Тест «Михаил Романов»
1. Михаил Романов был избран на царство в:
1) 1611 г.; 2) 1612 г.; 3) 1613 г.; 4) 1614 г.
2. Основной целью политики правительства Михаила Романова была:
1) ликвидация Речи Посполитой; 2) ликвидация последствий Смуты;
3) ликвидация независимости донского казачества; 4) церковная реформа
3. В Смоленской войне Россия воевала против:
1) Швеции; 2) Турции; 3) Речи Посполитой; 4) Крымского ханства
4. По условиям Столбовского мира Россия:
1) приобрела выход к Балтийскому морю; 2) потеряла выход к Балтийскому морю;
3) потеряла Великий Новгород; 4) вернула Смоленск
5. Во время правления Михаила Романова патриарх Филарет:
1) не играл особой роли в жизни государства; 2) подвергался преследованиям;
3) правил на равне с царем; 4) был выслан за границу
6. Напишите пропущенное слово.
Лично свободных крестьян, работающих на государственных землях, несших государственные повинности в XIV–XVII вв., называли ________.
7. Установите соответствие между определениями и понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
А) высший совещательный орган при царе (великом князе)
Б) придворный боярин великого князя
В) правитель дел несовершеннолетнего государя
Г) чиновник центральных органов управления в XV–XVII вв.
ПОНЯТИЕ
1) регент
2) Боярская дума
3) Избранная рада
4) постельничий
5) подьячий
8. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя царя, о котором идет речь.
«Он пришел к власти в очень тяжелое для страны время. Упадок государственности, разруха и острый кризис во всех сферах жизнедеятельности общества, крушение национальных и религиозных идеалов, непрекращающаяся политическая и гражданская борьба внутри общества, иностранная интервенция, стремящаяся развалить единое государство, – вот, что досталось юному царю. Казалось, непосильная ноша должна была сломить 16-летнего царя, но он выстоял и, объединив и примирив между собой подданных, «начал заново строить Московское царство».
9. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя царя, о котором идет речь.
«После возвращения Филарета из польского плена и возведения в сан московского патриарха с титулом великого государя (1619 г.), началось фактическое двоевластие. Хотя имя царя стояло в документах на первом месте, но фактически опытный и твердый Филарет играл большую роль в управлении, чем его сын. С 1619 г. он фактически правил за сына вплоть до своей смерти».
Прочтите отрывок из исторического источника.
10. Прочтите отрывок.
«Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе... Прочие размещены в укреплённых городах, где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по семи рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса... Воины, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжёл, хотя стреляют из него очень небольшою пулею... В Сибири... построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере распространения владений... Постоянных телохранителей царя составляют 2000 человек, стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажжёнными фитилями и другими нужными снарядами. Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живёт царь... Они... сторожат дворец царский или опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь, другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и около казначейства...».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Описываемое в отрывке войско было создано в годы правления Ивана III.
2) Описываемое в отрывке войско было расформировано в начале XVII в.
3) Войско, которое описывает автор, имело огнестрельное оружие.
4) Описываемое войско формировалось на основе рекрутского набора.
5) Войско, которое описывается в отрывке, получало жалованье в натуральной и денежной форме.
6) Описываемое в отрывке войско сыграло большую роль в расширении границ Российского государства во второй половине XVI в.
