СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Цех поэтов". Литературное обьединение Серебряного века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Течение имело и другое название - адамизм (то есть «мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь»). Акмеисту, как Адаму - первому человеку - предстояло заново открыть жизнь, реальный, земной мир и дать всему свои имена.

Просмотр содержимого документа
«"Цех поэтов". Литературное обьединение Серебряного века»

«Цех поэтов»

«Цех поэтов»

История возникновения «Цеха поэтов»   Акмеизм  (от греч. аcme - «высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие») - течение русского модернизма, сформировавшееся в 1910-е годы и в своих поэтических уста- новках отталкивающееся от своего учителя - русского симво- лизма. Заоблачной двумирности символистов акмеисты про- тивопоставили мир обыденных человеческих чувств, лишенных мистического содержания. По определению В.М. Жир- мунского, акмеисты - «преодолевшие символизм». Название, которое выбрали себе акмеисты, должно было указывать на стремление к вершинам поэтического мастерства.

История возникновения «Цеха поэтов»

  • Акмеизм  (от греч. аcme - «высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие») - течение русского модернизма, сформировавшееся в 1910-е годы и в своих поэтических уста- новках отталкивающееся от своего учителя - русского симво- лизма. Заоблачной двумирности символистов акмеисты про- тивопоставили мир обыденных человеческих чувств, лишенных мистического содержания. По определению В.М. Жир- мунского, акмеисты - «преодолевшие символизм». Название, которое выбрали себе акмеисты, должно было указывать на стремление к вершинам поэтического мастерства.
Необходимо отметить родовую связь акмеизма с литературной группой «Цех поэтов». «Цех поэтов» был основан в октябре 1911 года в Петербурге в противовес символистам, и протест участников группы был направлен против магического, метафизического характера языка поэзии символистов. Возглавляли группу Н. Гумилев и С. Городецкий. В состав группы входили также А. Ахматова, Г. Адамович, К. Вагинов, М. Зенкевич, Г. Иванов, В. Лозинский, О. Мандельштам, В. Нарбут, И. Одоевцева, О. Оцуп, В. Рождественский. «Цех» издавал журнал «Гиперборей».
  • Необходимо отметить родовую связь акмеизма с литературной группой «Цех поэтов». «Цех поэтов» был основан в октябре 1911 года в Петербурге в противовес символистам, и протест участников группы был направлен против магического, метафизического характера языка поэзии символистов. Возглавляли группу Н. Гумилев и С. Городецкий. В состав группы входили также А. Ахматова, Г. Адамович, К. Вагинов, М. Зенкевич, Г. Иванов, В. Лозинский, О. Мандельштам, В. Нарбут, И. Одоевцева, О. Оцуп, В. Рождественский. «Цех» издавал журнал «Гиперборей».
Литературные манифесты акмеистов   Характерно, что наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты, сыгравшие заметную роль в истории символизма, - М. Кузмин, И. Анненский, А. Блок. Литератур- ным манифестам акмеистов предшествовала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», появившаяся в 1910 году в журнале «Аполлон». Статья декларировала стилевые принципы «прекрасной ясности»: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы: «Любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, - и вы найдете секрет дивной вещи - прекрасной ясности - которую назвал бы я “кларизмом”».

