СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудные вопросы тестовой части ОГЭ-2024

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации предлагаются алгоритмы работы над трудными вопросами тестовой части ОГЭ-2024. 

Просмотр содержимого документа
«Трудные вопросы тестовой части ОГЭ-2024»

Трудные вопросы тестовой части  ОГЭ-2024 по русскому языку Литвинова Н.А., учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «СОШ№7» Г. Южноуральска

Трудные вопросы тестовой части ОГЭ-2024 по русскому языку

Литвинова Н.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МАОУ «СОШ№7»

Г. Южноуральска

Тестовая часть: задания 2-12 Тестовая часть экзамена по русскому языку - это 2-я часть экзамена, она предполагает работу с текстом . Тестовая часть состоит из 11 заданий, начиная со 2-го и заканчивая 12-м. За выполнение этой части ученик получает 11 баллов. Задания 2,3,4,5,6,7,10,11 предполагают несколько ответов (от 1 до 3), но если хотя бы один вариант назван неправильно, весь ответ не засчитывается. При выполнении этой части экзамена необходимо быть предельно внимательным.

Тестовая часть: задания 2-12

  • Тестовая часть экзамена по русскому языку - это 2-я часть экзамена, она предполагает работу с текстом .
  • Тестовая часть состоит из 11 заданий, начиная со 2-го и заканчивая 12-м.
  • За выполнение этой части ученик получает 11 баллов.
  • Задания 2,3,4,5,6,7,10,11 предполагают несколько ответов (от 1 до 3), но если хотя бы один вариант назван неправильно, весь ответ не засчитывается.
  • При выполнении этой части экзамена необходимо быть предельно внимательным.
Изменения  в  КИМ  ОГЭ  2024  года «В  ЦЕЛОМ  СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ  ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ  МОДЕЛИ  КИМ НЕ  ПРЕТЕРПЕЛИ  СУЩЕСТВЕННОЙ  ТРАНСФОРМАЦИИ». (Спецификация  КИМ ОГЭ  2024, ФИПИ)

Изменения в КИМ ОГЭ 2024 года

«В ЦЕЛОМ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ МОДЕЛИ КИМ

НЕ ПРЕТЕРПЕЛИ СУЩЕСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ».

(Спецификация КИМ ОГЭ 2024, ФИПИ)

Изменения  в  КИМ  ОГЭ  2024  года В  связи  с  включением  новых  заданий  изменились  количество  и  нумерация  всех  заданий  экзаменационной  работы. В  экзаменационную  модель  добавлены  четыре  новых  задания: задание 2  (синтаксический  анализ);  задание 4  (пунктуационный  анализ);  задание 7 (орфографический анализ);   задание  8  (морфологические нормы). Синтаксический  анализ  представлен  теперь  в  двух  заданиях  —  во  втором  ( определение  грамматической  основы)  и  в  третьем  (собственно  синтаксический  анализ  структуры  предложения). Оба  задания  выполняются  на  основе  одного  микротекста.

Изменения в КИМ ОГЭ 2024 года

  • В связи с включением новых заданий изменились количество и нумерация всех заданий экзаменационной работы.
  • В экзаменационную модель добавлены четыре новых задания:

задание 2 (синтаксический анализ);

задание 4 (пунктуационный анализ);

задание 7 (орфографический анализ);

задание 8 (морфологические нормы).

  • Синтаксический анализ представлен теперь в двух заданиях — во втором ( определение грамматической основы) и в третьем (собственно синтаксический анализ структуры предложения). Оба задания выполняются на основе одного микротекста.
Изменения  в  КИМ  ОГЭ  2024  года Пунктуационный  анализ  представлен  также  в  двух  заданиях  —  в  четвёртом  и  в  пятом.  Задание  4  дано  в  виде  таблицы  на  установление соответствия  и  по  форме  является  аналогом  задания  8   ЕГЭ. Орфографический  анализ  также  представлен  теперь  в  двух  заданиях  –  в  шестом  и  в  седьмом.

Изменения в КИМ ОГЭ 2024 года

  • Пунктуационный анализ представлен также в двух заданиях — в четвёртом и в пятом. Задание 4 дано в виде таблицы на установление соответствия и по форме является аналогом задания 8 ЕГЭ.
  • Орфографический анализ также представлен теперь в двух заданиях – в шестом и в седьмом.
 Задание  2 и 3  Синтаксический анализ предложений Задание 2 тестовой части разделили на 2 номера (в новой версии ОГЭ это номера 2 и 3 ).  Теперь встретятся оба типа этого задания вместо одного:   поиск грамматических основ и знание характеристик предложения. Задания 2 и 3 выполняются по небольшому тексту, помещенному в начале теста.

Задание 2 и 3 Синтаксический анализ предложений

  • Задание 2 тестовой части разделили на 2 номера (в новой версии ОГЭ это номера 2 и 3 ). Теперь встретятся оба типа этого задания вместо одного:   поиск грамматических основ и знание характеристик предложения.
  • Задания 2 и 3 выполняются по небольшому тексту, помещенному в начале теста.

Задание  2 (1)Авантюрин  —  один  из  самых  прекрасных, почитаемых  и  загадочных  самоцветов  в  мире.  (2)Старинная  легенда  гласит,  что  камень появился  благодаря  случайному  попаданию блёсток  в  жидкую  стеклянную  массу  в  одной  из  мастерских  Венеции.  (3)На  самом  деле  минерал  авантюрин  является  мелкозернистой разновидностью  кварца.  (4)В  Китае  его  называли «камнем  императоров»,  ведь  именно  из  него была  вырезана  печать  властителя.  (5)В  Европе  из  него  делали  множество  вещей,  начиная  от  украшений  и  заканчивая  статуэтками,  вазочками  и  ручками  для  столовых  приборов.

