Трудности работы над текстом при чтении учащимися с нарушениями речи.
Смысловая обработка текстовой информации при чтении является одним из наиболее трудно осваиваемых видов учебной деятельности учащихся. К важным факторам сложности можно отнести недостаточную разработанность данной проблемы в современной методике. Считается главным выявить смысл, скрытый в текстах. Именно смысловое значение является единицей, лежащей в основе понимания письменного текста.
В процессе чтения происходит смысловой анализ, который состоит в том, что выделяются и соотносятся с содержанием текста «смысловые вехи» - ответы на вопросы к каждой новой мысли. Отсюда вывод, что успех понимания зависит не только от особенностей текста, от доступности его содержания, но и от того, насколько ученик владеет приемами аналитической работы. Смысловая обработка текста при чтении учащимися с тяжёлыми нарушениями речи требует выяснения основного состава трудностей, препятствующих адекватному смысловому восприятию письменной информации, типологизации этих трудностей и установление их соотнесённости с недостаточным функционированием соответствующих механизмов чтения.
Чтобы обеспечить регулярность, поэтапность и последовательность в работе учителя по формированию связной речи в 1 классе включается расширенный раздел «Устная связная речь», во 2 классе – раздел «Предложение», в 3 классе – раздел «Текст. Письменная связная речь».
Раздел «Устная связная речь».
- Последовательный пересказ с опорой на вопросы. Составление предложений – полных ответов на вопросы. Составление плана пересказа.
- Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно – следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. Составление плана пересказа.
- . Последовательный пересказ текстов от первого (третьего лица) по графической (знаковой) схеме.
- . Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.
- .Последовательный пересказ текстов описательно – повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.
- Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов – действий. Составление плана пересказа.
- Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.
- Краткий пересказ. Составление плана пересказа.
- Творческие пересказы:
- творческий пересказ по обозначенному началу. Составление плана пересказа,
- творческий пересказ по обозначенному концу. Составление плана пересказа.
– творческий пересказ по обозначенной середине. Составление плана пересказа.
- Устные сочинения:
- составление самостоятельных связных высказываний, рассказов по демонстрируемым действиям.
- составление рассказа по вопросам;
- составление рассказа по вопросам и картинкам;
- составление рассказа по опорным словам и картинкам;
- составление рассказа по серии картинок, используя план, вопросы, опорные слова;
- составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (муляжам, картинкам) с использованием графических схем, вопросов;
- составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием плана – вопросов. Для сравнения предлагаются явления действительности (весна – осень);
- составление рассказа по сюжетной картинке с использованием опорных слов;
- составление рассказа по сюжетной картинке с элементами описания, используя план, опорные слова.
11. Расширение пассивного и активного словарного запаса:
- определение в тексте лексического значения слова;
- определение и толкование лексического значения слова, употреблённого в контексте. Определение значения слов по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова;
- нахождение в тексте слов, лексическое значение которых неизвестно. Выяснение этого значения по толковому словарю;
- узнавание слова по толкованию его лексического значения.
Работа с кроссвордами;
- этимология слов. Работа с этимологическим словарём;
антонимы. Подбор антонимов к слову;
- нахождение антонимов в тексте. Обоснование выбора антонима в тексте; синонимы. Подбор синонимов к слову;.
нахождение синонимов в тексте;
- употребление синонимов в свойственном им лексическом значении для преодоления неоправданного повторения слов;
-омонимы. Определение значения омонимов;
- прямое и переносное значения слова;
- образные слова и выражения. Метафоры, загадки;
- фразеология. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения;
- работа с пословицами и поговорками.
Речевое развитие – канал развития интеллекта.
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.
Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги, так как главная задача – научить детей мыслить, говорить, рассуждать.
Речевое развитие определяет результат усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Работа над связной речью – письменными сочинениями и изложениями, устными рассказами - требует определённого внимания. В программе традиционного обучения начальной школы недостаточно полно представлена система занятий по развитию речи учащихся. Начальная школа в настоящее время испытывает потребность в специальных методических средствах обучения, которые способствовали бы современным задачам речевого развития.