11. Прочтите отрывок из повести. «А ещё сказывали нам те языки про урон в людях своих, сколько побито их от рук наших под Азовом-городом. Из главных сил их побито у них одних мурз и татар и янычар девяносто шесть тысяч… А нас всего, казаков, в осаде сидело в Азове только 7367 человек. А те, кто уцелел из нас, холопов государевых, после осады, все изранены. Нет ни одного у нас человека целого, ни одного, кто бы не пролил крови своей, в Азове сидя во имя Божие, за веру христианскую. А теперь мы всем войском у государя царя и великого князя всея Руси _____________ просим милости. Просим мы, холопы его, сидевшие в Азове, и те, кто по Дону живёт в городках своих, чтоб велел он принять из рук наших ту свою государеву вотчину – Азов-город… Тем Азовом-городом защитит он, государь, от войны всю свою Украину, не будет войны… до веку, как сядут наши в Азове-городе. И после от тех же атаманов и казаков приписано в грамоте, что надобно им в Азов для осадного сидения 10 000 людей, 50 000 пудов всяких припасов, 20 000 пудов пороха, 10 000 мушкетов, а денег на то всё надобно 221 000 рублей. В нынешнем же 7150 году, по прошению и посольству царя турецкого Ибрагима-султана, государь царь и великий князь ________________ пожаловал его, царя турецкого Ибрагима-султана, и велел донским атаманам и казакам Азов-город покинуть». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. |
| 1) | Царь, имя которого пропущено в отрывке, – представитель династии Романовых. | | 2) | Описанные в отрывке события произошли на территории Крымского полуострова. | | 3) | В руководстве казачьих отрядов, о действиях которых идёт речь в отрывке, принимали участие Иван Кольцо и Ермак Тимофеевич. | | 4) | По мнению авторов послания, крепость, об осаде которой идёт речь в тексте, имеет ключевое значение для обеспечения безопасности южных районов Российского государства. | | 5) | Город, об осаде которого идёт речь в отрывке, вошёл в состав Российского государства в XIX в. | | 6) | Потери противника, по данным авторов послания, более чем в 10 раз превосходили численность оборонявшихся в крепости казаков. | |
Начало формы 12. Напишите название периода русской истории, события которого изображены на схеме. | Конец формы | | Начало формы 13. Назовите русского царя, в правление которого разразился страшный голод, ставший одной из причин событий, изображённых на схеме. | Конец формы | | Начало формы 14. Напишите прозвище самозванца, которое он получил из-за того, что расположил свой лагерь в подмосковном селе, обозначенном цифрой «2». | Конец формы | | Начало формы 15. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. | | 1) | Участниками событий, изображённых на схеме, были К. Булавин и протопоп Аввакум. | | 2) | Поход на Москву, обозначенный на схеме точечными стрелками, возглавлял самозванец, известный как Григорий Отрепьев. | | 3) | Староста посада обратился с призывом к сбору средств на борьбу с интервентами в городе, обозначенном на схеме цифрой «4». | | 4) | Следствием событий, изображённых на схеме, стала утрата Россией заштрихованных на схеме территорий. | | 5) | Одной из причин событий, изображённых на схеме, стало пресечение царствующей династии Рюриковичей. | | 6) | Древний русский город, обозначенный на схеме цифрой «1», отбил все попытки интервентов захватить его. | | Конец формы | | |
16. Из челобитной царю
«Милосердый государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям, чтоб наши поместья и вотчины не запустели, и остальные б крестьянишки и людишки из-за нас, холопов твоих, не вышли, и чтоб мы, холопы твои, служа твою государеву беспрестанную службу и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах, в кою, государь, пору нам, холопам твоим, приходится на них тебе государю бить челом.
И вели, государь, выбрать в городах из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопов своих, судить в городах по своему государеву указу и по своей государевой уложенной судебной книге, чтобы тебе, государю, от нас, холопов твоих, [надоедливых просьб] не было, а мы б, холопы твои, с московской волокиты вконец не погибли и от московских всяких чинов сильных людей и от монастырей, и от всяких властей в продаже не были, и чтоб нам, холопам твоим, от их продажи и насильства вконец не погибнуть…».
С1. Укажите с точностью до половины века период, к которому относится данный документ. Укажите царскую династию, родоначальником которой стал упоминаемый в документе правитель. Укажите его преемника.
С2. Какие меры, проведения которых челобитчики ждали от царя, указаны в данном отрывке? Укажите любые три меры.
С3. Укажите название свода законов, принятого в годы правления преемника царя, упоминаемого в документе. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух установлений данного свода, определяющих положение зависимых категорий населения страны.