Задание 2

(1)Авантюрин — один из самых прекрасных,

почитаемых и загадочных самоцветов в мире. (2)Старинная легенда гласит, что камень

появился благодаря случайному попаданию

блёсток в жидкую стеклянную массу в одной из мастерских Венеции. (3)На самом деле минерал авантюрин является мелкозернистой

разновидностью кварца. (4)В Китае его называли

«камнем императоров», ведь именно из него

была вырезана печать властителя. (5)В Европе из него делали множество вещей, начиная от украшений и заканчивая статуэтками, вазочками и ручками для столовых приборов.

Задание  2  Укажите  варианты  ответов,  в  которых  верно  определена  грамматическая  основа  в  одном  из  предложений  или  в  одной  из  частей  сложного  предложения  текста.  Запишите  номера  ответов. авантюрин  –  один  из  самоцветов  (предложение 1) легенда  гласит  (предложение  2) минерал  является  (предложение  3) печать  была  (предложение  4) делали (предложение  5)  Ответ:  .

Задание 2

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  • авантюрин – один из самоцветов (предложение 1)
  • легенда гласит (предложение 2)
  • минерал является (предложение 3)
  • печать была (предложение 4)
  • делали (предложение 5)

Ответ: .

Что  повторяем?

Что повторяем?

Задание 3

Задание 3

Задание 2 и 3. Синтаксический анализ Что нужно повторить?  Способы выражения грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого.  Что представляют собой второстепенные члены предложения, как их отличить друг от друга.  Чем может быть осложнено простое предложение.  Что такое сложное предложение, какими бывают его виды, что такое придаточная часть и какой может быть она.  Способы подчинения придаточной части.

Задание 2 и 3. Синтаксический анализ

Что нужно повторить?

Способы выражения грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого.

Что представляют собой второстепенные члены предложения, как их отличить друг от друга.

Чем может быть осложнено простое предложение.

Что такое сложное предложение, какими бывают его виды, что такое придаточная часть и какой может быть она.

Способы подчинения придаточной части.

Алгоритм выполнения заданий 2 и 3: Вспомнить, что такое грамматическая основа предложения (ГО): это подлежащее и сказуемое. Вспомнить, чем может быть выражено ПОДЛЕЖАЩЕЕ( только в форме именительного падежа: Кто? Что?) и СКАЗУЕМОЕ (ПГС,СГС И СИС). Вспомнить, что предложение могут быть как простое (одна ГО), так и сложное (несколько ГО). Вспомнить, что предложения могут быть как двусоставные ( подлежащее и сказуемое), так и односоставное (или подлежащее, или сказуемое). Вспомнить, что и подлежащее, и сказуемое могут быть однородными членами предложения. Вы должны повторить всю теорию синтаксиса простого и сложного предложения.

Алгоритм выполнения заданий 2 и 3:

  • Вспомнить, что такое грамматическая основа предложения (ГО): это подлежащее и сказуемое.
  • Вспомнить, чем может быть выражено ПОДЛЕЖАЩЕЕ( только в форме именительного падежа: Кто? Что?) и СКАЗУЕМОЕ (ПГС,СГС И СИС).
  • Вспомнить, что предложение могут быть как простое (одна ГО), так и сложное (несколько ГО).
  • Вспомнить, что предложения могут быть как двусоставные
  • ( подлежащее и сказуемое), так и односоставное (или подлежащее, или сказуемое).
  • Вспомнить, что и подлежащее, и сказуемое могут быть однородными членами предложения.
  • Вы должны повторить всю теорию синтаксиса простого и сложного предложения.
Задание  4. Пунктуационный анализ предложений Задание. Установите  соответствие  между пунктуационными  правилами  и  предложениями,  которые  могут  служить  примерами  для  приведённых пунктуационных правил. К  каждой  позиции  первого  столбца  подберите  соответствующую  позицию  из  второго  столбца.

Задание 4. Пунктуационный анализ предложений

Задание. Установите соответствие между

пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Алгоритм выполнения задания 4

1. Прочитайте внимательно 3 пунктуационных правила в первом столбце. Подчеркните в них знак препинания, которому посвящено правило. Это запятая, тире, двоеточие. Возможны кавычки.

2.Прочитайте 5 предложений во втором столбце. В ответ из них попадут только три предложения.

3. Если в первом столбце есть, например, пунктуационное правило на постановку тире (или двоеточия), то вы можете найти среди предложений те, в которых стоят тире (или двоеточие), а затем прочитать само правило еще раз и определить, какое из предложений ему соответствует.

4. Обязательно изучите формулировку самого правила: там будут указаны условия, при которых ставится тот или иной знак препинания.

5. Сложнее с поиском ответа, если нужно найти правило с запятой: обычно каждое из пяти предложений содержит этот знак препинания. В таком случае поможет синтаксический разбор предложений: сделайте его графически. Обязательно найти в предложениях грамматические основы.

6. В ваш ответ попадут только 3 предложения, которые соответствуют трем правилам. Внесите номера предложений в таблицу.

7. Порядок цифр в ответе значим: если ошибетесь с постановкой цифр, то ответ обнулится.