Литературные манифесты акмеистов

  • Характерно, что наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты, сыгравшие заметную роль в истории символизма, - М. Кузмин, И. Анненский, А. Блок. Литератур- ным манифестам акмеистов предшествовала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», появившаяся в 1910 году в журнале «Аполлон». Статья декларировала стилевые принципы «прекрасной ясности»: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы: «Любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, - и вы найдете секрет дивной вещи - прекрасной ясности - которую назвал бы я “кларизмом”».
В январе 1913 года появились манифесты поэтов-акмеи- стов: статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и статья С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» (журнал «Аполлон»). Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (1913) открывается следующими словами: «Для внимательно- го читателя ясно, что символизм закончил свой круг разви- тия и теперь падает». Н. Гумилев назвал символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение вырабо- тало иной, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, реального мира. Окружающая человека действительность для акмеиста самоценна и не нуждается в метафизических оправданиях. Поэтому следует перестать заигрывать с трансцендентным (выходящим за пределы человеческого познания) и вернуться к изображению трехмерного мира; простой предметный мир должен быть реабилитирован, он значителен сам по себе, а не только тем, что являет высшие сущности.
  • В январе 1913 года появились манифесты поэтов-акмеи- стов: статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и статья С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» (журнал «Аполлон»).
  • Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (1913) открывается следующими словами: «Для внимательно- го читателя ясно, что символизм закончил свой круг разви- тия и теперь падает». Н. Гумилев назвал символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение вырабо- тало иной, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь».
  • Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, реального мира. Окружающая человека действительность для акмеиста самоценна и не нуждается в метафизических оправданиях. Поэтому следует перестать заигрывать с трансцендентным (выходящим за пределы человеческого познания) и вернуться к изображению трехмерного мира; простой предметный мир должен быть реабилитирован, он значителен сам по себе, а не только тем, что являет высшие сущности.
Течение имело и другое название - адамизм (то есть «мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь»). Акмеисту, как Адаму - первому человеку - предстояло заново открыть жизнь, реальный, земной мир и дать всему свои имена. С. Городецкий писал: «Но этот новый Адам пришел не на шестой день творения в нетронутый и девственный мир, а в русскую современность. Он и здесь огляделся тем же ясным, зорким оком, принял все, что увидел, и пропел жизни и миру аллилуиа». 
  • Течение имело и другое название - адамизм (то есть «мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь»). Акмеисту, как Адаму - первому человеку - предстояло заново открыть жизнь, реальный, земной мир и дать всему свои имена. С. Городецкий писал: «Но этот новый Адам пришел не на шестой день творения в нетронутый и девственный мир, а в русскую современность. Он и здесь огляделся тем же ясным, зорким оком, принял все, что увидел, и пропел жизни и миру аллилуиа». 
Поэты-акмеисты, при всей броскости их заявлений, не выдвинули детально разработанной философско-эстети- ческой программы. Новое течение принесло с собой не столь- ко новизну мировоззрения, сколько новизну поэтического языка, вкусовых ощущений. В противоположность символизму, проникнутому «духом музыки», акмеизм был ориентирован на пространственные искусства: живопись, архитектуру, скульптуру. В отличие от футуризма, который тоже возник как течение, направленное против символизма, акмеизм не провозглашал революционного изменения стихотворной техники, а стремился к гармоничному использованию повседневного языка в сфере поэзии.
  • Поэты-акмеисты, при всей броскости их заявлений, не выдвинули детально разработанной философско-эстети- ческой программы. Новое течение принесло с собой не столь- ко новизну мировоззрения, сколько новизну поэтического языка, вкусовых ощущений. В противоположность символизму, проникнутому «духом музыки», акмеизм был ориентирован на пространственные искусства: живопись, архитектуру, скульптуру. В отличие от футуризма, который тоже возник как течение, направленное против символизма, акмеизм не провозглашал революционного изменения стихотворной техники, а стремился к гармоничному использованию повседневного языка в сфере поэзии.
