Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Новочеркасская школа-интернат»
«Утверждаю»
директор ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат
________________Н.П. Новикова
«__»___________________2023 г.
Целевая программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся
на 2023-2026 г.г.
г. Новочеркасск
Паспорт Программы
Полное наименование Программы | Программа развития системы духовно-нравственного образования и воспитания ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» «Знаем и любим Россию» |
Основание для разработки | Решение педагогического совета ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» |
Нормативные документы | Конституция Российской Федерации; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г.; Устав ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» |
Разработчики Программы | Непомящев Алексей Анатольевич, заместитель директора по воспитательной работе |
Ответственные исполнители | Администрация ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» |
Проблема, требующая решения средствами Программы | Обновление механизмов развития воспитательной системы школы-интерната в условиях реализации государственной образовательной политики, новых стандартов и программ образования, направленных на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы-интерната, семьи и других институтов общества. |
Цель Программы | Создание условий для формирования у обучающихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических, духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах, повышение воспитательного и образовательного потенциала цепочки семья, школа-интернат, ученик |
Задачи | - активизация развития школы-интерната средствами совместной работы с родителями, муниципальной общественностью; - обновление механизмов участия общества в отработке программы духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся как структурного компонента основной образовательной программы в рамках федерального государственного образовательного стандарта; - отработка новых форм работы с детскими объединениями, талантливой молодежью; - обеспечение профессионального развития педагогических кадров для школьной системы воспитания |
Срок реализации Программы | 01.09.2023 г. – 01.12.2026 г. |
Этапы реализации | 1 этап – организационный (2023 г.). Разработка и обсуждение Программы, согласование мероприятий по реализации Программы; 2 этап – основной (2024 г. – 01.09.2026 г.). Реализация Программы, ее мониторинг и корректировка; 3 этап – аналитический (01.09.2026 г. – 01.12.2026 г.). Анализ результатов Программы, соотношение результатов с поставленными целью и задачами, оценка эффективности реализации Программы |
Содержание Программы
Актуальность
Проблемы духовно-нравственного образования и воспитания человека всегда волновали общество. В современном мире в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Это грозит утратой духовной ориентации в обществе, отсутствием нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, недостатком сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточным уважением к родному языку, самобытной культуре своего народа. Вопрос о духовно-нравственном воспитании является особо значимым еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, потому что это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, раскрепощенный, с высоким уровнем самосознания, проблема духовно-нравственного воспитания ребенка более чем современна и своевременна. «От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке». Эти слова В.В. Путина очень точно передают потребность общества в молодом поколении, готовом дать достойные ответы на исторические вызовы, встать на защиту интересов нашего многонационального государства.
Духовно-нравственное образование и воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. Педагог знакомит школьников с принципами морали и этики, формирует у детей нравственные представления и понятия. Задача нравственного воспитания заключается в превращении социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Для решения обозначенных проблем в школе-интернате разработана и реализуется программа развития системы духовно-нравственного образования и воспитания школьников, охватывающая круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества человека. Создание программы является закономерным итогом целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств. Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, другими субъектами социализации – социальными партнерами.
Основное содержание духовно-нравственного образования
и воспитания обучающихся
Основным содержанием духовно-нравственного образования и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии (культурологические представления о религиозных идеалах);
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Приоритетные направления духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся
Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному образованию и воспитанию обучающихся является формирование уклада школьной жизни:
- обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
- включающего урочную и внеурочную (общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);
- основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
- учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
В формировании уклада жизни школы-интерната определяющую роль играет общность участников образовательного процесса: обучающихся, педагогического коллектива школы-интерната, администрации, учредителя образовательной организации, родительского сообщества, общественности.
