СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности работы над текстом при чтении детей с нарушением речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудности работы над текстом при чтении учащимися с нарушениями речи.

     Смысловая обработка текстовой информации при чтении является одним из наиболее трудно осваиваемых видов учебной деятельности учащихся. К важным факторам сложности можно отнести недостаточную разработанность данной проблемы в современной методике.        Считается главным выявить смысл, скрытый в текстах. Именно смысловое значение является единицей, лежащей в основе понимания письменного текста.

В процессе чтения происходит смысловой анализ, который состоит в том, что выделяются и соотносятся с содержанием текста «смысловые вехи» - ответы на вопросы к каждой новой мысли. Отсюда вывод, что успех понимания зависит не только от особенностей текста, от доступности его содержания, но и от того, насколько ученик владеет приемами аналитической работы. Смысловая обработка текста при чтении учащимися с тяжёлыми нарушениями речи требует выяснения основного состава трудностей, препятствующих адекватному смысловому восприятию письменной информации, типологизации этих трудностей и установление их соотнесённости с недостаточным функционированием соответствующих механизмов чтения.

Чтобы обеспечить регулярность, поэтапность и последовательность в работе учителя по формированию связной речи в 1 классе включается расширенный  раздел «Устная связная речь», во 2 классе – раздел «Предложение», в 3 классе – раздел «Текст. Письменная связная речь».

    Раздел «Устная связная речь».

  1. Последовательный пересказ с опорой на вопросы. Составление предложений – полных ответов на вопросы. Составление плана пересказа.   
  2.   Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно – следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. Составление плана пересказа.
  3. . Последовательный пересказ текстов от первого (третьего лица) по графической (знаковой)  схеме. 
  4. . Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.
  5. .Последовательный пересказ текстов описательно – повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.  
  6.  Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных  картинок, опорных слов – действий. Составление плана пересказа.   
  7. Выборочный пересказ.  Составление плана пересказа.
  8.  Краткий пересказ. Составление плана пересказа.
  9.  Творческие пересказы:

 - творческий пересказ по обозначенному началу. Составление плана пересказа,

- творческий пересказ по обозначенному концу. Составление плана пересказа.  

– творческий пересказ по обозначенной середине. Составление плана пересказа. 

  1.  Устные сочинения: 

- составление самостоятельных связных высказываний, рассказов по демонстрируемым действиям.

 - составление рассказа по вопросам; 

 - составление рассказа по вопросам и картинкам;

- составление рассказа по опорным словам и картинкам;

- составление рассказа по серии картинок, используя план, вопросы, опорные слова;

- составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (муляжам, картинкам) с использованием графических схем, вопросов;

 - составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием плана – вопросов. Для сравнения предлагаются явления действительности (весна – осень);

 - составление рассказа по сюжетной картинке с использованием опорных слов;

 - составление рассказа по сюжетной картинке с элементами описания, используя план, опорные слова.  

11. Расширение пассивного и активного словарного  запаса:

- определение в тексте лексического значения слова;

- определение и толкование лексического значения слова, употреблённого в контексте. Определение значения слов по «Словарю русского языка»  С. И. Ожегова;

- нахождение в тексте слов, лексическое значение которых неизвестно. Выяснение этого значения по толковому словарю;

- узнавание слова по толкованию его лексического значения.

Работа с кроссвордами;

 - этимология слов. Работа с этимологическим словарём;

 антонимы. Подбор  антонимов к слову;

- нахождение  антонимов в тексте. Обоснование выбора антонима в тексте; синонимы.  Подбор синонимов к слову;.

 нахождение синонимов в тексте;

 - употребление синонимов в свойственном им лексическом значении для преодоления неоправданного повторения слов;

 -омонимы. Определение значения омонимов;

- прямое и переносное значения слова;

 - образные слова и выражения. Метафоры, загадки;

- фразеология. Фразеологизмы.  Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения;

 - работа с пословицами и поговорками.                                                            

 

 

 

 

 

Речевое развитие – канал развития интеллекта.

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.

Как увлечь детей изучением языка?  Ответ на этот вопрос  ищут многие педагоги, так как  главная задача – научить детей мыслить, говорить, рассуждать.

