Вот некоторые из них: 1. Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: проявление доброты, внимания, заботы; просьба; поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями: - поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного обучающегося или в данных условиях; - любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции; - награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок; - поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды; - что бы ни случилось, нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы и награды; - никогда не отнимать подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день; - если обстоятельства вынуждают, старайтесь говорить решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно; - всегда следует учитывать состояние ребенка; - нельзя унижать ребенка; - необходимо соблюдать закон неприкосновенности личности: определять только поступки, только конкретные действия (Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил»); - умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать. 2. Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения: - убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога; - доверие;. - моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;. - вовлеченность в интересную деятельность; - пробуждение гуманных чувств; - нравственное упражнение. 3. Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика: - опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена; - фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее, он влияет на поведение трудного ребенка; - активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений. 4. Вспомогательные приемы: - организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения; - отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием. Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик -это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты: целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.); актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между обучающимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы); введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности обучающихся; оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей обучающихся. При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов. 1. Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются: - стимулирование самопознания учеником своих положительных черт; - формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения; - постоянное внимание к положительным поступкам ученика; - проявление доверия к ученику; - формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей; - оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач; - учет интересов обучающихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов. В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: - преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика; проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему; приобщение педагогом ученика к добру и доброте; - защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем; - постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку; - формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков. 2. Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условиями реализации данного принципа являются следующие: - учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач; - координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка; - обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку; - учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных и т.д.); - коррекция воспринимаемой обучающимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации. 3. Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому обучающемуся для самореализации и самораскрытия. Условиями реализации принципа индивидуализации являются: - оценка изменений индивидуальных качеств ученика; - выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка; - учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие; - предоставление возможности обучающимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности. 4. Принцип социального закаливания трудновоспитуемых обучающихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции. В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: - проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них; - подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем; - не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека; - волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня; - нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению. |