Задание  5. Пунктуационный  анализ предложений

Задание 5. Пунктуационный анализ предложений

Задание 5. Пунктуационный анализ Это задание нового формата, которое включает в себя абсолютно всю пунктуацию, которую школьники изучали на протяжении всего обучения. Оно также представлено в форме небольшого текста, в котором пропущены знаки препинания. На месте возможных знаков препинания стоят цифры, нужно выписать только те, которые соответствуют пунктуационному оформлению предложения. В среднем таких цифр может быть около 10.

Задание 5. Пунктуационный анализ

Это задание нового формата, которое включает в себя абсолютно всю пунктуацию, которую школьники изучали на протяжении всего обучения.

Оно также представлено в форме небольшого текста, в котором пропущены знаки препинания. На месте возможных знаков препинания стоят цифры, нужно выписать только те, которые соответствуют пунктуационному оформлению предложения. В среднем таких цифр может быть около 10.

Задание 5. Пунктуационный анализ 1,3,4,5,6,7,8,9

Задание 5. Пунктуационный анализ

1,3,4,5,6,7,8,9

Задание  5. Пунктуационный  анализ предложений Расставьте  знаки  препинания.  Укажите  цифры,  на  месте  которых  должны  стоять  запятые . Читай  не затем (1) чтобы противоречить  (2) и  опровергать (3) не затем (4) чтобы принимать на  веру (5) и не затем (6) чтобы найти предмет для  беседы  (7)  но  (8) чтобы  мыслить (9)  и  рассуждать.

Задание 5. Пунктуационный анализ предложений

  • Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые .
  • Читай не затем (1) чтобы противоречить (2) и опровергать (3) не затем (4) чтобы принимать на веру (5) и не затем (6) чтобы найти предмет для беседы (7) но (8) чтобы мыслить (9) и рассуждать.
Задание  5. Пунктуационный  анализ предложений Расставьте  знаки  препинания.  Укажите  цифры,  на  месте  которых  должны  стоять  кавычки. Творчество Андрея Рублёва стало символом эпохи  русского  (1) Возрождения  (2).  Самое  знаменитое  произведение Рублёва – икона (3)Троица (4). Этот  шедевр мировой живописи создан для главного  храма (5)Троице-Сергиевой лавры (6) в память о её  основателе  Сергии  Радонежском.

Задание 5. Пунктуационный анализ предложений

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

  • Творчество Андрея Рублёва стало символом эпохи русского (1) Возрождения (2). Самое знаменитое произведение Рублёва икона (3)Троица (4). Этот шедевр мировой живописи создан для главного храма (5)Троице-Сергиевой лавры (6) в память о её основателе Сергии Радонежском.
Задание  5 . Пунктуационный  анализ предложений Что повторяем?  Правила  постановки  ЧЕТЫРЁХ  знаков  препинания: ЗАПЯТОЙ; ДВОЕТОЧИЯ; ТИРЕ; КАВЫЧЕК

Задание 5 . Пунктуационный анализ предложений

Что повторяем?

Правила постановки ЧЕТЫРЁХ знаков препинания:

  • ЗАПЯТОЙ;
  • ДВОЕТОЧИЯ;
  • ТИРЕ;
  • КАВЫЧЕК
Задание 5. Пунктуационный анализ предложений Что нужно повторить?  Знаки препинания при однородных членах предложения.  Обособленные члены предложения.  Вводные слова и вставные сочетания слов, обращения.  Знаки препинания в сложносочиненным, сложноподчиненном и бессоюзном сложных предложениях.  Пунктуация в предложении с прямой речью.

Задание 5. Пунктуационный анализ предложений

Что нужно повторить?

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Обособленные члены предложения.

Вводные слова и вставные сочетания слов, обращения.

Знаки препинания в сложносочиненным, сложноподчиненном и бессоюзном сложных предложениях.

Пунктуация в предложении с прямой речью.

Что  повторяем

Что повторяем

Что повторяем

Что повторяем

Что  повторяем Тире между  подлежащим  и  сказуемым; перед  обобщающим  словом  при  однородных  членах  предложения; при  бессоюзной  связи  частей  сложного  предложения,  в  том  числе  и  в  предложениях  с  прямой  речью; при  диалоге.

Что повторяем

Тире

  • между подлежащим и сказуемым;
  • перед обобщающим словом при однородных членах предложения;
  • при бессоюзной связи частей сложного предложения, в том числе и в предложениях с прямой речью;
  • при диалоге.
Что повторяем Кавычки собственные  наименования,  в  том  числе  и  несогласованные  приложения; прямая  речь; цитирование.

Что повторяем

Кавычки

  • собственные наименования, в том числе и несогласованные приложения;
  • прямая речь;
  • цитирование.
Что  нужно  уметь Видеть  структуру  предложения. Производить  синтаксический  анализ. Находить  грамматическую  основу  (грамматические  основы)  предложения.

Что нужно уметь

  • Видеть структуру предложения.
  • Производить синтаксический анализ.
  • Находить грамматическую основу (грамматические основы) предложения.
Что  нужно  знать Формулировки  пунктограмм. Исключения  из  правил.

Что нужно знать

  • Формулировки пунктограмм.
  • Исключения из правил.
Алгоритм выполнения задания 5 1. Найдите грамматическую основу, определите, какое предложение: простое, сложное, тип связи. 2. Вспомните, чем может быть осложнено простое предложение: однородные члены предложения, вводные слова и вставные конструкции, обращения, обособленные и уточняющие члены предложения. 3.Читая предложения, на месте цифр останавливайтесь и определяйте, нужна ли здесь запятая и почему. 4. Напишите правильный ответ.

