СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Царствование Михаила Романова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Царствование Михаила Романова»

Тест «Михаил Романов»


1. Михаил Романов был избран на царство в:

1) 1611 г.; 2) 1612 г.; 3) 1613 г.; 4) 1614 г.


2. Основной целью политики правительства Михаила Романова была:

1) ликвидация Речи Посполитой;                                  2) ликвидация последствий Смуты;

3) ликвидация независимости донского казачества; 4) церковная реформа


3. В Смоленской войне Россия воевала против:

1) Швеции; 2) Турции; 3) Речи Посполитой; 4) Крымского ханства


4. По условиям Столбовского мира Россия:

1) приобрела выход к Балтийскому морю; 2) потеряла выход к Балтийскому морю;

3) потеряла Великий Новгород;                     4) вернула Смоленск


5. Во время правления Михаила Романова патриарх Филарет:

1) не играл особой роли в жизни государства;    2) подвергался преследованиям;

3) правил на равне с царем;                                   4) был выслан за границу


6. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово.

Лично сво­бод­ных кре­стьян, ра­бо­та­ю­щих на го­су­дар­ствен­ных зем­лях, нес­ших го­су­дар­ствен­ные по­вин­но­сти в XIV–XVII вв., на­зы­ва­ли ________.


7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и по­ня­ти­я­ми.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ

А) выс­ший со­ве­ща­тель­ный орган при царе (ве­ли­ком князе)

Б) при­двор­ный бо­ярин ве­ли­ко­го князя

В) пра­ви­тель дел не­со­вер­шен­но­лет­не­го го­су­да­ря

Г) чи­нов­ник цен­траль­ных ор­га­нов управ­ле­ния в XV–XVII вв.


 ПО­НЯ­ТИЕ

1) ре­гент

2) Бо­яр­ская дума

3) Из­бран­ная рада

4) по­стель­ни­чий

5) по­дья­чий


8. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя царя, о котором идет речь.

«Он пришел к власти в очень тяжелое для страны время. Упадок государственности, разруха и острый кризис во всех сферах жизнедеятельности общества, крушение национальных и религиозных идеалов, непрекращающаяся политическая и гражданская борьба внутри общества, иностранная интервенция, стремящаяся развалить единое государство, – вот, что досталось юному царю. Казалось, непосильная ноша должна была сломить 16-летнего царя, но он выстоял и, объединив и примирив между собой подданных, «начал заново строить Московское царство».


9. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя царя, о котором идет речь.

«После возвращения Филарета из польского плена и возведения в сан московского патриарха с титулом великого государя (1619 г.), началось фактическое двоевластие. Хотя имя царя стояло в документах на первом месте, но фактически опытный и твердый Филарет играл большую роль в управлении, чем его сын. С 1619 г. он фактически правил за сына вплоть до своей смерти».

 Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка.

 

10. Прочтите отрывок.

«Пе­хо­ты, по­лу­ча­ю­щей по­сто­ян­ное жа­ло­ва­нье, царь со­дер­жит до 12 тысяч человек. Из них 5000 долж­ны на­хо­дить­ся в Москве или в ином месте, где бы ни имел пре­бы­ва­ние царь, и 2000 при самой его особе... Про­чие раз­ме­ще­ны в укреплённых го­ро­дах, где оста­ют­ся до тех пор, пока не по­на­до­бит­ся от­пра­вить их в поход. Каж­дый из них по­лу­ча­ет жа­ло­ва­нья по семи руб­лей в год, сверх две­на­дца­ти мер ржи и столь­ко же овса... Воины, со­став­ля­ю­щие пе­хо­ту, не носят ни­ка­ко­го ору­жия, кроме са­мо­па­ла в руке, берды­ша на спине и меча с боку. Ствол их са­мо­па­ла глад­кий и пря­мой; от­дел­ка ложа очень груба и не­ис­кус­на, и са­мо­пал весь­ма тяжёл, хотя стре­ля­ют из него очень не­боль­шою пулею... В Си­би­ри... по­стро­е­но не­сколь­ко кре­по­стей и по­став­ле­ны гар­ни­зо­ны около шести тысяч сол­дат, из рус­ских и по­ля­ков, ко­то­рые царь уси­ли­ва­ет, от­прав­ляя туда новые пар­тии для на­се­ле­ния, по мере рас­про­стра­не­ния вла­де­ний... По­сто­ян­ных те­ло­хра­ни­те­лей царя со­став­ля­ют 2000 че­ло­век, сто­я­щие день и ночь с за­ря­жен­ны­ми ру­жья­ми, зажжёнными фи­ти­ля­ми и дру­ги­ми нуж­ны­ми сна­ря­да­ми. Они не вхо­дят во дво­рец и сто­ро­жат во дворе, где живёт царь... Они... сто­ро­жат дво­рец цар­ский или опо­чи­валь­ню по две­сти пя­ти­де­ся­ти че­ло­век в ночь, дру­гие две­сти пять­де­сят че­ло­век ка­ра­у­лят на дворе и около каз­на­чей­ства...».

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Опи­сы­ва­е­мое в от­рыв­ке вой­ско было со­зда­но в годы прав­ле­ния Ивана III.

