СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«….Тропинка школьная моя….»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««….Тропинка школьная моя….»»

Филиал образовательного учреждения «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан «Учхозская средняя общеобразовательная школа»



Республиканский конкурс исследовательских работ учащихся

«Моя семья в истории страны»



Номинация: «….Тропинка школьная моя….»



Тема: «Педагогический вклад К.Н. Боратынской в организацию и развитие народной школы в посёлке «Место на мельнице» Казанской губернии.









Работу выполнила ученица 9 класса:

«Филиал МБОУ ВСОШ№1 – Учхозская СОШ Высокогорского муниципального района РТ»»

Дудкина Карина Николаевна

Руководитель:

Учитель истории и обществознания

Качалов Владимир Иванович















2021

Тезисы работы

Большую роль в жизни каждого человека играет школа. От того какое, прежде всего, нравственное начало там получит ученик, таким он будет и в последующей взрослой жизни.

В истории моей школы большую роль сыграла внучка знаменитого поэта XIXвека, друга А.С. Пушкина, Е.А. Боратынского – Ксения Николаевна Боратынская.

Гуманистические принципы её педагогической деятельности, заложенные в нашей школе, ощущаются и сегодня.

Не одно поколение наших учителей и выпускников с благодарность помнят и чтят память о ней.



































План работы:

1. Введение. Актуальность темы.

2. Основная часть.

2.1 Природно-географическое положение поселка, где основана школа в воспоминаниях Ксении Николаевны Боратынской.

2.2 Совместный вклад Ксении Николаевны и Александра Николаевича Боратынских в организацию школы для сельских ребят.

2.3 Педагогическое мастерство Ксении Николаевны Боратынской.

3. Заключение. Педагогическо-воспитательные значения деятельности Ксении Николаевны Боратынской для современной школы.

4. Литература.

5. Приложения:

- Портрет Ксении Николаевны Боратынской

- Копии фрагмента ученической работы























Светлой памяти первой учительницы

«Школы на мельнице» Ксении Николаевны Боратынской и ее первым ученикам посвящается…

Каждая школа, как и человек, имеет свою биографию, свою историю. Огромный вклад в создание этой истории, в ее развитие, безусловно вносят люди. Люди, которые на протяжении всей школьной жизни становятся нам важными и родными, которые учат нас только хорошему и наставляют нас на правильный жизненный путь.

Моя школа тоже имеет интересную историю, которая началась с 1900-х годов еще прошлого века. Первая школа располагалась в очень красивой местности, на правом берегу реки Казанка, в деревне под названием «Место на мельнице». Именно так называли местные жители небольшую деревушку на берегу реки. На месте этой деревушки и образовался наш поселок с современным названием «Дачное». Особенно очаровывала красота местности летом. Вокруг школы цвел огромный сад с красочными цветами и яркой зеленью. Слева от школы располагались большой омут, мост, платина с вечно шумящей водой и большая водяная мельница, с амбарами, где стучали жернова. Справа стеной стоял строевой сосновый бор, а вдалеке виднелись поля, луга и синели далекие холмы.

Огромный вклад в создание и развитие моей родной школы внесла семья Боратынских, а именно Ксения Николаевна и ее брат Александр Николаевич.

С самого раннего детства Ксения Николаевна мечтала стать учительницей, учить деревенских детей. Для этого Ксения отучилась в Москве на педагогических курсах, чтобы с большими знаниями вернуться в деревню. В 1902 году мечта Ксении Николаевны осуществилась. На «Мельнице» она организовала школу для крестьянских детей, по типу яснополянской школы Л.Н. Толстого. Школа это просуществовала до 1907 года. В организации школьных дел Ксении помогал е старший брат- Александр Они вместе подбирали учителей, составляли программу обучения, которая была более доступной и интересной чем в городских школах. Ксении ездила по близлежащим городским школам, приглашая непринятых туда ребят, к себе в школу. У детей она всегда спрашивала -«Хочешь у нас учиться, очень хочешь?»

Ксения Николаевна, обладая даром, который достался ей от дедушки – известного поэта 19-го века, друга и соратника А.С Пушкина- Евгения Абрамовича Боратынского, писала удивительно красивые стихотворения и очень хорошо рисовала. Ксения написала целую книгу «Мои воспоминания», где она рассказывала про свою жизнь и школьный опыт.

Жила семья Боратынских в двухэтажном доме, в поселке у реки. Именно в этом доме. На первом этаже и располагалась школа.