Алгоритм выполнения задания 5

1. Найдите грамматическую основу, определите, какое предложение: простое, сложное, тип связи.

2. Вспомните, чем может быть осложнено простое предложение: однородные члены предложения, вводные слова и вставные конструкции, обращения, обособленные и уточняющие члены предложения.

3.Читая предложения, на месте цифр останавливайтесь и определяйте, нужна ли здесь запятая и почему.

4. Напишите правильный ответ.

Орфографический  анализ:  изменения  в  КИМ  ОГЭ  2024 Орфографический  анализ  представлен  теперь  в  двух заданиях  –  в  шестом  и  в  седьмом. Задание  5  поменяло  нумерацию  и  стало  заданием  6.  Суть  задания  осталась  неизменной. Добавлено  новое  задание  на  орфографический  анализ: Задание  7  представлено  в  виде  предложения(-ий)  с  пропусками  букв.  Экзаменуемый  должен  указать  все цифры,  на  месте  которых  пишется  определённая  буква. (Спецификация  КИМ ОГЭ  2024,  ФИПИ)

Орфографический анализ: изменения в КИМ ОГЭ 2024

  • Орфографический анализ представлен теперь в двух

заданиях – в шестом и в седьмом.

  • Задание 5 поменяло нумерацию и стало заданием 6. Суть задания осталась неизменной.
  • Добавлено новое задание на орфографический анализ:

Задание 7 представлено в виде предложения(-ий) с пропусками букв. Экзаменуемый должен указать все

цифры, на месте которых пишется определённая буква.

(Спецификация КИМ ОГЭ 2024, ФИПИ)

Задание 6. Орфографический анализ слов Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1.( сыплется из) ТУЧ — в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется. 2. ЗАВИСЯЩИЙ (от погоды) — в причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-. 3. В ТЕЧЕНИЕ (дня) — в существительном в винительном падеже пишется окончание -Е. 4. КЛОЧОК — в суффиксе существительного после шипящих под ударением пишется буква О. 5.(грело) ПО-ЛЕТНЕМУ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.

Задание 6. Орфографический анализ слов

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение

написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1.( сыплется из) ТУЧ — в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

2. ЗАВИСЯЩИЙ (от погоды) — в причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-.

3. В ТЕЧЕНИЕ (дня) — в существительном в винительном падеже пишется окончание -Е.

4. КЛОЧОК — в суффиксе существительного после шипящих под ударением пишется буква О.

5.(грело) ПО-ЛЕТНЕМУ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.

Задание 6. Орфографический анализ слов

Задание 6. Орфографический анализ слов

Задание 6. Орфографический анализ слов Что нужно повторить?  Правописание корней слов: гласные и согласные орфограммы.  Правописание приставок: русских и иноязычных; букв И и Ы после приставок перед корнем.  Правописание суффиксов всех частей речи (от существительного до наречия).  Правописание окончаний в таких частях речи как существительное, прилагательное, глагол, причастие.  Правильное употребление твердого и мягкого знаков в словах. Правописание служебных частей речи (нужно уметь отличать их от омонимичных самостоятельных).  Правописание частицы не со словами разных частей речи .

Задание 6. Орфографический анализ слов

Что нужно повторить?

Правописание корней слов: гласные и согласные орфограммы.

Правописание приставок: русских и иноязычных; букв И и Ы после приставок перед корнем.

Правописание суффиксов всех частей речи (от существительного до наречия).

Правописание окончаний в таких частях речи как существительное, прилагательное, глагол, причастие.

Правильное употребление твердого и мягкого знаков в словах.

Правописание служебных частей речи (нужно уметь отличать их от омонимичных самостоятельных).

Правописание частицы не со словами разных частей речи .

Что  надо  уметь Распознавать  части речи. Видеть структуру слова, его  морфемный  состав. Производить словообразовательный  анализ.

Что надо уметь

  • Распознавать части речи.
  • Видеть структуру слова, его морфемный состав.
  • Производить словообразовательный анализ.
Что  надо  знать Формулировки  орфограмм. Исключения  из  правил.

Что надо знать

  • Формулировки орфограмм.
  • Исключения из правил.
Алгоритм выполнения задания 6 1.Определить, какой частью речи являются выделенные слова. 2. Определить, в какой морфеме находится орфограмма.  3.Читаем правило, обращая внимание на формулировку, склонение, спряжение, род, число, падеж и другое. 4.Оставляем только те ответы, в которых нет ошибок или несовпадений. 5. При подготовке к экзамену необходимо повторить и систематизировать все орфографические правила.

Алгоритм выполнения задания 6

  • 1.Определить, какой частью речи являются выделенные слова.
  • 2. Определить, в какой морфеме находится орфограмма.
  • 3.Читаем правило, обращая внимание на формулировку, склонение, спряжение, род, число, падеж и другое.
  • 4.Оставляем только те ответы, в которых нет ошибок или несовпадений.
  • 5. При подготовке к экзамену необходимо повторить и систематизировать все орфографические правила.
Как  выполняем Выделите  в  каждом  из  пяти  слов морфемы  (лучше  все!) или хотя бы одну – ту, которой посвящено  правило. Определите,  какой  частью  речи являются  анализируемые  слова. Внимательно прочитайте  правило,  данное  после  слова, и  определите, не  содержит  ли  его формулировка  ошибки. Соотнесите  правило  с  выделенным  словом (с  его  морфемным составом)  и  найдите  верные  ответы.