2) Опи­сы­ва­е­мое в от­рыв­ке вой­ско было рас­фор­ми­ро­ва­но в на­ча­ле XVII в.

3) Вой­ско, ко­то­рое опи­сы­ва­ет автор, имело ог­не­стрель­ное ору­жие.

4) Опи­сы­ва­е­мое вой­ско фор­ми­ро­ва­лось на ос­но­ве ре­крут­ско­го на­бо­ра.

5) Вой­ско, ко­то­рое опи­сы­ва­ет­ся в от­рыв­ке, по­лу­ча­ло жа­ло­ва­нье в на­ту­раль­ной и де­неж­ной форме.

6) Опи­сы­ва­е­мое в от­рыв­ке вой­ско сыг­ра­ло боль­шую роль в рас­ши­ре­нии гра­ниц Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства во вто­рой по­ло­ви­не XVI в.


11. Прочтите отрывок из повести.

«А ещё сказывали нам те языки про урон в людях своих, сколько побито их от рук наших под Азовом-городом. Из главных сил их побито у них одних мурз и татар и янычар девяносто шесть тысяч… А нас всего, казаков, в осаде сидело в Азове только 7367 человек. А те, кто уцелел из нас, холопов государевых, после осады, все изранены. Нет ни одного у нас человека целого, ни одного, кто бы не пролил крови своей, в Азове сидя во имя Божие, за веру христианскую. А теперь мы всем войском у государя царя и великого князя всея Руси _____________ просим милости. Просим мы, холопы его, сидевшие в Азове, и те, кто по Дону живёт в городках своих, чтоб велел 
он принять из рук наших ту свою государеву вотчину – Азов-город… Тем Азовом-городом защитит он, государь, от войны всю свою Украину, не будет войны… до веку, как сядут наши в Азове-городе.

И после от тех же атаманов и казаков приписано в грамоте, что надобно им в Азов для осадного сидения 10 000 людей, 50 000 пудов всяких припасов, 20 000 пудов пороха, 10 000 мушкетов, а денег на то всё надобно 
221 000 рублей.

В нынешнем же 7150 году, по прошению и посольству царя турецкого Ибрагима-султана, государь царь и великий князь ________________ пожаловал его, царя турецкого Ибрагима-султана, и велел донским атаманам и казакам Азов-город покинуть».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

Царь, имя которого пропущено в отрывке, – представитель династии Романовых.

  

 2) 

Описанные в отрывке события произошли на территории Крымского полуострова.

  

 3) 

В руководстве казачьих отрядов, о действиях которых идёт речь
в отрывке, принимали участие Иван Кольцо и Ермак Тимофеевич.

  

 4) 

По мнению авторов послания, крепость, об осаде которой идёт речь
в тексте, имеет ключевое значение для обеспечения безопасности южных районов Российского государства.

  

 5) 

Город, об осаде которого идёт речь в отрывке, вошёл в состав Российского государства в XIX в.

  

 6) 

Потери противника, по данным авторов послания, более чем в 10 раз превосходили численность оборонявшихся в крепости казаков.





Начало формы

12. Напишите название периода русской истории, события которого изображены на схеме.

 


Конец формы



Начало формы

13. Назовите русского царя, в правление которого разразился страшный голод, ставший одной из причин событий, изображённых на схеме.

 


Конец формы



Начало формы

14. Напишите прозвище самозванца, которое он получил из-за того, что расположил свой лагерь в подмосковном селе, обозначенном цифрой «2».

 


Конец формы



Начало формы

15. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

Участниками событий, изображённых на схеме, были К. Булавин и протопоп Аввакум.

  

 2) 

Поход на Москву, обозначенный на схеме точечными стрелками, возглавлял самозванец, известный как Григорий Отрепьев.

  

 3) 

Староста посада обратился с призывом к сбору средств на борьбу с интервентами в городе, обозначенном на схеме цифрой «4».

  

 4) 

Следствием событий, изображённых на схеме, стала утрата Россией заштрихованных на схеме территорий.

  

 5) 

Одной из причин событий, изображённых на схеме, стало пресечение царствующей династии Рюриковичей.

  

 6) 

Древний русский город, обозначенный на схеме цифрой «1», отбил все попытки интервентов захватить его.


Конец формы




16. Из челобитной царю

«Милосердый государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям, чтоб наши поместья и вотчины не запустели, и остальные б крестьянишки и людишки из-за нас, холопов твоих, не вышли, и чтоб мы, холопы твои, служа твою государеву беспрестанную службу и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах, в кою, государь, пору нам, холопам твоим, приходится на них тебе государю бить челом.

И вели, государь, выбрать в городах из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопов своих, судить в городах по своему государеву указу и по своей государевой уложенной судебной книге, чтобы тебе, государю, от нас, холопов твоих, [надоедливых просьб] не было, а мы б, холопы твои, с московской волокиты вконец не погибли и от московских всяких чинов сильных людей и от монастырей, и от всяких властей в продаже не были, и чтоб нам, холопам твоим, от их продажи и насильства вконец не погибнуть…».

