студ. Иванов М.К.
(научный рук.- проф. Санкова Л.В.)
г. Саратов, Российская Федерация
Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю.А.
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ.
Аннотация. На современном этапе актуальными проблемами являются трудоустройство выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. В статье рассматриваются основные проблемы трудоустройства выпускников вузов и направления содействия их занятости.
Ключевые слова: выпускники вузов, трудоустройство, карьера, рынок труда.
Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания высших учебных заведений, неизбежно сталкиваются с проблемой трудоустройства. Основными адаптационными барьерами молодых людей на современном рынке труда являются: низкая конкурентоспособность, отсутствие у большинства молодежи необходимых знаний и навыков самоопределения на рынке труда, опыта работы; несоответствие профессионально–квалификационной структуры молодежи потребностям экономики и структуре имеющихся вакансий, а также отсутствие механизма, обеспечивающего взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, отсталость кадровой политики большинства организаций, ориентированных, в основном, на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие. [1] [2]
Рассмотрим результаты анкетирования респондентов старших курсов СГТУ имени Гагарина Ю.А. В исследовании приняли участие 117 чел. В числе трудностей при поиске работы респонденты отметили следующее:
отсутствие практического опыта работы (53% опрошенных);
18% отметили отсутствие навыков эффективного поведения на рынке труда и технологий поиска и трудоустройства (умение самопрезентовать себя работодателю, навыки проведения переговоров, правильного поведения на собеседовании, грамотного составления резюме и рекомендательных писем);
15% –недостаточный уровень теоретических знаний, полученных во время учебы в вузе,
11% респондентов столкнулись с высокими требованиями, предъявляемыми работодателями к соискателям к их уровню и качеству профессиональной подготовки и наличию личных качеств.
Трудностей не возникало в период поиска работы у 35% опрошенных.
Будущие выпускники всех подразделений отмечают главным фактором, препятствующим трудоустройство молодых специалистов, отсутствие практического опыта работы, а также и остальные перечисленные выше затрудняющие условия.
Рисунок 1. - Распределение ответов на вопрос «С какими трудностями Вы столкнулись в период поиска работы?»
Переходящая от учебы к работе молодежь создает предложение в наиболее гибком и активном сегменте рынке труда, однако при найме она гораздо уязвимее, чем старшие работники, из-за отсутствия опыта работы, недостатков в понимании требований рынка труда и особенностей его функционирования. Как показывают результаты нашего исследования , лишь 20.7% будущих выпускников определились с будущим местом работы. [3]
Особенно актуальными проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций становятся из-за растущей несогласованности между системой образования и рынком труда.
На современном рынке труда именно молодежь сталкивается с высокими рисками безработицы. На долю вакансий для молодежи в 1 половине 2020 года в среднем приходилось 7% всех вакансий. 11,7% — уровень безработицы в России среди молодежи 20-24 лет. По сравнению с 1 полугодием 2019 года количество вакансий, подходящих соискателям без опыта, уменьшилось на 33%, а доля резюме сократилась на 0,3%. Конкурс молодых специалистов при трудоустройстве в 1 полугодии 2020 года составил 14 человек на одно место. [4]
Рисунок 4. – Спрос и предложение на рынке труда России на молодых специалистов в цифрах (Источник: hh.ru)
В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп, молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, молодежь является наиболее восприимчивой ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности. Популяризация высшего образования, с одной стороны, увеличивает шансы молодежи устроиться на работу, с другой стороны, может затруднять его. [5]
Таким образом, с одной стороны, молодые специалисты являются перспективными в условиях рыночной борьбы, у данной категории специалистов отсутствует стереотипное и устоявшееся мышление, они обладают свежим, неординарным взглядом на самые разные проблемы.
С другой же стороны, отсутствие опыта, практических навыков у данной категории делают эту категорию специалистов наиболее сложной и проблемной для работодателя.
Основными направлениями деятельности по содействию адаптации молодежи на рынке труда должны стать: повышение качества профориентации, усиление практико-ориентированной профессиональной подготовки; обеспечение обратной связи между субъектами рынка труда в вопросах о взаимных потребностях и ожиданиях, а также о прогнозируемых тенденциях их развития; содействие временному и постоянному трудоустройству как учащейся молодежи, так и выпускников средне специальных и высших учебных заведений; содействие молодежному предпринимательству, юридические консультации и т.д. [6]
Как показывают результаты моего исследования выпускники желают получать дополнительную информацию о рынке труда, вакансиях и стажировках – 71.2% респондентов, наблюдается необходимость в обучении технологиям эффективного поведения на рынке труда (резюме, самопрезентация, собеседование и т.п.) – 65.8% опрошенных, получать информацию о программах предпринимательства – 42.3%, получать юридическое консультирование – 37.8% респондентов.
Рисунок 3. - Распределение ответов на вопрос «Какую дополнительную помощь Вы хотели бы получить в содействии Вашему трудоустройству и успешному развитию карьеры?»
В связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020-21 году и специфики ситуации на рынке труда, Минобрнауки России разработало системные меры поддержки по трудоустройству студентов и выпускников университетов. Совместно с Фондом содействия инноваций Минобрнауки России планирует расширение программ «УМНИК» и «СТАРТ», направленных на поддержку научно-технических проектов молодых ученых, и создание новых программ по трудоустройству выпускников на стартовые исследовательские позиции в вузах и научных организациях страны. В 2021 году будут реализованы специальные меры привлечения выпускников 2020 года на исследовательские позиции в вузы и научные организации, к началу 2021 года Минобрнауки России уже аккумулировали 5 тыс. вакансий на исследовательские позиции, которые размещены на портале “Работа в России”. Как и в предыдущие годы, в летнее время трудоустройство студентов организовано совместно с Российскими студенческими отрядами. Министерство выступит соисполнителем государственной программы «Содействие занятости населения», направленной на интеграцию центров карьеры вузов с региональными центрами занятости. Работа по этому направлению ведется в сотрудничестве с Министерством труда РФ. [7]
Литература:
Проблемы трудоустройства молодых специалистов / В.В. Екомасов // Кадры предприятия. – 2003. – №3
Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 12. – С. 1249-1268
Чередниченко Галина Анатольевна Выпускник на рынке труда (по материалам опроса Росстата) // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №4.
Интернет-ресурс: https://spb.hh.ru/article/27187
Устинова К.А., Попов А.В. Включение молодежи в трудовую деятельность: ментальные барьеры и направления их преодоления // Мониторинг. 2018. №6 (148).
Буковцова Нина Ивановна, Ремезова Лариса Асхатовна Практико-ориентированная подготовка выпускников вуза в соответствии с требованиями современного рынка труда как условие гарантированного трудоустройства // Поволжский педагогический вестник. 2017. №2 (15).
Интернет-ресурс: https://old.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2771
©М.К Иванов, 2021