СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности внедрения инклюзивного образования в практику работы общеобрзовательных учреждений

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТРУДНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Просмотр содержимого документа
«Трудности внедрения инклюзивного образования в практику работы общеобрзовательных учреждений»

ТРУДНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

THE DIFFICULTIES OF IMPLIMENTATION OF INCLUSION EDUCATION IN THE PRACTICE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Л.А. Корнилова

Ю.В.Шаповалова

Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

L.A. Kornilova

Yu.V. Shapovalova

Lobachevsky University

В статье описана значимость совместного обучения детей c РАС и их нормотипичных сверстников. Также указаны проблемы внедрения практики инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзия, проблемы инклюзивного образования, расстройство аутистического спектра.

The article describes the importance of joint education of children with ASD and their typical coevals. The problems implementation of the practice of inclusion education were indicated.

Keywords: inclusion, problems of inclusion education, autism spectrum disorder.


Проблема расстройств аутистического спектра (РАС) как одного из сложных нарушений становится все более актуальной для современной практики образования и сопровождения. Специалисты отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития среди детей за последние десятилетия. В настоящее время российское общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития и заставляет специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом.

По данным Министерства здравоохранения, в России в 2016 году число детей, зарегистрированных с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС) в возрасте до 18 лет составило более 22 тысяч человек. По сравнению с 2015 годом число детей с РАС увеличилось, так как в 2015 году было зарегистрировано 17,7 тысяч случаев [8].

Возрастающая статистика говорит о том, что общество должно учитывать особенности и потребности таких детей для обеспечения им равных возможностей в их дальнейшем развитии.

Некоторые лица с РАС способны жить самостоятельно и продуктивно, другие же страдают тяжелыми нарушениями и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. С помощью таких психосоциальных мероприятий, опирающихся на фактические данные, как поведенческая терапия можно ослабить затруднения в коммуникации и социальном поведении, что положительно сказывается на благополучии и качестве жизни.

Школа является одним из важнейших этапов социализации человека. Родители будут стоять перед выбором типа образовательного учреждения своего ребёнка, будет это коррекционная или же общеобразовательная школа. Вопрос о введении инклюзии в образовании до сих пор остаётся спорным, но как показывает практика, с каждым годом процент родителей, желающих, чтобы их ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, учился в общеобразовательном учреждении.

Инклюзивное образование позволяет ребёнку с ОВЗ расширить свои социальные контакты и успешно включиться в социальную среду. Совместное обучение детей с особенностями развития и нормотипичных детей будет полезно как для первых (в плане усвоения необходимых социальных навыков и привыкания к нахождению в обществе), так и для вторых (проявления толерантности и поддержке, нуждающихся в ней). Более того, дети-инвалиды по окончанию массовой школы, где они обучались совместно со здоровыми детьми, имеют более высокий уровень образования, чем те, кто обучается в закрытых коррекционных учреждениях.

Обучение детей с РАС представляют собой особую трудность для школьной системы. Для этого в общеобразовательной школе перед педагогическим составом ставятся уникальные задачи. Получение детьми с РАС качественного образования и возможности обучаться вместе с нормотипичными детьми во многом зависит от организации пространства и особых условий в школе.

Новый Закон РФ № 273-ФЗ от  29.12. 2012 г. «Об  образовании в  РФ» [5] впервые закрепил на законодательном уровне (ст. 79) право на  доступное и  качественное образование для детей с  расстройствами аутистического спектра (РАС). Для эффективного решения проблемы образования детей с  РАС планируется предпринять комплекс мер, в том числе разработать и утвердить Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с  РАС и регламент его использования в образовательной организации. Реализация указанных мер во многом позволит обеспечить эффективное включение детей с РАС в систему общего образования, создать для них необходимые специальные образовательные условия, обеспечить доступ к получению качественного образования на всех его уровнях.

На сегодняшний день существуют некоторые трудности внедрения инклюзивного образования в практику работы общеобразовательных учреждений.

В настоящее время в России слабо развита нормативно-правовая база инклюзивного образования детей с ОВЗ. Это просматривается и на федеральном, и на региональном уровнях. Нормативные акты по инклюзивному обучению детей с особыми потребностями пока не разработаны.

