СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценность шахматных фигур

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Веду шахматный кружок. Данная разработка была представлена в рамках презентационной площадки в городе Березники Пермского края.

Просмотр содержимого документа
«Собираю технол-я карта занятия Ценность фигур»

Технологическая карта занятия кружка внеурочной деятельности «Шахматная школа»



Тема


Ценность фигур


Возраст детей


8-9 лет


Занятие проводит


Гилева Ольга Анатольевна, педагог-психолог МАОУ СОШ №2 г. Березники



Решаемая проблема


Приобщение обучающихся детей к интеллектуально-спортивным играм. 


Цель


Научить учащихся оценивать фигуры.


Задачи



  1. формировать у детей умение правильно сравнивать фигуры и определять их ценность;

  2. способствовать усвоению детьми специальной терминологии;

  3. формировать интерес к занятиям шахматами;

  4. побуждать детей к высказываниям и обсуждению ответов;

  5. развивать способность действовать «в уме».



Планируемый результат


Личностные: реализация интеллектуальных возможностей в игре в шахматы, стремление к самообразованию, анализу своих действий.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; определять наиболее эффективные способы игры в шахматы.

Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её достижения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные: через игру узнать, как определить ценность фигур, использовать полученные знания в практической деятельности.



Основные понятия


«Ценность», «Пешка – единица стоимости фигуры», «бесценный Король».



Межпредметные связи


Математика


Ресурсы


Демонстрационная доска с набором шахматных фигур, шахматные доски, карточки с шахматными фигурами, рабочий лист-раскраска с заданиями для самостоятельной работы, карточки с заданиями, тканевый мешок.









Организационная структура урока


Этапы

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организа-ционный

момент

(3 мин.)


Настроить учащихся на учебную деятельность

Игра «Чудесный мешок»

Сложить все шахматные фигуры в мешочек из плотной ткани. Каждый ребёнок пытается на ощупь определить шахматную фигуру, назвать её, затем достать из мешочка и проверить правильность версии.


Учащиеся угадывают на ощупь и называют шахматные фигуры. Находят место этой фигуры на демонстрационной доске при первоначальной расстановке.

В классе создан благоприятный психологический настрой.

II. Актуализация усвоенного материала

(4 мин.)



Проверка усвоения материала.

Игра « Вопрос - ответ»

1.Какая фигура при первоначальной расстановке любит свой цвет?

2. Загадка: два братца в одной армии служат, друг друга видят, но никогда не встречаются.

3. Какая фигура всегда ходит только вперёд?

4. Загадка: я как башня боевая, хожу от края и до края.

5.Самая главная фигура на шахматной доске.

6. Какие фигуры ходят по горизонталям и по вертикалям?

7. Маленькая да удаленькая, всё поле прошла – корону нашла.

8.Какая фигура ходит и бьёт по-разному?

9. Какая фигура может перепрыгивать через другие фигуры?

10. У каких фигур нет пары?

11. Какая фигура ходит только по диагонали?

12. Какая фигура самая высокая на шахматной доске?


Учащиеся при помощи карточек с изображениями фигур отвечают на вопросы. Один ученик стоит у доски спиной, во время ответа поворачивается и показывает карточку.


  1. Ферзь

  2. Слоны

  3. Пешка

  4. Ладья

  5. Король

  6. Ладья и Ферзь

  7. Пешка

  8. Пешка

  9. Конь

  10. Король, Ферзь

  11. Слон

  12. Король

III.

Формули-рование темы и цели урока

(3 мин.)


Развитие умения анализировать, делать вывод;

развитие мышления и грамотной речи учащихся.


Учитель подводит учащихся к формулировке новой темы с помощью проблемной шахматной задачи на демонстрационной доске.

- Посмотрите на экран. Сейчас ход белых. Какую фигуру может взять белый ферзь?

- А какую лучше фигуру взять?

- Значит фигуры можно сравнить.

В шахматах принято все фигуры оценивать. Тема занятия «Ценность шахматных фигур».



- Выдвигают свои идеи и предположения.


- Самую сильную фигуру.



IV.

Изучение нового материала

(11мин.)



Познакомить с понятиями: «Ценность», «Единица – пешка», «Бесценный Король»;

развитие умения анализировать, делать вывод;

развитие мышления и грамотной речи учащихся.



1.Рассказ

На доске карточки, на которых показано, как оценить каждую фигуру «в пешках», «Открываются» по очереди. Учитель акцентирует внимание, что все фигуры стоят по-разному. Кроме короля, которого ни на что обменять нельзя. Без него игра невозможна.


2. Задание для самостоятельной работы

На карточках оценить шахматные фигуры не пешками, а другими фигурами.




3.Дидактическое упражнение «Засели домики»

На доске нарисованы домики.

Карточки с ответом на столах.


4.Дидактическое задание «Больше, меньше или равно?»

- На экране представлены шахматные уравнения. Вам надо поставить знак больше, меньше или равно. На первом примере объясняет, как надо решать такие уравнения.


4.Задание на решение проблемы, поставленной в начале урока.

- Посмотрите на первую задачу. Напоминаю, сейчас ход белых. Какую фигуру лучше взять? Почему?





Учащиеся слушают и раскрашивают свои рабочие листы.






По желанию объясняют решение.






Дети в паре обсуждают, в какой домик нужно поселить жильцов его карточки. По очереди работают на доске.


Учащиеся отвечают «по цепочке» (правильные ответы в презентации)





Учащиеся отвечают:

- Ферзя.


- Он больше стоит (ценнее).


V.

Самостоя-тельная работа

(6мин.)



или (16 мин.)


Для лучшего запоминания ценности фигур и выработки умения их сравнивать.

Способствовать развитию внимания, логического мышления; развивать навыки самостоятельной работы.



Самостоятельная работа парами на карточках.

Задание: выбрать какую фигуру лучше взять?


или

Дидактическая игра «Магазин» (если внеурочное занятие – 40 минут)

Для игры на каждой парте полный комплект шахматная доска с фигурами.

Цель игры: поменять фигуры своего цвета на фигуры соперника, используя изученный материал. Во время обмена можно использовать и свои и чужие фигуры.




Дети в парах обсуждают и отмечают на карточке.




Дети в парах играют на шахматных досках.




VI.

Рефлексия.

Итог урока

(2мин.)

Определение того, что усвоено учащимися, что привлекло внимание детей.


- Ребята, а что нового вы сегодня расскажите родителям? Чему научите их сегодня?


- Оцените свою работу на занятии, используя шахматные фигуры.



Ответы учащихся.



Дети поднимают карточки.






  1. Абрамов, С.П. Барский, В.Л. Шахматы. Первый год обучения, 2009г.

  2. Барский, В.Л. Методическое пособие для учителя «Шахматная школа», 2016г.

  3. Дорофеева, А.Г. Хочу учиться шахматам, - М.: Русский шахматный дом, 2013. -160с.

  4. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

  5. Концепция воспитания до 2025 года.

  6. Сухин, И.Г. Приключения в шахматной стране, 1991г.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО.




Приложение

Рабочий лист-раскраска

Карточки-фигуры для домиков











Карточки Ценность фигур:



































Задания на парту











Карточки-домики сменить номер и распечатать (2,3,6,10,12)



12

























12









Просмотр содержимого презентации
«1 Шахматная школа»

Ценность шахматных фигур Подготовила: Педагог-психолог О.А. Гилева

Ценность шахматных фигур

Подготовила:

Педагог-психолог

О.А. Гилева

Больше, меньше или равно? 7 10 <

Больше, меньше или равно?

7

10

<

= <

=

=" width="640"

=

" width="640"

=

=


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!