СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Царство грибов. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Царство грибов. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы»

Учитель: Оконечникова Анастасия Дмитриевна

Дата 06.12.2022 г.

Класс 3 «В»

Предмет «Окружающий мир»

Технологическая карта урока


Целевой блок

Тема

Царство грибов. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы

Цель


Формирование у обучающихся знаний об основных признаках представителей царства «Грибов», как самостоятельного царства живой природы.

Планируемые результаты

Предметные:

обучающийся научится:

- выделять характерные отличительные признаки грибов;

- находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;

- объяснять роль грибов в природе.

обучающийся получит возможность научиться:

- определять, как распространяются грибы по планете Земля.

Личностные:

- смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.


Метапредметные

  • Регулятивные УУД: (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

  • Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

  • Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные:

- создать условия для знакомства с особенностями строения гриба;

- создать условия для знакомства с многообразием грибов на Земле;

-создать условия для знакомства со значением грибов в природе и жизни человека.

Способствовать развитию:

- умения самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи;

- учебных навыков по поиску и систематизации информации;

- умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически;

- креативности, критичности, внимания и памяти.

Воспитательные:

- прививать бережное отношение к природе;

- формировать культуру умственного труда;

- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье, а так же окружающую природу.

Тип урока

урок открытия новых знаний

Учебно-методический комплекс

Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций: в двух частях /
А. А. Плешаков. - 10-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2019.(Школа России)

- Раздаточный материал;

- Презентация;

- Рабочая тетрадь в клетку;

- Демонстрационный материал для доски.

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

царство «Грибы», грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы

Организация пространства

парная, фронтальная работа

Межпредметные связи

Литературное чтение (читательская грамотность).


Этапы урока

Ход урока

УУД

1. Мотивационный этап. Самоопределение
к деятельности

Приветствие.
Мы с вами продолжаем путешествие в разнообразный мир природы.

Прежде чем мы продолжим наше путешествие. Установим правила:

1. Если в заданиях, нужно будет отвечать да или нет, мы будем использовать волшебные клубки – зеленый цвет означает да, а красный – нет.

2. Во время путешествия мы не кричим, не разбегаемся.

3. Все, что мы найдем на своем пути без разрешения нельзя трогать руками.

4. Нужно быть дружной командой и помогать во всем своим одноклассникам.

Закрываем глаза, мы отправляемся в путешествие.
Включается звук - шум леса (появляется слайд с изображением леса)

Куда же мы попали?

- В лес. СЛАЙД 1

Регулятивные: самоорганизация, саморегуляция, контроль.


Личностные:

осмысление внутренней позиции ученика, (положительное отношения к уроку, учебной деятельности).



2. Актуализация знаний

А что такое лес? (Это место, где много деревьев).

- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.

- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).

- А для нас, людей, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).

- А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

– Правильно.

- Какая бывает природа? (Живая и неживая).

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает). СЛАЙД 2

Проверим, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. Назовите мне объекты живой природы (перечисляют), неживой природы.

На какие царства делится живая природа?

Если дети затрудняются, обращаемся к тетрадям со схемами.

На доске - царство растений, царство животных. Разделить на группы: ромашка, волк, кабан, береза, волнушка, рысь, мышь, крапива.

СЛАЙД 3

Познавательные:

анализ;

сравнение.


Регулятивные:

выполнение пробного учебного действия;

фиксирование затруднения в пробном действии.


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

умение выслушать разные точки зрения.

3. Этап фиксирования затруднения
в пробном действии

Сейчас мы поиграем в небольшую игру. Она называется «Пять подсказок»

На доске висят 5 подсказок. Вызывается один ученик и ему предлагается выбрать одну из подсказок. СЛАЙД 4

Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно меньше подсказок.

Подсказки:

1. Эти организмы как айсберги. Большая часть их нам не видна.

2.Среди них есть гиганты и карлики; хищники и убийцы; целители и паразиты

3.Они старше динозавров

4. Они могут расти в отсутствии света, но не могут передвигаться

5. У них есть признаки растений и животных

-Царство Грибов СЛАЙД 5

Познавательные:

анализ;

обобщение.


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения.


Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.

4. Этап построения проекта выхода
из затруднения

Чтобы более подробно изучить царство грибов. Мы с вами заполним кластер. Найдите у себя на столах карточки со схемой (Приложение А)

Постановка цели и задач урока

- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).

- Можете ли вы доказать? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)

- А к какому царству живой природы можно отнести грибы? (К царству растений).

- Почему? (Они растут на земле).

- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).

- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).

- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).

- А к миру животных? (Тоже нет, так как они не могут передвигаться).

- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы)

- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
- Даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже … по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое царство - царство грибов.

Познавательные:

структурирование знаний;

анализ;

синтез;

обобщение.


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;


Регулятивные:

умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Какие группы грибов можно выделить? Какие грибы можно собирать в лесу?

- Съедобные и несъедобные.

Верно, еще несъедобные грибы называют ядовитыми.

Кто вспомнит, как звали мальчика, который интересовался дождевыми червями, облаками и мелом. Он помогает нам познавать мир.