Как выполняем

  • Выделите в каждом из пяти слов морфемы (лучше все!) или хотя бы одну ту, которой посвящено правило.
  • Определите, какой частью речи являются анализируемые слова.
  • Внимательно прочитайте правило, данное после слова, и определите, не содержит ли его формулировка ошибки.
  • Соотнесите правило с выделенным словом его морфемным составом) и найдите верные ответы.
Задание 7. Орфографический анализ слов В  микротексте пропущены  буквы,  пропуски  пронумерованы.  Надо  внести  в бланк ответов те цифры, на месте которых пишется определённая буква  (например,  И ).  Пропуски  в  разных  морфемах:  приставка, корень, суффикс,  окончания  разных частей речи.

Задание 7. Орфографический анализ слов

В микротексте пропущены буквы, пропуски пронумерованы. Надо внести в бланк ответов те цифры, на месте которых пишется определённая буква (например, И ). Пропуски в разных морфемах: приставка, корень, суффикс, окончания разных частей речи.

Задание  7.Орфографический анализ слова Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.  Укажите  все  цифры, на  месте  которых  пишется  буква  Е . Скудная  зел.. (1) нь  немного см.. (2) гчала  угрюмый  сев.. (3) рный п.. (4) йзаж. Холмы, едва пр.. (5) крытые кустами  можжевельн.. (6) ка, напом.. (7) нали сказочных в.. (8) ликанов, заблудившихся  в  суровой  тундр.. (9) .

Задание 7.Орфографический анализ слова

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е .

Скудная зел.. (1) нь немного см.. (2) гчала угрюмый сев.. (3) рный п.. (4) йзаж. Холмы, едва пр.. (5) крытые кустами можжевельн.. (6) ка, напом.. (7) нали сказочных в.. (8) ликанов, заблудившихся в суровой тундр.. (9) .

Наиболее  частотные буквы,  пропускаемые  в  задании  7  И,  Е,  А,  О  Возможны  также  пропуски  букв  Я  и Ы (По  материалам  пособия  ОГЭ.  Русский  язык:  типовые  экзаменационные  варианты:  36 вариантов  /  под  ред.  Р.А.Дощинского,  И.П. Цыбулько)

Наиболее частотные буквы, пропускаемые в задании 7

И, Е, А, О

Возможны также пропуски букв Я и Ы

(По материалам пособия ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. Р.А.Дощинского, И.П. Цыбулько)

Что  повторяем

Что повторяем

Что  повторяем

Что повторяем

Что  повторяем

Что повторяем

Как  выполняем 1 . Внимательно про ч итайте формулировку зад а ния  и  подчер к нит е  букву, кото р у ю надо  вставить  на  месте  пропусков. Внимательно  прочитайте  текст.  Это  может  быть  одно  предложение  или  несколько. Рассмот р и те  про н уме ро в а н ны е  в  сл о в ах пропуски. В ы д е лит е  гр а фи ч е с ки  в  сл о ва х  морфемы  с пропусками.

Как выполняем

1 . Внимательно

про ч итайте

формулировку

зад а ния и подчер к нит е букву, кото р у ю надо вставить на месте пропусков.

  • Внимательно прочитайте текст. Это может быть одно предложение или несколько.
  • Рассмот р и те про н уме ро в а н ны е в сл о в ах пропуски.
  • В ы д е лит е гр а фи ч е с ки в сл о ва х морфемы с пропусками.
Как выполняем 5 . Опред е л и т е ,  в  како й мо р феме н уж н о вставить  пропущенную букв у .  Наприме р ,  в в слове  оз… (1) рённый  пропущена  гласная корне:  о з…р ённый. 6. Вспомните, к  какой группе корней относится этот  корень:  с  безударной  непроверямой,  безударной проверяемой или чередующейся  гласной.  Воспользовавшись  предыдущей  таблицей, вы определите, что корни зар-/зор  относятся  к  последней  группе.

Как выполняем

5 .

Опред е л и т е , в како й

мо р феме

н уж н о

вставить пропущенную

букв у . Наприме р , в

в

слове оз… (1) рённый пропущена гласная

корне: о з…р ённый.

6. Вспомните, к какой группе корней относится этот корень: с безударной непроверямой, безударной проверяемой или чередующейся гласной. Воспользовавшись предыдущей таблицей, вы определите, что корни зар-/зор относятся к последней группе.

Как выполняем Вспомните правило и решите, какую букву вы  должны написать на месте пропуска  в этом  слове.  Если в задании вам нужно в ответе записать  цифры, на месте которых пишется буква А , то  цифра  1  в  ответ  попадёт:  оз а рённый.

Как выполняем

  • Вспомните правило и решите, какую букву вы должны написать на месте пропуска в этом слове.
  • Если в задании вам нужно в ответе записать цифры, на месте которых пишется буква А , то цифра 1 в ответ попадёт: оз а рённый.
Тренируемся Прочитайте  текст.  Вставьте  пропущенные буквы.  Укажите  все  цифры,  на  месте  которых  пишется  буква  А . Через  некоторое  время  в  комн.. (1) ту  з.. (2) бегает  красив.. (3) я  б.. (4) рзая  с.. (5) бака,  не  слыш.. (6) щая  приказания  х.. (7) зяина  и  ненавидящая непрош.. (8) ных  г.. (9) стей. Ответ:  .