В октябре 1911-го года в Петербурге стихи стали создаваться по-новому. Их, будто каменную резьбу соборов или ювелирные украшения, стали «работать» особые мастера-ремесленники. Николай Гумилёв и Сергей Городецкий создали «Цех поэтов». Основатели нового творческого объединения собирались действовать на манер средневековых мастеров - «работать» стих, как главную «вещь», как шедевр.  Во главе цеха, служащего для познания и совершенствования поэзии как ремесла, стоял главный мастер - синдик, а его подмастерья должны были пройти курс обучения поэзии. Гумилёв и Городецкий считали, что стихотворение, то есть «вещь», создаётся по определенным законам, которым можно и нужно научиться. Документально синдиков было три: Гумилев, Городецкий, Дмитрий Кузьмин-Караваев (юрист, ценитель поэзии, помогал «Цеху» с изданием стихов).
  • В октябре 1911-го года в Петербурге стихи стали создаваться по-новому. Их, будто каменную резьбу соборов или ювелирные украшения, стали «работать» особые мастера-ремесленники. Николай Гумилёв и Сергей Городецкий создали «Цех поэтов». Основатели нового творческого объединения собирались действовать на манер средневековых мастеров - «работать» стих, как главную «вещь», как шедевр. Во главе цеха, служащего для познания и совершенствования поэзии как ремесла, стоял главный мастер - синдик, а его подмастерья должны были пройти курс обучения поэзии. Гумилёв и Городецкий считали, что стихотворение, то есть «вещь», создаётся по определенным законам, которым можно и нужно научиться. Документально синдиков было три: Гумилев, Городецкий, Дмитрий Кузьмин-Караваев (юрист, ценитель поэзии, помогал «Цеху» с изданием стихов).
  • Акмеизм, чьё название переводилось с греческого как «пик, максимум, цветение, цветущая пора», желал предметности стиха, к миру обыденных, близких каждому человеческих чувств и их, опять-таки, «вещного окружения». Ахматова, например, писала:  «Молюсь оконному лучу - // Он бледен, тонок, прям. // Сегодня я с утра молчу, // А сердце - пополам. // На рукомойнике моем // Позеленела медь. // Но так играет луч на нем, // Что весело глядеть».  От теоретической программы «Цеха» акмеизм унаследовал стремление к вершинам (ещё один перевод этого слова - «остриё») поэтического мастерства, виртуозности техники. Второе название, адамизм, говорит об идеализации чувств первозданного человека (Адама). Интересно, что оба названия, по свидетельству Андрея Белого, были выбраны в пылу спора: патриарх символизма Вячеслав Иванов в шутку заговорил об «акмеистах» и «академистах», а честолюбивый и знающий себе цену Гумилёв подхватил его слова и превратил их в термины. Вследствие подобной «узурпации» часть поэтов покинула объединение, и «ядром» в нём остались, помимо Гумилёва и Городецкого, Анна Ахматова, Мандельштам, Нарбут, Кузьмина-Караева.
«Цех» вёл обширную печатную работу: выпускал поэтические сборники, стихи и публицистика его членов появлялись в журналах «Гиперборей» и «Аполлон». Объединение, во многом в силу яркой индивидуальности её основных участников, распалось в апреле 1914-го года, в 1916- 1917-х годах работал второй «Цех поэтов» под руководством Георгия Иванова и Георгия Адамовича. Он уже не был сосредоточен на акмеизме. Гумилёв возродил «Цех поэтов» в 1920-м году, после его гибели, до 1922-го им руководил Адамович. На рубеже 1910-1920-х годов Городецкий организует последовательно два «Цеха» - в Тбилиси и Баку, но просуществовали они недолго. В эмиграции в Берлине и Париже, некоторые бывшие «подмастерья» (Адамович, Иванов, Одоевцева и другие) снова создали «цеха», но это была уже «совершенно другая история». Владислав Ходасевич писал:  «Они любовно чтут память своего синдика, но изменилось, должно быть, время, кое в чём изменились и сами члены “Цеха“. Прежней жизни в нём нет, и прежде всего потому, конечно, что нет Гумилёва».  .

«Цех» вёл обширную печатную работу: выпускал поэтические сборники, стихи и публицистика его членов появлялись в журналах «Гиперборей» и «Аполлон». Объединение, во многом в силу яркой индивидуальности её основных участников, распалось в апреле 1914-го года, в 1916- 1917-х годах работал второй «Цех поэтов» под руководством Георгия Иванова и Георгия Адамовича. Он уже не был сосредоточен на акмеизме. Гумилёв возродил «Цех поэтов» в 1920-м году, после его гибели, до 1922-го им руководил Адамович. На рубеже 1910-1920-х годов Городецкий организует последовательно два «Цеха» - в Тбилиси и Баку, но просуществовали они недолго. В эмиграции в Берлине и Париже, некоторые бывшие «подмастерья» (Адамович, Иванов, Одоевцева и другие) снова создали «цеха», но это была уже «совершенно другая история». Владислав Ходасевич писал:  «Они любовно чтут память своего синдика, но изменилось, должно быть, время, кое в чём изменились и сами члены “Цеха“. Прежней жизни в нём нет, и прежде всего потому, конечно, что нет Гумилёва».

  • .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!