С1. Укажите с точностью до половины века период, к которому относится данный документ. Укажите царскую династию, родоначальником которой стал упоминаемый в документе правитель. Укажите его преемника.

С2. Какие меры, про­ве­де­ния ко­то­рых че­ло­бит­чи­ки ждали от царя, ука­за­ны в дан­ном от­рыв­ке? Ука­жи­те любые три меры.

С3. Укажите название свода законов, принятого в годы правления преемника царя, упоминаемого в документе. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух установлений данного свода, определяющих положение зависимых категорий населения страны.


17. «В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.

…А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

 



Начало формы

С1) К какому царю была обращена челобитная? Что такое «урочные годы»? Когда они были введены?

Конец формы



Начало формы

С2) Почему дворяне были недовольны существовавшим законом об «урочных летах»? Используя текст, приведите не менее двух причин.

Конец формы



Начало формы

С3) Используя текст, укажите, куда и почему уходили беглые крестьяне. Каково было последствие дворянских требований?

Конец формы




18. Отрывок из грамоты.

«От царя и великого князя Владислава Жигимонтовича всея Pycии,
в Московское государство, боярам нашим… и всяким людям Московского государства.

Ведомо вам, как судьбами Божиими в Московском государстве прироженный корень великих государей Росийских извёлся…
И Московского государства патриарх, apxиепископы и весь духовный чин, по тому ж бояре и вы все всяких чинов люди всего Московского государства, уразумев то, что не от царского корня государю быть трудно, земля вся будет в междуусобице, целовали меж себя крест, что вперёд из московских родов на государство не избирать, а выбрать бы из иных государств от царского корня, …и выбрали на Московское государство нас, великого государя…
и крест нам, великому государю, целовали всею землёю, и с гетманом Желковским, воеводою Киевским… укрепились, что быть нам государем царём и великим князем… всея Pусии и послали бить челом к великому Жигимонту королю послов своих, от всей земли, Филарета митрополита Ростовского и Ярославского, да князя Василья Васильевича Голицына
с товарищи, …и Филарет митрополит начал делать не по тому наказу, каков дан был им от вас, прочил и замышлял на Московское государство сына своего Михаила.

И …государь король прошения всего Московского государства не отверг и дать нас, великого государя, на Московское царство обещал;
и замешкался наш поход в Московское государство… И ныне мы, великий государь… пришли в совершенный возраст к скипетродержанию… И вам бы, всяким людям Московского государства… вспомнить своё крестное целование, нам, великому государю, добить вскоре челом и служить
с радостью…

А вера христианская стародавнего закона греческого отнюдь ни в чём не будет нарушена… а вотчины, и поместья, и денежное жалованье, всем будет так, как и прежде, а наипаче от нас, великого государя, по заслугам своим все будут пожалованы, и детям боярским будет в службе вольность… по договору гетмана Желковского. А о Михаиле, Филаретове сыне, как даст Бог будем на царском своём престоле, на Москве, и в те поры наше царское милосердие будет по прошению всей земли…».

 



Начало формы

С1) Укажите, кем (по своему социальному происхождению) являлся человек, который назван в грамоте «царём и великим князем». Укажите время
(с точностью до десятилетия), когда этот человек вышел в задержавшийся поход на Москву и издал данную грамоту. Укажите, кем стал ко времени написания этой грамоты названный в ней «Михаил, Филаретов сын».

Конец формы



Начало формы

С2) В чём составитель грамоты обвинял Филарета? Укажите не менее двух обязательств, которые в этой грамоте даются московским людям, чтобы они признали царём Владислава Жигимонтовича.

Конец формы



Начало формы

С3) Укажите год, когда был заключён договор, который упоминается в грамоте. Укажите, по какой причине он не был исполнен. Назовите войну, завершившуюся миром, по которому автор этой грамоты отказался от своих претензий на московский трон.

Конец формы



19. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Ученый Г.В.Вернадский в своей книге «Московское царство» отмечает, что в первой половине XVII в., в период правления Михаила Романова, «на Руси установилось двоевластие царя и патриарха». На чем было основано это суждение? Приведите не менее двух фактов. Приведите не менее двух положений характеризующих эволюцию государственного строя России и отношения государства и церкви во второй половине XVII в.


20. Ниже приведены две точки зрения о причинах выбора на русский престол Михаила Романова:

1. Михаил Романов в наибольшей степени устраивал все сословия, что дало возможность достичь примирения и национального согласия.

2. Михаил Романов устраивал бояр, которые играли главную роль на Земском соборе 1613 г., считавших, что «Михаил молод, разумом еще не дошел и будет нам удобен». Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.


21. В январе 1613 г. открылся Земский собор, в котором приняли участие представители духовенства, бояр, дворян, городских посадов, казаков и даже выборные от черносошных крестьян. Собор постановил, что не будет искать царя среди иноземцев, а также отклонил кандидатуру Марины Мнишек и «вороненка»- сына Мнишек и Лжедмитрия II. Царем был избран Михаил Романов. Укажите причины избрания Михаила Романова на российский престол. Какое значение для дальнейшего развития страны имело это событие?


22. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1613-1645 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана
с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей 
в этих событиях (явлениях, процессах);

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!