СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудовая деятельность- один из факторов воспитания личности

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание 

Просмотр содержимого документа
«Трудовая деятельность- один из факторов воспитания личности»

Введение


Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию и самореализации. Под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в коллективе. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.


Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда:

  • Учебный труд -включает в себя труд умственный и физический.

  • Общественно полезный труд- организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома.

  • Производительный труд- предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения.


Разнообразные виды труда, предусмотренные общеобразовательной программой, неодинаковы по своим педагогическим возможностям. Содержание и значение их меняется на том или ином возрастном этапе.



В современной образовательной системе существует ряд разработанных и успешно функционирующих способов организации трудового воспитания в рамках основной общеобразовательной программы воспитания и социализации (на уровнях основного общего и среднего общего образования), в том числе внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. А конкретно на примере организации, временного ученического коллектива, работа которого направленна на выполнение определенной работы (оформление помещения для проведения общешкольных мероприятий).


Цель:

Повышение у обучающихся мотивации к самостоятельной трудовой деятельности и поддержание её активности на протяжении всего процесса с помощью различных форм внеурочной работы.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач трудового воспитания:

- формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике;

- воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

- вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.




Планируемые результаты трудового мероприятия

1. Трудолюбие, уважительное отношение к труду, к его результатам и людям труда.

2. Высокая личная заинтересованность и производительность труда.

3. Самоорганизация.

4. Ответственное отношение к умственному и физическому труду.

5. Опыт участия в социально значимом труде (индивидуальном, групповом).

6. Осознание своих возможностей и ограничений.



Ход мероприятия.

По данной структуре оформляется зал ко всем традиционным общешкольным мероприятиям. Разберем на примере проведения Новогодних праздников

В сельских школах, как правило не большое количество обучающихся ( конкретно в МОУ «СОШ с.М-Лашмино» - 41 ученик) поэтому в работе задействованы все классы с 1 по 9.

Каждая возрастная категория ответственна за определенный этап в общем деле, что способствует воспитанию ответственности на всех этапах и во всех возрастных категориях. Идёт накопление и развитие трудовых традиций в школе.

  • Самый старший класс – 9, Инициативная группа является ответственной за конечный результат, она же курирует весь процесс.

  • ведет поиск различных вариантов

  • разрабатывает макет

  • распределяет обязанности по классам

  • помогает реализации идеи при возникающих трудностях

  • Мальчики 8-9 классов занимаются установкой ёлки . В здание школы привозятся ветки ели различной величины. Имеется каркас из металлических труб

  • помогают вносить ветви в актовый зал

  • устанавливают каркас

  • подгоняют ветви по нужному размеру

  • собирают ель

  • занимаются ремонтом и установкой электрических гирлянд, прожекторов



  • девочки 8-9 классов работают над костюмами для проведения мероприятий

  • читают сценарий мероприятия

  • креативно подходят к изготовлению каждого костюма



  • 7 класс занимается изготовлением декораций

  • наряжают ёлку игрушками и мишурой

  • изготавливают отдельные элементы декорации, с последующей их группировкой в единое целое

  • вывешивают новогодние стенгазеты, рисунки

  • 5-6 классы – украшают зал



  • развешивают бумажные цепи

  • разукрашивают окна

  • крепят вырезанные снежинки

  • украшают зал игрушками , сделанными в школьных объединениях





  • 1-4кл - работают с бумагой .



  • вырезают из салфеток снежинки и ажурные фигурки

  • изготавливаю снежинки и цепи из цветной бумаги

  • клеят фонарики



Положительное отношение к труду достигается при помощи таких методов, как убеждение, разъяснение и упражнение. Постоянные упражнения приводят к отличным результатам, а это доставляет человеку радость и желание еще больше трудиться. Таким образом формируется трудолюбие.



На подготовительном этапе проходят конкурсы семейных плакатов, классных стенгазет, детских рисунков. Ведется работа по подбору сценариев проведения праздников для разных возрастных категорий. Поиск и репетиции творческих номеров художественной самодеятельности от каждого классного коллектива т.е. творческую активность школьников. Использование средств массовой информации

На каждом этапе работы, каждая возрастная группа видит плоды своих трудов, это доставляет обучающимся радость. Каждый ребенок может показать своим родственникам, пришедшим на праздник, объём работы выполненный его коллективом и конкретно им самим. Это огромная мотивация к труду. Общественное признание играет значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду.

Среди обучающихся есть два ребенка инвалида, которые принимают активное участие в трудовой деятельности, показывая свою способность трудиться и силу воли для преодоления трудностей, которые могут возникнуть в трудовом процессе.

Пи данной работы, конечно же праздник.

Заключительным этапом является разбор оформления, которым занимается инициативная группа - 9 класс.

На протяжении всей работы над данным мероприятием мы видим определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов и выполнения.

Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Школьник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу



  • Индивидуальные поручения, способствующие развитию бережливости и трудолюбия у ребенка;

  • Формирование и поддержание трудовых обычаев в школе;

  • Создание постоянных и временных объединений, нацеленных на осуществление конкретной работы.

  • Взаимодействие обучающихся между собой

  • Включение каждого в совместную творческую деятельность



На протяжении всей работы видны три функции трудового мероприятия:

1) обучающая - овладение обучающимися практическими умениями и навыками в сфере труда;

2) развивающая - обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;

3) воспитательная - правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.



Заключение.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь детям увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни.

Задача воспитания трудолюбия – одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность,

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!