Тренируемся

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные

буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А .

Через некоторое время в комн.. (1) ту з.. (2) бегает красив.. (3) я б.. (4) рзая с.. (5) бака, не слыш.. (6) щая приказания х.. (7) зяина и ненавидящая непрош.. (8) ных г.. (9) стей.

Ответ: .

Тренируемся Слово (слово-  форма) из  текста Часть  речи,  Морфема в  комн.. (1) ту Орфограмма сущ.,  корень з.. (2) бегает Буква Безударная  гласная, красив.. (3) я глагол, прил.,  о к онч а ние а Написание  приставки  неизменно. приставка б.. (4) рзая непроверяемая  ударением. с.. (5) бака сущ.,  корень а Окончание прилагательных  определяется  по  форме вопроса,  задаваемого  к  этой  форме:  собака  (какая?) а красивая. Безударная гласная,  непроверяемая  ударением. сущ.,  корень о Безударная  гласная, непроверяемая  ударением. о

Тренируемся

Слово (слово- форма) из текста

Часть речи, Морфема

в комн.. (1) ту

Орфограмма

сущ., корень

з.. (2) бегает

Буква

Безударная гласная,

красив.. (3) я

глагол,

прил., о к онч а ние

а

Написание приставки неизменно.

приставка

б.. (4) рзая

непроверяемая ударением.

с.. (5) бака

сущ., корень

а

Окончание прилагательных определяется по форме вопроса, задаваемого к этой форме: собака (какая?)

а

красивая.

Безударная гласная, непроверяемая ударением.

сущ., корень

о

Безударная гласная,

непроверяемая ударением.

о

Тренируемся Слово  (слово- форма) из текста Часть  речи, слыш.. (6) щая Морфема прич.,  с у фф и к с Орфограмма х.. (7) зяина непрош.. (8) ных Буква В причастиях, образованных от глаголов  II спряжения, пишется  суффикс  –АЩ-. сущ.,  корень а прил., с у фф и к с г.. (9) стей Безударная  гласная, о В  отглагольных  прилагательных,  образованных  от  глаголов  на непроверяемая  ударением. сущ.,  корень – ить,  пишется  суффикс  –ЕН-. е Безударная  гласная, проверяемая  ударением:  г о стей о –  г о сть.

Тренируемся

Слово (слово-

форма) из текста

Часть речи,

слыш.. (6) щая

Морфема

прич., с у фф и к с

Орфограмма

х.. (7) зяина

непрош.. (8) ных

Буква

В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишется суффикс –АЩ-.

сущ., корень

а

прил., с у фф и к с

г.. (9) стей

Безударная гласная,

о

В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов на

непроверяемая ударением.

сущ., корень

– ить, пишется суффикс –ЕН-.

е

Безударная гласная,

проверяемая ударением: г о стей

о

– г о сть.

Тренируемся Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется  буква  А . Через некоторое время в комн а ту забегает красив а я б о рзая с о бака, не слыш а щая приказания х о зяина и ненавидящ а я непрош е ных г о стей.   Ответ:  1236

Тренируемся

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А .

Через некоторое время в комн а ту забегает красив а я б о рзая с о бака, не слыш а щая приказания х о зяина и ненавидящ а я непрош е ных г о стей.

Ответ: 1236

Упражнения 1.Словарно-орфографическая работа 2.Распределительный диктант 3.Работа с таблицами

Упражнения

1.Словарно-орфографическая работа

2.Распределительный диктант

3.Работа с таблицами "Т-схема"

4.Диктант-дубль

5."Четвертое лишнее"

6.Диктант "Проверь себя!"

Задание  8. Основные грамматические (морфологические) нормы современного русского литературного языка

Задание 8. Основные грамматические (морфологические) нормы современного русского литературного языка

Что нужно уметь Нужно уметь образовывать различные формы следующих частей речи: имен существительных в им. падеже мн. числа и в род. падеже мн.ч; степеней сравнения имен прилагательных ; глаголов в прошедшем времени и в повелительном наклонении; имен числительных (склонение всех разрядов числительных).

Что нужно уметь

  • Нужно уметь образовывать различные формы следующих частей речи:
  • имен существительных в им. падеже мн. числа и в род. падеже мн.ч;
  • степеней сравнения имен прилагательных ;
  • глаголов в прошедшем времени и в повелительном наклонении;
  • имен числительных (склонение всех разрядов числительных).
Задание 9 Зада ни е  9  –  эт о  преж н ее  з а да н и е  4

Задание 9

  • Зада ни е 9 – эт о преж н ее з а да н и е 4
Задание 9. Синтаксический анализ Это задание направлено на анализ словосочетания: определение главного и зависимого слова, выявление вида связи слов в словосочетании, трансформация исходного словосочетания в другой вид связи, указанный в задании Цель жизни = жизненная цель

Задание 9. Синтаксический анализ

Это задание направлено на анализ словосочетания: определение главного и зависимого слова, выявление вида связи слов в словосочетании, трансформация исходного словосочетания в другой вид связи, указанный в задании

Цель жизни = жизненная цель

Что нужно повторить   1. Вспомнить 3 вида связи словосочетания: согласование, управление и примыкание. 2. Согласование: главное выражено сущ., зависимое-прилагательным, причастием, числительным или местоимением, отвечает на вопросы какой или чей? 3.Управление: главное выражено глаголом, существительным, зависимое- существительным или местоимением. Главное «управляет» падежом зависимого, отвечает на падежные вопросы и на смысловые. 4.Примыкание: главное и зависимое связаны только по смыслу, так как зависимое слово выражено неизменяемой частью речи: наречием, деепричастием, неопределённой частью речи.

