13.03.2021 г. 7 класс
Тема: Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия.
Цель урока:
определить основные направления внутренней политики Алексея Михайловича;
сформировать представления о реформах государственного управления;
охарактеризовать сословия российского государства, их права.
План урока:
1. Последствия Смуты и задачи, стоящие перед новым правителем.
2. Правление Алексея Михайловича.
3. Соборное уложение 1649 г.
4. Судебные, административные, финансовые и военные реформы.
Основные понятия: соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.), абсолютизм.
Важнейшие даты: 1613-1645 гг. - правление Михаила Романова; 1632-1634 гг. - Смоленская война; 1645-1676 гг. - правление Алексея Михайловича; 1649 г. - принятие «Соборного уложения»; 1654-1667 г. - русско-польская война.
Ход урока
Проверка домашнего задания:
Последствия смуты и задачи, стоящие перед новым правителем.
Разрушение производительных сил (восстановились лишь через 50 лет);
Потеря территорий (побережье финского залива, область Карелии и выход в Балтику, потеря Смоленска, Чернигова);
Ослабление всех государственных структур;
Изменена природа царской власти (царя выбрали);
Повысился статус церкви.
Изучение нового материала
Главной задачей, которая стояла, перед новым правителем было, восстановление после Смуты. Решение этой задачи, а также военно - политических и иных вопросов требовали больших денежных затрат. Денежные поступления можно было увеличить только при усилении барщины и увеличении оброка, дополнительного налогообложения других сословий государства, а максимально эффективно это можно было сделать лишь при сосредоточении власти в одних руках. В целом деятельность первых Романовых была направлена на укрепление власти самодержца и создание эффективной системы управления огромным государством.
Запись в тетрадях понятия:
Абсолютизм - форма монархии, при которой в руках самодержца (монарха) сосредотачивалась вся власть в стране (законодательная, исполнительная, судебная).
2. После Михаила Федоровича престол занял его 16-летний сын от С. JI. Стрешневой Алексей. Алексей Михайлович «Тишайший» (1645- 1676 гг.) стремился как можно меньше вмешиваться в государственные дела, передоверяя их приближенным.
Работа с учебником: самостоятельно прочитать о центральном и местном управлении в учебнике и выписать в тетрадь.
Государственный аппарат России в XVII в
центральное управление
Царь - глава государства, монарх, богоизбранный правитель.
Патриарх Всея Руси - глава русской православной церкви.
Боярская Дума - аристократический совет (от 50 до 100 человек), состояла из четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.
а) возглавляли приказы,
б) решали местнические споры,
в) были полковыми воеводами и воеводами важнейших городов.
Земские соборы сословно-представительный орган. По сути, должен был представлять интересы всех сословий, обладал распорядительной и законодательной властью в государстве, на деле к концу века представлял главным образом дворян и посадских людей.
а) вопросы дипломатии,
б) внешних сношений,
в) введения экстренных налогов.
Приказы - органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь «приказывал» ведать тс или иные дела. В XVII в. резко растет число приказов (40 - постоянных, остальные - временные). Четкое разделение функций отсутствовало. Численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал и без того довольно нечеткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Приказы полностью подчинялись Царю и Боярской Думе, и контролировали исполнение дел местными властями. Местное управление – Воеводы.
а) военные,
б) судебные,
в) административные,
г) полицейские функции.
Постепенно воеводская власть довольно быстро распространяется на всю страну, подчиняя и вытесняя органы самоуправления.
Земские старосты избирались местными крестьянами и посадскими людьми из своей среды.
Земские избы.
а) управление посадами и волостями,
б) сбор налогов,
в) суд по гражданским делам.
Губные старости избирались местными дворянами из своей среды
Губные избы рассматривали уголовные дела.
3. В 1648-1649 гг. состоялся Земский собор посвященный составлению нового судебника - Соборного уложения. Первые 3 главы Соборного уложения содержали статьи о престиже царской власти и преступлениях против нее и против церкви. Любая критика Бога и церкви влекла за собой сожжение на костре. Измена, оскорбление чести государя, бояр, воевод - казнь. Обнажение оружия в присутствии царя - отсечение руки. Соборное уложение регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Ряд статей регламентировал развитие крупного землевладения. В частности, еще в большей степени наметилась тенденция сближения вотчинного и поместного землевладения, а также дальнейшее ограничение церковного. Уложение удовлетворило, прежде всего, требования дворян и посадских людей. Глава XI «Суд о крестьянах» детально трактовала вопрос о крестьянской крепости. Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных, запрет перехода к новым владельцам в Юрьев день. Феодалы получили право полностью распоряжаться личностью крестьянина. Таким образом, система крепостного права получила юридическое оформление.
Вывод: все крестьянское население прикреплено к феодалам, все посадское - к городам. Усиление власти монарха = путь к установлению абсолютизма. Соборное Уложение принято в интересах сословий господствующего класса, стремящихся к объединению.
Соборное уложение 1649 г. формально действовало до 1832 г
4. Русское войско состояло из служилых людей по отечеству (феодалы из думных, московских чинов, городовых дворян) и служилых по прибору (стрельцы, казаки, пушкари).
Предпринимаются попытки реорганизации армии: в 1631 г. создаются полки «нового строя», куда набирались «даточные люди» (сто крестьянских дворов давали в пожизненную службу одного солдата), проходившие военное обучение под началом офицеров-иностранцев.
III. Итог урока.
В целом реформы первых Романовых были прогрессивными, т. к. отвечали главным внутренне и внешнеполитическим нуждам русского государства.
Работа с документом «Из соборного Уложения» ознакомиться и ответить на вопросы к нему на стр. 115.
IY. Домашнее задание: § 18,