- Рома. Да, верно, на внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» мы вместе с Ромой узнаем много нового. Вот и сегодня Рома будет помогать нам узнавать новую информацию.

Рома знал, что существуют съедобные и несъедобные грибы. Также бабушка ему рассказывала, что организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк (ножку) и шляпку. Так и образовалось их название – шляпочные грибы. Рома нашел в холодильнике съедобные грибы.

Как они называются?

- Шампиньоны.

Верно, предлагаю вам рассмотреть шампиньон в разрезе.(Раздать детям половинки шампиньона)

Какие части гриба смог рассмотреть Рома?

Давайте выберем правильный ответ:

Шляпка и грибница или шляпка и ножка. СЛАЙД 6

Верно, молодцы. СЛАЙД 7

Дорисуем и подпишем части гриба (Приложение Б)

Выяснили ли мы, какое строение имеет гриб?

- Да.

Перейдем к следующему вопросу: Как грибы связаны с деревьями?

Ваши предположения?

- Они зацепляются грибницей за корни деревьев или другие ответы детей.

Для того, чтобы узнать верное или нет наше предположения, обратимся к учебнику. Открываем страницу 112. Найдите абзац, который начинается со слов «Многие грибы в лесу…»

Обсуждение предположений верные или нет были высказывания детей. СЛАЙД 8

А сейчас мы с вами поработаем в парах.

Вам нужно будет соединить названия с изображением грибов.

У каждой пары по 6 грибов на столах. На задание 3 минуты.

Отлично, проверим, как вы справились.

На слайд выведена картинка с правильными названиями грибов.

Если есть ошибки в названиях, поменяйте местами и запомните название и как выглядит гриб. СЛАЙД 9

А сейчас нам пора отправляться дальше.

Познавательные:

анализ;

обобщение;

построение логической цепи рассуждений;

использование знаково-символических средств.


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;


Регулятивные:

умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Физминутка

https://www.youtube.com/watch?v=_sIU8E7wQDY

-


Откроем страницу 114 и посмотрим, что есть грибы-обманщики.

Рассмотреть рисунки и прочитать описание съедобных грибов и ложных грибов.

Отлично, мы справились и решили еще одну задачу.

Сейчас мы узнаем, как правильно собирать грибы.

Давайте прочитаем, и подумаем, почему есть такие правила для сбора грибов. СЛАЙД 10

-Отлично, мы с вами справились со всеми задачами, пора возвращаться в класс.

Закрываем глазки. Звучит шум леса и топот ног.

Открываем глаза, вот мы с вами вернулись в наш класс.


6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Теперь ребята проверим, как вы работали на уроке.

Тестовая работа

Если вы согласны с утверждением, поднимите зеленый кружок, если не согласны, то красный. СЛАЙД 11

1. Грибы относятся к царству растений (Красный)

2. Грибы можно вырывать из земли (Красный)

3. Грибы можно сравнить с айсбергом (Зеленый)

4. Грибница – верхняя часть гриба (Красный)

5. Грибы бывают ядовитые и несъедобные (Красный)

6. Грибы нельзя собирать около дороги и промышленных предприятий (Зеленый)

7. Грибы берут питательные вещества из мертвых остатков растений и животных (Зеленый)

8. Грибы – санитары леса. (Зеленый)

9. Все грибы съедобные (Красные)

Отлично, все справились с заданием и запомнили новую информацию.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Познавательные:

анализ;

обобщение.


7. Этап включения в систему знаний и повторения

Мы с вами решили все поставленные задачи?

-Нет.

Какую задачу мы не решили? Если обучающиеся затрудняются, то задать наводящие вопросы. Методом исключения, они найдут задачу, которую не решили.

Мы выяснили, что грибы - отдельное царство?

- Да.

Выяснили строения гриба?

-Да.

Узнали, как собирать грибы?

- Да.

Узнали, что есть грибы-обманщики?

-Да.
Что же мы забыли?

- Узнать какую роль играют грибы в природе.

Для этого откройте стр. 113 в учебнике. Найдите абзац, который начинается со слов «А еще грибы…»


Когда вы будете выполнять домашнее задание в рабочих тетрадях, на стр. 43 №2 и на стр. 44 №4, вы узнаете еще больше о грибах, в электронных дневниках, у вас будут прикреплены страницы из атласа-определителя «Причудливые грибы».

Познавательные:

анализ;

аналогия;

использование знаково-символических средств;


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания

8. Рефлексия

А сейчас пора подводить итоги, дети, у кого под стулом есть надпись грибник. Высказывают свое мнение об уроке. Чему они научились, что нового узнали.

Остальные заполняют лист самооценки. СЛАЙД 12

Спасибо за урок. Выставление отметок, детям, которые активно работали.

Личностные: умение оценивать себя адекватно.


Регулятивные: умение оценивать собственную деятельность на уроке;

Понимает причины успеха/неуспеха учебной деятельности.











Приложение А




























Приложение Б





















Приложение В

Лист самооценки

знать о наличии царства грибов

знать строение гриба


знать съедобные и несъедобные грибы


знать грибы, занесённые в Красную книгу

понимать значение грибов для леса






Критерии оценивания:

- всё понял

- затруднялся ответить


- не справился






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!