Общие задачи духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Направления воспитания | Ценностные установки | Задачи воспитания |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека | Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, милосердие, как социальная форма гражданского общества | Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны |
Развитие нравственных чувств и этического сознания | Ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; милосердие, представление о вере, духовной культуре и светской этике | Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность, настойчивость, бережливость | Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества; ценностное и творческое отношение к учебному труду; трудолюбие; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни | Подготовка и проведение подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований |
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде | Планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, ответственность человека за окружающую среду | Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в природоохранной деятельности |
Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | Дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда как условия достижения мастерства, ценность творчества | Встречи с представителями творческих профессий, экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества, на объекты современной архитектуры, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям картин, учебным фильмам |
Организация социокультурного пространства школы-интерната
Социальная среда школы-интерната – среда, в которой живет и развивается человек. Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум), более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов.
Проблемы:
- снижение общего культурного и социального уровня населения;
- отсутствие нормальных бытовых условий у многих семей обучающихся школы-интерната (проживание в неблагоустроенных и частично благоустроенных домах);
- недостаточный уровень общей культуры в микросоциуме школы-интерната (семьи).
Цели работы:
- способствовать организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь;
- ограничить вредное воздействие неблагоприятной среды на обучающихся.
Задачи:
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- организация занятости детей во внеурочное время;
- совершенствование работы по сотрудничеству с социокультурными организациями и учреждениями города и области;
- социальная защита прав несовершеннолетних и их семей.
- создание благоприятных условий для полноценной жизни обучающихся и семей «группы риска». Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности.
Направления работы:
1. Организация досуга обучающихся школы-интерната и профориентация.
Этапы реализации:
- диагностика интересов и занятий школьников во внеурочное время, наблюдение за изменениями в социокультурной жизни города:
- участие в мероприятиях города и области;
- расширение сферы сотрудничества с культурными организациями и учреждениями города и области;
- расширение сети кружков по интересам в школе-интернате.
2. Организация работы с категорией детей «группы риска».
Этапы реализации:
- диагностика состояния социальной среды микрорайона и школы-интерната;
- мониторинг изменений состояния социальной среды микрорайона и школы-интерната;
- коррекционная работа с категорией детей «группы риска».
Ожидаемые результаты:
- отсутствие безнадзорных детей в школе-интернате;
- недопущение правонарушений среди обучающихся школы-интерната, повышение культурного уровня детей и молодежи;
- обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении; снижение социальной напряженности в семьях обучающихся.
Становится очевидным, что современная школа-интернат должна стать социокультурным центром, ориентированным на духовное саморазвитие и самосовершенствование личности, рост национального самосознания, идентификацию личности не только со своей страной, но и свои краем, своим народом, его прошлым, настоящим и будущим.
Традиции школы-интерната
Важным средством воспитания в школе-интернате являются традиции, которые не только формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школы-интерната, но и являются для образовательного учреждения тем особым и неповторимым, что отличает нашу школу-интернат от других и тем самым сплачивает весь наш большой коллектив, обогащая и украшая его жизнь. А.С. Макаренко сказал: «Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой».
Программа предполагает систему мер по пропаганде традиционных духовно-нравственных ценностей, широкую информационно-просветительскую деятельность по ознакомлению обучающихся школы-интерната с самой Программой, ее целями, задачами, содержанием и ходом реализации.
В числе просветительских мероприятий намечается создание видеофильмов, освещающих позитивный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Программа предполагает систематическое проведение мероприятий и праздничных акций духовно-нравственной направленности в школе-интернате, участие в конкурсах и фестивалях различных уровней. Примерами такой работы может служить традиционное участие школы-интерната в конкурсах «Рождественская открытка», «Патриот Отечества», фестивале «Рождественская ель». К традициям школьной жизни можно отнести как мероприятия, проводимые ежегодно, так и систему отношений, сложившуюся между учителями, учениками и родителями.
