические ценности: терпимость, чуткость, желание помогать людям, жертвенность не относится к числу одобряемых. Преобладает индивидуалистические ценности, но только те из них, которые позволяют адаптироваться, занять удобную нишу и избегать конфликтов. Ценится воспитанность, самоконтроль, независимость, рациональное поведение.

Тяжелые жизненные обстоятельства, с которыми столкнулись члены исследуемой группы, возможно, понизили уровень их притязаний и субъективную оценку безопасности социальной среды. Неизбежные в существующих условиях бытовые и эмоциональные конфликты, наличие нездоровой и непродуктивной конкуренции со сверстницами вызывает стремление к выработке конвенционального поведения, развития навыков бесконфликтного общения, самоконтроля, аккуратности, исполнительности. Имеет значения и пол испытуемых. Среди юношей возможно большее число тех, кто ценит общественное признание, активную и деятельную жизнь, широту взглядов, развитие и самореализацию в профессии и творчестве. Это можно будет прояснить на следующем этапе исследования.































Приложение I.



Средние значения рангов терминальных ценностей исследуемой группы учащихся 9-11 классов школы Можайской воспитательной колонии. Показатели представлены по мере убывания числового значения и возрастания ранга ценности. Чем меньше число, тем выше значение ценности.



Средние значения рангов инструментальных ценностей исследуемой группы учащихся 9-11 классов школы Можайской воспитательной колонии. Показатели представлены по мере убывания числового значения и возрастания ранга ценности. Чем меньше число, тем выше значение ценности.

Литература:

  1. Философия : Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В. И. Кириллова и др. Российская государственная библиотека. 1998г.

  2. Сорокин, Питирим Александрович. Социальная и культурная динамика [Текст] : исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / Питирим Сорокин; пер. с англ. В.В. Сапова. - Санкт-Петербург : Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000. - 1054 с.

  3. Балтийский федеральный университет им. И.Канта Философия .doc https://studfile.net/preview/7723939/page:23/

  4. Ценности в современной России https://textarchive.ru/c-2879251.html. 2007г.

  5. Опрос ВЦИОМ «Семья на фоне кризиса, 2009»: [Электронный ресурс]. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/semya-na-fone-krizisa

  6. Семья, материнство и детство : Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13807

  7. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.































1 Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

2 Антонова Л. Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен//Педагогика. —2010 N 9, С. 28–33.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!