Что нужно повторить

1. Вспомнить 3 вида связи словосочетания: согласование, управление и примыкание.

2. Согласование: главное выражено сущ., зависимое-прилагательным, причастием, числительным или местоимением, отвечает на вопросы какой или чей?

3.Управление: главное выражено глаголом, существительным, зависимое- существительным или местоимением. Главное «управляет» падежом зависимого, отвечает на падежные вопросы и на смысловые.

4.Примыкание: главное и зависимое связаны только по смыслу, так как зависимое слово выражено неизменяемой частью речи: наречием, деепричастием, неопределённой частью речи.

Алгоритм выполнения задания 9   Шаг 1 Определяем главное и зависимое слово в словосочетании. Само словосочетание в задании вам уже дано. Шаг 2 Выписываем главное слово БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ! А теперь самое интересное. Шаг 3 Трансформируем зависимое слово в нужную нам часть речи. Если нас просят заменить связь на согласование, превращаем наше слово в  прилагательное (какой? какая?) . Просят управление — ставим  существительное (кто? что?) . Просят примыкание — превращаем в  наречие (как?) Итого: согласование — прилагательное управление — существительное примыкание — наречие Важно! Порядок главного и зависимого слова может измениться: родительский дом — дом родителей Важно! Если мы работаем с управлением, может добавиться/пропасть предлог: кожаная куртка — куртка из кожи Шаг 4 Выписываем получившееся словосочетание

Алгоритм выполнения задания 9

Шаг 1

Определяем главное и зависимое слово в словосочетании. Само словосочетание в задании вам уже дано.

Шаг 2

Выписываем главное слово БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ!

А теперь самое интересное.

Шаг 3

Трансформируем зависимое слово в нужную нам часть речи.

Если нас просят заменить связь на согласование, превращаем наше слово в  прилагательное (какой? какая?) .

Просят управление — ставим  существительное (кто? что?) .

Просят примыкание — превращаем в  наречие (как?)

Итого:

согласование — прилагательное

управление — существительное

примыкание — наречие

Важно! Порядок главного и зависимого слова может измениться:

родительский дом — дом родителей

Важно! Если мы работаем с управлением, может добавиться/пропасть предлог:

кожаная куртка — куртка из кожи

Шаг 4

Выписываем получившееся словосочетание

Задания после  основного  текста  такие  же,  но  с  другими  номерами  6  -10,  7  -  11 Задания  10,  11

Задания

после основного текста такие же, но с другими номерами 6 -10, 7 - 11

Задания 10, 11

Задание 10. Анализ содержания текста

Задание 10. Анализ содержания текста

Задание 10. Анализ содержания текста

Задание 10. Анализ содержания текста

Алгоритм выполнения задания 10 1. Внимательно прочитайте текст, обращая внимание на имена, отчества, фамилии героев. 2. Обратите внимание на даты и географические названия. 3.Обратите внимание на последовательность событий. 4.Читая варианты ответов, сравнивайте их с текстом, записывайте номера предложений с правильными ответами.

Алгоритм выполнения задания 10

1. Внимательно прочитайте текст, обращая внимание на имена, отчества, фамилии героев.

2. Обратите внимание на даты и географические названия.

3.Обратите внимание на последовательность событий.

4.Читая варианты ответов, сравнивайте их с текстом, записывайте номера предложений с правильными ответами.

Задание 11. Анализ средств выразительности

Задание 11. Анализ средств выразительности

Задание 11. Анализ средств выразительности

Задание 11. Анализ средств выразительности

Задание 11. Анализ средств выразительности Что нужно повторить?  Повторить нужно основные тропы , часто встречающиеся в речи и в этом задании. К таким тропам относятся:  эпитет (прилагательное в переносном значении), метафора (образное выражение, скрытое сравнение), сравнение (обороты со словами как, словно, будто), олицетворение (неживое приобретает признаки живого, оживает), гипербола (преувеличение фактов, явлений, размеров), литота (преуменьшение фактов, явлений, размеров). Также нужно еще раз перечитать учебник русского языка 6 класса, в котором говорится о такой лексической единице как фразеологический оборот. Он представляет собой устойчивое неделимое сочетание слов, которое чаще всего можно заменить одним словом: бить баклуши — бездельничать.

Задание 11. Анализ средств выразительности

Что нужно повторить?

Повторить нужно основные тропы , часто встречающиеся в речи и в этом задании. К таким тропам относятся:

эпитет (прилагательное в переносном значении),

метафора (образное выражение, скрытое сравнение),

сравнение (обороты со словами как, словно, будто),

олицетворение (неживое приобретает признаки живого, оживает),

гипербола (преувеличение фактов, явлений, размеров),

литота (преуменьшение фактов, явлений, размеров).

Также нужно еще раз перечитать учебник русского языка 6 класса, в котором говорится о такой лексической единице как фразеологический оборот. Он представляет собой устойчивое неделимое сочетание слов, которое чаще всего можно заменить одним словом: бить баклуши — бездельничать.