Эту роль выполняет рабочая тетрадь. Пособие позволяет организовать систематическую работу по развитию речи, Детям и их родителям помогает полюбить эту увлекательную и зффективную форму обучения, способствующую формированию речевых умений и навыков, развитию речевой культуры и языкового чутья.
Использование данной тетради даёт возможность:
- доказывать, что данная группа предложений является или не является текстом;
- составлять текст, выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых письменных высказываниях;
- определять тему и основную мысль текста, озаглавливать его, делить на основные части;
- знакомить с нормами языка и целесообразно уместно применять их в зависимости от речевой ситуации;
- совершенствовать и развивать речевую деятельность учащихся на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.
Рабочая тетрадь основана на введении в определенной последовательности речевоведческих понятий как основы для формирования соответствующих умений и навыков.
Центральным понятием является «текст», т.к. конечная цель освоения русского языка в школе – научить детей связно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
В тетради рассматриваются термины: стиль речи, текст и его части, описание и повествование, рассуждение, а также некоторые понятия не содержатся в программе начальной школы, но необходимые для речевой подготовки школьников (цепная и параллельная связь между предложениями в тексте, средства связи при построении).
Используемые в рабочей тетради тексты носят воспитательно-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-эстетические качества личности ребенка совершенствовать его знания об окружающем мире.
Важным условием при работе с текстом является использование специальных заданий, которые направлены на стимулирование мыслительной деятельности, формирование творческого воображения, образного мышления. От текста к тексту задания меняются, усложняясь и каждый раз обеспечивая новый поворот мысли ученика, выработку какого – либо суждения, обобщения. Например:
- Прочитайте части текста. Расположите их в правильной последовательности.
- Прочитайте текст. Вставьте в него подходящее по смыслу пропущенное предложение.
- Найдите в тексте недостатки. Устраните их , используя слова для справок.
- Найдите в тексте крылатые слова.
- Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Выберите подходящую пословицу и введите её в текст.
Эти задания находятся в разделе «Подготовительные упражнения».
Содержание тетради предполагает работу над составляющими текста, различными видами изложений, орфографическими и лексическими упражнениями, сочинениями, материалами по культуре речи.
Работа над изложением начинается с восстановления деформированного текста. В процессе этой работы дети понимают, что слова в предложениях связаны друг с другом по смыслу и грамматически, а предложения выражают законченную мысль и имеют границы.
- В орфографических упражнениях рассматриваются известные и ещё неизученные орфограммы с элементами занимательности.
- Лексические упражнения позволяют обогатить словарный запас младших школьников. Эта работа связана с усвоением синонимов, антонимов, фразеологических единиц, изучаются пословицы, поговорки, загадки, игры. Например: - Найдите «третий лишний»:
«Чудесный, занимательный, смешной»,
«Дорожка, тропинка, шажок»,
«Снег, лёд, полгода».
-- Прочитайте текст, выберите подходящую к основной мысли пословицу.
Сапоги скрипят,
Каблучки стучат.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра.
- Тесные сапоги разносятся, а узкие сойдутся.
- По размеру ноги выбирай сапоги.
- В пляске сапог не жалеют.
- Мотивацию к выполнению творческого задания создают нетрадиционные темы сочинений. Например: «Почему арбуз полосатый?», «О чём думает вода, кипящая в чайнике?», «Я – яблоко».
Подготовка к сочинению начинается задолго до его написания на уроках чтения, русского языка и окружающего мира. Сочинения младших школьников – это небольшие сюжетные рассказы, в которые постепенно вводятся элементы описания.
Ценность тетради основана на потребностях учеников, включает элементы здоровьесберегающей педагогики: пальчиковую, зрительную и дыхательную гимнастики. Разработанный материал помогает поддерживать желание учиться, сделать обучение увлекательным, а речь – яркой, змоциональной и содержательной.