Календарь традиционных школьных дел и праздников
Сентябрь | День знаний, День солидарности в борьбе с терроризмом |
Октябрь | День Учителя, декада Пожилого человека, выборы актива школьной детской патриотической организации «Дети России», праздник Осени |
Ноябрь | День Народного Единства, День Матери |
Декабрь | День Неизвестного Солдата, День Героев Отечества, День Конституции РФ, акция «СТОПВИЧСПИД», новогодний утренник |
Январь | «Рождественская ель», Крещение Господне, Татьянин день |
Февраль | Месячник гражданско-патриотического воспитания |
Март | Международный женский день 8 Марта, «Широкая Масленица», |
Апрель | День космонавтики, Всероссийский День здоровья, День Земли |
Май | День Весны и Труда, День Победы, акции «Вахта Памяти», «Бессмертный полк», «Письмо ветерану», Последний звонок |
Миссия, цели и задачи школы-интерната
Миссия школы-интерната:
«Школа – это дом, в котором каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей и для людей».
Целью воспитательного процесса является создание системного подхода к воспитательной деятельности, где прослеживается взаимосвязь компонентов педагогического процесса, как на уроках, так и во внеурочное время (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного), что приводит к целостному развитию личности обучающегося, создание условий для самоактуализации, самореализации, самоутверждения личности обучающегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных взаимоотношений в коллективе.
Главные задачи воспитательного процесса:
- формирование творчески и социально активной личности школьника;
- воспитание семейных ценностей и ценностного восприятия жизни;
- приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни;
- воспитание способности контролировать свою жизнь и решать возникающие проблемы, самостоятельность и ответственность как основные принципы социального поведения
- организация досуговой деятельности детей, формирование умений коммуникативного общения;
- содействие профессиональному самоопределению выпускников, формированию креативности и творчества
Духовно-нравственное образование и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом, интегрированным в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, дополнительное образование.
№п/п | Название программы | Сведения о программе |
1. | Программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры» по УМК издательства «Русское слово», автор М.Т. Студеникин | УМК издательства «Русское слово», 2012, автор М.Т. Студеникин. Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, ценностях, традициях православия. |
2. | Программа внеурочной деятельности «Доноведение» | Реализация программы нацелена на освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру» и смыслам родной культуры; развитие внутреннего, духовного мира обучающихся ради осознания себя деятельным субъектом, формирование целостного восприятия мира |
3. | Программа кружка «Библиотечная симфония» | Реализация программы дает возможность воспитывать любовь к русскому языку, прививать бережное и ответственное отношение к слову, расширять кругозор школьников, показать неизмеримые возможности, богатство и величие русского языка |
Условия реализации Программы
Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному образованию и воспитанию обучающихся, является важнейшей задачей деятельности школы-интерната.
1. В школе-интернате организованы воспитательные подпространства:
- холл, оформленный творческими работами учащихся;
- уголок с символикой Российской Федерации, Ростовской области, г. Новочеркасска;
- спортивный зал для проведения культурных событий, социальных проектов и других мероприятий.
Это дает возможность школьникам изучать символы, историю, культурные традиции страны и родного края; осваивать культуру общения и взаимодействия с другими обучающимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы-интерната; ценности здорового образа жизни.
2. Создание социально открытого пространства, когда педагоги, сотрудники школы-интерната, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении уроков;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
- в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся;
- в личном примере педагогов ученикам.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного образования и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнерства;
- индивидуально-личностного развития ребенка;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания.
Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, что находит своё отражение в правилах внутреннего распорядка школы-интерната, решениях общешкольных собраний, в целевых программах.
Огромная роль в нравственном становлении личности школьника принадлежит учителю, который, являясь образцом для учеников, несет нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Педагоги умеют организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывают их с реальными жизненными и социальными ситуациями; умеют проектировать дела и мероприятия, в которых происходит присвоение культурных образцов и самоопределение обучающихся.
