СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Трудные» - это не такие дети, с которыми трудно, а которым трудно…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Трудные» - это не такие дети, с которыми трудно, а которым трудно…»»

«Трудные» - это не такие дети, с которыми трудно, а которым трудно…



«У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики.

Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добром и веселым звоном»

В. А. Сухомлинский



В настоящее время одним из самых важных и наиболее сложных направлений работы школы является социально-педагогическая деятельность, работа с детьми, которых так или иначе выделяют в самостоятельную категорию, - «дети группы риска». Отклонения в поведении таких детей – это результат социально-экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля поведения, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов, проблем при рождении ребенка, существенных недостатков в работе образовательных учреждений. Пословицы говорят: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу», «Привычка – вторая натура». Народная мудрость тонко подметила связь между воспитанием в детстве и образом жизни во взрослом возрасте.

В подавляющем большинстве случаев первой причиной появления отклонений в поведении в детском возрасте служит социальная дезадаптированность ребенка, которая ведет к криминализации сознания, инфантилизму, иждивенчеству, агрессии. Первопричиной возникновения девиантного поведения является именно ситуация в семье, однако важную роль играют нарушение связей ребенка с одноклассниками и взрослыми в школе. Как результат – одиночество или уход с ту среду, где его принимают таким, какой он есть: компанию, в которой нарушение социальных норм поведения приветствуются и поощряются.

Как определить, на какой стадии попадания в «группу риска» находится ребенок? Это можно сделать по следующим явным признакам:

непосещение или систематический пропуск занятий по неуважительной причине;

самовольные уходы из семьи и школы;

бродяжничество или попрошайничество;

неуспеваемость и недисциплинированность;

вредные привычки;

проживание в семьях социального риска (алкоголики, наркоманы, игроманы, безработные, беженцы и т. д.).

Помимо этих признаков есть невидимые на первый взгляд «подводные камни», о существовании которых могут говорить только специалисты. К ним относятся, в первую очередь, самые различные отклонения в состоянии здоровья ребенка – физиологические, психические, функциональные, генетические, интеллектуальные.

Даже самый высокообразованный родитель не всегда вовремя способен обратить внимание на возникающую проблему и забить тревогу. В данной ситуации школа выполняет профилактическую функцию, ибо только квалифицированные педагоги, медики и психологи могут не только своевременно определить стадию нахождения ребенка в «группе риска», но оказать необходимую помощь в сложившейся ситуации в виде индивидуальной корректирующей педагогической поддержки ребенку и консультативной помощи родителям.

Основными целями деятельности нашей школы в данном направлении являются:

личностное развитие обучающихся;

формирование их общей культуры на основе освоения обязательного минимума общеобразовательных программ;

обеспечение педагогической реабилитации детей и подростков с девиантным поведением, включаю коррекцию их поведения и адаптацию в обществе.

Из данных целей вытекают следующие задачи: мы стараемся создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности каждого ребенка, формировать у обучающихся целостную адекватную картину современного мира, помочь ребенку найти свое место в жизни общества, осознанно выбрать профессию и работу в условиях рыночных отношений. Также мы обеспечиваем социально-правовую защиту подросткам, оказываем им психолого-педагогическую поддержку, используем здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Психологи, медицинские работники ведут эффективную просветительскую работу среди обучающихся, родителей, учителей, классных руководителей. Но основное бремя ежедневного, кропотливого, порой неблагодарного труда по воспитанию подростков, требующих особого внимания, лежит, безусловно, на классных руководителях и учителях-предметниках. Поэтому именно эти категории школьных работников нуждаются в наличии арсенала педагогических приемов и методов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков.

На основе опыта, приобретенного в ходе проведения социально-педагогического мониторинга, анкетирования, диагностики, деятельности классных руководителей, педагогическому коллективу школы удалось разработать разумные методы и приемы педагогического воздействия на детей и подростков «группы риска».

Вот некоторые из них: 

1. Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: проявление доброты, внимания, заботы; просьба; поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-    поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного обучающегося или в данных условиях;

-    любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-    награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-    поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

-    что бы ни случилось, нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы и награды;

- никогда не отнимать подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

-  если обстоятельства вынуждают, старайтесь говорить решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-    всегда следует учитывать состояние ребенка;

-    нельзя унижать ребенка;

-    необходимо соблюдать закон неприкосновенности личности: определять только поступки, только конкретные действия (Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил»);

- умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать.

2. Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:

- убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога;

- доверие;.

- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;.

- вовлеченность в интересную деятельность;

- пробуждение гуманных чувств;

- нравственное упражнение.

3. Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика:

- опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена;

- фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее, он влияет на поведение трудного ребенка;

- активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

4. Вспомогательные приемы:

- организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения;

- отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик -это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.);

актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между обучающимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы);

введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности обучающихся;

оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей обучающихся.

При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.

1. Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:

-      стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;

-       формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;

-       постоянное внимание к положительным поступкам ученика;

-       проявление доверия к ученику;

-       формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;

-       оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;

-       учет интересов обучающихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

-       преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;

проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;

       приобщение педагогом ученика к добру и доброте;

-      защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

-       постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;

-       формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.

2. Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер.

Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условиями реализации данного принципа являются следующие:

-       учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач;

-       координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;

-       обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;

-       учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных и т.д.);

-       коррекция воспринимаемой обучающимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.

3. Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.

Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому обучающемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

-       оценка изменений индивидуальных качеств ученика;

-       выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;

-       учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;

-       предоставление возможности обучающимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.

4. Принцип социального закаливания трудновоспитуемых обучающихся.

Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

-       проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;

-       подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

-       не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

-       волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;

-       нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.

 Несомненно, данные советы и рекомендации не являются панацеей и не могут предусмотреть каждую конкретную личность ребенка и ситуацию. Всегда у педагога есть простор для творчества, для поиска новых решений, проблем, потому что личность каждого подрастающего Человека экстраординарна, неповторима и непредсказуема. Однако следует помнить непреходящую истину, высказанную выдающимся педагогом В.А. Сухомлинским: «Дети – это наше будущее, наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!