СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудоустройство выпускников вузов: новые вызовы и риски

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе актуальными проблемами являются трудоустройство выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. В статье рассматриваются основные проблемы трудоустройства выпускников вузов и направления содействия их занятости.

Просмотр содержимого документа
«Трудоустройство выпускников вузов: новые вызовы и риски»



студ. Иванов М.К.

(научный рук.- проф. Санкова Л.В.)

г. Саратов, Российская Федерация

Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю.А.


ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ.


Аннотация. На современном этапе актуальными проблемами являются трудоустройство выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. В статье рассматриваются основные проблемы трудоустройства выпускников вузов и направления содействия их занятости.

Ключевые слова: выпускники вузов, трудоустройство, карьера, рынок труда.


Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания высших учебных заведений, неизбежно сталкиваются с проблемой трудоустройства. Основными адаптационными барьерами молодых людей на современном рынке труда являются: низкая конкурентоспособность, отсутствие у большинства молодежи необходимых знаний и навыков самоопределения на рынке труда, опыта работы; несоответствие профессионально–квалификационной структуры молодежи потребностям экономики и структуре имеющихся вакансий, а также отсутствие механизма, обеспечивающего взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, отсталость кадровой политики большинства организаций, ориентированных, в основном, на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие. [1] [2]

Рассмотрим результаты анкетирования респондентов старших курсов СГТУ имени Гагарина Ю.А. В исследовании приняли участие 117 чел. В числе трудностей при поиске работы респонденты отметили следующее:

  • отсутствие практического опыта работы (53% опрошенных);

  • 18% отметили отсутствие навыков эффективного поведения на рынке труда и технологий поиска и трудоустройства (умение самопрезентовать себя работодателю, навыки проведения переговоров, правильного поведения на собеседовании, грамотного составления резюме и рекомендательных писем);

  • 15% –недостаточный уровень теоретических знаний, полученных во время учебы в вузе,

  • 11% респондентов столкнулись с высокими требованиями, предъявляемыми работодателями к соискателям к их уровню и качеству профессиональной подготовки и наличию личных качеств.

Трудностей не возникало в период поиска работы у 35% опрошенных.

Будущие выпускники всех подразделений отмечают главным фактором, препятствующим трудоустройство молодых специалистов, отсутствие практического опыта работы, а также и остальные перечисленные выше затрудняющие условия.


Рисунок 1. - Распределение ответов на вопрос «С какими трудностями Вы столкнулись в период поиска работы?»



Переходящая от учебы к работе молодежь создает предложение в наиболее гибком и активном сегменте рынке труда, однако при найме она гораздо уязвимее, чем старшие работники, из-за отсутствия опыта работы, недостатков в понимании требований рынка труда и особенностей его функционирования. Как показывают результаты нашего исследования , лишь 20.7% будущих выпускников определились с будущим местом работы. [3]

Особенно актуальными проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций становятся из-за растущей несогласованности между системой образования и рынком труда.

На современном рынке труда именно молодежь сталкивается с высокими рисками безработицы. На долю вакансий для молодежи в 1 половине 2020 года в среднем приходилось 7% всех вакансий. 11,7% — уровень безработицы в России среди молодежи 20-24 лет. По сравнению с 1 полугодием 2019 года количество вакансий, подходящих соискателям без опыта, уменьшилось на 33%, а доля резюме сократилась на 0,3%. Конкурс молодых специалистов при трудоустройстве в 1 полугодии 2020 года составил 14 человек на одно место. [4]

Рисунок 4. – Спрос и предложение на рынке труда России на молодых специалистов в цифрах (Источник: hh.ru)


В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп, молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, молодежь является наиболее восприимчивой ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности. Популяризация высшего образования, с одной стороны, увеличивает шансы молодежи устроиться на работу, с другой стороны, может затруднять его. [5]

Таким образом, с одной стороны, молодые специалисты являются перспективными в условиях рыночной борьбы, у данной категории специалистов отсутствует стереотипное и устоявшееся мышление, они обладают свежим, неординарным взглядом на самые разные проблемы.

С другой же стороны, отсутствие опыта, практических навыков у данной категории делают эту категорию специалистов наиболее сложной и проблемной для работодателя.

Основными направлениями деятельности по содействию адаптации молодежи на рынке труда должны стать: повышение качества профориентации, усиление практико-ориентированной профессиональной подготовки; обеспечение обратной связи между субъектами рынка труда в вопросах о взаимных потребностях и ожиданиях, а также о прогнозируемых тенденциях их развития; содействие временному и постоянному трудоустройству как учащейся молодежи, так и выпускников средне специальных и высших учебных заведений; содействие молодежному предпринимательству, юридические консультации и т.д. [6]

Как показывают результаты моего исследования выпускники желают получать дополнительную информацию о рынке труда, вакансиях и стажировках – 71.2% респондентов, наблюдается необходимость в обучении технологиям эффективного поведения на рынке труда (резюме, самопрезентация, собеседование и т.п.) – 65.8% опрошенных, получать информацию о программах предпринимательства – 42.3%, получать юридическое консультирование – 37.8% респондентов.


Рисунок 3. - Распределение ответов на вопрос «Какую дополнительную помощь Вы хотели бы получить в содействии Вашему трудоустройству и успешному развитию карьеры?»


В связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020-21 году и специфики ситуации на рынке труда, Минобрнауки России разработало системные меры поддержки по трудоустройству студентов и выпускников университетов. Совместно с Фондом содействия инноваций Минобрнауки России планирует расширение программ «УМНИК» и «СТАРТ», направленных на поддержку научно-технических проектов молодых ученых, и создание новых программ по трудоустройству выпускников на стартовые исследовательские позиции в вузах и научных организациях страны. В 2021 году будут реализованы специальные меры привлечения выпускников 2020 года на исследовательские позиции в вузы и научные организации, к началу 2021 года Минобрнауки России уже аккумулировали 5 тыс. вакансий на исследовательские позиции, которые размещены на портале “Работа в России”. Как и в предыдущие годы, в летнее время трудоустройство студентов организовано совместно с Российскими студенческими отрядами. Министерство выступит соисполнителем государственной программы «Содействие занятости населения», направленной на интеграцию центров карьеры вузов с региональными центрами занятости. Работа по этому направлению ведется в сотрудничестве с Министерством труда РФ. [7]


Литература:

  1. Проблемы трудоустройства молодых специалистов / В.В. Екомасов // Кадры предприятия. – 2003. – №3

  2. Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 12. – С. 1249-1268

  3. Чередниченко Галина Анатольевна Выпускник на рынке труда (по материалам опроса Росстата) // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №4.

  4. Интернет-ресурс: https://spb.hh.ru/article/27187

  5. Устинова К.А., Попов А.В. Включение молодежи в трудовую деятельность: ментальные барьеры и направления их преодоления // Мониторинг. 2018. №6 (148).

  6. Буковцова Нина Ивановна, Ремезова Лариса Асхатовна Практико-ориентированная подготовка выпускников вуза в соответствии с требованиями современного рынка труда как условие гарантированного трудоустройства // Поволжский педагогический вестник. 2017. №2 (15).

  7. Интернет-ресурс: https://old.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2771


©М.К Иванов, 2021


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!