Мероприятия по реализации программы
№ п./п | Содержание работы | Исполнитель | Сроки исполнения |
Информационно-методическое обеспечение реализации Программы |
| Разработка и утверждение Программы развития системы духовно-нравственного образования и воспитания ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» | Администрация | Август-Сентябрь 2023 г. |
| Изучение, обобщение и распространение передового опыта учителей, классных руководителей, воспитателей по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию | Администрация, учителя, воспитатели, Совет старшеклассников, родительская общественность | Сентябрь-декабрь 2023 г. |
Информационно-просветительская и культурная деятельность |
| Организация выпуска стенгазет по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию | Министерство ИКТ школьной детской патриотической организации «Дети России» | Весь период |
| Проведение мероприятий различной тематики, творческих встреч | Зам. директора по ВР | В соответствии с рабочей программой воспитания |
| Организация родительского лектория | Классные руководители, воспитатели | Один раз в четверть |
| Проведение акций милосердия | Администрация, Совет старшеклассников | Весь период по отдельному плану |
| Создание презентаций о проведении праздников и тематических мероприятий по патриотической и духовной тематике | Зам. директора по ВР, классные руководители, воспитатели | Весь период |
| Организация экскурсий по местам воинской славы Ростовской области | Администрация | В соответствии с рабочей программой воспитания |
| Участие в конкурсах различных уровней по краеведению | Зам. директора по ВР, классные руководители, воспитатели | Весь период |
| Проведение экскурсий в целях ознакомления с достопримечательностями и святыми местами города Новочеркасска и Ростовской области | Администрация | В соответствии с рабочей программой воспитания |
| Проведение выставки декоративно-прикладного творчества «Мир моей семьи» | Зам. директора по ВР, учитель ИЗО, учителя технологии | Ежегодно январь |
| Проведение классных часов на тему «Моя малая Родина» | Зам. директора по ВР, классные руководители, воспитатели | Ежегодно январь |
| Конкурс социальных проектов обучающихся «Основы духовно-нравственного и патриотического воспитания в современном обществе» | Зам. директора по ВР, классные руководители, воспитатели | Ежегодно февраль |
| Проведение классных часов на тему «Моя родословная» | Зам. директора по ВР, классные руководители, воспитатели | Ежегодно апрель |
| Проведение классных часов на тему «История моего края» | Зам. директора по ВР, классные руководители, воспитатели | Ежегодно май |
Педагогическое просвещение семьи |
| Разработка тематических лекций для родителей и проведение родительского всеобуча по проблемам духовно-нравственного воспитания | Администрация | Весь период |
| Распространение печатного материала для родителей (памятки, анкеты, рекомендации) |
| Организация семейных праздников, привлечение родителей к их подготовке и проведению | Администрация, классные руководители, воспитатели | Весь период |
| Проведение родительских собраний с приглашением представителей культуры, искусства, общественных деятелей, педагогов, врачей, священнослужителей по вопросам духовно-нравственного воспитания | Администрация | В соответствии с рабочей программой воспитания |
Совершенствование подготовки кадров |
| Проведение круглого стола на тему «Основные проблемы духовно-нравственного воспитания» с привлечением работников культуры и духовенства | Администрация | В соответствии с рабочей программой воспитания |
| Проведение консультаций для педагогов по духовно-нравственному воспитанию школьников | Администрация | По мере необходимости |
Ожидаемые результаты реализации Программы
Становление системы духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся, предусматривающей принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Освоение школьниками основ духовно-нравственной культуры народов России.
Воспитание и развитие у школьников качеств личности, отвечающих задачам построения демократического гражданского общества на основе милосердия, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих школьникам осваивать и использовать на практике полученные знания.
Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Формирование у обучающихся активной жизненной позиции.
Образ выпускника:
I ступень – начальная школа
На этой ступени должны быть сформированы:
- основы культуры общения в коллективе;
- трудолюбие;
- понимание ценности личного здоровья;
- осознание Природы как живого мира и бережное отношение к ней;
- уважение к Книге, Знаниям, Школе;
- уважительное отношение к ценностям семьи;
- первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.
II ступень – основная школа
На второй ступени должны быть сформированы:
- культура самовоспитания и общения в коллективе;
- экологическая культура;
- самоопределение к здоровому образу жизни;
- потребность в самореализации на основе полученных знаний и умений;
- профессиональная направленность;
- умение делать правильный выбор, не ущемляя интересов других;
- чувство ответственности за авторитет своей семьи и школы-интерната.
Контроль хода реализации Программы
Основные результаты духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнеров школы-интерната); анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.