СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Целевая программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся на 2023-2026 г. г.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация представляет из себя целевую программу по гражданско-патриотическому воспитанию в школе-интернате

Просмотр содержимого документа
«Целевая программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся на 2023-2026 г. г.»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Новочеркасская школа-интернат»



«Утверждаю»

директор ГБОУ РО

«Новочеркасская школа-интернат

________________Н.П. Новикова

«__»___________________2023 г.











Целевая программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся

на 2023-2026 г.г.



















г. Новочеркасск

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Полное название учреждения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»


Наименование программы

Программа

гражданско-патриотического

воспитания «Я – Гражданин России»

Основной разработчик программы

Заместитель директора по воспитательной работе Непомящев А.А.

Цель программы

Развитие системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.

Задачи программы

Получение и расширение знаний обучающихся о России и своей малой Родине: истории, традициях, культуре, праве и т.д.

Формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры.

Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества.

Воспитание у обучающихся интернациональных чувств.

Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Срок реализации

2023-2026 г.г.

Исполнители основных

мероприятий

Обучающиеся 1–9-х классов, педагогический коллектив школы-интерната, общественность.

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Введение


Программа патриотического воспитания разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ.

Программа ориентирована на обучающихся школы-интерната, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья. Она определяет содержание, основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся школы-интерната.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем.


Актуальность проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения


Патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Новые реалии, открывшиеся после начала проведения СВО, заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.

Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами – это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Патриотическое воспитание в школе-интернате – это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для школы, так и для школы-интерната, только уровень решения воспитательных задач в школе-интернате будет иным, чем в массовой школе.

В настоящее время в школе-интернате сложилась определенная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории, выставки, конкурсы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие обучающимся смысла понятия «любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у детей на уроках истории, обществознания, в процессе внеклассной работы, организации Уроков Мужества.

Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебно-воспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с целью необходимости осуществления  воспитания принципиально нового типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру ощутимый вклад должна внести современная школа.

Общественные опросы и работа с детьми показывают, что среди молодых людей большими темпами растет преступность, увеличивается число наркоманов, падает нравственность, возникает стремление покинуть Родину, существуют другие негативные явления, ослабляющие основы государства.

Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся разработка и принятие программы патриотического воспитания является крайне актуальной и необходимой.

Программа патриотического воспитания «Я – Гражданин России» предназначена для детей 7-17 лет, рассчитана на три года, учитывает особенности психофизического развития детей с ОВЗ.

Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.

 Цель программы: - развитие системы патриотического воспитания обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу. Задачи программы: - получение и расширение знаний обучающихся о России и своей малой Родине: истории, традициях, культуре, праве и т.д.; - формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры; - привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, Ростовской области, исторических святынь Отечества; - воспитание правильного отношения к СВО, привития чувства уважения и гордости к выполняющим свой воинский и гражданский долг; - воспитание у обучающихся интернациональных чувств; - формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся в разнообразные виды деятельности. Исходя из задач, можно выделить необходимость способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Реализация программы патриотического воспитания «Я – Гражданин России» поможет ребенку строить свою жизнь и после окончания школы-интерната.

Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно-нравственного и физического развития обучающихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: обучающиеся 1-4 классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой Родине у младших школьников строится с учётом пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания детей о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на имеющуюся эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших обучающихся чувства уважения к одноклассникам, людям, живущим в нашей стране.

 II категория: обучающиеся 5-9 классов. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие в различных видах гражданско-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях, организуемых в школе-интернате. Школа-интернат должна подготовить обучающихся старших классов к сознательному выбору профессии. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать обучающимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.

 Принципы реализации программы

Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания детей, в том числе, и с ограниченными возможностями здоровья:

1. принцип коррекционно-компенсаторной направленности (во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений);

2. принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.);

3. принцип учета региональных условий (пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального);

4. принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.);

5. принцип непрерывности и системности (взаимосвязь процессов воспитания и обучения);

6. принцип интеграции (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.);

7. принцип стимулирования активности (планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.).


Формы реализации программы: - тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, дидактические игры, устные журналы, предметные недели, встречи с ветеранами СВО, Афганистана, Великой Отечественной войны, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, организации выставок, акции, проведение «Уроков мужества», тематические стенды, сбор материала в школьный музей и др.


III. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Сроки

Этапы

Подготовительный этап

2023-2024 г.г.

1.Создание инициативной группы.

2. Создание нормативно-правовой базы.

3.Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

4.Организация и проведение встреч с родственниками погибших защитников Отечества, представителями общественных организаций.

5. Посещение музеев города, области.

6. Сбор и обработка информации.

7. Работа со спонсорами.

Функциональный этап

2024-2026 г.г.





1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2.Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

3.Изучить и внедрить уже разработанные современные педагогические технологии по патриотическому воспитанию детей, в том числе, и с ограниченными возможностями здоровья.

4.Расширение и укрепление связей и отношений школы-интерната с учреждениями культуры, социальными партнерами.

5.Проведение мониторинга эффективности программы, информирование педагогов, обучающихся о ходе реализации программы.

