I. Организа-ционный момент (3 мин.) | Настроить учащихся на учебную деятельность | Игра «Чудесный мешок» Сложить все шахматные фигуры в мешочек из плотной ткани. Каждый ребёнок пытается на ощупь определить шахматную фигуру, назвать её, затем достать из мешочка и проверить правильность версии. | Учащиеся угадывают на ощупь и называют шахматные фигуры. Находят место этой фигуры на демонстрационной доске при первоначальной расстановке. В классе создан благоприятный психологический настрой. |
II. Актуализация усвоенного материала (4 мин.) | Проверка усвоения материала. | Игра « Вопрос - ответ» 1.Какая фигура при первоначальной расстановке любит свой цвет? 2. Загадка: два братца в одной армии служат, друг друга видят, но никогда не встречаются. 3. Какая фигура всегда ходит только вперёд? 4. Загадка: я как башня боевая, хожу от края и до края. 5.Самая главная фигура на шахматной доске. 6. Какие фигуры ходят по горизонталям и по вертикалям? 7. Маленькая да удаленькая, всё поле прошла – корону нашла. 8.Какая фигура ходит и бьёт по-разному? 9. Какая фигура может перепрыгивать через другие фигуры? 10. У каких фигур нет пары? 11. Какая фигура ходит только по диагонали? 12. Какая фигура самая высокая на шахматной доске? | Учащиеся при помощи карточек с изображениями фигур отвечают на вопросы. Один ученик стоит у доски спиной, во время ответа поворачивается и показывает карточку. Ферзь Слоны Пешка Ладья Король Ладья и Ферзь Пешка Пешка Конь Король, Ферзь Слон Король |
III. Формули-рование темы и цели урока (3 мин.) | Развитие умения анализировать, делать вывод; развитие мышления и грамотной речи учащихся. | Учитель подводит учащихся к формулировке новой темы с помощью проблемной шахматной задачи на демонстрационной доске. - Посмотрите на экран. Сейчас ход белых. Какую фигуру может взять белый ферзь? - А какую лучше фигуру взять? - Значит фигуры можно сравнить. В шахматах принято все фигуры оценивать. Тема занятия «Ценность шахматных фигур». | - Выдвигают свои идеи и предположения. - Самую сильную фигуру. |
IV. Изучение нового материала (11мин.) | Познакомить с понятиями: «Ценность», «Единица – пешка», «Бесценный Король»; развитие умения анализировать, делать вывод; развитие мышления и грамотной речи учащихся. | 1.Рассказ На доске карточки, на которых показано, как оценить каждую фигуру «в пешках», «Открываются» по очереди. Учитель акцентирует внимание, что все фигуры стоят по-разному. Кроме короля, которого ни на что обменять нельзя. Без него игра невозможна. 2. Задание для самостоятельной работы На карточках оценить шахматные фигуры не пешками, а другими фигурами. 3.Дидактическое упражнение «Засели домики» На доске нарисованы домики. Карточки с ответом на столах. 4.Дидактическое задание «Больше, меньше или равно?» - На экране представлены шахматные уравнения. Вам надо поставить знак больше, меньше или равно. На первом примере объясняет, как надо решать такие уравнения. 4.Задание на решение проблемы, поставленной в начале урока. - Посмотрите на первую задачу. Напоминаю, сейчас ход белых. Какую фигуру лучше взять? Почему? | Учащиеся слушают и раскрашивают свои рабочие листы. По желанию объясняют решение. Дети в паре обсуждают, в какой домик нужно поселить жильцов его карточки. По очереди работают на доске. Учащиеся отвечают «по цепочке» (правильные ответы в презентации) Учащиеся отвечают: - Ферзя. - Он больше стоит (ценнее). |
V. Самостоя-тельная работа (6мин.) или (16 мин.) | Для лучшего запоминания ценности фигур и выработки умения их сравнивать. Способствовать развитию внимания, логического мышления; развивать навыки самостоятельной работы. | Самостоятельная работа парами на карточках. Задание: выбрать какую фигуру лучше взять? или Дидактическая игра «Магазин» (если внеурочное занятие – 40 минут) Для игры на каждой парте полный комплект шахматная доска с фигурами. Цель игры: поменять фигуры своего цвета на фигуры соперника, используя изученный материал. Во время обмена можно использовать и свои и чужие фигуры. | Дети в парах обсуждают и отмечают на карточке. Дети в парах играют на шахматных досках. |
VI. Рефлексия. Итог урока (2мин.) | Определение того, что усвоено учащимися, что привлекло внимание детей. | - Ребята, а что нового вы сегодня расскажите родителям? Чему научите их сегодня? - Оцените свою работу на занятии, используя шахматные фигуры. | Ответы учащихся. Дети поднимают карточки. |