Человек заболел ангиной. Скислось молоко, которое мы забыли поставить в холодильник. Листва, опавшая осенью с деревьев, к следующей весне превратилась в плодородный перегной. Чем вызывается болезнь, скисание молока, превращение листьев в перегной? Оказывается, все дело в живых организмах, существующих рядом с нами, но невидимых из-за маленьких размеров . Материал о них размещен в нашем учебнике.
Просмотрите страницы учебника 12-16 и задайте себе вопросы, ответы на которые вы могли бы получить исходя из содержания параграфа .
Царство Прокариоты. Общие свойства прокариотических клеток
сегодня на уроке продолжим работу по формированию умения находить и выделять необходимую информацию, работать с рисунками, структурировать знания, делать обобщения, сравнения и выводы.
задачи урока
- Выявить особенности строения бактерий.
- Научиться определять их формы и особенности объединения клеток;
- Выяснить, как они размножаются.
- На какие группы делятся по отношению к кислороду.
- Как питаются.
- Какую роль играют в природе и жизни человека.
Формулируем задачи урока.
Терминологическая работа.
Цитология - наука, изучающая клетку живого организма.
Микробиология – наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельность микроорганизмов.
Бактериология – наука, изучающая бактерий.
Терминологическая работа.
Царство прокариоты
подцарство:
Архибактерии
подцарство: Настоящие бактерии
подцарство:
Оксифотобактерии
Все бактерии имеют клеточное строение, но не имеют ядра .
Царство прокариот на основе важных особенностей жизнедеятельности подразделяют на три подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии.
Все бактерии имеют клеточное строение, но не имеют ядра.
сенная палочка
Знакомство с особенностями строения бактерий начнем с изучения сенной палочки. Рассмотрев микропрепараты под микроскопом, можно сделать вывод:
бактерия — всего одна палочковидная клетка с тонкой оболочкой и цитоплазмой. Типичного ядра в цитоплазме нет. Чтобы расширить представления об особенностях строения бактерий, научиться определять их формы и особенности объединения клеток необходимо поработать с текстом учебника, слайдами презентации.
1.Рибосома (синтез белков)
2.Выпячивание
цитоплазматической мембраны.
3.Цитоплазматическая мембрана.
4.Клеточная стенка.
5.Цитоплазма.
6.Пили.
7.Кольцевая хромосома(ДНК).
8.Жгутик(движение).
Изучите в учебнике строение бактериальной клетки.
Вывод:
- Нет ядра;
- Кольцевая днк-носитель наследств.информ.;
- Оболочка из 2-х слоёв, у некоторых из з (слизистая капсула);
- Клеточная стенка состоит из муреина(белок);
- Есть рибосомы – синтез белка.
Итак, Строение других бактерий сходно со строением сенной палочки. Бактерии или микроорганизмы не имеют оформленного ядра.
Носителем наследственной информации является замкнутая в кольцо молекула ДНК.
Оболочка состоит из двух слоев, некоторые бактерии имеют третий слой – слизистую капсулу. Клеточная стенка состоит из муреина. Внутри бактерии находятся рибосомы, не связанные с мембраной, но способные к синтезу белка.
Формы бактерий
Типы бактерий
Кокки
Характерис-тика
Бациллы или палочка
Внешний вид (рисунок)
Вибрионы
Спириллы
Изучите формы бактерий, материал учебника на странице учебника, заполните таблицу в тетради.
По форме бактерии делятся на кокки (диплококки, стрептококки, стафилококки), бациллы ,вибрионы, спириллы и др.
В ходе дальнейшего изучения бактерий необходимо выяснить, можно ли бактерии считать живыми организмами?
Размножение
Деление надвое
Спора- при неблагоприятных условиях
Бактерии по способу питания:
Гетеротрофы
Автотрофы
Питаются готовыми органическими веществами- гниющими остатками или паразитируют.
Хемосинтез- синтез орг.веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических соединений.
Фотосинтез- образуют органические молекулы из неорганических за счет энергии солнечного света
Бактерии по отношению к кислороду
Аэробы
Анаэробы
Существуют в кислородной среде
Существуют в бескислородной среде
Д/З
Стр.12-16, до слов «В природе бактерии…»,