6.Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях патриотической тематики.

Обобщающий этап

2026 г.






1. Анализ и обобщение результатов работы.

2.Проведение коррекции затруднений в реализации программы.

3.Издание методического комплекса (перспективных планов, методик, методических рекомендаций, дидактических пособий).

4.Планирование работы на следующий период.

IV. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


Осуществление настоящей программы позволит: - продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе-интернате;

- сформировать готовность у обучающихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;

- отвлечь обучающихся от противоправной деятельности;

- сформировать такие ценности как: семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие, неприязнь и ненависть к откровенно фашистской идеологии;

- привить уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;

- заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.


V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ».


Программа включает в себя следующие тематические блоки:


Блок I. «Я, моя семья и школа».

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности; воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям. Необходимо помочь ребенку осознать себя членом семьи, обучающимся школы-интерната, воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.


Блок II. «Моя малая Родина».

Цель: осознание обучающимися причастности к судьбе родного города, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми родного города, области.

 

Блок III. «В краю Донском».

Цель: воспитание национально-патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории, традициям и обычаям Дона. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края, т.к. именно на этой основе воспитывается патриотизм.


Блок IV. «Патриот, гражданин России».

Цель: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, осознание себя гражданами России.


Блок I. «Я, моя семья и школа».


п/п

Мероприятия

Ответственные

1.

Экскурсия «Здравствуй, школа».

Классные руководители, воспитатели, социальный педагог,

педагог-психолог


2.

Игра «Будем дружить».

3.

Составление схемы «Дорога в школу» (дорога из дома в школу-интернат).

4.

Беседа «Моя группа – моя семья».

5.

Беседа-диалог «Ты у себя дома».

6.

Познавательное занятие «Родные люди, родственные отношения».

7.

Внеклассное занятие «Мои права и обязанности в группе – семье».

8.

Я — школьник. Конструирование: «Школьные вещи».

9.

Беседа «Как можно обращаться к людям».

10.

Познавательное занятие «История моего имени и фамилии».

11.

Беседа «Мои семейные реликвии».

12.

Беседа-рассуждение «Моя родословная».

13.

Рисование. Портрет мамы (отца, сестры, брата).

14.

Беседа-диалог «Мои предки в труде и в бою».

15.

Беседа-диалог «Новый год – праздник семейный».

16.

Рисование «Семейные праздники и традиции».

17.

Беседа «Семейная этика».

18.

Тематический вечер «Без корня и полынь не растет».

19.

Ролевая игра «Я горжусь своей семьей».

20.

Беседа «Что такое «мир в семье?»

21.

Какой бы я хотел видеть свою страну? Вечер вдвоем (игра-ситуация). Семейное законодательство.

22.

Беседа «Народ и я – единая семья».

23.

Тематический вечер «Отец, Отчизна, Отечество».


Блок II. «Моя малая Родина».


п/п

Мероприятия

Ответственные

1.

Беседа о родном городе.

Классные руководители, воспитатели,

социальный педагог,

педагог-психолог, библиотекарь

2.

Познавательное занятие «История моего города, области».

3.

Беседа-диалог «Знаешь ли ты свой город?».

4.

Конкурс рисунков «Сердцу милая Родина».

5.

Внеклассное занятие «История моей улицы».

6.

Познавательное занятие «Обычаи и традиции русского народа».

7.

Беседа-диалог «Труд людей в поле».

8.

Целевая прогулка в рощу «Красная весна», детский и городской парки. Сбор природного материала. Наблюдения за жизнью природы.

9.

Конкурс чтецов «Герои живут среди нас».

10.

Рисование «Красота русской природы».

11.

Беседа «Духовное наследие России».

12.

Беседа-диалог «Праздники русского народа».

13.

Встреча с интересными людьми «Мои замечательные земляки».

14.

Круглый стол «Отец. Отчизна. Отечество».

15.

Посещение Музея Донского казачества

16.

Организация поискового отряда.

17.

Работа по присвоению школе-интернату имени Героя Отечества, выдающегося государственного деятеля и заслуженного земляка.

18.

Литературно-музыкальный вечер «О чем поют казаки».

19.

Формирование «Тимуровской команды». Тимуровская работа «Мир дому твоему, ветеран» (Помощь ветеранам войны и труда, пенсионерам, закреплённым за классами).

20.

«Подарок ветерану» - поздравление ветеранов ВОВ, СВО с праздниками, днями рождения.

21.

Создание и оформление альбома о ветеранах, тружениках тыла, пенсионерах (биография, семья, учёба, работа, участие в боевых действиях, награды и т.д).

22.

Ролевая игра «Я горжусь своей семьёй».

23.

Оформление Книги памяти «Мой прадед и его победа».

24.

Оформление альбомов:

- «История нашей школы-интерната»;

- «Спортивные достижения школы-интерната»;

- «Наши выпускники»;

- «Творческие достижения школы-интерната».

25.

Уход за памятной стелой, посвященной героическому труду военных медиков в годы ВОВ.

Акция «Цветы на граните».


Блок III. «В краю Донском».


п/п

Мероприятия

Ответственные

1.