В своей книге Ксения Николаевна писала: «Школа помещалась в самой деревне. Брат оформил мне документы, и я была назначена учительницей школы. Стояла ясная сухая осень. Я сама преподавала математику, русский язык, литературу и рукоделие. Также мы ставили с ребятами постановки по произведениям А.С Грибоедова и А.Н. Островского. Школьная атмосфера действовала на меня магически. Я уходила в дело с головой. Приходилось заниматься с тремя отделениями сразу. И хотя всех учеников было только тридцать два человека, все же с непривычки мне было трудно установить дисциплину, а я и не старалась. Мне казалось. Что ласка и добрые слова заменят строгость и требовательность порядка. Я была влюблена в школу, в учеников, в свое дело, и этот вечный двигатель пополнял некоторые пробелы, которые бывали у меня из-за моей неопытности».

Досуг учеников был одной из философских основ школы. «Игра в лапту», литературные экспромты, спектакли, декламация и свободные диспуты- развивали ребят эстетически, а главное морально.

Ксения Николаевна с нетерпением ждала новый день, чтобы скорее встретить своих учеников и провести с ними время, научить их чему-то новому, неизведанному. Она любила стоять на балконе дома, наслаждаясь красотой природы и ждать прихода учеников. От как она описывала природу: «За окном стоят золотые березы нам фоне голубого неба. Ядреный осенний день! Краски так ярки, так гармоничны! Вдали в багрянец и золото одетые леса. В саду на помятых клумбах пышные яркие астры; среди желтой листвы деревьев- красные гроздья рябины, а по воздуху носятся тонкие, колеблемые ветром нити паутины. Только поражает тишина. Нет звуков, нет птичьего гомона. Многие птицы улетели. Это настоящее «бабье лето» - прощание с теплом, с радостью.

В нашем школьном музее хранятся две уникальные работы с диктантами, написанными учениками Ксении Николаевны и с внесенными ею исправлениями. Стоит только обратить внимание на содержание одной из ученических работ: «В одной хорошенькой малороссийской деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом». Ксения Николаевна использовала ласковые слова, чтобы пробудить в учениках чувства любви и бережное отношение к родной природе, родному дому. Такой красивой речью она описывала наш родной поселок.

Всю свою жизнь Ксения Николаевна Боратынская посвятила детям и их обучению. Александр Николаевич, безусловно помогал своей сестре и однажды он сказал ей - «Главная задача образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый учебный предмет, будь то грамматика или история, литература или география, выполняли нравственный закон. Учебная наука для науки не должна существовать, она не должна быть самоцелью, но в нее надо вдунуть «душу живую», чтобы она служила не для уничтожения человечества, не для ее уродства, а для его духовного роста!»

Именно с Ксении Николаевны началось народное образование на территории нашего поселка. С тех пор прошло много времени, но школьная тропинка не зарастает. Здесь учились мои бабушка и дедушка, затем мои родители. Недавно школу закончили мои старшие братья. А сейчас здесь учусь я и моя младшая сестренка. В школе работают замечательные учителя. Думаю, что среди нынешних учеников, кто-то так же станет в будущем учителем. И я надеюсь, что история моей школы не закончится, что найдутся люди, которые захотят продолжить дело Ксени Николаевны Боратынской. Будет расти школа, будет развиваться и поселок. Ведь село живет, пока в нем есть школа.

И еще хочется сказать следующее: обладая поэтическим даром, Ксения Николаевна написала стихотворение «Не угасайте духом», в котором она призывала своих воспитанников: «Не суетиться, не хитрить, а жить по правде, совести и состраданию к ближним. Ведь мы не рождаемся с готовой душой, мы развиваем ее».

«Не угасайте духом»

Две жизни во мне: одна – жизнь впечатлений,

Жизнь сердца и ума и их хитросплетений.

В ней много суеты, волнений и тревоги,

Так перепутаны и сбиты все дороги.

В ней и любовь царит, иллюзией пленяя,

Любовь болезненно – тревожная – земная.

В ней света и теней так бесконечно много,

Кумиров много в ней, лишь места нет для Бога.

Другая – духа жизнь. С улыбкой состраданья

Глядит она на всё – на радость и страданья.

Великий в ней покой и знанье правды вечной,

В ней связь с вселенною и с жизнью бесконечной!»

































Список использованной литературы:

1. «Мои воспоминания» Ксения Николаевна Боратынская. Казань 2013.

2. «Е.А. Боратынский и Казань» В.Г. Загорский.

3. Марина Подольская «Братынка: счастливый виток Казанской спирали» 2015.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!