17. «В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей. Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой. …А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда. Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки». | |
Начало формы С1) К какому царю была обращена челобитная? Что такое «урочные годы»? Когда они были введены? | Конец формы | |
Начало формы С2) Почему дворяне были недовольны существовавшим законом об «урочных летах»? Используя текст, приведите не менее двух причин. | Конец формы | |
Начало формы С3) Используя текст, укажите, куда и почему уходили беглые крестьяне. Каково было последствие дворянских требований? | Конец формы | |
| 18. Отрывок из грамоты. «От царя и великого князя Владислава Жигимонтовича всея Pycии, в Московское государство, боярам нашим… и всяким людям Московского государства. Ведомо вам, как судьбами Божиими в Московском государстве прироженный корень великих государей Росийских извёлся… И Московского государства патриарх, apxиепископы и весь духовный чин, по тому ж бояре и вы все всяких чинов люди всего Московского государства, уразумев то, что не от царского корня государю быть трудно, земля вся будет в междуусобице, целовали меж себя крест, что вперёд из московских родов на государство не избирать, а выбрать бы из иных государств от царского корня, …и выбрали на Московское государство нас, великого государя… и крест нам, великому государю, целовали всею землёю, и с гетманом Желковским, воеводою Киевским… укрепились, что быть нам государем царём и великим князем… всея Pусии и послали бить челом к великому Жигимонту королю послов своих, от всей земли, Филарета митрополита Ростовского и Ярославского, да князя Василья Васильевича Голицына с товарищи, …и Филарет митрополит начал делать не по тому наказу, каков дан был им от вас, прочил и замышлял на Московское государство сына своего Михаила. И …государь король прошения всего Московского государства не отверг и дать нас, великого государя, на Московское царство обещал; и замешкался наш поход в Московское государство… И ныне мы, великий государь… пришли в совершенный возраст к скипетродержанию… И вам бы, всяким людям Московского государства… вспомнить своё крестное целование, нам, великому государю, добить вскоре челом и служить с радостью… А вера христианская стародавнего закона греческого отнюдь ни в чём не будет нарушена… а вотчины, и поместья, и денежное жалованье, всем будет так, как и прежде, а наипаче от нас, великого государя, по заслугам своим все будут пожалованы, и детям боярским будет в службе вольность… по договору гетмана Желковского. А о Михаиле, Филаретове сыне, как даст Бог будем на царском своём престоле, на Москве, и в те поры наше царское милосердие будет по прошению всей земли…». | |
Начало формы С1) Укажите, кем (по своему социальному происхождению) являлся человек, который назван в грамоте «царём и великим князем». Укажите время (с точностью до десятилетия), когда этот человек вышел в задержавшийся поход на Москву и издал данную грамоту. Укажите, кем стал ко времени написания этой грамоты названный в ней «Михаил, Филаретов сын». | Конец формы | |
Начало формы С2) В чём составитель грамоты обвинял Филарета? Укажите не менее двух обязательств, которые в этой грамоте даются московским людям, чтобы они признали царём Владислава Жигимонтовича. | Конец формы | |
Начало формы С3) Укажите год, когда был заключён договор, который упоминается в грамоте. Укажите, по какой причине он не был исполнен. Назовите войну, завершившуюся миром, по которому автор этой грамоты отказался от своих претензий на московский трон. | Конец формы | |
19. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Ученый Г.В.Вернадский в своей книге «Московское царство» отмечает, что в первой половине XVII в., в период правления Михаила Романова, «на Руси установилось двоевластие царя и патриарха». На чем было основано это суждение? Приведите не менее двух фактов. Приведите не менее двух положений характеризующих эволюцию государственного строя России и отношения государства и церкви во второй половине XVII в.
20. Ниже приведены две точки зрения о причинах выбора на русский престол Михаила Романова:
1. Михаил Романов в наибольшей степени устраивал все сословия, что дало возможность достичь примирения и национального согласия.
2. Михаил Романов устраивал бояр, которые играли главную роль на Земском соборе 1613 г., считавших, что «Михаил молод, разумом еще не дошел и будет нам удобен». Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.
21. В январе 1613 г. открылся Земский собор, в котором приняли участие представители духовенства, бояр, дворян, городских посадов, казаков и даже выборные от черносошных крестьян. Собор постановил, что не будет искать царя среди иноземцев, а также отклонил кандидатуру Марины Мнишек и «вороненка»- сына Мнишек и Лжедмитрия II. Царем был избран Михаил Романов. Укажите причины избрания Михаила Романова на российский престол. Какое значение для дальнейшего развития страны имело это событие?
22. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1613-1645 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана
с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей
в этих событиях (явлениях, процессах);
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
2