Далее, стоит выделить недостаточное финансирование образовательных учреждений. Выделяемых образовательным учреждениям субсидий, направленных на развитие и поддержку, совершенно не хватает для того, чтобы создать условия для осуществления инклюзивного образования. Дефицит финансирования также служит причиной проблемы материального обеспечения педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном учреждении.

Правильно сформированная команда специалистов, в которую входят координатор ресурсного класса, учитель, тьюторы, логопед-дефектолог, психолог, является важным условием при оценке эффективности образовательного процесса детей с РАС.

Куратор ресурсного класса вырабатывает стратегию организации образовательного и коррекционного процессов.

Учитель общеобразовательного класса передает учителю ресурсного класса образовательную программу, учебные планы, материалы и конспекты уроков. Учитель ресурсного класса адаптирует полученные материалы для учеников, дает учителю общеобразовательного класса рекомендации по адаптации среды, адаптированные программы и расписание.

Учитель ресурсного класса организует работу тьютора ресурсного класса, проводит обучение конкретным поведенческим техникам, наблюдает и корректирует работу тьютора с учеником.

Тьютор – специалист, организующий условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы. Тьютор сопровождает учащегося на протяжении всего учебного дня (не только на уроках, но и в режимных моменты школьной жизни). Тьютор не делает что-то за ребёнка, а направляет его деятельность, обращает его внимание на важные моменты в процессе обучения.

Ввиду недостаточности финансирования образовательных учреждений обнаруживаются некоторые трудности, которые связаны с использованием специального оборудования для учащихся с особыми образовательными потребностями, а это является необходимой составляющей инклюзивного образования, которая открывает учащимся путь к обучению вместе со сверстниками.

Следующей не менее важной проблемой является негативное отношение учителей к системе совместного обучения детей-инвалидов и здоровых детей. В основном это происходит из-за того, что преподаватели просто не знают, как взаимодействовать с детьми с ОВЗ, не знают их особенности, не знают, как правильно реагировать на проявления нежелательного поведения, а также не могут предложить адаптированную программу их обучения. Основные опасения педагогов общеобразовательных школ связаны с пониманием собственного дефицита в знаниях в области коррекционной педагогики, незнанием форм и методов в работе с детьми с ОВЗ.

Инклюзивный подход - это возможность создать необходимые условия для всех членов общества, независимо от их умственных и физических особенностей. Но для того, чтобы полностью реализовать все возможности данного подхода, нужно создать специальные условия для его успешной реализации.

В настоящее время Россия находится только в начале инклюзивного пути, поэтому требуется подготовить не только учебную, но и материальную базу для осуществления данного образовательного процесса.


Список используемой литературы



  1. Андреева, А.В. Проблемы финансирования инклюзивного образования /А.В. Андреева, А.Е. Зырянова, Л.А. Щербина //Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2018. – № 4 (20) . – С. 872-875 .

  2. Беляева, О.Л. Организация инклюзивного образования детей с РАС в общеобразовательной школе: Учебное пособие/ О.Л. Беляева, М.Г. Философ, Е.А. Черенёва, Т.Л. Юкина. – Красноярск. – Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. –2016. – 122 с.

  3. Гох, А.Ф. Современные проблемы инклюзивного образования учащихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной школе /А.Ф. Гох// Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 2 (15). – С. 29-31.

  4. Карпенкова, Инна В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы / И.В. Карпенкова – 2-ое издание, переработанное и дополненное. – М.: АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. – 116 с.

Электронные ресурсы

  1. Российская Федерация. Законы. «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273. Доступ через http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. [Дата обращения: 23 декабря 2017].

  2. Российская Федерация. Законы. «Приказ Министерства образования и науки РФ. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12. 2014 года N 1598. Доступ через . [Дата обращения: 23 августа 2018].

  3. Российская Федерация. Законы. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19.12.2014 N 1599. Доступ через http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175316/. [Дата обращения: 23 августа 2018].

  4. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Доступ через https://www.rosminzdrav.ru/. [Дата обращения: 23 августа 2018].


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!