Алгоритм выполнения задания 11: 1. Вспомнить, какие средства выразительности речи существуют. 2. Тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гипербола, литота, антитеза. 3. Синтаксические средства выразительности: парцелляция, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, риторические вопросы, обращения, инверсия. 4. Читая предложения, обращайте внимание на слова, употреблённые в переносном смысле-это признак наличия ТРОПОВ в предложении. 5. Обращайте внимание на наличие синонимов или антонимов. 6. Обращайте внимание на наличие сравнительных союзов СЛОВНО, БУДТО, КАК ,ЧТО, КАК БУДТО, противительный союз А. 7. Обращайте внимание на строение предложений, на наличие вопросов и обращений. 8. Повторите определения выразительных средств.

Алгоритм выполнения задания 11:

1. Вспомнить, какие средства выразительности речи существуют.

2. Тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гипербола, литота, антитеза.

3. Синтаксические средства выразительности: парцелляция, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, риторические вопросы, обращения, инверсия.

4. Читая предложения, обращайте внимание на слова, употреблённые в переносном смысле-это признак наличия ТРОПОВ в предложении.

5. Обращайте внимание на наличие синонимов или антонимов.

6. Обращайте внимание на наличие сравнительных союзов СЛОВНО, БУДТО, КАК ,ЧТО, КАК БУДТО, противительный союз А.

7. Обращайте внимание на строение предложений, на наличие вопросов и обращений.

8. Повторите определения выразительных средств.

Задание 12. Лексический анализ

Задание 12. Лексический анализ

Задание 12. Лексический анализ   Что нужно повторить?  Слова с точки зрения происхождения: заимствованные или же образовавшиеся в русском языке без заимствования; Слова с точки зрения их употребления: профессиональная лексика, разговорная лексика, книжные слова, слова-жаргоны, употребляемые людьми определенной среды, диалектные слова, которые встречаются лишь в определенных уголках нашей страны; Слова с точки зрения их значения: имеющие только одно значение (компьютер), или же имеющие несколько значений (мышка); Слова с точки зрения смысловых отношений: омонимы, синонимы и антонимы; Лексические процессы в русском языке: появление новых слов (неологизмы), утрачивание слов, которым на смену пришли новые (архаизмы), полное исчезновение слов из языка ввиду исчезновения называемых этими словами предметов (историзмы).

Задание 12. Лексический анализ

Что нужно повторить?

  • Слова с точки зрения происхождения: заимствованные или же образовавшиеся в русском языке без заимствования;
  • Слова с точки зрения их употребления: профессиональная лексика, разговорная лексика, книжные слова, слова-жаргоны, употребляемые людьми определенной среды, диалектные слова, которые встречаются лишь в определенных уголках нашей страны;
  • Слова с точки зрения их значения: имеющие только одно значение (компьютер), или же имеющие несколько значений (мышка);
  • Слова с точки зрения смысловых отношений: омонимы, синонимы и антонимы;
  • Лексические процессы в русском языке: появление новых слов (неологизмы), утрачивание слов, которым на смену пришли новые (архаизмы), полное исчезновение слов из языка ввиду исчезновения называемых этими словами предметов (историзмы).
Алгоритм выполнения задания 12 1.Внимательно прочитайте указанное в задании предложение, обратите внимание, в каком значении употреблено указанное слово в предложении ( прямое или переносное). 2. Обратите внимание, что нужно найти к данному слову: синоним, антоним, омоним или другое. 3. Вспомнить, что означает данный термин. 4. Перечитайте внимательно текст, обращая внимание на синонимы или антонимы к данному слову. 5. Выпишите данное (данные) слово (слова). 6. Повторите основные понятия по теме «Лексика»: общеупотребительная и необщеупотребительная, историзмы, архаизмы, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы.

Алгоритм выполнения задания 12

1.Внимательно прочитайте указанное в задании предложение, обратите внимание, в каком значении употреблено указанное слово в предложении ( прямое или переносное).

2. Обратите внимание, что нужно найти к данному слову: синоним, антоним, омоним или другое.

3. Вспомнить, что означает данный термин.

4. Перечитайте внимательно текст, обращая внимание на синонимы или антонимы к данному слову.

5. Выпишите данное (данные) слово (слова).

6. Повторите основные понятия по теме «Лексика»: общеупотребительная и необщеупотребительная, историзмы, архаизмы, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы.

Советы Обязательно читать предложение! У одного и того же слова может быть разное значение в зависимости от контекста! Смотреть, какая это часть речи. Обязательно нужно подобрать синоним такой же части речи. Смотреть грамматические признаки слова : род, число, падеж, время, вид и пр. Слово должно по всем этим признакам совпадать. Смотреть на состав слова : если у него есть приставка, к примеру, то у слова она тоже должна быть; Из всех слов, пришедших на ум, выбираете самое просто, самое безэмоциональное.

Советы

  • Обязательно читать предложение! У одного и того же слова может быть разное значение в зависимости от контекста!
  • Смотреть, какая это часть речи. Обязательно нужно подобрать синоним такой же части речи.
  • Смотреть грамматические признаки слова : род, число, падеж, время, вид и пр. Слово должно по всем этим признакам совпадать.
  • Смотреть на состав слова : если у него есть приставка, к примеру, то у слова она тоже должна быть;
  • Из всех слов, пришедших на ум, выбираете самое просто, самое безэмоциональное.
Трудные вопросы тестовой части  ОГЭ-2024 по русскому языку Литвинова Н.А., учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «СОШ№7» Г. Южноуральска

Трудные вопросы тестовой части ОГЭ-2024 по русскому языку

Литвинова Н.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МАОУ «СОШ№7»

Г. Южноуральска


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!