Речевое развитие  определяет результат усвоения других  школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает  необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Работа над связной речью – письменными сочинениями и изложениями, устными  рассказами  -  требует определённого внимания.  В программе  традиционного обучения начальной школы недостаточно полно представлена система занятий по развитию речи учащихся. Начальная школа в настоящее время испытывает потребность в специальных методических средствах обучения, которые способствовали бы современным задачам  речевого развития.

Эту роль выполняет рабочая тетрадь. Пособие позволяет организовать систематическую работу по развитию речи, Детям и их родителям помогает  полюбить эту увлекательную и зффективную форму обучения, способствующую формированию речевых умений и навыков, развитию речевой культуры и языкового чутья.

Использование данной тетради даёт возможность:

  • доказывать, что данная группа предложений является или не является текстом;
  • составлять текст, выражать свои мысли, знания, чувства в развернутых письменных высказываниях;
  • определять тему и основную мысль текста, озаглавливать его, делить на основные части;
  • знакомить с нормами языка и целесообразно уместно применять их в зависимости от речевой ситуации;
  • совершенствовать и развивать речевую деятельность учащихся на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.

  Рабочая тетрадь основана на введении в определенной последовательности речевоведческих понятий как основы для формирования соответствующих умений и навыков.

    Центральным понятием является «текст», т.к. конечная цель освоения русского языка в школе – научить детей связно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

     В тетради рассматриваются термины: стиль речи, текст и его части, описание и повествование, рассуждение, а также некоторые понятия не содержатся в программе начальной школы, но необходимые для речевой подготовки школьников (цепная и параллельная связь между предложениями в тексте, средства связи при построении). 

     Используемые в рабочей тетради тексты носят воспитательно-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-эстетические качества личности ребенка совершенствовать его знания об окружающем мире.

     Важным условием при работе с текстом является использование специальных заданий, которые направлены на стимулирование мыслительной деятельности, формирование творческого воображения, образного мышления. От текста  к тексту задания меняются, усложняясь и каждый раз обеспечивая новый поворот мысли ученика, выработку какого – либо суждения, обобщения. Например:

  • Прочитайте части текста. Расположите их в правильной последовательности.
  • Прочитайте текст. Вставьте в него подходящее по смыслу пропущенное предложение.
  • Найдите в тексте недостатки. Устраните их , используя слова для справок.
  • Найдите в тексте крылатые слова.
  • Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Выберите подходящую пословицу и введите её в текст.

Эти задания находятся в разделе «Подготовительные упражнения».

Содержание тетради предполагает работу над составляющими текста, различными видами изложений, орфографическими и лексическими упражнениями, сочинениями, материалами  по культуре речи.

Работа над изложением начинается с восстановления деформированного текста. В процессе этой работы дети понимают, что слова в предложениях связаны  друг с другом по смыслу и грамматически, а предложения выражают законченную мысль и имеют границы.

  • В орфографических упражнениях рассматриваются известные и ещё неизученные орфограммы с элементами занимательности.
  • Лексические упражнения позволяют обогатить  словарный запас младших школьников. Эта работа связана с усвоением синонимов, антонимов, фразеологических единиц, изучаются пословицы, поговорки, загадки, игры. Например:  -  Найдите «третий лишний»:

  «Чудесный, занимательный, смешной»,

 «Дорожка, тропинка, шажок»,

  «Снег, лёд, полгода».

--  Прочитайте текст, выберите подходящую к основной мысли пословицу.

                             Сапоги скрипят,

                             Каблучки стучат.

                             Будет, будет мошкара

                             Веселиться до утра.

  •  
  1. Тесные сапоги разносятся, а узкие сойдутся.
  2. По размеру ноги выбирай сапоги.
  3. В пляске сапог не жалеют.
  • Мотивацию к выполнению творческого задания создают нетрадиционные темы сочинений.  Например: «Почему арбуз полосатый?», «О чём думает вода, кипящая в чайнике?», «Я – яблоко».

Подготовка к сочинению начинается задолго до его написания на уроках чтения, русского языка и окружающего мира.  Сочинения младших школьников – это небольшие сюжетные рассказы, в которые постепенно вводятся элементы описания.

     Ценность тетради основана на потребностях учеников, включает элементы здоровьесберегающей педагогики: пальчиковую, зрительную и дыхательную гимнастики.  Разработанный материал помогает поддерживать желание учиться, сделать обучение увлекательным, а речь – яркой, змоциональной и содержательной.

 

      

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!