Знакомство с символикой Новочеркасска и Ростовской области (герб, флаг).



Классные руководители, воспитатели,

социальный педагог,

педагог-психолог, библиотекарь






2.

Внеклассные занятия по Доноведению.

3.

Классные часы, внеклассные занятия, посвящённые истории Новочеркасска и подвигу детей в годы ВОВ.

4.

Конкурс чтецов «Памяти предков будем достойны».

5.

Конкурс рисунков «И помнит мир спасённый».

6.

Выпуск стенгазет

«Слава воинам России!»,

«Поклонимся великим тем годам!».

7.

Книжные выставки:

«Край родной – земля Донская»;

«Память жива».

8.

Уроки мужества:

«Родину любить! Доном дорожить! Память сохранить!»;

9.

Конкурс рисунков «Быт коренных жителей».

10.

«Героические страницы истории» - литературная гостиная.

11.

Поэтический вечер «Вечера над Доном».

12.

Экскурсия в Вознесенский кафедральный собор

13.

Конкурс рисунков «Трудом красив и славен человек».

14.

Конкурс поделок «Красота родной природы».

15.

Виртуальная экскурсия «Достопримечательности Дона».

16.

Познавательное занятие «Великие люди Дона».

17.

Круглый стол «Патриотизм начинается с меня».

18.

Тематический вечер «Поэты и писатели Дона о Великой Отечественной войне».

19.


Познавательное занятие  «Спортивные «звезды» нашего края».


Блок IV. «Патриот, гражданин России».


п/п

Мероприятия

Ответственные

1.

Беседа о государстве — «Российская Федерация».

Классные руководители, воспитатели,

социальный педагог,

педагог-психолог, библиотекарь

2.

Изучение карты России (что может рассказать карта о нашей стране).

3.

Час поэзии «Стихи о Родине».

4.

Книжная выставка «Листая книги о природе…».

5.

Беседа «Россия – многонациональное государство».

6.

Классный час «Что значит любить Родину?».

7.

Внеклассное занятие «Обязанности гражданина России».

8.

Цикл бесед «История российской государственной символики»:

Государственные флаги России XIX — XX веков.

История гимнов на Руси. Создание гимна Российской империи.

Эволюция герба России.

9.

Классный час «Мы граждане России».

10.

Беседа «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».

11.

Внеклассное занятие «Вот она какая, моя Родина большая».

12.

Дискуссия «Я патриот своей Родины?».

13.

Устный журнал «Белокурая березка – символ Родины моей».

14.

Общешкольные акции:

«Дом без одиночества» (ко Дню пожилого человека);

«милосердие» (ко Дню инвалидов).

15.

Беседа «7 ноября – День согласия и примирения».

16.

Конкурс рисунков «Мы и мир».

социальный педагог,

психолог,

классные руководители,

воспитатели групп, музыкальный руководитель

17.

Познавательное занятие «Кто такой президент России?».

18.

Беседа «Что такое «мир в стране?»

19.

Внеклассное занятие «Человек в обществе».

20.

Празднование Дня матери:

организация выставок «Руками мамы»,

выставка рисунков «Нет прекрасней женщины на свете», «Мамины руки,

фотоконкурс «Я и моя мама».

21.

Праздничный концерт «Тепло сердец для милых мам».

22.

Аллея фотопортретов «Мой прадед и его Победа».

23.

Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы.

24.

Урок мужества «Славе российской сиять без конца!».

25.

Общешкольные мероприятия:

- «Защитники Земли Русской» - праздничный концерт, посвящённый Дню защитника Отечества;

- Музыкальный конкурс «Песня, опалённая войной»;

- Праздничная программа «Нам дороги эти позабыть нельзя», посвященная празднованию Дня Победы.

26.

Участие в краевом конкурсе  «Моя Россия. Мой Дон».

27.

Участие в краевой выставке детского творчества «Пусть всегда будет мир».

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ведущая роль в процессе гражданско-патриотического воспитания школьников принадлежит педагогу, его авторитету, его влиянию на детей, его примеру.

Хотя основные разделы занятий, направленные на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, остаются неизменными с 1 по 9 класс, но характер работы педагога в каждом классе различен, что связано с развитием личности учеников, их взросления.

Дети сталкиваются с данными категориями не только на занятиях, посвященных определенной теме, но и на других занятиях, уроках, кроме того, эти качества проявляются в их повседневном общении. Поэтому педагогу так важно сформировать у детей представление о понятиях, понимания смысла которых поможет им в дальнейшем стать полноценной личностью, способной жить в обществе и следовать правилам установленным в нем. Итак, гражданско-патриотическое воспитание – процесс долгий, сложный, требующий времени, усилий и педагога и учащегося.


VII. ЛИТЕРАТУРА.


1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 — №4 – с. 23.

2. Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида / Борщанская М. С. // Дефектология. – 2001. — №4 – с. 37.

3. Выгодский Л. С. Нравственное воспитание / — Пед. Психология. – М.: 1991- с. 138.

4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 — №8 – с.17.

5. Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва 2013 — №1 — с. 22.

6. «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.

7. Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях // Пособие для педагогов, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

8. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!